Заброшенный корпус психбольницы в Орловке

Разное 19-июл, 2012 Mulder 19 374 12

Она была самой большой психбольницей в Воронежской области. Больница "Орловка" была организована в 1904 году земским врачом Баженовым Н. М. До революции больница была небольшим лечебным учреждением. После революции она стала называться лечебница для душевно-больных колония "Орловка".
За годы Советской власти больница значительно выросла и к 1939 году имела 1100 сметных коек.11 С июня 1942 года по февраль 1943 года больница находилась на оккупированной территории. Здания больницы были сильно разрушены и приведены в негодность. 14-15 июля карательной командой СС во главе со штурмфюрером СС Августом Брухом здесь были произведены массовые расстрелы советских граждан: уничтожено свыше 720 человек душевно-больнгых, лечащие врачи С.Е. Груздь, Е.Л. Резникова и ее грудной сын, 13 раненых советских воинов, 5 женщин, выселенных оккупантами из Воронежа, учитель музыки в Орловке С.А. Мешковский. Убитых зарывали в ямах и рвах на территории лечебницы. Помещения больницы использовались фашистами под конюшни. В 1943 году после изгнания оккупантов здесь же останки погибших перенесли в общую могилу. В послевоенное время не только восстановлены разрушенные корпуса, но и построены новые.

 

действующий корпус Орловки 
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке

Заброшенный корпус психбольницы в Орловке

В этой психбольнице содержали многих интересных людей, таких как Рыбалкин Фёдор Прокофьевич и Афанасий Андреевич Сайко.
Из современных людей следует упомянуть Евгения Слейда основателя Misanthropic Folk Black Metal группы Devilgroth, а также лидера Воронежского отделения Народного фронта им. Минина и Пожарского А.В. Мосолов, где он провёл 24 дня в в камере отделения судебно-психиатрической экспертизы.

Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке


Рыбалкин Фёдор Прокофьевич (1882-1926(?)) был основателем секты фёдоровцев.


Советская пресса утверждала, что Фёдор был сумасшедшим (сошёл с ума на фронте во время Первой мировой войны или вследствие сифилиса, которым заразился там же). После войны Федор Рыбалкин стал юродивым: весь заработок он отдавал неимущим, перестал спать с женой, и вскоре вышел на открытую проповедь, босой и без головного убора. В 1922 году Фёдор начал проповедовать, возвещая о пришествии Антихриста, снятия благодати с Церкви и скором Конце Света. На фоне начинающейся коллективизации, антицерковных репрессий и обновленчества проповедь Рыбалкина снискала широкую популярность среди местного крестьянства. Вскоре вокруг него образовалась секта верных последователей. Фёдоровцы носили рубахи и шерстяные балахоны, расшитые крестами, обвязывались связками лука, символизировавшего горечь земной жизни. В 1922—1926 годах к Фёдору приходила масса паломников из Воронежской губернии и с Дона. Для них фёдоровцы устраивали массовые трапезы (в частности, с поеданием лука). Молились фёдоровцы сначала в ново-лиманской церкви, а затем в специальном молельном доме. По оценкам властей, последователями Фёдора считали себя несколько тысяч человек. В те годы последователи Фёдора занимались разными самобичеваниями и др. хлыстовскими практиками.
В 1926 году против движения начались репрессии. Фёдор и несколько его последователей были арестованы. Рыбалкин был направлен в психиатрическую больницу в посёлке Орловка, дальнейшая его судьба неизвестна, фёдроровцы же верили, что он и есть Иисус Христос, который потом вознёсся на небо, а Рыбалкин погиб на войне…




Старец Афанасий (1887-1967) (Афанасий Андреевич Сайко) имел схожую судьбу с Рыбалкиным. Тоже был юродивым и тоже участвовал в Первой мировой войне. После Февральской революции 1917 г. Афанасий вернулся на Волынь, где жили его сестры, и в течение 2 лет занимался хозяйством в родном и соседних селах. В 1919 г. был арестован и отправлен в Орловский концлагерь принудительных работ № 1, после освобождения зимой 1920/21 г. остался в Орле, поселился на колокольне Богоявленского храма и принял подвиг юродства.
Священник орловского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. монастыря Всеволод Ковригин, познакомившись с Афанасием, благословил одинокой верующей женщине Марфе приютить у себя блаженного. По воспоминаниям М. Н. Кирилловой, А. был тогда высок, плечист, лицо одухотворенное, с черной окладистой бородой, глаза большие, серые, проницательные. Шею юродивый повязывал полотенцем, нательный крест носил поверх одежды, иногда на шею вешал будильник, а в картуз втыкал перья. А. непрестанно подбирал с земли спички, обрывки газет и т. п., исполняя т. о. поклоны, к-рые в церкви, на людях, не делал. Обладал тонким музыкальным слухом и хорошим голосом, играл на многих музыкальных инструментах, предпочитая скрипку. Прозорливость А. была необычайна: он знал невысказанные мысли людей, скрываемые поступки. Блаженный обличал грехи иносказательно, часто приходил в дома, чтобы предостеречь от беды или греха, предсказал свое заключение и кончину.

21 апр. 1931 г. Афанасий был арестован в дер. Лукьяновке под Орлом по обвинению в том, что «вел среди верующей массы агитацию против мероприятий советской власти и партии на селе», и помещен в орловскую тюрьму. В сент. 1931 г. было сфабриковано дело «группировки церковников», к-рая якобы вела под рук. Орловского еп. сщмч. Даниила (Троицкого) «антиколхозную и антисоветскую агитацию», но, неожиданно для орловских обвинителей, 28 окт. 1931 г. уполномоченный Воронежского полномочного представительства ОГПУ распорядился прекратить дело и освободить обвиняемых.

В 1932 г., вероятно по указанию НКВД, Афанасия забрали в орловскую областную психиатрическую больницу. К Афанасию началось паломничество, медперсонал этому не препятствовал, т. к. почитатели старца приносили с собой продукты, которые Афанасий раздавал больным и врачам. В кон. 1941 - нач. 1942 г. Афанасий вышел на свободу и поселился у дочери Прозоркевича. К старцу стал ходить народ, что всерьез обеспокоило власти, и в апр. 1948 г. он был вновь помещен в орловскую психиатрическую больницу. В истории болезни Афанасия отмечено, что он спокоен, приветлив, добродушен, охотно ходит на общие работы, помогает медперсоналу, в концертах самодеятельности играет на скрипке и гитаре. Признаки душевной болезни врачи видели лишь в том, что А. символически толковал явления природы и быта. Свидания А. с духовными детьми, поток писем к нему вызывали беспокойство руководства больницы, и Афанасий был переведен в психиатрическую больницу Воронежа «Орловку», куда он прибыл 2 окт. 1950 г. 18 нояб. старец был выписан «на попечение дочери» - А. В. Дмитриевской, духовной дочери Афанасия, но 7 дек. 1950 г. по доносу главврача орловской психиатрической больницы вновь был помещен в орловский психоприемник. С 13 сент. 1951 по май 1955 г. Афанасий находился в томской психиатрической больнице, откуда был вновь вызволен Дмитриевской, оформившей над ним опекунство. Афанасий гостил у своих духовных детей в Москве, Риге, Брянске, с. Михайловском Псковской обл., в 1957 г. поселился вместе с Дмитриевской на ст. Снежетьская Брянской обл. Афанасий был похоронен на Крестительском кладбище в Орле.

Заброшенный корпус психбольницы в Орловке

Помимо старцев там сидели не менее интересные личности. Маньяк, который рубил ЛЭП топором. А было это дело так: в августе 1978 года в Воронежской и липецкой областях произошло выключение электричества. Обходчики обнаружили, что некий диверсант срубает под корень ЛЭП! Электромонтеры-линейщики при обходе 110-киловольтной линии Воронеж-Липецк в лесном массиве, недалеко от поселка Углянец, обнаружили, что на опорах разбиты до арматуры 4 железобетонных приставки, к которым крепятся деревянные П-образные стойки опор линии. Бетон был разрушен на высоту около метра и одна из опор наклонилась, готовая упасть. Сообщили об этом компетентным органам и направили ремонтную бригаду Северных электрических сетей, которая к вечеру этого же дня установила деревянные приставки на поврежденных опорах. Но ранним утром следующего дня линия уже аварийно отключилась. Остались без напряжения потребители, подключенные к подстанциям «Краснолесная», «Рамонь», «Верхняя Хава», «Панино» «Усмань». Каково же было удивление линейщиков, когда они увидели, что место аварии - тот же самый злополучный район п. Углянец. Линию отремонтировали, а в ближайших кустах установили засаду с нарядом милиции. А линия эта была построена в 1937 году и снабжала ведущие предприятия города, такие как завод им. Кирова, Липецкий металлургический завод. Несколько ночей стоял наряд в засаде, но поймать неизвестного маньяка так и не удалось.
В "Воронежэнерго" обнаружили загадочное письмо, в котором он жаловался на ЛЭП и писал, что его опутали проводами и что от "напряжения некуда спрятаться" и что от этого он стал спать в железном ящике. Просит он убрать эти линии, иначе он "примет меры".
Когда сотрудники "Воронежэнерго" приехали к нему с этим письмом, он не пустил их в дом и пригрозил им топором с длинным топорищем.
В этот же день монтеры обнаружили на одной из металлических опор линии 220 кВ "Воронеж-Грязи", тоже около Углянца, открученную и снятую с фундаментного болта огромную гайку и перерубленный спуск к контуру заземления опоры, а также разбитый до арматуры бетон на одной из опор контактной сети ЮВЖД.
Стало ясно, что жалобщик и разрушитель опор — один и тот же человек, житель Углянца- Пришлось его брать из забаррикадированного дома наряду верхнехавской милиции, так как действия диверсанта могли привести к очень тяжелым последствиям.
Судебно-медицинская экспертиза впоследствии признала его душевнобольным, и он был отправлен на лечение в Орловку.
Вот такая история. Как говорится, жаловаться — жалуйся, а диверсантом быть не смей.

Заброшенный корпус психбольницы в Орловке

Также там сидел и основатель Genre-Misanthropic Folk Black Metal группы Devilgroth Евгений Слэйд. Во время службы в армии из-за недосыпания у него поехала крыша и он начал терять над собой контроль. Далее странное поведение Слэйда было замечено,без объяснений он был вывезен в психиатрическую больницу «Орловка» города Воронеж .Где провёл два месяца, среди полного безумия. «Эти дни показались вечностью, восемь лет дома, мне кажутся прошли быстрее чем те кошмарных восемь недель».(с) Приём лекарств старался избегать ,игнорировал контакт с другими людьми. «Когда смотришь на сумасшедших в полном смысле этого слова, начинаешь сходить с ума и сам».(с) Всё это время Слэйд,переодичеки впадал в частичную «амнезию».В тот безумный период жизни им был написан текст «Каторжник».Позже он стал одной из первых песен Devilgroth,которую Евгений отказывается иполнять, на оригинальной записи она исполненна гитаристом.

Но думаю, истории хватит, время смотреть объект.

Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке

Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке
Заброшенный корпус психбольницы в Орловке

1 2