Сталинград. Часть 3. За каждую улицу, дом, подъезд
После посещения музея Сталина (Сталинград. Часть 2. Живее всех живых) мы выехали в центр города, где первым же делом отправились в метро. Станция скоростного трамвая "Площадь Ленина" открыта в составе первой очереди скоростного трамвая в 1984 году:
Для меня, человека не разу не побывавшего в метро - это было чем-то совсем новым и фантастическим. Особенно, если учесть то, откуда я родом (Ростов-на-Дону) - про это у нас лишь говорят, но не делают... Ну и ещё, где бы я увидел... Трамвай под землёй!)
вот он, красавец!
К сожалению, проехать на трамвайчике не успел, как и полазить по тоннелям, но надеюсь, что сделаю это в следующей поездке. А пока, немного о самом "Метротраме" - Волгоградский скоростной трамвай (метротра?м) - трамвайная система с элементами метрополитена, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций (Станции Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка) проложен под землёй по стандартам метрополитена, при этом станция Пионерская, в силу особенностей рельефа местности, расположена на эстакаде над поймой реки Царица. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.
Интересный момент - журнал Forbes поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира благодаря тому, что туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.
История берёт начало от 17 сентября 1971 года - в Краснооктябрьском районе было открыто новое трамвайное депо для обслуживания действовавшего 8-го маршрута и нового 9-го маршрута, который связал район трамвайного депо с линией по проспекту Ленина и Тракторным заводом. Процесс реконструкции линии трамвая продолжался до 1976 года. В 1976 году было принято решение о строительстве подземного участка под центром города с тремя станциями. По замыслу проектировщиков, трамвайные поезда при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов. Такое решение существенно уменьшало время в пути между центром города и северными районами, тем более, что 8-й маршрут трамвая непосредственно по центру не шёл, заканчиваясь у дома Павлова, где была пересадка на другие маршруты по Советской улице.
Подземный участок был построен за восемь лет и открылся 15 ноября 1984 года:
Кстати, подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена. В общем, это действительно уникальное место - советую каждому увидеть в живую!)
Мы тем временем поднимаемся обратно - на площадь Ленина: бывшая Балканская (по названию района – Балканы), бывшая Никольская, бывшая 9 Января. Переименована в 1960 году к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Бронзовая скульптура высотой 9 метров изготовлена на Мытищинском заводе художественного литья. Общая высота памятника, вместе с гранитным постаментом, составляет 18,8 м. Постамент - стилизованная башня броневика:
За Ильичём находится колоннада в форме полуокружности с барельефом в центре. Ранее до 1932 г. на его месте стоял храм в честь Святителя Николая Чудотворца (1899г.).
площадь сверху:
А теперь о легендарном доме, про который слышали (надеюсь на это) очень многие - дом Павлова. 4-этажный жилой дом, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. Часть историков считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. Однако, существует другая версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил старший лейтенант И. Ф. Афанасьев. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма:
Четырёхэтажный с четырьмя подъездами жилой Дом Облпотребсоюза построен в середине 30-х годов. Он считался одним из престижных домов Сталинграда, рядом с ним располагались элитные жилые здания: Дом связистов, Дома работников НКВД, Дом Железнодорожников и др. В доме Павлова жили специалисты промышленных предприятий и партийные работники. Рядом также находился Дом Совконтроля - будущий Дом Заболотного - зеркальная копия Дома Павлова. Эти два здания сыграют важную роль в обороне Площади 9-го января. По воспоминаниям очевидцев, цвет обоих зданий был зелёный. Между этими домами проходила ветка железной дороги к Госмельнице №4 (мельнице Гергардта-Грудинина).
В районе площади оборонялся 42-й Гвардейский стрелковый полк полковника Елина, который поручил капитану Жукову провести операцию по захвату двух жилых домов, которые имели важное значение. Были созданы две группы: группа лейтенанта Заболотного и сержанта Павлова, которые и захватили эти дома. Дом Заболотного впоследствии был выжжен и взорван наступавшими немцами. Он рухнул вместе с оборонявшими его бойцами. Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила указанный Жуковым четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. На третьи сутки в дом прибыло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее — ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны полка и всей 13 гв. стр. дивизии. С этого момента старший лейтенант Афанасьев стал командовать обороной здания.По воспоминаниям Вильгельма Адама, полковник Роске говорил ему о том, что немецкие штурмовые группы захватывали нижний этаж здания, но не могли захватить его целиком. Для немцев было загадкой, как снабжался гарнизон на верхних этажах. Однако, по некоторым данным, немецкие штурмовые группы ни разу в здание не ворвались. Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши. Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку.
Из 31 защитника дома Павлова были убиты лишь трое - лейтенант-минометчик А. Н. Чернышенко и рядовые И. Я. Хайт (согласно донесению о потерях, гвардии сержант Идель Яковлевич Хаит) и И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев. Каковы были потери немцев в численном отношении, источники не сообщают; да и маловероятно, чтобы в немецких донесениях могла выделяться информация о потерях именно в этом пункте. Встречается утверждение, что потери немцев превышали их потери во Французской кампании. Оно восходит к фразе из мемуаров В. Чуйкова: "Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа".
Официально восстановление дома началось 9 июня 1943 года. С восстановления дома началось черкасовское движение. Подвиг защитников дома Павлова увековечен мемориальной стеной на торцевой стене дома со стороны площади. 4 мая 1985 года на торцевой стене дома со стороны улицы Советской открыта мемориальная стена-памятник. Надпись на стене гласит: в доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой:
Как уже упоминал в 1-й части обзора - табличек и мемориальных досок здесь очень много, вот некоторые из них, находящиеся поблизости от нас:
На этом прогулка подошла к концу, пора отправляться к самому главному: музею-панораме "Сталинградская битва", но пока расскажу о том, что находится по пути.
Первое - стела по случаю вручения городу-герою Волгограду ордена Ленина и медали Золотая звезда:
И ещё одно место, которое должен посетить каждый - мельница Ге?ргардта или мельница Груди?нина - здание паровой мельницы начала 20 века, разрушенное в дни Сталинградской битвы, и не восстановленное как память о войне:
История мельницы начинается в 1899 году, когда семья предпринимателей Гергардтов получила разрешение на постройку мукомольного комплекса на "Балканах" (вышедшее из употребления неофициальное название северной окраины Царицына, примерно от современного Дома Офицеров до Волги по имени Балканской площади). Транспортная логистика была очень удобной: с запада от Грязе-Царицынской железной дороги (сейчас - действующие пути Волгоградского отделения Приволжской железной дороги) до мельницы вела железнодорожная колея (демонтирована после ВОВ), с востока несколько десятков метров до волжской пристани и Юго-Восточной железной дороги. До строительства на этом месте находился незаконный самострой. Строительство началось в июне 1899, 20 июля 1900 года мельница была введена в эксплуатацию, а продажи муки начались 1 августа 1900 года. Мельница проработала до пожара 8 августа 1907 года, когда от нее остался лишь каменный остов.
На этом же месте к маю 1908 года было построено новое здание. Несмотря на название - мельница, был построен пищевой перерабатывающий комплекс, где кроме мукомольного находились также рыбокоптильный, маслобойный, хлебопекарный цеха, склады готовой продукции. В техническом оснащении были применены самые передовые технологии своего времени: собственный электрогенератор, давший независимость от городской электросети, собственную котельную, от которой сохранилась кирпичная труба, внутренние механические транспортёры (сохранились разбитые остатки). В 1911 году на предприятии "Гергартд и наследники" работало 78 рабочих при 165 рабочих днях с продолжительность рабочего дня 10,5 часов. Выплаченная заработанная плата за год составила 10342 рубля, годовой оборот предприятия 1 270 000 рублей.
Здание мельницы - одно из первых в Царицыне, построенное по технологии несущего железобетонного каркаса и внешней оболочки из кирпичных стен. Хотя для города такое строительство было в новинку - оно было типовым проектом паровой мельницы начала 20 века, похожие здания строились в этот период по всей Российской Империи. На обеих торцевых стенах на уровне крыши выложена кирпичом надпись Гергардтъ - фамилия владельца, поволжского немца Александра Гергардта. Эта же надпись выложена кирпичом другого оттенка на волжской стороне здания, на 5 этаже, по одной букве между оконными проёмами. Все 3 надписи сохранились:
Здание было побелено, остатки побелки сохранились на волжской стороне здания. Помимо здания на участке построили 2 деревянных зерновых склада по Казанской улице, одноэтажное конторское здание и гаражные боксы по Пензенской улице (после войны не восстанавливались). В советское время мельница была национализирована, среди сталинградский мельниц она получила номер 4. В 1929 году ей было присвоено имя Константина Грудинина.
Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку работы. В этот день оборонявшая центральную часть Сталинграда 42-я стрелковая бригада генерала Батракова отступила и сражалась на небольшом участке в районе Речного вокзала. В Универмаге, здании железнодорожного вокзала, здании драматического театра, тюрьмы на улице Голубинской остались окруженные советские очаги сопротивления из разрозненных тыловых частей 62 армии и народного ополчения из сталинградских милиционеров, пожарников, рабочих. Ночью с 14-го на 15-е сентября для исправления катастрофического положения через Волгу переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. Подразделение лейтенанта Червякова заняло здание, оставило его в тылу и продолжило наступление на помощь к 10 дивизии НКВД, окруженной возле вокзала. Однако после жестоких боев с 15 по 20 сентября закрепится на рубеже вокзала не удалось, выжившие советские солдаты отступили к мельнице.
Специфика боев в жилой застройке Сталинграда заключалось в захвате узлов обороны - зданий или группы зданий с мощными стенами и подвалами, способными выдержать прямые попадания бомб и снарядов. Такой узел обороны служил укрытием для гарнизона, организации штурмовой группы для атаки на противника. Сплошная линия фронта отсутствовала, деревянные, одноэтажные, здания с глинобитными стенами игнорировались и служили нейтральной полосой. На этой полосе велась разведка, прятались снайперы, ставили мины саперы, но не было постоянного гарнизона. К 20 сентября линия обороны устоялась, в мельнице оборону занял 3 батальон 42 стрелкового полка 13 гвардейской стрелковой дивизии. Площадь 9-го января стала нейтральной полосой, с запада от мельницы немцами был захвачен "молочный" дом, с севера Г-образный дом, с юга Госбанк и комплекс НКВД, все они стали немецкими узлами обороны и окружили удерживаемые советскими солдатами здания с 3 трех сторон. Мельница, дом Павлова и Заболтного стали "Пензенским" узлом обороны (по названию улицы Пензенская), причем здание мельницы осталось единственным многоэтажным зданием в районе центральной набережной, удерживаемой советскими войсками и как очень массивное и прочное - цитаделью Пензенского узла обороны. Последний оставшийся путь снабжения - соляная пристань центральной набережной у Волги, использовался только ночью с большим риском для плавсредств. Эта пристань в сложившихся условиях стала очень важным стратегическим участком - один из немногих пологих спусков к Волге. С этого участка удобно и занять плацдарм на западном берегу Волги (что и было сделано 13-й гвардейской стрелковой дивизией), и контролировать место возможной переправы на восточный берег.
Фронт пришёл в движение в январе 1943 года, 13-я дивизия начала наступление в район Мамаева Кургана. Здание находилось в полуокружении 58 дней за эти выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас - буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб:
Из здания взрывами выбиты сотни кубометров очень качественной кирпичной кладки и железобетона. Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности миномётного и артиллерийского огня- минимальные с волжской, с трёх других сторон видны следы расстрела из всех видов артиллерии, а также бойницы в оконных проёмах, сделанные защитниками дома. Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования мельницы.
К сожалению, с 1980-го года экскурсии внутри - запрещены, так что любуемся лишь снаружи и вспоминаем, как она выглядела в советское время:
Наши дни - мельница и уцелевшая труба:
Ещё одно разочарование - к 9 мая на территории ведутся различные работы, так что подойти поближе тоже нельзя. Зато уже поставили уменьшенную копию фонтана "Детский хоровод" (по инициативе президента мотоклуба Ночные волки Хирурга - Александра Залдастанова):
Дом Павлова и мельницу Вы также могли увидеть в различных компьютерных играх, ну или фильмах.
со съёмочной площадке фильма "Сталинград":
Про мельницу вроде всё, проходим дальше:
Никаких обозначенийнадписейтабличек я здесь не нашёл, просто штык уходящий в небо:
А внизу всё самое интересное:
К этим экспозициям мы ещё спустимся, но чуть-чуть позже, сейчас пройдём к панораме:
К нашему огромнейшему сожалению, музей был закрыт - выходной. Ничего не остаётся как изучать окрестности дальше. Вот, например, стела с серпом и молотом:
А рядом "летит" ЯК-3 (макет-памятник):
Авиация также представлена бомбардировщиком СУ-2 - изготовлен в ОКБ Сухого в память о лётчиках, сражавшихся в небе Сталинграда:
Слева от входа на панораму располагается первая экспозиция посвящённая ствольной артиллерии СССР:
Почти напротив - вооружение Вермахта:
На просторной площадке, в самой середине стоит Т-34-76 СТЗ:
Проходим дальше:
Если верить описаниям, то это Т-34. Только до сих пор не пойму, повреждения со времён войны или же "бутафорские":
И последняя экспозиция: представлена 3-я танками времён Великой отечественной войны (ИСУ-152, ИС-2, ИС-3). Недавно добавили и Т-72:
В кустах и различных закоулках можно обнаружить очередные памятники, памятные таблички, бюстики и многое другое. К сожалению, времени было очень мало, поэтому поиск и фотографирование всего этого оставлю на лето.
Заключительный кадр с этих мест - главный вход на панораму:
Последнее на сегодня - экспозиция "Военный эшелон" - мемориальный комплекс, посвященный подвигу железнодорожников и военных строителей в годы Великой Отечественной войны:
В состав входит: паровоз серии Эр 743-64, вагон-теплушка, платформа с танком Т-34-85, железнодорожная цистерна, платформа с 76 мм пушкой ЗИС-3:
3 февраля 2008 года в г. Волгограде в музее-панораме «Сталинградская битва» в рамках празднования 65-летия победы в сражении на Волге состоялась встреча ветеранов-железнодорожников Волгоградского отделения Приволжской железной дороги с президентом компании ОАО «РЖД» В.И.Якуниным. На этой встрече Владимир Иванович согласовал решение руководства дороги в качестве памятника железнодорожникам создать мемориальный комплекс из паровоза и вагонов довоенной постройки. В начале июня 2009 года отреставрированные паровоз ЭР743-64 и четыре вагона были установлены на приготовленную заранее призму. Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось во время V Ассамблеи начальников железных дорог России в июне 2009 года:
Мемориальный комплекс "Воинский эшелон" представляет собой стилизованный военный состав, в который вошли паровоз, цистерна, универсальные платформы с металлическими бортами и крытый вагон. Перед составом установлен семафор. Рядом с кабиной паровоза находится колонка для заправки водой:
Паровоз серии Эр выпускался на Луганском заводе в 1935 году, и во время войны именно такой вид железнодорожного транспорта был основным для доставки военных грузов к линии фронта. Паровоз Эр 743-64 нашли в 2008 году на заводе "Красный Октябрь", где он подлежал переплавке. Взамен был отдан другой паровоз, не подлежащий восстановлению, а этот отправили в Саратов на реконструкцию, которая заняла почти год. После частичного восстановления данный паровоз прицепным способом был доставлен в Волгоград, так как сам, конечно, не мог идти своим ходом (половина частей паровоза за долгие годы была утеряна). Данный паровоз работал во время войны на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге. Также был найден двухосный крытый вагон, так называемая "теплушка", цистерна для перевозки нефти и нефтепродуктов и две двухосные платформы. Даже если не все они служили в годы войны, то сейчас они выглядят в точности, как в военное время: все номера, таблички, условные обозначения, покраска, сцепки – все воссоздано в первоначальном виде.
На этом путешествие подошло к концу, по пути домой заметил офигенную мозаику:
Многие места были пропущены, многое ещё предстоит осмотреть, но надеюсь, что первые три части и так пришлись Вам по душе. Встретимся в музее.
Для меня, человека не разу не побывавшего в метро - это было чем-то совсем новым и фантастическим. Особенно, если учесть то, откуда я родом (Ростов-на-Дону) - про это у нас лишь говорят, но не делают... Ну и ещё, где бы я увидел... Трамвай под землёй!)
вот он, красавец!
К сожалению, проехать на трамвайчике не успел, как и полазить по тоннелям, но надеюсь, что сделаю это в следующей поездке. А пока, немного о самом "Метротраме" - Волгоградский скоростной трамвай (метротра?м) - трамвайная система с элементами метрополитена, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций (Станции Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка) проложен под землёй по стандартам метрополитена, при этом станция Пионерская, в силу особенностей рельефа местности, расположена на эстакаде над поймой реки Царица. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.
Интересный момент - журнал Forbes поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира благодаря тому, что туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.
История берёт начало от 17 сентября 1971 года - в Краснооктябрьском районе было открыто новое трамвайное депо для обслуживания действовавшего 8-го маршрута и нового 9-го маршрута, который связал район трамвайного депо с линией по проспекту Ленина и Тракторным заводом. Процесс реконструкции линии трамвая продолжался до 1976 года. В 1976 году было принято решение о строительстве подземного участка под центром города с тремя станциями. По замыслу проектировщиков, трамвайные поезда при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов. Такое решение существенно уменьшало время в пути между центром города и северными районами, тем более, что 8-й маршрут трамвая непосредственно по центру не шёл, заканчиваясь у дома Павлова, где была пересадка на другие маршруты по Советской улице.
Подземный участок был построен за восемь лет и открылся 15 ноября 1984 года:
Кстати, подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена. В общем, это действительно уникальное место - советую каждому увидеть в живую!)
Мы тем временем поднимаемся обратно - на площадь Ленина: бывшая Балканская (по названию района – Балканы), бывшая Никольская, бывшая 9 Января. Переименована в 1960 году к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Бронзовая скульптура высотой 9 метров изготовлена на Мытищинском заводе художественного литья. Общая высота памятника, вместе с гранитным постаментом, составляет 18,8 м. Постамент - стилизованная башня броневика:
За Ильичём находится колоннада в форме полуокружности с барельефом в центре. Ранее до 1932 г. на его месте стоял храм в честь Святителя Николая Чудотворца (1899г.).
площадь сверху:
А теперь о легендарном доме, про который слышали (надеюсь на это) очень многие - дом Павлова. 4-этажный жилой дом, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. Часть историков считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. Однако, существует другая версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил старший лейтенант И. Ф. Афанасьев. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма:
Четырёхэтажный с четырьмя подъездами жилой Дом Облпотребсоюза построен в середине 30-х годов. Он считался одним из престижных домов Сталинграда, рядом с ним располагались элитные жилые здания: Дом связистов, Дома работников НКВД, Дом Железнодорожников и др. В доме Павлова жили специалисты промышленных предприятий и партийные работники. Рядом также находился Дом Совконтроля - будущий Дом Заболотного - зеркальная копия Дома Павлова. Эти два здания сыграют важную роль в обороне Площади 9-го января. По воспоминаниям очевидцев, цвет обоих зданий был зелёный. Между этими домами проходила ветка железной дороги к Госмельнице №4 (мельнице Гергардта-Грудинина).
В районе площади оборонялся 42-й Гвардейский стрелковый полк полковника Елина, который поручил капитану Жукову провести операцию по захвату двух жилых домов, которые имели важное значение. Были созданы две группы: группа лейтенанта Заболотного и сержанта Павлова, которые и захватили эти дома. Дом Заболотного впоследствии был выжжен и взорван наступавшими немцами. Он рухнул вместе с оборонявшими его бойцами. Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила указанный Жуковым четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. На третьи сутки в дом прибыло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее — ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны полка и всей 13 гв. стр. дивизии. С этого момента старший лейтенант Афанасьев стал командовать обороной здания.По воспоминаниям Вильгельма Адама, полковник Роске говорил ему о том, что немецкие штурмовые группы захватывали нижний этаж здания, но не могли захватить его целиком. Для немцев было загадкой, как снабжался гарнизон на верхних этажах. Однако, по некоторым данным, немецкие штурмовые группы ни разу в здание не ворвались. Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши. Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку.
Из 31 защитника дома Павлова были убиты лишь трое - лейтенант-минометчик А. Н. Чернышенко и рядовые И. Я. Хайт (согласно донесению о потерях, гвардии сержант Идель Яковлевич Хаит) и И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев. Каковы были потери немцев в численном отношении, источники не сообщают; да и маловероятно, чтобы в немецких донесениях могла выделяться информация о потерях именно в этом пункте. Встречается утверждение, что потери немцев превышали их потери во Французской кампании. Оно восходит к фразе из мемуаров В. Чуйкова: "Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа".
Официально восстановление дома началось 9 июня 1943 года. С восстановления дома началось черкасовское движение. Подвиг защитников дома Павлова увековечен мемориальной стеной на торцевой стене дома со стороны площади. 4 мая 1985 года на торцевой стене дома со стороны улицы Советской открыта мемориальная стена-памятник. Надпись на стене гласит: в доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой:
Как уже упоминал в 1-й части обзора - табличек и мемориальных досок здесь очень много, вот некоторые из них, находящиеся поблизости от нас:
На этом прогулка подошла к концу, пора отправляться к самому главному: музею-панораме "Сталинградская битва", но пока расскажу о том, что находится по пути.
Первое - стела по случаю вручения городу-герою Волгограду ордена Ленина и медали Золотая звезда:
И ещё одно место, которое должен посетить каждый - мельница Ге?ргардта или мельница Груди?нина - здание паровой мельницы начала 20 века, разрушенное в дни Сталинградской битвы, и не восстановленное как память о войне:
История мельницы начинается в 1899 году, когда семья предпринимателей Гергардтов получила разрешение на постройку мукомольного комплекса на "Балканах" (вышедшее из употребления неофициальное название северной окраины Царицына, примерно от современного Дома Офицеров до Волги по имени Балканской площади). Транспортная логистика была очень удобной: с запада от Грязе-Царицынской железной дороги (сейчас - действующие пути Волгоградского отделения Приволжской железной дороги) до мельницы вела железнодорожная колея (демонтирована после ВОВ), с востока несколько десятков метров до волжской пристани и Юго-Восточной железной дороги. До строительства на этом месте находился незаконный самострой. Строительство началось в июне 1899, 20 июля 1900 года мельница была введена в эксплуатацию, а продажи муки начались 1 августа 1900 года. Мельница проработала до пожара 8 августа 1907 года, когда от нее остался лишь каменный остов.
На этом же месте к маю 1908 года было построено новое здание. Несмотря на название - мельница, был построен пищевой перерабатывающий комплекс, где кроме мукомольного находились также рыбокоптильный, маслобойный, хлебопекарный цеха, склады готовой продукции. В техническом оснащении были применены самые передовые технологии своего времени: собственный электрогенератор, давший независимость от городской электросети, собственную котельную, от которой сохранилась кирпичная труба, внутренние механические транспортёры (сохранились разбитые остатки). В 1911 году на предприятии "Гергартд и наследники" работало 78 рабочих при 165 рабочих днях с продолжительность рабочего дня 10,5 часов. Выплаченная заработанная плата за год составила 10342 рубля, годовой оборот предприятия 1 270 000 рублей.
Здание мельницы - одно из первых в Царицыне, построенное по технологии несущего железобетонного каркаса и внешней оболочки из кирпичных стен. Хотя для города такое строительство было в новинку - оно было типовым проектом паровой мельницы начала 20 века, похожие здания строились в этот период по всей Российской Империи. На обеих торцевых стенах на уровне крыши выложена кирпичом надпись Гергардтъ - фамилия владельца, поволжского немца Александра Гергардта. Эта же надпись выложена кирпичом другого оттенка на волжской стороне здания, на 5 этаже, по одной букве между оконными проёмами. Все 3 надписи сохранились:
Здание было побелено, остатки побелки сохранились на волжской стороне здания. Помимо здания на участке построили 2 деревянных зерновых склада по Казанской улице, одноэтажное конторское здание и гаражные боксы по Пензенской улице (после войны не восстанавливались). В советское время мельница была национализирована, среди сталинградский мельниц она получила номер 4. В 1929 году ей было присвоено имя Константина Грудинина.
Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку работы. В этот день оборонявшая центральную часть Сталинграда 42-я стрелковая бригада генерала Батракова отступила и сражалась на небольшом участке в районе Речного вокзала. В Универмаге, здании железнодорожного вокзала, здании драматического театра, тюрьмы на улице Голубинской остались окруженные советские очаги сопротивления из разрозненных тыловых частей 62 армии и народного ополчения из сталинградских милиционеров, пожарников, рабочих. Ночью с 14-го на 15-е сентября для исправления катастрофического положения через Волгу переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. Подразделение лейтенанта Червякова заняло здание, оставило его в тылу и продолжило наступление на помощь к 10 дивизии НКВД, окруженной возле вокзала. Однако после жестоких боев с 15 по 20 сентября закрепится на рубеже вокзала не удалось, выжившие советские солдаты отступили к мельнице.
Специфика боев в жилой застройке Сталинграда заключалось в захвате узлов обороны - зданий или группы зданий с мощными стенами и подвалами, способными выдержать прямые попадания бомб и снарядов. Такой узел обороны служил укрытием для гарнизона, организации штурмовой группы для атаки на противника. Сплошная линия фронта отсутствовала, деревянные, одноэтажные, здания с глинобитными стенами игнорировались и служили нейтральной полосой. На этой полосе велась разведка, прятались снайперы, ставили мины саперы, но не было постоянного гарнизона. К 20 сентября линия обороны устоялась, в мельнице оборону занял 3 батальон 42 стрелкового полка 13 гвардейской стрелковой дивизии. Площадь 9-го января стала нейтральной полосой, с запада от мельницы немцами был захвачен "молочный" дом, с севера Г-образный дом, с юга Госбанк и комплекс НКВД, все они стали немецкими узлами обороны и окружили удерживаемые советскими солдатами здания с 3 трех сторон. Мельница, дом Павлова и Заболтного стали "Пензенским" узлом обороны (по названию улицы Пензенская), причем здание мельницы осталось единственным многоэтажным зданием в районе центральной набережной, удерживаемой советскими войсками и как очень массивное и прочное - цитаделью Пензенского узла обороны. Последний оставшийся путь снабжения - соляная пристань центральной набережной у Волги, использовался только ночью с большим риском для плавсредств. Эта пристань в сложившихся условиях стала очень важным стратегическим участком - один из немногих пологих спусков к Волге. С этого участка удобно и занять плацдарм на западном берегу Волги (что и было сделано 13-й гвардейской стрелковой дивизией), и контролировать место возможной переправы на восточный берег.
Фронт пришёл в движение в январе 1943 года, 13-я дивизия начала наступление в район Мамаева Кургана. Здание находилось в полуокружении 58 дней за эти выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас - буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб:
Из здания взрывами выбиты сотни кубометров очень качественной кирпичной кладки и железобетона. Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности миномётного и артиллерийского огня- минимальные с волжской, с трёх других сторон видны следы расстрела из всех видов артиллерии, а также бойницы в оконных проёмах, сделанные защитниками дома. Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования мельницы.
К сожалению, с 1980-го года экскурсии внутри - запрещены, так что любуемся лишь снаружи и вспоминаем, как она выглядела в советское время:
Наши дни - мельница и уцелевшая труба:
Ещё одно разочарование - к 9 мая на территории ведутся различные работы, так что подойти поближе тоже нельзя. Зато уже поставили уменьшенную копию фонтана "Детский хоровод" (по инициативе президента мотоклуба Ночные волки Хирурга - Александра Залдастанова):
Дом Павлова и мельницу Вы также могли увидеть в различных компьютерных играх, ну или фильмах.
со съёмочной площадке фильма "Сталинград":
Про мельницу вроде всё, проходим дальше:
Никаких обозначенийнадписейтабличек я здесь не нашёл, просто штык уходящий в небо:
А внизу всё самое интересное:
К этим экспозициям мы ещё спустимся, но чуть-чуть позже, сейчас пройдём к панораме:
К нашему огромнейшему сожалению, музей был закрыт - выходной. Ничего не остаётся как изучать окрестности дальше. Вот, например, стела с серпом и молотом:
А рядом "летит" ЯК-3 (макет-памятник):
Авиация также представлена бомбардировщиком СУ-2 - изготовлен в ОКБ Сухого в память о лётчиках, сражавшихся в небе Сталинграда:
Слева от входа на панораму располагается первая экспозиция посвящённая ствольной артиллерии СССР:
Почти напротив - вооружение Вермахта:
На просторной площадке, в самой середине стоит Т-34-76 СТЗ:
Проходим дальше:
Если верить описаниям, то это Т-34. Только до сих пор не пойму, повреждения со времён войны или же "бутафорские":
И последняя экспозиция: представлена 3-я танками времён Великой отечественной войны (ИСУ-152, ИС-2, ИС-3). Недавно добавили и Т-72:
В кустах и различных закоулках можно обнаружить очередные памятники, памятные таблички, бюстики и многое другое. К сожалению, времени было очень мало, поэтому поиск и фотографирование всего этого оставлю на лето.
Заключительный кадр с этих мест - главный вход на панораму:
Последнее на сегодня - экспозиция "Военный эшелон" - мемориальный комплекс, посвященный подвигу железнодорожников и военных строителей в годы Великой Отечественной войны:
В состав входит: паровоз серии Эр 743-64, вагон-теплушка, платформа с танком Т-34-85, железнодорожная цистерна, платформа с 76 мм пушкой ЗИС-3:
3 февраля 2008 года в г. Волгограде в музее-панораме «Сталинградская битва» в рамках празднования 65-летия победы в сражении на Волге состоялась встреча ветеранов-железнодорожников Волгоградского отделения Приволжской железной дороги с президентом компании ОАО «РЖД» В.И.Якуниным. На этой встрече Владимир Иванович согласовал решение руководства дороги в качестве памятника железнодорожникам создать мемориальный комплекс из паровоза и вагонов довоенной постройки. В начале июня 2009 года отреставрированные паровоз ЭР743-64 и четыре вагона были установлены на приготовленную заранее призму. Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось во время V Ассамблеи начальников железных дорог России в июне 2009 года:
Мемориальный комплекс "Воинский эшелон" представляет собой стилизованный военный состав, в который вошли паровоз, цистерна, универсальные платформы с металлическими бортами и крытый вагон. Перед составом установлен семафор. Рядом с кабиной паровоза находится колонка для заправки водой:
Паровоз серии Эр выпускался на Луганском заводе в 1935 году, и во время войны именно такой вид железнодорожного транспорта был основным для доставки военных грузов к линии фронта. Паровоз Эр 743-64 нашли в 2008 году на заводе "Красный Октябрь", где он подлежал переплавке. Взамен был отдан другой паровоз, не подлежащий восстановлению, а этот отправили в Саратов на реконструкцию, которая заняла почти год. После частичного восстановления данный паровоз прицепным способом был доставлен в Волгоград, так как сам, конечно, не мог идти своим ходом (половина частей паровоза за долгие годы была утеряна). Данный паровоз работал во время войны на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге. Также был найден двухосный крытый вагон, так называемая "теплушка", цистерна для перевозки нефти и нефтепродуктов и две двухосные платформы. Даже если не все они служили в годы войны, то сейчас они выглядят в точности, как в военное время: все номера, таблички, условные обозначения, покраска, сцепки – все воссоздано в первоначальном виде.
На этом путешествие подошло к концу, по пути домой заметил офигенную мозаику:
Многие места были пропущены, многое ещё предстоит осмотреть, но надеюсь, что первые три части и так пришлись Вам по душе. Встретимся в музее.
Группа Вконтакте: vk.com/urbanrostov
Комментарии - всего 3