Ткварчельская шахта, Абхазия
Заключительный обзор из Абхазского путешествия посвящен советской штольне №8. Расположена штольня в Ткварчельском районе, в трех километрах выше по ущелью от шахтерского городка Акармары. Штольня №8, как и остальные 7 была построена в составе каменноугольного рудника им. Сталина в 30х годах прошлого столетия. Рудник имел общесоюзное значение. Выработанный уголь поставлялся по ж/д не только по территории Абхазской ССР, но и за ее пределы. После Грузино - Абхазской войны штольни были брошены, а добычей угля занялась Турецкая компания, разработав "открытым способом" месторождение выше по ущелью. Тем не менее объемы добычи уже далеко не те, что пару десятков лет назад, когда шахты еще функционировали. До наших дней "восьмерка" дожила значительно лучше, в отличии от остальных штолен, которые были подвержены серьезным обвалам в результате прорыва грунтовых вод. Много пройти по ним не получится, и это весьма опасная затея.
Раньше по этому мостику проходила узкоколейка, ведущая из шахты к погрузочному пункту. Перед попаданием в восьмерку предстоит пройти небольшой 100 - метровый тоннель, через небольшую гору. Так сказать "разминка" перед предстоящей долгой прогулкой.
Павел (наш проводник) провожает нас с канатного мостика со словами: если через пару часа не вернетесь - поеду за спасателями. Прибодрил :) В шахте возможны скопления газа.
Входим в шахту. Портал там точно такой же. На всем протяжении пути тоннель однообразен. В некоторых местах встречаются уцелевшие фрагменты узкоколейки.
На всем протяжении пути тоннель подтоплен. Уровень воды колеблется от щиколотки до колена. Несмотря на разгар зимы, вода оказалась весьма теплой, поэтому не утруждая себя бахилами мы пошли прямо в обуви. Можно и сланцах, но есть риск поранить ноги об острые камни. Время от времени встречались различные ответвления (в том числе и без отделки, вырытые прямо в породе), но из - за ограничения во времени, мы их игнорировали.
На всем протяжении пути тоннель в основном однообразный, поэтому я не фотографировал. Да и оптика запотела... изнутри. Так что никакая тряпочка или продувка не помогла. Далее на фотографиях будет заметно легкое, но навязчивое светлое пятно :)
После получасового "хлюпанья" по однообразному тоннелю показатель очередная развилка.
Из ответвления слева шел сильный поток свежего воздуха, а вот основной тоннель наоборот был покрыт непроглядным туманом.
Дальше по тоннелю решили не идти, а вместо этого вернулись, чтобы проверить ответвление.
Через несколько десятков метров, после поворота, тоннель выходит в огромный зал. Гораздо позже я узнал, что это недостроенная подземная ГЭС. Уж не знаю какая точно здесь глубина, а скорее всего очень даже внушительная (кто - то говорил, что около 800 метров), но такой огромный зал произвел на меня весьма неоднозначное впечатление.
Портал из которого я пришел. Запотевшая линза объектива придает порталу магическую графику "портала в потусторонний мир" из компьютерной игры :)
В противоположной части зала на втором ярусе оказался еще один портал. Из него как раз и дул сильный холодный ветер, создавая единственный воздушный поток, через всю шахту. А вдруг там выход?
Тоннель длинною не более 50 метров, но проходится с сильным сквозным ветром, и добавленным к нему напору мелких капель. В конце оказалась шахта с водопадом. Сделать фото против такого напора оказалось за пределами возможного.
На первом уровне в зале расположены разные технические помещения. Здесь видимо когда- то была венткамера.
Дренажная система.
Из зала также ведут выходы в несколько забутованных выработок.
Надо сказать, что до этого никогда не был в настоящих шахтах и "Восьмерка" на долго осталась в моей памяти. С безумным интересом исследовал бы ее подробнее, но время контроля подходило к концу, а значит пора было возвращаться назад...
Время пути обратно составило около 40 минут. Длинна маршрута от входа до машинного зала на мой взгляд составляет где - то 3 - 4 км.
Вот и подошел к концу цикл обзоров про мой зимний трип по Абхазии. Надеюсь вам было интересно :) Забегая вперед скажу, что летом того же, 2014 года, я вновь посетил "страну солнца", но до обработки материала руки пока так и не дошли. Среди интересностей: Абхазская Ж/Д, тоннели, горы, райские озера и каскады ручьев спрятанные за субтропической растительностью. На очереди еще много других увлекательных приключений, поэтому про Абхазию еще не скоро. В порядке хронологии :) Далее цикл обзоров про автостоп через половину Россию в сторону Алтайский гор, заезжая в некоторые крупные города по - пути.
Из поста Ткварчельская шахта от 23 марта 2015г.
Раньше по этому мостику проходила узкоколейка, ведущая из шахты к погрузочному пункту. Перед попаданием в восьмерку предстоит пройти небольшой 100 - метровый тоннель, через небольшую гору. Так сказать "разминка" перед предстоящей долгой прогулкой.
Павел (наш проводник) провожает нас с канатного мостика со словами: если через пару часа не вернетесь - поеду за спасателями. Прибодрил :) В шахте возможны скопления газа.
Входим в шахту. Портал там точно такой же. На всем протяжении пути тоннель однообразен. В некоторых местах встречаются уцелевшие фрагменты узкоколейки.
На всем протяжении пути тоннель подтоплен. Уровень воды колеблется от щиколотки до колена. Несмотря на разгар зимы, вода оказалась весьма теплой, поэтому не утруждая себя бахилами мы пошли прямо в обуви. Можно и сланцах, но есть риск поранить ноги об острые камни. Время от времени встречались различные ответвления (в том числе и без отделки, вырытые прямо в породе), но из - за ограничения во времени, мы их игнорировали.
На всем протяжении пути тоннель в основном однообразный, поэтому я не фотографировал. Да и оптика запотела... изнутри. Так что никакая тряпочка или продувка не помогла. Далее на фотографиях будет заметно легкое, но навязчивое светлое пятно :)
После получасового "хлюпанья" по однообразному тоннелю показатель очередная развилка.
Из ответвления слева шел сильный поток свежего воздуха, а вот основной тоннель наоборот был покрыт непроглядным туманом.
Дальше по тоннелю решили не идти, а вместо этого вернулись, чтобы проверить ответвление.
Через несколько десятков метров, после поворота, тоннель выходит в огромный зал. Гораздо позже я узнал, что это недостроенная подземная ГЭС. Уж не знаю какая точно здесь глубина, а скорее всего очень даже внушительная (кто - то говорил, что около 800 метров), но такой огромный зал произвел на меня весьма неоднозначное впечатление.
Портал из которого я пришел. Запотевшая линза объектива придает порталу магическую графику "портала в потусторонний мир" из компьютерной игры :)
В противоположной части зала на втором ярусе оказался еще один портал. Из него как раз и дул сильный холодный ветер, создавая единственный воздушный поток, через всю шахту. А вдруг там выход?
Тоннель длинною не более 50 метров, но проходится с сильным сквозным ветром, и добавленным к нему напору мелких капель. В конце оказалась шахта с водопадом. Сделать фото против такого напора оказалось за пределами возможного.
На первом уровне в зале расположены разные технические помещения. Здесь видимо когда- то была венткамера.
Дренажная система.
Из зала также ведут выходы в несколько забутованных выработок.
Надо сказать, что до этого никогда не был в настоящих шахтах и "Восьмерка" на долго осталась в моей памяти. С безумным интересом исследовал бы ее подробнее, но время контроля подходило к концу, а значит пора было возвращаться назад...
Время пути обратно составило около 40 минут. Длинна маршрута от входа до машинного зала на мой взгляд составляет где - то 3 - 4 км.
Вот и подошел к концу цикл обзоров про мой зимний трип по Абхазии. Надеюсь вам было интересно :) Забегая вперед скажу, что летом того же, 2014 года, я вновь посетил "страну солнца", но до обработки материала руки пока так и не дошли. Среди интересностей: Абхазская Ж/Д, тоннели, горы, райские озера и каскады ручьев спрятанные за субтропической растительностью. На очереди еще много других увлекательных приключений, поэтому про Абхазию еще не скоро. В порядке хронологии :) Далее цикл обзоров про автостоп через половину Россию в сторону Алтайский гор, заезжая в некоторые крупные города по - пути.
Из поста Ткварчельская шахта от 23 марта 2015г.
Комментарии - всего 1