В гости к братьям армянам

Поездки 26-апр, 2017 kerrang 6 382 0 Нашли ошибку?
  Как это часто бывает: то, что рядом - оставляешь на другой раз, думая, да успеешь, рядом же! Если такой ход мыслей касается заброшек - надо поспешить, ибо они не вечны, а вот обычные "туристические" поездки могут и подождать. Так вышло, что на этот раз провести выходной было целесообразно именно в таком небольшом путешествии. Выбор сразу же пал на Чалтырь и Крым - пожалуй, это последние места в которых ещё не был и располагаются рядом с Ростовом. Чтобы осмотреть все интересные места достаточно одного светового дня и 15-20 минут планировки маршрута. Выдвигаемся с дома поздновато, быстро набросав список мест для посещения и приехав в Чалтырь лишь в районе 12 часов дня. В принципе, нам этого времени как раз и хватило, но обо всём по порядку.

  Чалтырь основан в 1779 году армянами, переселенцами с полуострова Крым, родиной которых в свою очередь является столица средневековой Армении город Ани. Говорят на нор-нахичеванском (донском, крымско-анийском) диалекте западноармянского языка. Донские армяне и сейчас составляют бо?льшую часть населения села и других населённых пунктов Мясниковского района Ростовской области. В 1869-1870 годах через хутор Мокрый Чалтырь была проложена железная дорога линии Таганрог-Ростов. Строили и обслуживали эту дорогу не только приезжие артели, но и местное население. В конце XIX века крестьяне села Чалтырь вывели народным способом, отбирая качественные зерна, новый сорт сильной, яровой пшеницы «чалтырка».

В гости к братьям армянам

  О происхождении названия села Чалтырь существует множество версий. По одной из легенд название Чалтырь происходит от армянских слов «чал», «чалка» - причал, причаливать. Это село самое большое из пяти (позже из шести) армянских поселений Нахичеванской округи,которые были основаны в 1779 году армянами-переселенцами из Крымского села Орталанк. На выбор места для строительства села повлияла не только близость к крепости Дмитрия Ростовского, но и то обстоятельство, что здесь проходил большой Бахмутский торговый путь из Приднестровья к устью Дона. Согласно легенде первые постройки Чалтыря были возведены на склоне балки Чалтырьской у родника, который называется Мец-Чорвах (Большой родник). Другая легенда утверждает, что название села произошло от озера Чалдырь (Чалдыр, Чилдыр) «Чалдыр (Чалдыр-гель) - озеро в северо-восточной части Карсской области на северной окраине Армянского (Карсского) плато.

В гости к братьям армянам

  Фото выше - 1946 год, в принципе, мало чего изменилось с тех пор в плане дорог. Всё дело в том, что ещё очень давно мой коллега-друг сказал, что ехать в эти места надо летом. Сначала я его не понимал, что же он имел в виду и почему именно в тёплое время года. После понял - здесь напрочь отсутствуют пешеходные дорожки, даже тропинки! А если учесть то, что мы приехали в слякоть, то передвижение превратилось в тяжёлое и нудное испытание. Идти по дороге - тут носятся машины (манера вождения напомнило Абхазию, видимо у "них" это в крови), передвигаться по обочине - обрызгают, а шагать по каше из снега и грязи - совсем не комильфо.

В гости к братьям армянам

  Не знаю почему, но в Чалтыре почти отсутствуют банальные тропинки. Те самые, которые обычно проложены возле частных домов. У нас обычно как - дом, тропинка, какой-то самодельный палисадник, проезжая часть. А у них - дом, каша, дорога. С горем пополам добираемся до первого объекта в нашем списке:

В гости к братьям армянам

  Что именно это за территория и кому принадлежала - сказать затрудняюсь. Видимо, какой-то небольшой заводик, но в масштабах села достаточно крупный. К сожалению, осталось лишь несколько скелетов от цехов и подобие АБК:

В гости к братьям армянам

  Доступ - свободный, поэтому местные уже разобрали всё, что только можно. Ну, а игруны и школьники добили данный объект. Голые стены и несколько интересных видов для фото - всё, что можно найти.

В гости к братьям армянам
В гости к братьям армянам

  Возвращаемся обратно. На остановке заметил мозаику, жаль, что профукал обратную сторону - там ещё есть космонавт:

В гости к братьям армянам

  Направляемся в центр, так как на окраинах ловить больше нечего. По пути заметил ещё одни отголоски былого - советские вывески на доме быта (в прошлом):

В гости к братьям армянам
В гости к братьям армянам

  Ещё несколько минут и мы возле одного из самых главных и красивых мест - церковь Сурб Амбарцум:

В гости к братьям армянам

  Церковь Сурб Амбарцум (во имя Святого Вознесения) села Чалтырь основана в 1790 году переселенными из Крыма армянами по указу императрицы Екатерины II от 14 ноября 1779 года. У построенной каменной церкви была деревянная колокольня. Со временем церковь обветшала, ее колокольня накренилась. В 1862 году прихожане села Чалтырь обратились с прошением в Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви построить новую церковь. Была составлена смета строительства. Разрешение было получено и в 1860 году началось строительство новой церкви. Церковь строилась по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова на средства прихожан и была построена в стиле классицизма. Старая церковь была снесена и на ее месте было построено здание церковно-приходской школы. В 1883 году проводилась реставрация церкви, в ходе которой были выстроены 12 новых постаментов с ликами святых, установлены три новых двери с разноцветными витражами. Территорию церкви огородили кованой оградой. В годы Великой Отечественной войны церковь была закрыта. Здание церкви использовалось в разных целях. В 1944 году церковь была вновь открыта. В 1990 году около нее был установлен священных для армян символ – хачкар. Установленный хачкар представлял собой копию хачкара 1279 года, находящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Надпись на пьедестале хачкар говорит, что он установлен в память о турецком геноциде армян в 1915 году.

В гости к братьям армянам
В гости к братьям армянам

  Что это и для чего - расскажу чуть позже, думаю, что уже догадались и так:

В гости к братьям армянам

  Старая фотография из личного архива особенно атмосферна - бравые фронтовики на фоне уцелевшей церквушки:

В гости к братьям армянам

  Примерно тот же ракурс, но уже в наше время. Кстати, колодцев здесь очень много, причём почти все действующие:

В гости к братьям армянам

  К сожалению, ни в какие музеи мы в тот день не попали (не успели или выходной день). На сколько знаю, они у них очень интересные, не менее интересные и экскурсоводы. В общем, профукали, но не беда. Зато нашли ещё одну печку, как мы её тогда обозвали:

В гости к братьям армянам

  Это Пур - дворовая печь донских армян:

В гости к братьям армянам

  Хлеб в армянских селах на Дону пекли в пуре (глиняная печь, используемая в Древней Армении, сохраненная донскими армянами). Большой ассортимент блюд из теста, главное отличие кухни донских армян. Благодаря плодородной донской земле и трудолюбию армян, был выведен новый отборный сорт пшеницы «Чалтырка», прославившийся на весь мир. Поэтому неслучайно в армянском языке не используются слова завтракать, обедать, ужинать. Армяне говорят hац удел - кушать хлеб, что означает кушать вообще.

В гости к братьям армянам

  Место, где установлена печь, особенное, знаковое, здесь в дни торжеств и праздников собираются жители села, его гости, чтобы посидеть на лавочках в тени густых елей, отведать вкуснейших слоеных пирожков с мясом, испеченных в пуре. Сегодня праздников не намечается, поэтому подберём слюни и пройдём к Ильичу - куда же без него!

В гости к братьям армянам

  Рядом располагается небольшой парк, где есть один исторический объект:

В гости к братьям армянам

  Около 700 жителей Чалтыря ушли в бессмертие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, ценой своей жизни приближая победу. На месте захоронения погибших воинов за освобождение села была братская могила. Многие годы в День Победы приезжали на могилу родные и близкие павших солдат. Нет в селе ни одной семьи, которой не коснулось бы горе невозвратных потерь. Вот почему жители Чалтыря с большим одобрением встретили решение о строительстве в парке культуры и отдыха мемориала в честь не вернувшихся с полей брани односельчан и погибших за освобождение села. Люди выразили желание добровольно собрать денежные средства для сооружения памятника воинской славы. Автор – местный архитектор Владимир Егияевич Дзреян, скульптор А. А. Лебеденко, инженер Борис Мартынович Даглдиян. Проект памятника был подготовлен к 40-летию Победы в 1985 году. По генеральному плану он должен был находиться на Золотой горе. Но мемориал по эскизам получился объёмным, решено было сделать его парковым сооружением.

В гости к братьям армянам

  Строительство было начато в 1986 году, в мае 1987 года состоялось открытие мемориала. Сооружено круглое кирпичное здание комплекса с пятью колонами, символизирующими каждый год ВОВ. Внутри стен и цоколь облицованы плитами туфа из Армении. У главной внутренней стороны стелы установлено скульптурное изображение матери-Родины, высотой 4 метра. В её поднятой руке – венок славы.

В гости к братьям армянам

  На стеле – барельеф изображение солдат героев, а также двух летящих голубей, олицетворяющих ушедших в вечность сыновей Родины. В центральной части мемориала горит Вечный огонь. На мемориальных плитах высечены фамилии погибших односельчан. На специальных постаментах установлены гранитные плиты с фамилиями 169 солдат, погибших при защите и освобождении Чалтыря в 1941-43 годах.

В гости к братьям армянам


  В канун 50-летия Победы в жизни района произошло знаменательное событие. Указом Президента России высокое звание Героя России (посмертно) было присвоено Сурену Амбарцумовичу Тащияну. Спустя пятьдесят два года была восстановлена историческая справедливость и воздано по заслугам погибшему в 1943-ем в воздушном бою летчику-истребителю морской авиации Черноморского флота. Сегодня все в районе знают его имя, знают о подвиге летчика Тащияна С. А. На счету С. А. Тащияна было 400 боевых вылетов, 187 воздушных боев, 11 сбитых вражеских самолетов. Он лично сбил немецкого генерал-лейтенанта Фон Руппе, который командовал Крымскими воздушными силами противника.

В гости к братьям армянам

  Про этого Героя, мемориал и многое другое можно сказать ещё тысячи слов, но оставлю это для самостоятельного изучения. Интересно? - В интернете полно статей на эти темы, я лишь выделил самое основное.

  Продолжим прогулку по парку:

В гости к братьям армянам

  Остатки (рабочие) старых мини-аттракционов, современные скульптуры героев из советских мультиков... Уютно!)

В гости к братьям армянам

  Продвигаемся дальше, заметив вот такое граффити на здании библиотеки:

В гости к братьям армянам

  Последнее, что мы сфотографировали - памятник Чернобыльцам. Вполне типичный и обычный, но грех было не пройтись к нему, тем более - всё же рядом:

В гости к братьям армянам

  Начинаем наш путь к Крыму, по пути совершенно случайно наткнулись на один из многих родников. Это родник Мец-Чорвах (Большая криница/родник) – сегодня это один из достопримечательностей Чалтыря, один из крупнейших источников. По преданию, в 1779 году к этому роднику подъехало пять подвод с семьями братьев Хатламаджиянов. Здесь они обосновались и начали строить свои жилища. Вкусная, чистая родниковая вода давала людям живительную силу.

В гости к братьям армянам

  Родник обложили камнем, сделали колодец. Воду доставали ведром с помощью верёвки. В 1936 году ниже колодца построили крытый бассейн, куда вода текла по трубам. С фасадной стороны поставили краны, из которых люди берут воду при помощи раздвижных приспособлений. С боковой стороны бассейна лишняя вода вытекает в Чарки-озан (речка Чарки). Именно этот источник является началом образования села Чалтырь. Он неиссякаем и питает людей более двухсот лет.

В гости к братьям армянам

  Пока фотографировали, приезжало машин 5, значит, родник жив и до сих пор пользуется "популярностью". А тем временем нам надо двигаться дальше, наблюдая за местными пейзажами:

В гости к братьям армянам

  Не влезай! - Убьёт...

В гости к братьям армянам
В гости к братьям армянам

  Домики, надо сказать, очень колоритные! Ещё заметил, что на многих до сих пор уцелели таблички (из серии - здесь живёт ветеран), а ещё выложены даты постройки.

В гости к братьям армянам

  Всего не описать и не показать - надо самому ехать и смотреть, гулять, изучать... А мы, кстати, уже у нашей цели! Село Крым - основано в 1779 году армянами-переселенцами с Крымского полуострова и названо ими в честь прежнего места жительства.

В гости к братьям армянам

  Сначала не было ничего интересного. Частные домики, какие-то полу-заброшенные постройки и прочее...

В гости к братьям армянам

  Первое, что мы посмотрели - аллею Победы в парке, открыт в 2005 году. Это - память о погибших за освобождение села воинах. К нему ведет красивая аллея, а вокруг шумят березы… по числу погибших воинов.

В гости к братьям армянам

  Продвигаемся дальше. Можно сфоткаться и сказать, что побывал в Крыму. Это как "наш", но только Ростовский:

В гости к братьям армянам

  В центре села стоит величественный мемориал. Пантеон Славы – память о тех, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны. Монумент воздвигнут на средства колхоза им. Лукашина и торжественно открыт 9 мая 1970 года. Его строили пять лет, начиная с 1965 года. Инициаторами увековечения памяти односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, выступили учащиеся и учителя местной школы № 5. Ими были собраны материалы о павших воинах Советской Армии – личные документы, письма, фотографии, данные о званиях, воинских частях, наградах, местах гибели. Проделана была огромная поисковая работа. Монумент состоит из скульптурной группы и полукруглого здания пантеона из розового туфа.

В гости к братьям армянам

  В горе склонила голову пожилая труженица. Левой рукой она поддерживает внука, правой невестку. Самых близких людей – сына, мужа, отца унесла война. Перед скульптурой – пять плит, на которых высечены красноречивые цифры: 1941, 1942, 1943, 1944, 1945.

В гости к братьям армянам

  Завершает комплекс полукруглое здание, выстроенное из темного туфа – пантеон, на котором надпись «Погибшие за Родину не умирают», на русском и армянском языках. Внутри пантеона на мраморных плитах – портреты, фотографии на эмалевых пластинках (всего 365) с именами погибших героев – земляков жителей села Крым, и над ними слова «Вечная память односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–45 гг.». На стене напротив портреты и имена воинов–освободителей, павших в боях за с. Крым. Проект памятника был утвержден художественным советом Ростовского отделения художественного фонда РСФСР. Авторы проекта скульпторы Джлаухян А. Х., Шубин Ю. В., архитекторы Галепин Г. Г. и Кузнецов Л. В. В 1972 году перед памятником установили Вечный огонь. С момента открытия монумента и по настоящее время здесь побывали десятки тысяч посетителей, в том числе туристы из 42 стран мира. Четыре большие книги отзывов, заполненные на многих языках, хранятся теперь как экспонат в музее села Крым.

В гости к братьям армянам

  Кстати, сбоку ещё имеется памятник основателям села:

В гости к братьям армянам

  Добираемся до местного ДК. Заглянули в здание, дабы найти мозаику или что-то подобное, но нам сказали, что такого здесь нет: "Вот скоро будет ремонт, может появится". Единственное, что сохранилось от былого:

В гости к братьям армянам

  Далее - очередной парк, очень похожий на первый, но более скромный:

В гости к братьям армянам

  И вот то, что оказалось самым красивым за весь день:

В гости к братьям армянам

  Церковь Сурб Аменапркич - возведенная в конце прошлого столетия. Построена в формах армянского зодчества, что не совсем правильно. Композиционно церковь принадлежит к типу купольных базилик Армении, в которых центрально-купольный компонент преобладает над базиликальным. Это подчеркнуто не только компактными пропорциями здания, но и сечением купольных устоев ориентированных по рисунку плана в подкупольную часть.

В гости к братьям армянам

  Освещенность церкви хорошая, равномерная во всех частях интерьера, что достигнуто разумным расположением высоких окон: тройных в алтаре и угловых помещениях западной стороны и двойных в восточной части. Три широкие двери обеспечивали свободный выход верующих из огромного, площадью, около 300 м2, молитвенного зала.

В гости к братьям армянам
В гости к братьям армянам

  В интерьере церкви, как и в купольных базиликах Армении выдержано нарастание внутренней пространства от периметральных частей к центральной, подкупольной, подчеркивающей вертикальную ось здания. Это отразилось и на увеличении высоты внутри круглого, внешне 16-гранного барабана купола. Примерно такую же высоту имеет и пристроенная вскоре колокольня, закрывшая большую часть западного фасада молитвенного зала.

В гости к братьям армянам

  Внешнее убранство церкви и ее колокольни богаче, чем в интерьере. Какими были покрытия над полусферами - следов не сохранилось; по сведению старожилов они были такие же, как и в русских церквах.

В гости к братьям армянам

  На этом наша однодневная прогулка подходит к концу. Нами были осмотрены все основные достопримечательности, я узнал сам и рассказал Вам много полезной информации и историй. Возможно, это подтолкнёт Вас на самостоятельное изучение нашего края, ну или именно этих мест. Красивое - рядом.

В гости к братьям армянам

  Темнеет, пора отправляться домой, ведь впереди ещё тысячи фотографий и историй, которыми хочу поделиться с Вами. До скорых встреч!

Наша группа Вконтакте: https://vk.com/urbanrostov