Гора Ямантау. Сольный пешотрип

Поездки 07-дек, 2020 Ян Капп 5 724 0 Ошибка
ALARM!!! Много текста, много мусорных фото с моего похода, который мне приснился

Этот персонаж и описываемые события являются вымышленными, любое совпадение с реальными людьми или событиями, являются случайностью. Вся информация взята из общего доступа и из открытых источников интернета. Никакая часть этого рассказа не может быть рассмотрена как руководство к действию. Пошутили и поехали ...
Дело было летним вечером, делать было нечего. Решил я значит скататься в Белорецк, да посмотреть закрытый ныне аэропорт. Закрылся он было дело еще в начале 2000-х годов. Аэропорт относился к 3 классу и был способен принимать самолёты Ан-24 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
Сказано сделано, нашел водилу на бла бла, сел поехал. Через 2.5 часа я уже почти был на месте.

Белорецк встретил меня скульптурой лося.

Аэропорт находился в 1 км от данной скульптуры, выйдя с машины я прямиком направился в ту сторону. Первым что встречается на пути, это аэровокзал.



Аэропорт основан в 1972 году. Бетонная взлётно-посадочная полоса была построена только в 1979 году, до этого момента самолеты садились на грунтовку. Ежедневно принимал рейсы из Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Адлера и Оренбурга, а также рейсы лесоохранной и санитарной авиации.

Подойдя поближе мне послышались какие то вопли внутри постройки, бомжи подумалось мне, нехотя направился во внутреннюю часть залов. Я был рад что встретил этих ребят, а не синих орков.

Вы наверное задаётесь резонным вопросом, ёп, а где Ямантау? терпения мой друг

Изнутри кроме мозаики выложенной на стене ничего примечательного и нет, одни голые и исписанные стены


Рядом с одним из ангаров стоит вот такой вот аппарат.


Направившись в сторону ВПП по пути увидел диспетчерскую, посетив её ничего существенного не заметил, непосредственная близость к городу даёт о себя знать.




Длина ВПП составляла 1600 метров, а ширина — 40 метров. По сей день сюда продолжают взлетать и садиться самолёты. В основном это лёгкомоторная авиация, участвующая в городских праздниках, соревнованиях, авиа-шоу. Кто знает, может этот аэропорт принимал непосредственное участие в становлении всех тех мифов который окутана гора Ямантау в настоящее время.

Направившись на ночевку к своему товарищу, я бегло осмотрел сам город.

Изрядно устав от прошедшего дня, посидев, выпив и пообщавшись я лёг спать…

Моему взору открылась дорога. Вдали, из-за деревьев, на нас надвигалась гуща тумана, взглянув на запястье левой руки, часы показывали 9:45. Наслаждаясь безмятежностью и двигаясь в сторону Тирляна, я невольно улавливал взглядом встающее солнце, разрежающий утренний туман.

1 день сна: Мне предстоял переход до ближайшего места ночлега, откуда начнется мой путь по тем местам, где боялись срать даже волки. Прогноз погоды так и располагал, чтобы по шарахаться по этой дремучей, труднопроходимой тайге.


Дозаправка на пути и вот я стою на проселочной дороге на пути к своей первой цели, до которой было порядка 20км. Пеший маршрут начался...


Место довольно таки околотуристическое, соответственно дорога здесь изрядна изуродована, сплошная колея вперемешку с глиной, пешком идти одно удовольствие. Пройдя в районе 3 часов и поднявшись на один из холмов на горизонте появилась стена, та самая, за которой начинается нечто не изведанное, где находиться казалось бы запрещено.

Сделав перекус, я направился дальше, закончить цель которая была поставлена на нынешний день. Спустя 2-3 часа я уже стоял в районе Инзерских Зубчаток и искал себе место под ночлег, взобравшись куда повыше, место было найдено.
Свое название хребет получил по реке Инзер и скалам, которые поднимаются подобно зубцам. Максимальная высота Инзерских Зубчаток достигает 1161 метр. Хребет сложен кварцитами и кварцитопесчаниками зигальгинской свиты среднего рифея.


Т.к. погода благоволила, палатку решил я не раскладывать, соорудив себе лежбище между камней, я принялся за ужин. На 3 дня своей предстоящей одиссее в рюкзаке у меня лежало: 2 сникерса, 4 бича, 2 банки тушенки, половина булки хлеба, палка колбасы, макароны + чай/кофе

Замутив макарошки с тушняком, я в быстром темпе закинул все это в желудок и побежал на искать смотровую площадку, лицезреть и оценивать путь завтрашнего дня.


Дальние 2 горы это моя главная цель сна. Которую я должен достигнуть, пока не проснулся после дня похождений в аэропорту Белорецка.



За сегодняшний день было пройдено 21 с половой километра, расстояние до горы на прямую показывало по навигатору 20км, учитывая, что дальше идёт лишь уральская тайга без дорог и тропинок, сегодня нужно было хорошенько отдохнуть.

Направился к лагерю, потупив перед костром, я укутался в спальник и уснул. Сон во сне, здорово


2 день сна: Проснулся в районе 11 часов, позавтракав и заварив кофе пошел на площадку, сделать повторное фото при должном свете дня. Поглядев панораму предстоящего пути у меня возникли сомнения, а нужно ли мне это. Но так как начало уже было положено, я с неохотой старался оградить себя от этих мыслей.

Вдалеке слева м.Ямантау справа б.Ямантау

Собрав свой «лагерёк», закинув рюкзак за спину я двинул в заповедную зону, вниз по склону.
Южно-Уральский государственный природный заповедник образован 19 июня 1978 года с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала - горно-таежных елово-пихтовых лесов, высокогорных растительных сообществ и болот.
На территории заповедника расположена самая высокая гора Южного Урала гора Ямантау (1640 м) название переводится просто и безыскусно «плохая гора». Большая часть заповедника покрыта лесами, среди деревьев преобладают ель, пихта, береза, сосна, осина.

Движение по Южно Уральской тайге происходит довольно таки не быстро. Много поваленных деревьев, очень густая тайга, курумные реки, большое количество болот, ну а в августе так вообще, трава с роста человека, которая изматывает тебя на раз. Округа таки мрачновата.


Вдалеке Зубчатки где ночевал 1 ночь

Очень часто попадаются звериные тропы, но всё как обычно, идут они всегда не по твоему движению, ты смотришь с грустью на них и двигаешься дальше.

Через 3 часа после начала маршрута на пути попался не большой брод истоков р.Инзер. Перейдя реку, мосты были сожжены, обратного пути нет, есть только путь к цели.
Продолжаю движение по лесу, по буреломам и болотам.



Продолжительные болота самый шлак который может попасться на пути. Мало того что под ногами меситься жижа из гавна, так еще и сверху травы по пояс, не видано не зги куда вступать. А пё**нутся там как делать нечего

С виду просто кусты, на самом деле место болотистое

Чутка присел, когда перебирая ноги чуть не воткнулся в дерево с этой не живой живностью. От этой смерди даже мыши в мир иной выпиливаются верхом на деревьях.


Через 4.5 часов вышел на ЛЭП, которая идёт в полкруг горе Ямантау. На столько я за****ся словами не передать, Решил я внести корректировки для выхода с маршрута, и если выходить я собирался тем же путем что и заходил, то план банан в голове созрел на выход с маршрута по ЛЭПке, прямиком до деревни в сторону Белорецка. Присел на дороге перекусил, встал, пошел дальше.


Продолжая далее свой путь через 1.5 часов я вышел к одной из самых больших курумных рек Южного Урала длина её ориентировочно составляла 3.5км. Через какое то время показался малый Ямантау. До захода солнца оставалось порядка 3 часов, мне очень хотелось успеть до заката.
Собственно, Ямантау - это две вершины - Малый Ямантау (или другое название Куянтау, Заячья Гора), высотой 1519 м. и Большой - высотой 1640 метров. Обе они - огромные гольцы стогообразной формы, покрытые курумами




И вот начался подъем. По мере подъёма сил оставалось все меньше и меньше, останавливаться на отдохнуть, я начал каждые 5 минут. До заката 2 часа. Плёлся из последних воздыханиях. Оглянулся назад, сверху простиралась курумная река, по которой я шагал недавнее время.

Обойдя малый Ямантау по правую сторону и выходя на седловину меж 2-х гор показалась моя конечная цель, гора Ямантау.


Кто был там, в курсе, что самый легкий путь на гору, это желоб ведущий наверх. В недалеком прошлом курумник этой дороги раскрошили на мелкую крошку. Подойдя к нему, до заката оставалось 45 минут. Я верил, то что я успею :)

Поднимаясь, сделал пару фоток седловины сверху, на ходу




Поглядываю на часы каждые 2 минуты я понял, что мне не успеть. Не поднявшись до вершины 100 метров, было принято решение пойти вдоль склона и выйти в сторону заката, в сторону г. Межгорье. Сказано сделано, выйдя я было дело немного расстроился ведь закат был совсем не закатом, х**ня если честно какая то.
В настоящее время секретные города Белорецк-15 и Белорецк-16 рассекречены и объединены в один, под названием Межгорье (город с 1995 года), новому городу придан статус ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование).


Подниматься выше уже не было желания т.к. смысла я в этом не видел, ведь тьма настигнет эти края с минуты на минуту. Скинул весь шмот на подходящее для ночевки место пошел делать фото здешней природы.



Ночной Межгорье

На моё удивление (ГОК) Горно-обогатительный комбинат находящийся под горой оказался действующим, какую никакую деятельность они введут. При наступлении тьмы, по всем площадкам включились фонари. Спускаться туда я конечно же не намерен, я просто напросто сиканул.
Изрядно заебавшись за сегодняшний день пройдя эту лесотундру, я пошел обустраивать лагерь. Палатку раскладывать опять же не посчитал нужным т.к. на улице было тепло, кинул спальник на травку залез в него, начал готовить ужин, поел, лёг спать. На завтрашний день планировал подняться на большой Ямантау, подняться на малый Ямантау и полу обратным путем начать уже выбираться из этого сна.
Я особо не анонимлю, просто для ресурса этого замазал, как подобает

За сегодняшний день было пройдено 24.5км, спать оставалось 7 часов…

3 день сна: Растолкав себя же в 5 утра, приступил к готовке завтрака. Бич + чаек с колбасным бутербродом, ничего лишнего.

Бетонка, какой нибудь легкомоторный самолет сядет на изи (но это не точно)

На КПП с утра пораньше приезжают автобусы, видимо с рабочими. Понятно, что объект в горе законсервировали и в нынешнее время видимо выполняются работы связанные с поддержанием данного объекта, сохранение сетей, коммуникаций и тд
Небольшая кривая панорама ГОКа:

Сделав пару фото направился вверх к той самой таинственной, труднодоступной, суровой и в то же время притягательной горе Ямантау.
Замусоренная древесным мусором, бетоном, исковерканная взрывами котлованы, все различное железо - это и есть, что представляет из себя вершина самой высокой горы Южного Урала Ямантау.
Вроде как по официальным данным ООПТ (особо охраняемая природная территория) в районе Южного Урала и непосредственно горы Ямантау создавалась для (ссылка на источник):
Обоснование создания ООПТ и ее значимость:
Организован с целью охраны популяций ценных видов растений: плауна- баранца, брусники, черники, голубики, водяники.
Заказник имеет научное и эталонное значение.

А по итогу имеем мусорную помойку в сердце этого же заповедника




































Как и обычно на горе был встречен тур, в которой была найдена записка от туристической группы 2018 года.


Кроме того на горе установлена памятная табличка, только вот кому ответить я не могу. Сделана вручную, на алюминиевом листе зубилом выбиты даты и текст.


Погуляв с часок на плато горы ловить здесь было уже нечего, нужно было спускаться и подниматься на соседнего брата, а после уходить вновь по курумной реке и возвращаться в мир иной.


Спустившись, я направился по седловине в сторону горы, идя по траве и споткнувшись об трубы спрятанными в траве я увидел. По всей территорию седловины под травой протянуты трубы по которым и в данный момент течет вода, правда сливается она уже в небольшой кратер.





Поднявшись на соседний Ямантау и побегав там минут 30, начал спускаться вниз, беря путь в обратную сторону. Спускаться в сторону ЗАТО я конечно же не посмел, не хотелось укорачивать и так, столь короткую жизнь
Вид на Межгорье, со стороны м.Ямантау

В этом направлении дальнейший путь предстоит

Все как и было, только в обратном направлении, курумник, уральская тайга, малинка, болота, ручьи травы по плечи и спустя 2 часа я стоял под ЛЭПкой, которую вчера я проходил. Присел на пообедать, сварил чаёк, хлебнул и двинул дальше в путь, оставшийся участок вдоль ЛЭП составлял 21 км до ближайшего поселка и мне хотелось бы очнуться от этого сна уже сегодня.




Первые 3-4 км была накатанная дорога, что пошло дальше это был полный трэшмэш, болото…




Болото в перемешку с травой по грудь. Сказать что я был поражен ничего не сказать, эта е**ла продолжалась 1-1.5км за который я очень сильно приуныл. В некоторых местах глубина этой засыхи болотной достигала пояса.

Так что аж приходилось ползать по деревьям, дабы перейти эти участки


После долгожданного выхода из болот показалась изба в сторонке от вновь появившейся тропы , ничего примечательного, шконка, да печка, пару фуфаек и ничего более. На случай непогоды поставили в своё время подумалось мне. Далее пошла натоптанная тропа и вполне обитаемая в нынешнее время.


Вскоре после получасового перехода и поедания малины меня ожидал выход из заповедный зоны, до населенки около 14км, настроение поднялось, я зашагал как ошпаренный, не жалея ног.

Прошагав километра 3, в стороне леса залаяла собака, вышли 2 мужичка пригласили на покушать, ну а тк я был немного голодным, отказываться не стал. Угостили сыром, яйцами, лучком да хлебушком и все это домашнего приготовления. Выпили понемногу, завязался разговор. По итогу это были инспектора шагающие к себе на кордон на рабочую смену, показали удостоверение по форме одетые, на пол пути решили присесть выпить да поесть, а тут я на рисовался.

Штраф мне не выписали только потому что я уже был вне заповедной зоны. Отстав я на часок другой могло бы сложиться всё иначе. Рассказали, что ЗП их составляет 12к, так же пару различных ништяков, как можно 50/50 отмазаться при встрече с ними. Кроме того тех кого ловят именно на горе Ямантау после протокола и общения с ФСБ выезд заграницу будет закрыт (но этому я почему то не поверил) Ну и всяк прочее. Так как в фотографировании они любезно отказали, пришлось фоткать из под тишка когда уже разошлись по разные стороны.

До поселка оставалось 11км, наевшись и напившись, зашагал ускоренным шагом на выход к уму разуму своему…

Проснувшись мне стало интересно, а вышел ли я с маршрута??? Т.к. сон прервался так же как и начался, внезапно, поднявшись на ноги я двинул к навигатору лежавшему на столе. Включив и посмотрев пройденный километраж, я улыбнулся. «Вышел сорванец» — сказав про себя, я направился на лежанку с надеждой, что я смогу вернутся ко сну своему…

И приснится ведь такое…