Славный город Тула-50, Часть первая, автопарк
Сразу уточню- не стоит ломать голову над тем, чем знаменит и славен городок Тула-50. Ибо не знаменит он ничем. Более того, Тула-50, подобно большинству "почтовых ящиков", до недавнего времени была известна лишь узкому кругу лиц. Но в далёкие советские времена кто-то дал комплексу военных объектов на юго-западе Тульской области позывной "Славный". И именно так был назван городок после рассекречивания и расформирования воинской части в 90х годах.
О Туле-50 мне достоверно известно не многое. Сеть пестрит противоречащими друг другу постами от людей, вроде бы там служивших, фотками от тех, кто вроде бы там был, комментами от тех, кто вроде бы знает, что там находилось. Но чётко и определённо сказать об объекте нечего. Версии назначения разнятся от армейского склада всякого хлама, до совместного комплекса подразделения РЭБ (по некоторым сведениям действующего и сейчас) и хранилища ЯБЧ БРДД. На территории Тулы-50 сосуществовало в разные года по меньшей мере шесть различных подразделений. Ходит огромное количество легенд и слухов о масштабной ( до 50 км протяжённостью) сети подземелий, находившихся под тех зоной и позициями одной из В/ч на территории объекта Тула-50. Всё это здесь пересказывать не буду, кому интересно- поройтесь в сети. Единственное, что абсолютно ясно- секретность объекта до 98-99го годов была предельно высокой.
Сейчас всё изменилось, части расформировали, военный городок из "почтового ящика" превратился в посёлок Славный, и на сверхсекретный объект потихоньку начинают попадать посторонние. Решили побывать там и мы.
Классическая армейская бетонка ведёт всё дальше в леса. Погода, ещё час назад солнечная и тёплая, стремительно портится. Берёзовый молодняк вдоль дороги местами вырублен под корень, местами скошен на высоте полутора-двух метров от земли будто гигантской косой. Мрачно, безлюдно. Всплывает в памяти один из первых советских психо-фантастических сериалов "Посредник" Кто смотрел, тот поймёт.
Кстати, местные берёзы с поразительным постоянством упоминаются в комментах служивших на Туле-50 людей. Почему-то в исключительно мрачном контексте.
Но вот и наша цель. На правой обочине- табличка "Славный", прямо по курсу развалины КПП и перетяжка, закреплённая на трубах теплотрассы над дорогой.
Сразу за КПП по левой стороне ворjта со своим КПП. Новенькие, без каких-либо опознавательных знаков и табличек, кроме герба РФ. Перед воротами несколько гражданских машин, за воротами видна уходящая в даль бетонка. Здесь, по некоторым сведениям, находилась тех зона, где располагалось всё самое интересное и секретное на Туле-50. Здесь же, чуть дальше ворот, заканчивалась Ж/Д ветка, по которой подвозились неизвестные грузы. Сейчас от железки остались только редкие шпалы, да следы насыпи и коридор в густых зарослях, уходящий в лес.
Едем дальше, присматриваясь к окружающему лесу. Справа, вдоль дороги, тянется теплотрасса. Периодически попадаются повороты на какие-то лесные дороги, то бетонные, то грунтовые, то вовсе заросшие по пояс густой травой и кустами. Сворачиваем на одну из них, бетонную. Примерно через километр узкая лента выводит к чему-то вроде автодрома. Никаких строений, даже заборов не видать, только два бетонных круга среди леса, соединённых широкой площадкой.
Возвращаемся к центральной трассе и, буквально через 50 метров, видим справа бетонный забор и покосившиеся ворота. За ними просматриваются явно заброшенные строения. Приветственная надпись на воротах:
Не стоит удивляться, ключ действительно в тюрьме. После расформирования часть территории приспособили под колонию (по другим сведениям-две, мужскую и женскую), которая находится чуть дальше по дороге.
Между створками ворот протиснуться не удаётся даже мне, с моими 54мя килограммами, поэтому лезем через щель между расползающимися плитами забора. С первых же шагов становится понятно, куда мы попали. За заборная территория принадлежит автопарку Тулы-50. По обе стороны от дороги расположены здания с автомобильными боксами и мастерскими, всего таких домов оказалось шесть.
Внутри все они практически пусты. Попадаются бутылки, строительный мусор, некондиционные обрезки досок и опилки (видимо, ангары на некоторое время приспосабливали под пилораму).
Впрочем, встречаются и интересности. К примеру, вот этот друг пешехода и автомобилиста, когда-то сиявший зелёным, или красным, а теперь слепой и чёрный
Вытяжной шкаф, использовавшийся в качестве печи, а то и горна (судя по невыгоревшему каменному углю)
Самодельная скамейка
Напоминания водителям и механикам и специфическое местное граффити
За вторым ангаром справа спряталась в кустах электроподстанция, всё оборудование вынесено
Широкие дорожки между зданиями, по которым некогда катались "ГАЗоны", "ЗИЛы", а может и что посерьёзнее, заросли травой и кустами, среди которых иногда довольно трудно пробраться.
В дальней части территории обнаруживаем зону обслуживания.
Заправочная станция. От колонок остались одни фундаменты со шпильками крепления. Возле каждой- люк в подземный топливный резервуар. До сих пор ощутимо тянет солярой.
Пункт техосмотра
Рампы, предположительно для мойки автомобилей(рядом резервуар с водой), но с непонятной табличкой
Напоследок несколько интересности. Загадочная железяка
Агитация. Водитель! Тебе доверены жизни товарищей и сложная техника. Гордись этим доверием и оправдай его!
И малосимпатичная бочка (к счастью пустая), с надписью "Загорается в воде" на пугающе оплавленной этикетке.
Между тем, начинается дождь и мы решаем возвращаться к машине. Грузимся и едем дальше, теперь уже больше с целью беглого осмотра местности. Проезжаем зону, ещё одну территорию, смахивающую на автопарк, действующую пожарную часть. С другой стороны дороги виднеется котельная. Где-то за ней должна быть перегрузочная станция, где составы с военным грузом переходили из ведения железнодорожников под крыло внутреннего железнодорожного и охранного подразделений Тулы-50. Впереди маячит развилка и ещё один указатель "Славный". Рядом- ещё одна внутренняя в/ч Тулы-50. Четырёх-пятиэтажные здания, большинство явно пусто и заброшено, дырявый забор из колючки на !кривых деревянных столбиках!. Однако, снова новенькие зелёные ворота без опознавательных знаков (даже без герба), КПП, машины.
Сам Славный был, судя по всему, некогда довольно уютным местечком. Проезжаем детский сад, несколько пятиэтажек, спортивный центр, ДК. Небольшая администрация. Не типовая, огромная для такого посёлка школа, скверики, поликлиника. Следы подступающего запустения оставляют мрачное впечатление.
Дождь усиливается, поэтому решено не лазать по мокрым кустам в поисках залаза на околюченные территории, а возвращаться в город. Уезжая фоткаемся возле "Славного" указателя. И строим планы на следующую поездку. Сюда надо вернуться, ведь в лесах ещё столько не исследованного!
Благодарю за внимание.
О Туле-50 мне достоверно известно не многое. Сеть пестрит противоречащими друг другу постами от людей, вроде бы там служивших, фотками от тех, кто вроде бы там был, комментами от тех, кто вроде бы знает, что там находилось. Но чётко и определённо сказать об объекте нечего. Версии назначения разнятся от армейского склада всякого хлама, до совместного комплекса подразделения РЭБ (по некоторым сведениям действующего и сейчас) и хранилища ЯБЧ БРДД. На территории Тулы-50 сосуществовало в разные года по меньшей мере шесть различных подразделений. Ходит огромное количество легенд и слухов о масштабной ( до 50 км протяжённостью) сети подземелий, находившихся под тех зоной и позициями одной из В/ч на территории объекта Тула-50. Всё это здесь пересказывать не буду, кому интересно- поройтесь в сети. Единственное, что абсолютно ясно- секретность объекта до 98-99го годов была предельно высокой.
Сейчас всё изменилось, части расформировали, военный городок из "почтового ящика" превратился в посёлок Славный, и на сверхсекретный объект потихоньку начинают попадать посторонние. Решили побывать там и мы.
Классическая армейская бетонка ведёт всё дальше в леса. Погода, ещё час назад солнечная и тёплая, стремительно портится. Берёзовый молодняк вдоль дороги местами вырублен под корень, местами скошен на высоте полутора-двух метров от земли будто гигантской косой. Мрачно, безлюдно. Всплывает в памяти один из первых советских психо-фантастических сериалов "Посредник" Кто смотрел, тот поймёт.
Кстати, местные берёзы с поразительным постоянством упоминаются в комментах служивших на Туле-50 людей. Почему-то в исключительно мрачном контексте.
Но вот и наша цель. На правой обочине- табличка "Славный", прямо по курсу развалины КПП и перетяжка, закреплённая на трубах теплотрассы над дорогой.
Сразу за КПП по левой стороне ворjта со своим КПП. Новенькие, без каких-либо опознавательных знаков и табличек, кроме герба РФ. Перед воротами несколько гражданских машин, за воротами видна уходящая в даль бетонка. Здесь, по некоторым сведениям, находилась тех зона, где располагалось всё самое интересное и секретное на Туле-50. Здесь же, чуть дальше ворот, заканчивалась Ж/Д ветка, по которой подвозились неизвестные грузы. Сейчас от железки остались только редкие шпалы, да следы насыпи и коридор в густых зарослях, уходящий в лес.
Едем дальше, присматриваясь к окружающему лесу. Справа, вдоль дороги, тянется теплотрасса. Периодически попадаются повороты на какие-то лесные дороги, то бетонные, то грунтовые, то вовсе заросшие по пояс густой травой и кустами. Сворачиваем на одну из них, бетонную. Примерно через километр узкая лента выводит к чему-то вроде автодрома. Никаких строений, даже заборов не видать, только два бетонных круга среди леса, соединённых широкой площадкой.
Возвращаемся к центральной трассе и, буквально через 50 метров, видим справа бетонный забор и покосившиеся ворота. За ними просматриваются явно заброшенные строения. Приветственная надпись на воротах:
Не стоит удивляться, ключ действительно в тюрьме. После расформирования часть территории приспособили под колонию (по другим сведениям-две, мужскую и женскую), которая находится чуть дальше по дороге.
Между створками ворот протиснуться не удаётся даже мне, с моими 54мя килограммами, поэтому лезем через щель между расползающимися плитами забора. С первых же шагов становится понятно, куда мы попали. За заборная территория принадлежит автопарку Тулы-50. По обе стороны от дороги расположены здания с автомобильными боксами и мастерскими, всего таких домов оказалось шесть.
Внутри все они практически пусты. Попадаются бутылки, строительный мусор, некондиционные обрезки досок и опилки (видимо, ангары на некоторое время приспосабливали под пилораму).
Впрочем, встречаются и интересности. К примеру, вот этот друг пешехода и автомобилиста, когда-то сиявший зелёным, или красным, а теперь слепой и чёрный
Вытяжной шкаф, использовавшийся в качестве печи, а то и горна (судя по невыгоревшему каменному углю)
Самодельная скамейка
Напоминания водителям и механикам и специфическое местное граффити
За вторым ангаром справа спряталась в кустах электроподстанция, всё оборудование вынесено
Широкие дорожки между зданиями, по которым некогда катались "ГАЗоны", "ЗИЛы", а может и что посерьёзнее, заросли травой и кустами, среди которых иногда довольно трудно пробраться.
В дальней части территории обнаруживаем зону обслуживания.
Заправочная станция. От колонок остались одни фундаменты со шпильками крепления. Возле каждой- люк в подземный топливный резервуар. До сих пор ощутимо тянет солярой.
Пункт техосмотра
Рампы, предположительно для мойки автомобилей(рядом резервуар с водой), но с непонятной табличкой
Напоследок несколько интересности. Загадочная железяка
Агитация. Водитель! Тебе доверены жизни товарищей и сложная техника. Гордись этим доверием и оправдай его!
И малосимпатичная бочка (к счастью пустая), с надписью "Загорается в воде" на пугающе оплавленной этикетке.
Между тем, начинается дождь и мы решаем возвращаться к машине. Грузимся и едем дальше, теперь уже больше с целью беглого осмотра местности. Проезжаем зону, ещё одну территорию, смахивающую на автопарк, действующую пожарную часть. С другой стороны дороги виднеется котельная. Где-то за ней должна быть перегрузочная станция, где составы с военным грузом переходили из ведения железнодорожников под крыло внутреннего железнодорожного и охранного подразделений Тулы-50. Впереди маячит развилка и ещё один указатель "Славный". Рядом- ещё одна внутренняя в/ч Тулы-50. Четырёх-пятиэтажные здания, большинство явно пусто и заброшено, дырявый забор из колючки на !кривых деревянных столбиках!. Однако, снова новенькие зелёные ворота без опознавательных знаков (даже без герба), КПП, машины.
Сам Славный был, судя по всему, некогда довольно уютным местечком. Проезжаем детский сад, несколько пятиэтажек, спортивный центр, ДК. Небольшая администрация. Не типовая, огромная для такого посёлка школа, скверики, поликлиника. Следы подступающего запустения оставляют мрачное впечатление.
Дождь усиливается, поэтому решено не лазать по мокрым кустам в поисках залаза на околюченные территории, а возвращаться в город. Уезжая фоткаемся возле "Славного" указателя. И строим планы на следующую поездку. Сюда надо вернуться, ведь в лесах ещё столько не исследованного!
Благодарю за внимание.
Комментарии - всего 31