Завод имени Лихачева, наши дни

Заводы 24-фев, 2012 Рядовой 26 724 7 Ошибка

Завод имени Лихачева когда-то был одним из самых интригующих предприятий страны. Именно там на протяжении многих десятилетий выпускали автомобили для высших чинов государства. В чем секрет лимузинов ЗиЛ и что ждет их в будущем?

 

Завод имени Лихачева, наши дни

 

Серийное производство лимузинов ЗиЛ прекратилось еще в 1999 году. Да и что значит серийное, массовыми эти машины не были никогда, каждая из них индивидуальна, так как собрана исключительно руками. В советское время за год специальный цех завода имени Лихачева выпускал около 25 автомобилей.

С началом двухтысячных надобность в лимузинах ЗиЛ отпала, так как глава государства и его приближенные пересели на немецкие Mercedes. Мода на все западное быстро захлестнула страну, долго находившуюся в изоляции от европейских инноваций. И свои разработки тут же оказались неактуальными.

 

Завод имени Лихачева, наши дни

 

Но цех не стоял без работы. Людям нужно было получать зарплату и те, кто в свое время собирал лимузины для Горбачева и Брежнева, производили эвакуаторы, штабные автобусы и другую спецтехнику. С 2007 года производство лимузинов возобновилось, правда, не в том количестве, как ранее. Мастера ремонтируют модели, выпущенные ранее, восстанавливают совсем старые и поврежденные образцы. Последние пять лет ЗиЛ выпускает свои премиальные автомобили модели 41047 в количестве 5-7 штук в год исключительно для частных коллекционеров.

 

Завод имени Лихачева, наши дни

 

Этот старый бронированный лимузин со следами от пуль на стеклах и корпусе находится на реконструкции, после ремонта автомобиль будет как новый.

А коллекционировать есть что. Лимузины и кабриолеты ЗиЛ уникальны в своем роде. Кузов и шасси этих автомобилей собираются вручную. Техники в буквальном смысле слова вытачивают на деревянных панелях все кузовные части 3,5-тонного (!) автомобиля. Это вам не заводской робот, штампующий крылья и арки забугорных «мерседесов». Здесь на каждом сантиметре эксклюзив.

Начинка автомобилей до сих пор впечатляет. Лимузины ЗиЛ оснащают 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 315 л.с. с крутящим моментом в 600 Нм. Расход топлива машины с таким силовым агрегатом достигает 30-40 литров на 100 км. Эти тяжеленные лимузины имеют цельный кузов и дублирующие системы зажигания и тормозов. Инженеры верят, что их автомобиль разгонится до 200 км/ч.

Низкий центр тяжести не дает перевернуть лимузин ни при каких условиях. Машина стоит на своих четырех колесах надежнее любого спорткара. Строительство одного такого экземпляра обходится цеху в 100-150 тысяч долларов. Ценник для покупателей-коллекционеров больше, правда, туда входят и личные пожелания клиента, например, по поводу отделки. В среднем это 250 тысяч долларов за готовую модель. Стоимость, скажем прямо, откровенно завышена. Сотрудники ЗиЛа, к слову, не смогли объяснить, как формируется цена автомобиля, о ней руководство завода лично договаривается с клиентами.

 

Завод имени Лихачева, наши дни

 

Прогуливаясь по цеху завода, невольно окунаешься в прошлое — доброе, светлое, советское. Глядя на людей, которые работают на ЗиЛе становится понятно, что собрать лимузин для них больше, чем работа.

Когда смотришь на эту шестиметровую махину сложно представить, что все это дело рук человеческих. Зато сразу окунаешься в далекое прошлое, впрочем, то же чувство испытываешь и находясь в цеху завода. Кажется, что за 60 лет здесь ничего не поменялось, даже люди. Эти мастера, когда-то имевшие высокий оклад и престижную работу, сейчас стараются просто не дать кануть в лету делу всей своей жизни. Работа по восемь часов в три смены на заводе сейчас оплачивается в среднем в 25 тысяч рублей.

До остановки заказов на лимузины из Кремля, в премиальном цеху ЗиЛа работало 800 человек. Сейчас эта цифра куда скромнее – 172 человека, но остались тут самые верные и стойкие, многие из которых проработали на сборке лимузинов для глав государства всю сознательную жизнь. Когда-то вход на территорию премиального цеха был закрыт даже для руководителей завода. Посмотреть на сборку секретных бронированных лимузинов с самой современной электроникой можно было, только получив специальный пропуск в КГБ.

 

Завод имени Лихачева, наши дни

 

Этот мастер занимается уникальной работой, он собирает кабриолет (не поверите) в воздухе! На платформе устанавливается днище и машина выстраивается по направлению вверх. Техник строго следует инструкциям и размерам, выверяя нужные цифры на линейках. Таких специалистов в мире больше нет, собственно как и способов работы. Уникальность метода — ручная сборка.

1 2 3