Завод имени Лихачева, наши дни
Завод имени Лихачева когда-то был одним из самых интригующих предприятий страны. Именно там на протяжении многих десятилетий выпускали автомобили для высших чинов государства. В чем секрет лимузинов ЗиЛ и что ждет их в будущем?
Серийное производство лимузинов ЗиЛ прекратилось еще в 1999 году. Да и что значит серийное, массовыми эти машины не были никогда, каждая из них индивидуальна, так как собрана исключительно руками. В советское время за год специальный цех завода имени Лихачева выпускал около 25 автомобилей.
С началом двухтысячных надобность в лимузинах ЗиЛ отпала, так как глава государства и его приближенные пересели на немецкие Mercedes. Мода на все западное быстро захлестнула страну, долго находившуюся в изоляции от европейских инноваций. И свои разработки тут же оказались неактуальными.
Но цех не стоял без работы. Людям нужно было получать зарплату и те, кто в свое время собирал лимузины для Горбачева и Брежнева, производили эвакуаторы, штабные автобусы и другую спецтехнику. С 2007 года производство лимузинов возобновилось, правда, не в том количестве, как ранее. Мастера ремонтируют модели, выпущенные ранее, восстанавливают совсем старые и поврежденные образцы. Последние пять лет ЗиЛ выпускает свои премиальные автомобили модели 41047 в количестве 5-7 штук в год исключительно для частных коллекционеров.
Этот старый бронированный лимузин со следами от пуль на стеклах и корпусе находится на реконструкции, после ремонта автомобиль будет как новый.
А коллекционировать есть что. Лимузины и кабриолеты ЗиЛ уникальны в своем роде. Кузов и шасси этих автомобилей собираются вручную. Техники в буквальном смысле слова вытачивают на деревянных панелях все кузовные части 3,5-тонного (!) автомобиля. Это вам не заводской робот, штампующий крылья и арки забугорных «мерседесов». Здесь на каждом сантиметре эксклюзив.
Начинка автомобилей до сих пор впечатляет. Лимузины ЗиЛ оснащают 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 315 л.с. с крутящим моментом в 600 Нм. Расход топлива машины с таким силовым агрегатом достигает 30-40 литров на 100 км. Эти тяжеленные лимузины имеют цельный кузов и дублирующие системы зажигания и тормозов. Инженеры верят, что их автомобиль разгонится до 200 км/ч.
Низкий центр тяжести не дает перевернуть лимузин ни при каких условиях. Машина стоит на своих четырех колесах надежнее любого спорткара. Строительство одного такого экземпляра обходится цеху в 100-150 тысяч долларов. Ценник для покупателей-коллекционеров больше, правда, туда входят и личные пожелания клиента, например, по поводу отделки. В среднем это 250 тысяч долларов за готовую модель. Стоимость, скажем прямо, откровенно завышена. Сотрудники ЗиЛа, к слову, не смогли объяснить, как формируется цена автомобиля, о ней руководство завода лично договаривается с клиентами.
Прогуливаясь по цеху завода, невольно окунаешься в прошлое — доброе, светлое, советское. Глядя на людей, которые работают на ЗиЛе становится понятно, что собрать лимузин для них больше, чем работа.
Когда смотришь на эту шестиметровую махину сложно представить, что все это дело рук человеческих. Зато сразу окунаешься в далекое прошлое, впрочем, то же чувство испытываешь и находясь в цеху завода. Кажется, что за 60 лет здесь ничего не поменялось, даже люди. Эти мастера, когда-то имевшие высокий оклад и престижную работу, сейчас стараются просто не дать кануть в лету делу всей своей жизни. Работа по восемь часов в три смены на заводе сейчас оплачивается в среднем в 25 тысяч рублей.
До остановки заказов на лимузины из Кремля, в премиальном цеху ЗиЛа работало 800 человек. Сейчас эта цифра куда скромнее – 172 человека, но остались тут самые верные и стойкие, многие из которых проработали на сборке лимузинов для глав государства всю сознательную жизнь. Когда-то вход на территорию премиального цеха был закрыт даже для руководителей завода. Посмотреть на сборку секретных бронированных лимузинов с самой современной электроникой можно было, только получив специальный пропуск в КГБ.
Этот мастер занимается уникальной работой, он собирает кабриолет (не поверите) в воздухе! На платформе устанавливается днище и машина выстраивается по направлению вверх. Техник строго следует инструкциям и размерам, выверяя нужные цифры на линейках. Таких специалистов в мире больше нет, собственно как и способов работы. Уникальность метода — ручная сборка.
Последний раз цех по производству оригинальных и специальных автомобилей сконструировал новую модель в 2010 году. Как рассказывает директор производства Михаил Саттаров, четыре автомобиля, включая кабриолет, были сделаны специально для Парада Победы. Однако правительством, а конкретно министерством обороны были выбраны другие машины, и ЗиЛовские новинки остались на заводе. Вместо них по Красной площади проехали поставленные на американские шасси Chevrolet Suburban 10-летние лимузины ЗиЛ-41041АМГ, собранные компанией «Атлант Дельта», принадлежащей Олегу Дерипаске. При этом на каждом из них стоял значок ЗиЛ, хотя к заводу они не имели почти никакого отношения. А ЗиЛ терпеливо ждал, когда контролирующие органы дадут добро на тесты и все-таки надеялся показать миру свои машины, но этого не произошло.
Работники цеха, участвующие в проекте, вспоминают об этой истории с горечью и сожалением. Совершенно очевидно, что сборка лимузинов ЗиЛ для них не просто любимая работа, а самое важное дело в жизни.
Новые машины получились непростые. «От нас никто не ожидал, не верили, что мы сможем так быстро построить новые автомобили, хорошие автомобили. Мы оснастили лимузины электроуправляемым впрыском топлива. Внешность подправили в дизайн-ателье Cardi. Складной верх для кабриолета был куплен у немцев. Словом, все было готово, но нам не дали даже протестировать машины на полигоне», — рассказывают инженеры завода.
Этот лимузин должен был бороздить брусчатку Красной площади, но не сложилось. Теперь автомобиль ждет своего нового владельца прямо в заводском цеху.
После парада из трех новинок одна была продана в частную коллекцию в Украине, другие две все еще ждут своих владельцев. Стоимость этих экземпляров значительно выше обычной цены лимузина ЗиЛ, ведь данные машины — не серийные, первые и единственные в своем экземпляре, тем более стилизованы для Парада Победы, эти модели имеют ценник в 360 тысяч долларов.
А теперь самое интересное. Не секрет, что в последнее время в прессе стала часто появляться информация о новых разработках, которые ЗиЛ якобы готовит для российских чиновников. То эскизы дизайнера Саакяна, то другие непонятные рисунки нового лимузина. Самые смелые заявления говорили о том, что ЗиЛ вот-вот представит совершенно новый автомобиль для президента. «Официальные рисунки дизайнера Саакяна мы видели, они нам понравились. С этими эскизами можно было бы работать. Все остальные рисунки – это просто блеф со взятыми за основу 47-ми моделями лимузина ЗиЛ, к которым завод не имеет никакого отношения», — рассказал директор производства оригинальных и специальных автомобилей ЗиЛ Михаил Саттаров.
Вот на таких деревянных панелях формуют корпус будущего лимузина, все работы производится вручную.
Правда, специалист намекнул, что кое-какие собственные разработки у цеха имеются, однако распространяться об этом рано. Если верить слухам, сперва новый автомобиль, который по некоторым данным уже почти готов, будет продемонстрирован таинственному высокопоставленному чиновнику, для которого он и был сделан, произойдет это примерно в конце февраля. и уже возможно потом информация и фотоснимки новинки появятся в прессе. Из того, что уже известно – лимузин строился пять лет и, скорее всего, он получит импортный современный двигатель и коробку передач. Новый опытный образец сделан на основе длинной машины, но имеет еще большие габариты, а также оснащен всеми последними техническими новшествами. Некоторые источники также сообщают, что первые экземпляры будут бронированными, вес каждой машины составит не меньше 5 тонн. Есть информация и о том, что в будущем могут появиться и аналогичные седаны с укороченной базой.
В связи с этим, любопытно выглядит информация, которую распространяет Управление по делам президента. Пресс-секретарь ведомства Виктор Хреков на днях заявил, что управделами до сих пор не получило от ЗиЛа «никаких внятных предложений по автомобилю для первых лиц государства». Ранее глава ведомства Владимир Кожин сообщал, что Управление по делам президента детально занимается вопросом разработки отечественного автомобиля для президента с автозаводом ЗиЛ. Так или иначе, данная тема регулярно всплывает, но до конкретных деталей пока так и не дошло. Главное, что удалось выяснить у представителей завода, так это то, что предприятие готово создавать и производить машины для чиновников, и преданные своему делу мастера ждут только госотмашки.
Честно говоря, довольно сложно представить себе серийное производство лимузинов ЗиЛ, да и сами слесари в это утверждение не верят, считая, что данные автомобили не созданы для масс.
Но своего дизайнерского бюро у ЗиЛа нет, молодые специалисты из-за невысоких зарплат на заводе не задерживаются. Хотя зиловцы, в случае необходимости, обещают поднять все ресурсы и уверяют, что им хватит сил на полноценную работу. «Мы готовы и хотим делать новые и современные машины под узнаваемым в мире уникальным брендом ЗиЛ. Мы ждем заказов от ФСО, от других чиновничьих структур. Ведь лимузины ЗиЛ — это не «Бентли», «Мазерати» или «Роллс-Ройс», таких машин единицы. 90% от всего, что есть в лимузине с шильдиком ЗиЛ — российского производства, и только 10% — какие-то мелкие иностранные детали. В будущем мы планируем возродить и 110-ю модель, которая обязательно придется по вкусу частным коллекционерам. Все главы передовых государств имеют свои собственные автомобили. Россия не должна быть исключением. И мы готовы выполнить такое поручение, если оно поступит», — резюмировал Саттаров.
И действительно, британская королева Елизавета ездит на «Роллс-Ройсе», американский президент передвигается на Cadillac, даже китайское руководство сделало выбор в пользу отечественного автопрома. Российские правители больше пятидесяти лет пользовалось бронированными лимузинами автозавода имени Лихачева. Может быть, настало время вернуть традицию, а заодно помочь ЗиЛу. Ведь совершенно очевидно, что без современных технологий и финансовых вливаний история завода, а с ним и премиального цеха российских лимузинов обречена на провал.
Серийное производство лимузинов ЗиЛ прекратилось еще в 1999 году. Да и что значит серийное, массовыми эти машины не были никогда, каждая из них индивидуальна, так как собрана исключительно руками. В советское время за год специальный цех завода имени Лихачева выпускал около 25 автомобилей.
С началом двухтысячных надобность в лимузинах ЗиЛ отпала, так как глава государства и его приближенные пересели на немецкие Mercedes. Мода на все западное быстро захлестнула страну, долго находившуюся в изоляции от европейских инноваций. И свои разработки тут же оказались неактуальными.
Но цех не стоял без работы. Людям нужно было получать зарплату и те, кто в свое время собирал лимузины для Горбачева и Брежнева, производили эвакуаторы, штабные автобусы и другую спецтехнику. С 2007 года производство лимузинов возобновилось, правда, не в том количестве, как ранее. Мастера ремонтируют модели, выпущенные ранее, восстанавливают совсем старые и поврежденные образцы. Последние пять лет ЗиЛ выпускает свои премиальные автомобили модели 41047 в количестве 5-7 штук в год исключительно для частных коллекционеров.
Этот старый бронированный лимузин со следами от пуль на стеклах и корпусе находится на реконструкции, после ремонта автомобиль будет как новый.
А коллекционировать есть что. Лимузины и кабриолеты ЗиЛ уникальны в своем роде. Кузов и шасси этих автомобилей собираются вручную. Техники в буквальном смысле слова вытачивают на деревянных панелях все кузовные части 3,5-тонного (!) автомобиля. Это вам не заводской робот, штампующий крылья и арки забугорных «мерседесов». Здесь на каждом сантиметре эксклюзив.
Начинка автомобилей до сих пор впечатляет. Лимузины ЗиЛ оснащают 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 315 л.с. с крутящим моментом в 600 Нм. Расход топлива машины с таким силовым агрегатом достигает 30-40 литров на 100 км. Эти тяжеленные лимузины имеют цельный кузов и дублирующие системы зажигания и тормозов. Инженеры верят, что их автомобиль разгонится до 200 км/ч.
Низкий центр тяжести не дает перевернуть лимузин ни при каких условиях. Машина стоит на своих четырех колесах надежнее любого спорткара. Строительство одного такого экземпляра обходится цеху в 100-150 тысяч долларов. Ценник для покупателей-коллекционеров больше, правда, туда входят и личные пожелания клиента, например, по поводу отделки. В среднем это 250 тысяч долларов за готовую модель. Стоимость, скажем прямо, откровенно завышена. Сотрудники ЗиЛа, к слову, не смогли объяснить, как формируется цена автомобиля, о ней руководство завода лично договаривается с клиентами.
Прогуливаясь по цеху завода, невольно окунаешься в прошлое — доброе, светлое, советское. Глядя на людей, которые работают на ЗиЛе становится понятно, что собрать лимузин для них больше, чем работа.
Когда смотришь на эту шестиметровую махину сложно представить, что все это дело рук человеческих. Зато сразу окунаешься в далекое прошлое, впрочем, то же чувство испытываешь и находясь в цеху завода. Кажется, что за 60 лет здесь ничего не поменялось, даже люди. Эти мастера, когда-то имевшие высокий оклад и престижную работу, сейчас стараются просто не дать кануть в лету делу всей своей жизни. Работа по восемь часов в три смены на заводе сейчас оплачивается в среднем в 25 тысяч рублей.
До остановки заказов на лимузины из Кремля, в премиальном цеху ЗиЛа работало 800 человек. Сейчас эта цифра куда скромнее – 172 человека, но остались тут самые верные и стойкие, многие из которых проработали на сборке лимузинов для глав государства всю сознательную жизнь. Когда-то вход на территорию премиального цеха был закрыт даже для руководителей завода. Посмотреть на сборку секретных бронированных лимузинов с самой современной электроникой можно было, только получив специальный пропуск в КГБ.
Этот мастер занимается уникальной работой, он собирает кабриолет (не поверите) в воздухе! На платформе устанавливается днище и машина выстраивается по направлению вверх. Техник строго следует инструкциям и размерам, выверяя нужные цифры на линейках. Таких специалистов в мире больше нет, собственно как и способов работы. Уникальность метода — ручная сборка.
Последний раз цех по производству оригинальных и специальных автомобилей сконструировал новую модель в 2010 году. Как рассказывает директор производства Михаил Саттаров, четыре автомобиля, включая кабриолет, были сделаны специально для Парада Победы. Однако правительством, а конкретно министерством обороны были выбраны другие машины, и ЗиЛовские новинки остались на заводе. Вместо них по Красной площади проехали поставленные на американские шасси Chevrolet Suburban 10-летние лимузины ЗиЛ-41041АМГ, собранные компанией «Атлант Дельта», принадлежащей Олегу Дерипаске. При этом на каждом из них стоял значок ЗиЛ, хотя к заводу они не имели почти никакого отношения. А ЗиЛ терпеливо ждал, когда контролирующие органы дадут добро на тесты и все-таки надеялся показать миру свои машины, но этого не произошло.
Работники цеха, участвующие в проекте, вспоминают об этой истории с горечью и сожалением. Совершенно очевидно, что сборка лимузинов ЗиЛ для них не просто любимая работа, а самое важное дело в жизни.
Новые машины получились непростые. «От нас никто не ожидал, не верили, что мы сможем так быстро построить новые автомобили, хорошие автомобили. Мы оснастили лимузины электроуправляемым впрыском топлива. Внешность подправили в дизайн-ателье Cardi. Складной верх для кабриолета был куплен у немцев. Словом, все было готово, но нам не дали даже протестировать машины на полигоне», — рассказывают инженеры завода.
Этот лимузин должен был бороздить брусчатку Красной площади, но не сложилось. Теперь автомобиль ждет своего нового владельца прямо в заводском цеху.
После парада из трех новинок одна была продана в частную коллекцию в Украине, другие две все еще ждут своих владельцев. Стоимость этих экземпляров значительно выше обычной цены лимузина ЗиЛ, ведь данные машины — не серийные, первые и единственные в своем экземпляре, тем более стилизованы для Парада Победы, эти модели имеют ценник в 360 тысяч долларов.
А теперь самое интересное. Не секрет, что в последнее время в прессе стала часто появляться информация о новых разработках, которые ЗиЛ якобы готовит для российских чиновников. То эскизы дизайнера Саакяна, то другие непонятные рисунки нового лимузина. Самые смелые заявления говорили о том, что ЗиЛ вот-вот представит совершенно новый автомобиль для президента. «Официальные рисунки дизайнера Саакяна мы видели, они нам понравились. С этими эскизами можно было бы работать. Все остальные рисунки – это просто блеф со взятыми за основу 47-ми моделями лимузина ЗиЛ, к которым завод не имеет никакого отношения», — рассказал директор производства оригинальных и специальных автомобилей ЗиЛ Михаил Саттаров.
Вот на таких деревянных панелях формуют корпус будущего лимузина, все работы производится вручную.
Правда, специалист намекнул, что кое-какие собственные разработки у цеха имеются, однако распространяться об этом рано. Если верить слухам, сперва новый автомобиль, который по некоторым данным уже почти готов, будет продемонстрирован таинственному высокопоставленному чиновнику, для которого он и был сделан, произойдет это примерно в конце февраля. и уже возможно потом информация и фотоснимки новинки появятся в прессе. Из того, что уже известно – лимузин строился пять лет и, скорее всего, он получит импортный современный двигатель и коробку передач. Новый опытный образец сделан на основе длинной машины, но имеет еще большие габариты, а также оснащен всеми последними техническими новшествами. Некоторые источники также сообщают, что первые экземпляры будут бронированными, вес каждой машины составит не меньше 5 тонн. Есть информация и о том, что в будущем могут появиться и аналогичные седаны с укороченной базой.
В связи с этим, любопытно выглядит информация, которую распространяет Управление по делам президента. Пресс-секретарь ведомства Виктор Хреков на днях заявил, что управделами до сих пор не получило от ЗиЛа «никаких внятных предложений по автомобилю для первых лиц государства». Ранее глава ведомства Владимир Кожин сообщал, что Управление по делам президента детально занимается вопросом разработки отечественного автомобиля для президента с автозаводом ЗиЛ. Так или иначе, данная тема регулярно всплывает, но до конкретных деталей пока так и не дошло. Главное, что удалось выяснить у представителей завода, так это то, что предприятие готово создавать и производить машины для чиновников, и преданные своему делу мастера ждут только госотмашки.
Честно говоря, довольно сложно представить себе серийное производство лимузинов ЗиЛ, да и сами слесари в это утверждение не верят, считая, что данные автомобили не созданы для масс.
Но своего дизайнерского бюро у ЗиЛа нет, молодые специалисты из-за невысоких зарплат на заводе не задерживаются. Хотя зиловцы, в случае необходимости, обещают поднять все ресурсы и уверяют, что им хватит сил на полноценную работу. «Мы готовы и хотим делать новые и современные машины под узнаваемым в мире уникальным брендом ЗиЛ. Мы ждем заказов от ФСО, от других чиновничьих структур. Ведь лимузины ЗиЛ — это не «Бентли», «Мазерати» или «Роллс-Ройс», таких машин единицы. 90% от всего, что есть в лимузине с шильдиком ЗиЛ — российского производства, и только 10% — какие-то мелкие иностранные детали. В будущем мы планируем возродить и 110-ю модель, которая обязательно придется по вкусу частным коллекционерам. Все главы передовых государств имеют свои собственные автомобили. Россия не должна быть исключением. И мы готовы выполнить такое поручение, если оно поступит», — резюмировал Саттаров.
И действительно, британская королева Елизавета ездит на «Роллс-Ройсе», американский президент передвигается на Cadillac, даже китайское руководство сделало выбор в пользу отечественного автопрома. Российские правители больше пятидесяти лет пользовалось бронированными лимузинами автозавода имени Лихачева. Может быть, настало время вернуть традицию, а заодно помочь ЗиЛу. Ведь совершенно очевидно, что без современных технологий и финансовых вливаний история завода, а с ним и премиального цеха российских лимузинов обречена на провал.
Комментарии - всего 7