Чепецкая узкоколейная железная дорога, Пермский край

Живое 13-май, 2012 nemo 33 508 2
В октябре 2009 года была посещена Чепецкая узкоколейная железная — вторая и последняя сохранившаяся
узкоколейная железная дорога системы исполнения наказаний на территории Пермского края
(бывшей Пермской области), возможно, одна из двух сохранившихся узкоколейных железных дорог
Пермского края. Чепецкая узкоколейная железная географически близка Пильвенской
узкоколейной железной дороге и имеет с ней много общего. Во всех отношениях это
«младший брат» Пильвенской узкоколейной железной дороги, её «облегчённая версия». 

 

Карта масштаба 1:1 000 000 (в оригинале был обозначен только южный
участок узкоколейной железной дороги).

Выезжаю из Перми в Кизел на одном из своих любимых электропоездов — ЭР2Т-7229.
Это один из двух электропоездов Норильской железной дороги, который был вывезен
на основную железнодорожную сеть России и продолжает перевозить пассажиров, хотя и
далеко от Норильска. ЭР2Т-7229, как и второй норильский электропоезд ЭР2Т-7228
(ссылка), не подвергался капремонту, и, вероятно,
внешне мало отличается от «норильских» времён своей истории.

Время в пути до Кизела — 4 часа 45 минут (расстояние 179 км).
В Кизеле — менее двух часов на пересадку на электропоезд, следующий до
Калийной (согласно расписаниям, вывешенным на станциях — до станции Шиши, ныне скрывающейся
под невзрачным «псевдонимом» Березники-Сортировочные, хотя к Березникам это место
не имеет никакого отношения).
Движение поездов с пассажирами на 10-километровом перегоне Калийная — Березники,
с 2006 года прекращено из-за провала (ссылка).
В настоящее время близится к завершению строительство обходной ветви Яйва — Соликамск,
оставляющей город Березники далеко в стороне. Как будет осуществляться пассажирское движение
после её открытия — неясно (скорее всего, поезда будут прибывать в Березники с севера,
город из транзитного пункта железнодорожного сообщения станет тупиковым).

На станции Шиши САВПЭ объявляет о прибытии на конечный пункт. Некоторые пассажиры
(либо оказавшиеся здесь впервые, либо склонные к трате лишних денег) здесь выходят
и направляются к автобусу, который доставляет пассажиров в город Березники за 50 рублей.
Автобус пущен специально для перевозки пассажиров поездов, однако железнодорожные билеты
и льготы в нём не действуют.

Большинство пассажиров электропоезда остаются в вагоне. Маневровым порядком электропоезд следует
ещё 5 км — до станции Калийная, которая является фактическим крайним пунктом пригородного
движения на линии (хотя в расписаниях это не отражено). Толпа пассажиров «растекается»
по грязной промзоне и через 5-7 минут наполняет автобусную остановку «БПКРУ-2». До города
отсюда около 10 км, часто курсируют городские автобусы по стандартной городской цене
10 рублей (заметная разница по сравнению с проездом от Шишей). В 1970-х годах
на БПКРУ-2 была и пригородная троллейбусная линия (ссылка1,
ссылка2 )

Дальнейший путь от Березников до Чепца не представляет интереса, так как не связан
с железной дорогой. Общественным транспортом до посёлка Чепец добраться нельзя -
«автобус» (реально — ГАЗель) из Чердыни следует только до села Бондюг, откуда
до Чепца остаётся около 30 километров. Как я узнал позже, один из жителей Чепца
организовал перевозку пассажиров на микроавтобусе УАЗ («буханка»), выезжает
из Чепца в 7:00, из Чердыни — вечером, стоимость проезда 250 рублей.
Но на автостанции в Чердыни об этой перевозке ничего не сказано, данная
перевозка рассчитана не на приезжих, а на жителей Чепца, поэтому уехать из
Чердыни затруднительно — хотя бы потому, что неясен пункт отправления.

Автодорога Бондюг — Чепец появилась в 1990-х годах. До этого попасть
в Чепец можно было только самолётом, как и во многие другие населённые пункты региона.
Количество местных авиалиний в Пермском крае (бывшей Пермской области) сократилось
с многих десятков до нуля в настоящее время.

Дорога на Чепец хорошая, проехать по ней можно даже на обычном легковом автомобиле.
Единственный недостаток — отсутствие капитального моста через реку Южная Кельтма
(есть понтонный мост). Весной, в период разлива реки, понтонный мост убирается,
в это время посёлок Чепец становится отрезан от внешнего мира.

Часть пути от Бондюга до Чепца меня подвёз на автомобиле «Нива» житель посёлка Ольховка.
В Ольховке находится колония-поселение. Место это крайне отдалённое даже по сравнению с
Чепцом. Автомобильной дороги до Ольховки нет, зимник действует только 3-4 месяца.
Добираются в Ольховку следующим образом: на автомобиле до 23-го километра реки Южная
Кельтма (отсчёт от устья), где построены гаражи, далее на моторной лодке или катере. Продукты
питания завозятся на катере, который в силу особенностей конструкции (водомётный)
перестаёт ходить после первых заморозков, когда по реке начинает идти лёд. Когда
река покрывается первым льдом, попасть в Ольховку нельзя ни по воде, ни на автомобиле.
Теоретически, можно попасть пешком, но это опасно для жизни — придётся несколько раз
преодолевать вброд реки с ледяной водой. Мобильной связи в Ольховке нет (как и в Чепце).

У моста через Южную Кельтму находится КПП посёлка Чепец, на котором дежурный из
числа осуждённых останавливает все автомобили и записывает их номера. Однако доступ
в посёлок не ограничен. Сюда нередко приезжают на рыбалку и охоту из Березников и Соликамска.

Чепецкая узкоколейная железная дорога (не следует путать её с другой, ныне разобранной
Чепецкой узкоколейной железной дорогой, находившейся в Кировской области — ссылка ),
как оказалось, ещё действует. На ней осуществляется вывоз леса, в отличие от Пильвенской узкоколейной
железной дороги. Главная станция узкоколейной железной дороги называется Озёрная и находится
в пределах посёлка Чепец. Вывезенный лес перегружается на автомобили. Прибрежный нижний
склад давно разрушен.

Чепецкая узкоколейная железная дорога была проезжена от Озёрной до 38 км и пройдена
пешком до Чепечанки (46 км). Сейчас магистраль заканчивается у километрового знака 43/44 км,
в 2 км от Чепечанки. Демонтаж пути продолжается (предполагается разобрать до 28 км).
Вывозка леса — с 27 км. В формально уже несуществующем посёлке Чепечанка остаются
два последних жителя.

Места, по которым пролегает узкоколейная железная дорога, разительно отличаются от
«цивилизованной» части страны. Избыток общения с заключёнными и «ментами» (сотрудниками ФСИН)
здесь «достаёт». Отношение в целом хорошее, но необходимо терпеть лагерную атмосферу со всеми
её известными особенностями. Бытовые условия дикие — например, привычном делом там является
поедание собачатины. Все вольные жители Чепца имеют охотничьи ружья, и в сочетании с алкоголизмом
это может иметь опасные последствия.

 
На пути к станции "Озерная"
 
Далее: Диспетчерская на станции озерная 


 
Ликвидация «забура» (схода с рельсов).

 
Мост через реку Тимшор.

 
Жилой вагон на разъезде 23 км.

 
Группа работников в лесу.  

 
Жилые вагоны на разъезде 38 км (2-я Глубинная). Здесь живут «разбиральщики».

 
44 километр. Здесь узкоколейная железная дорога заканчивается.  

 
44 километр. Дрезина последнего жителя Чепечанки. 

 
44 километр. Вид в сторону Озёрной.

 
Разрушенная станция Чепечанка. Вид в сторону Озёрной. Справа — здание ДС. 

 
27 километр. Погрузка леса. 



Подвижной состав узкоколейной железной дороги: ТУ8-0520 и ТУ8-0530 (под сомнением — цифра нанесена краской),
в депо находились ТУ7-3031 (заколочен), ТУ8-0208, ТУ8-????, ЭСУ2А-986 (без двигателя,
превращена в пассажирский вагон). Также: кабина ЭСУ2А-1029 на электроподстанции,
кабина ТУ4-2508 у диспетчерской, кабина ТУ4-223 у пристани.

Посёлок Чепец неоднократно «обещано» закрыть.

Цитата:
Может быть, поэтому ГУФСИН и решило закрыть эту колонию до конца года. Ее сотрудникам пообещали трудоустройство в других колониях, но для поселка Чепец закрытие учреждения, скорее всего, будет означать медленную гибель.
- К сожалению, в районе нет ни одного крупного предприятия, в которое можно было бы инвестировать деньги. Но есть лес. В идеале району нужно предприятие с глубокой переработкой древесины, чтобы не сбывать по дешевке один кругляк. Тогда, думаю, район оживет. Появятся рабочие места, население не будет стремиться покинуть район. Пока же я буду всячески поддерживать действующие подразделения ГУФСИН. Если их закрыть, без средств к существованию останется очень много людей, а это взрыв новой волны безработицы, — отмечает глава. (Источник)