Апшеронская узкоколейка
По официальным данным, Апшеронская узкоколейная железная дорога существует с 1927 года. Первоначально линия лишь на небольшом участке углублялась в горный массив. Известно, что позднее, в 1930-х годах, при строительстве новых участков узкоколейной железной дороги использовался рабский труд заключённых.
В центре Темнолесской стоит вагончик от узкоколейного поезда. Буква Ж на нем обозначает «жесткий», остальные буквы отвалились. Неужели в этом поезде были и мягкие вагоны?
Горная линия от Черниговской до Шпалореза, по воспоминаниям жителей этих мест, полностью была открыта в 1940-х годах. Сохранившиеся пока ещё каменные вокзалы на станциях Самурская и Черниговская имеют на своих фасадах рельефные цифры, напоминающие о годах их постройки — 1955 и 1956. Это были времена расцвета узкоколейной железной дороги.
Ранее сеть линий узкоколейной железной дороги на карте выглядела иначе, чем сейчас. Станция Самурская являлась узловой. Здесь начиналась восточная линия узкоколейной железной дороги, уходившая на десятки километров в горные массивы. На ней были станции Гуамка, Мезмай, Темнолесская, Камышанова Поляна. От Камышановой Поляны линия продолжалась дальше в горы, пересекая границу Краснодарского края и республики Адыгея (до 1991 года — Адыгейская автономная область). Последний участок был самым высокогорным, по сравнению с остальными.
Посёлок Шпалорез тоже когда-то не являлся конечным пунктом узкоколейной железной дороги. Она уходила дальше в глубину гор — по воспоминаниям местных жителей, было 14 километров линии к югу от Шпалореза. Этот участок перестал использоваться с конца 1960-х годов. Ныне он полностью разобран.
Были и другие линии — «боковые» ответвления от магистрали в горы, построенные ради освоения лесных массивов. Но все они оказались разобраны многие десятилетия назад, поэтому сейчас получить достоверную информацию по ним трудно.
В конце 1960-х либо начале 1970-х годов конечным пунктом восточной линии Апшеронской узкоколейной железной дороги стала станция Темнолесская. «Верхняя» часть линии, от Темнолесской до Камышановой Поляны и далее, была разобрана в связи с тем, что прекратились работы по заготовке леса. Довольно крупный поселок, находившийся на остановочной станции «105-й км», потерял сообщение с внешним миром и посепенно полностью исчез с лица земли. Камышанова поляна превратилась в научную станцию КубГУ, а население Темнолесской снизилось с 10 000 до 150 жителей.
Но дальнейшая судьба восточной линии оказалась необычна.
В 1980-е годы произошло сильное наводнение, в результате которого участок Самурская — Гуамка был частично разрушен. И это привело к нестандартному результату — на карте России появилась новая узкоколейная железная дорога. Участок Гуамка — Мезмай, который когда-то был одним из перегонов восточной магистрали, лишившись соединения с «внешней» линией, сейчас представляет собой отдельную, полностью автономную железную дорогу.
На фото — станция Гуамка
Вначале участок Самурская — Гуамка предполагалось восстановить. Но этого не произошло, он был признан «ненужным». Рельсы лежали ещё несколько лет. Постепенно путь приходил в негодность и разворовывался.
Затем рельсы были сняты, от планов восстановления участка Самурская — Гуамка окончательно отказались.
Тем не менее, посёлок Мезмай не мог оставаться без железнодорожной связи с внешним миром. На автомобиле в Мезмай можно попасть лишь по узкой, труднопроезжей горной дороге. Поэтому на участке Гуамка — Мезмай было сохранено движение поездов.
Поселок Гуамка имеет качественную автодорогу и автобусное сообщение с городом Апшеронск. Приезжая сюда на автобусе, желающие попасть в Мезмай пассажиры стали пересаживаться в поезд узкоколейной железной дороги. Протяженность железной дороги от Гуамки до Мезмая — 8 километров, линия проходит в основном по живописному ущелью, вдоль реки Курджипс.
К сожалению, путь от Мезмая до станции Темнолесская в одноимённой станице (его протяжённость около 5 километров) перестал использоваться примерно одновременно с участком Самурская — Гуамка. Жители станицы Темнолесская добираются в Мезмай пешком.
Постепенно узкоколейная железная дорога Гуамка — Мезмай теряла всякую связь с «большой» Апшеронской узкоколейной железной дорогой. В 1990-х годах она имела совершенно другую принадлежность (находилась в собственности Апшеронского района), имела социальное значение — узкоколейная железная дорога обеспечивала перевозки пассажиров и доставку продуктов в поселок Мезмай.
Справка:
Cостояние западной ветки железной дороги на 2003 год
Апшеронская узкоколейная железная дорога принадлежит ОАО «Апшеронсклеспром» (бывший Апшеронский леспромхоз). Она имеет большое социальное значение, являясь основным средством пассажирских перевозок в горном районе, и решает коммерческие задачи, как транспортировщик древесины. За 70 лет в этом отношении ничего не изменилось — узкоколейная железная дорога по-прежнему является лесовозной.
Апшеронская узкоколейная железная дорога принадлежит ОАО «Апшеронсклеспром» (бывший Апшеронский леспромхоз). Она имеет большое социальное значение, являясь основным средством пассажирских перевозок в горном районе, и решает коммерческие задачи, как транспортировщик древесины. За 70 лет в этом отношении ничего не изменилось — узкоколейная железная дорога по-прежнему является лесовозной.
Апшеронская дорога мало похожа на любую другую из сохранившихся к нынешнему моменту «лесных» узкоколейных железных дорог России, которые расположены в основном на севере европейской части страны и на Урале. Здесь, на Кавказе, производится вывоз древесины ценных пород — таких, как дуб, бук, граб, самшит. От места валки до точек погрузки на железную дорогу древесина доставляется тракторными трелёвщиками и автомобилями. К моменту погрузки, как правило, стволы уже распилены на отрезки длиной около трёх метров.
Для перевозки древесины по железной дороге используются не сцепы, как на других лесовозных узкоколейных железных дорогах, а приспособленные для этой цели вагоны-платформы. Точками погрузки леса являются станции узкоколейной железной дороги, расположенные в горных посёлках к югу от станции Черниговская. По состоянию на август 2003 года, главной из них была станция Кушинка.
Для перевозки древесины по железной дороге используются не сцепы, как на других лесовозных узкоколейных железных дорогах, а приспособленные для этой цели вагоны-платформы. Точками погрузки леса являются станции узкоколейной железной дороги, расположенные в горных посёлках к югу от станции Черниговская. По состоянию на август 2003 года, главной из них была станция Кушинка.
Вывоз древесины осуществляется круглогодично и достаточно регулярно. Конечными пунктами вывоза являются лесокомплексы (нижние склады), расположенные на станциях Черниговская, Самурская и Апшеронская.
Пассажирские перевозки выполняются в основном на горном участке, по маршруту Черниговская — Кушинка — Шпалорез. На равнинном участке Апшеронская — Черниговская пассажирский поезд курсирует лишь по двум дням в неделю. Среди постоянных пассажиров узкоколейной железной дороги — дети школьного возраста, проживающие в «лесных посёлках». Каждое утро они приезжают в Шпалорез (единственный из этих посёлков, где имеется школа), вечером возвращаются домой.
Пассажирские перевозки выполняются в основном на горном участке, по маршруту Черниговская — Кушинка — Шпалорез. На равнинном участке Апшеронская — Черниговская пассажирский поезд курсирует лишь по двум дням в неделю. Среди постоянных пассажиров узкоколейной железной дороги — дети школьного возраста, проживающие в «лесных посёлках». Каждое утро они приезжают в Шпалорез (единственный из этих посёлков, где имеется школа), вечером возвращаются домой.
Уникальная особенность Апшеронской узкоколейной железной дороги — использование в регулярном пассажирском движении автомотрис ТУ6П и ТУ8П («тепловоз узкоколейный, тип 6 (8), пассажирская модификация»). Применение тепловозов-автомотрис здесь признаётся более экономичным, нежели движение традиционных для других узкоколейных железных дорог составов из локомотива и пассажирских вагонов. Благоприятные условия для использования тепловозов-автомотрис создало наличие на каждой крупной станции путевых треугольников, где эти машины могут разворачиваться.
Билеты на поезд сообщением Апшеронская — Шпалорез, 2003 г.
Тепловоз-автомотриса получил среди местных жителей ласковое имя «матрица» (от искажённого «мотриса»). По состоянию на лето 2003 года, их было два: ТУ6П-0053, ТУ8П-0005.
В 2010 году (по информации сайта http://tuapsinka.ajp.ru) участок Апшеронская — Самурская был разобран. Подвижной состав, находившийся в апшеронском депо, частично был переведён в Черниговскую, частично порезан.
В Гуамском ущелье по состоянию на лето 2009 года по узкоколейной железной дороге регулярно курсировал туристический поезд, состоящий из тепловоза ТУ8-0427 и двух пассажирских вагонов. Маршрут поезда: станция Гуамка — остановочный пункт у начала ущелья (на этом участке поезд следовал без пассажиров) — остановочный пункт у ресторана, построенного примерно в середине ущелья. В обратном направлении поезд следовал вагонами вперёд. Стоимость проезда в одну сторону составляла 50 рублей. Сквозное движение от Гуамки до Мезмая в 2009 году было невозможно — недавно отремонтированная насыпь успела просесть.
Комментарии - всего 2