Музей НПО им. С.А. Лавочкина

Живое 03-дек, 2013 Morelleth 27 241 6 Нашли ошибку?
23 ноября этого года удалось побывать на уникальной и интереснейшей экскурсии в музее НПО им. С.А. Лавочкина. К сожалению, доступ в него пока ограничен, это вопрос времени, так как НПО им. С.А. Лавочкина является режимным объектом. Потому безмерно благодарна организаторам фото-тура и руководству предприятия за предоставленную нам возможность побывать там и увидеть своими глазами всю мощь российского космоса, а также предоставить информацию и фотографии для широкой аудитории.


























Автоматическая межпланетная станция «Луна-10» (Конструкторский макет, М 1:1); (объект слева).

Старт: 31 марта 1966 года. Ракета-носитель «Молния-М» с разгонным блоком «Л».

Назначение: искусственный спутник Луны, проведение исследований Луны и окололунного пространства.

Результаты: 3 апреля 1966 года впервые в мире выведен на окололунную орбиту искусственный спутник Луны. Станция выполнила ряд научно-технических исследований и измерений с окололунной орбиты. Общее время существования искусственного спутника Луны на селеноцентрической орбите составило 56 суток 6 часов 50 минут. На орбите Луны проведено 219 сеансов связи.

Рекорды: мировой рекорд максимальной массы (248,5 кг.), доставленной на лунную орбиту. Абсолютный мировой рекорд продолжительного активного существования на окололунной орбите.

Цифры:

масса космического аппарата 1583,7 кг.;

масса искусственного спутника Луны 248,5 кг.







Автоматическая лунная станция «Луна-9» (подлинник, технологический дублер).

Старт: 31 января 1966 года. Ракета-носитель «Молния-М» с разгонным блоком «Л».

Результаты: 3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд МСК автоматическая лунная станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны на западном крае Океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий. Активное функционирование АЛС «Луна-9» составило 46 часов 58 минут. В течение этого времени было проведено 7 сеансов радиосвязи общей продолжительностью свыше 8 часов для передачи научной информации. Первые в мире фототелевизионные изображения поверхности Луны передавались в течение 4 сеансов при различных условиях освещенности. Панорамы лунной поверхности дали возможность изучить микрорельеф лунного грунта, определить размеры и форму камней, впадин.

Рекорды: первая в истории мягкая посадка станции на лунную поверхность. Первая в мире круговая фотопанорама лунной поверхности в районе посадки станции.

Характеристики: масса автоматической лунной станции 100 кг.;

высота АЛС на поверхности луны со штыревыми антеннами 112 см.; диаметр с раскрытыми лепестками 160 см.







Подвижная дистанционно управляемая исследовательская лаборатория «Луноход-3»(подлинник, летный экземпляр)

Серия из подвижных аппаратов состоит из КА «Луна-17» с «Луноходом-1», «Луна-21» с «Луноходом-2». Работы по созданию следующего аппарата из этой серии прекращены в связи с закрытием отечественной программы исследования Луны космическими средствами в середине 70-х годов ХХ века. «Луноход-3» был полностью подготовлен для работы в составе очередной лунной экспедиции.

Назначение: подвижная дистанционно управляемая научная лаборатория. С помощью лунохода предполагалось топографические и геолого-морфологические особенности местности, определить состав и физико-механические свойства грунта, провести лазерную локацию Луны.

Результаты работы станции АМС «Луна-17» и «Луна-21»: 17 ноября 1970 года станция «Луна-17» с «Луноходом-1» осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Дождей. После проведения всех необходимых операций луноход сошел с посадочной платформы. Функционировал на поверхности в течение 301 суток 6 часов 37 минут (11 лунных дней). В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения "Луноход-1" прошел расстояние 10540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80000 м2. Максимальная скорость движения составляла 2 км/час. Автоматическая самоходная лаборатория успешно провела на Луне многочисленные научные исследования, на Землю было передано около 20 тысяч телевизионных кадров и около 200 панорам. Физико-механические свойства грунта изучались в более чем 500 точках, в 25 точках проведен анализ его химических свойств.

Мягкая посадка АМС «Луна-21» с «Луноходом-2» была произведена 16 января 1973 года. Точка прилунения – восточная часть Моря Ясности. Пройденный путь составил 37 км. На Землю было передано 90 панорам и около 89000 телевизионных снимков. Обработка полученной информации позволила уточнить химический состав грунта вдоль трассы движения. Получена информация о яркости лунного неба в видимом и ультрафиолетовом диапазоне длин волн.

Рекорды: станцией «Луна-17» и «Луноходом-1» были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами FAI

- абсолютный мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности и мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности;

- мировой рекорд максимальной массы автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны;

- мировой рекорд общего расстояния, покрытого самодвижущимся аппаратом на поверхности Луны;

- мировой рекорд скорости движения автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны;

- мировой рекорд продолжительности активных действий самодвижущегося аппарата на поверхности Луны (3390 час 36 мин).

Станцией «Луна-21» и «Луноходом-2» были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами FAI:

- мировой рекорд общего расстояния, пройденного самодвижущимся аппаратом на поверхности Луны;

- мировой рекорд максимальной массы автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны.

Характеристики:

Автоматическая станция "Луна-17".

Ракета-носитель: "Протон-К" с разгонным блоком «Д».

Масса КА 5700 кг.; масса "Лунохода-1" 756 кг.

Автоматическая станция "Луна-21". Ракета-носитель: "Протон-К" с разгонным блоком «Д».

Масса КА 5700 кг.; масса "Лунохода-2" 836 кг.





















Автоматическая межпланетная станция «Луна-16»

(Конструкторский макет, М 1:1).

Старт: 12 сентября 1970 года. Ракета-носитель: «Протон-К» с разгонным блоком «Д».

Назначение: доставка на землю образцов лунного грунта.

Результаты: 20 сентября 1970 года произошла мягкая посадка станции в районе Моря Изобилия. Через 45 минут после посадки по команде с Земли грунтозаборное устройство было опущено на грунт и в течение 7 минут осуществило бурение и забор грунта на глубину 350 мм. Бур с грунтом был помещен в контейнер возвращаемого аппарата. 21 сентября 1970 года был осуществлен старт с поверхности Луны. При подлете к Земле был отделен возвращаемый аппарат, который 24 сентября 1970 года приземлился в 80 км. Южнее г. Джезказган (Казахстан).

Масса доставленного грунта составила 105 грамм.

Впервые в истории осуществлены автоматический старт ракеты с Луны и доставка образцов лунного грунта на Землю.

Рекорды: мировой рекорд максимальной массы, доставленной на лунную поверхность;

-мировой рекорд максимальной массы, возвращенный на Землю с поверхности Луны;

-мировой рекорд максимальной массы лунных пород, доставленной на Землю автоматической станцией.

Характеристики:

Продолжительность обратного перелета 84 часа.

Масса КА 5725 кг.; масса возвратной ракеты 512 кг.; масса спасаемого аппарата 34 кг.

































Возвращаемые аппараты автоматических межпланетных станций «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24» (подлинники).

Старт:

«Луна-16» 12 сентября 1970 года;

«Луна-20» 14 февраля 1972 года;

«Луна-24» 9 августа 1976 года.

Ракета-носитель: «Протон-К» с разгонным блоком «Д».

Назначение: посадка на Луну, бурение поверхностного слоя, забор образцов лунного грунта и доставка их на Землю.

Космические аппараты «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24» доставили на Землю образцы грунта из различных районов Луны и с различной глубины бурения. До сих пор не имеет аналогов выполненный в автоматическом режиме комплекс действий: посадка в заданном районе Луны, взятие образцов грунта другого небесного тела, подготовка их к обратной транспортировке и ее осуществление.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-16»: 24 сентября 1970 года впервые в мире автоматический аппарат доставил на Землю образцы лунного грунта.

Масса грунта, доставленного на Землю, составила 105 грамм.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-20»: масса грунта, доставленного на Землю, составила 55 грамм.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-24»: масса грунта, доставленного на Землю, составила 170 грамм.























Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Вега» (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: «Вега-1» 15 декабря, «Вега-2» 21 декабря 1984 года.

Ракета-носитель: «Протон-К», разгонный блок «Д».

Назначение: многоцелевая экспедиция с целью доставки к Венере спускаемых аппаратов для исследования как на поверхности планеты, так и в ее атмосфере; сближение полетных аппаратов с кометой Галлея, проведение дистанционных исследований ее ядра.

Результаты: спускаемые аппараты совершили посадку в июне 1985 года, продолжив исследования атмосферы и грунта планеты. Были продолжены контактные исследования элементного состава грунта, определено содержание серной кислоты в облаках. Одновременно в атмосферу Венеры были выведены аэростатные зонды, которые проработали 46 часов. Вдоль трассы полета измерялись температуры, давление, вертикальные порывы ветра и освещенность.

Полетные аппараты продолжили полет к точке встречи с кометой Галлея. Сближение с ядром кометы АМС «Вега-1» и «Вега-2» произошло в 1986 году на расстояние 8879км и 8045км соответственно. Скорость полета достигала 80 км/с.

Рекорды: впервые были получены изображения ядра кометы, данные по химическому составу ядра и комы, изучено взаимодействие кометной плазмы с солнечным ветром.

Цифры:

масса АМС 4923(4042) кг.;

масса СА 1720 кг.;

пролетный аппарат 253 кг.;

спускаемый аппарат 117 кг.;

продолжительность экспедиции 443-446 суток.

Основные характеристики:

время автономного пролета после отделения от пролетного аппарата - 2 суток;

скорость входа в атмосферу 11 км/с;

максимальные перегрузки при входе в атмосферу 210 грамм;

время полета в атмосфере до раскрытия теплозащитной оболочки 1 минута.





Корректирующее-тормозной двигатель

Д425А.

Разработан в 1969-1971 г.г. в КБ химического машиностроения под руководством главного конструктора А.М. Исаева.

Однокамерный двигатель многократного включения.

Разработан на двух режимах тяг: большая тяга БТ=1926кг.; малая тяга МТ=1005кг.

Компоненты топлива: несимметрический диметилгидразин и азотный тетроксид.

Использовался как корректирующее-тормозной двигатель на космических аппаратах серии «Марс», «Венера», «Вега» для осуществления доставки на Марс и Венеру спускаемых аппаратов и вывода искусственных спутников на орбиты планет.

















Пролетный аппарат автоматической межпланетной станции «Вега» (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: АМС «Вега-1» 15 декабря, АМС «Вега-2» 21 декабря 1984 года.

Ракета-носитель: «Протон-К» с разгонным блоком «ДМ».

Назначение: АМС «Вега» созданы в рамках международного проекта «Венера-Галлей», предназначены для исследования планеты Венера (с десантированием на ее поверхность посадочных аппаратов и внедрением в атмосферу аэростатных зондов) и кометы Галлея.

КА «Вега» состоит из спускаемого и пролетного аппаратов. Спускаемый аппарат в процессе перелета установлен в верхней части пролетного аппарата на блоке баков.

Пролетный аппарат предназначен для осуществления перелета по траектории Земля-Венера, коррекции траектории и отделения спускаемого аппарата (для его последующего десантирования на поверхность Венеры); после перехода на пролетную траекторию аппарат осуществлял прием и ретрансляцию сигналов со спускаемого аппарата на Землю; осуществлял сближение с кометой Галлея и проводил дистанционное исследование ядра кометы.

Результаты: АМС «Вега-1» и «Вега-2» успешно выполнили программу глобальной циркуляции венерианской атмосферы с помощью зондов; провели исследования поверхности Венеры спускаемыми аппаратами, пролетные аппараты осуществили сближение с кометой Галлея в марте 1986 года на расстояние более 8 тыс. км. Скорость пролета достигала 80 км/с.

На борту пролетных аппаратах была установлена телевизионная и спектрометрическая аппаратура на стабилизированной поворотной платформе. Научный комплекс разрабатывался при участии широкой международной кооперации специалистами СССР, Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Чехословакии, Франции. В рамках проекта «Лоцман» уточненные данные по эфемеридам кометы, полученные АМС «Вега-1-2», были использованы для коррекции траектории полета и наведения КА Европейского агентства «Джотто».





Радиолокатор бокового обзора автоматической межпланетной станции «Венера-15» (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: 2 июня 1983 года.

Ракета-носитель: «Протон-К», разгонный блок «ДМ».

Назначение: картографирования северного полушария поверхности Венеры с орбиты ее искусственного спутника, получения профиля поверхности Венеры по трассе полета, а также изучения химического состава и физических характеристик атмосферы Венеры и дистанционного изучения в локальных районах характеристик вещества поверхностного слоя планеты.

Результаты: космический аппарат «Венера-15» с радиолокационной системой для картографирования планеты вышел на орбиту спутника Венеры 10 октября 1983 года.

Радиолокационная съемка поверхности Венеры проводилась в районе перицентра. При каждом сеансе съемки получалась полоса изображения поверхности Венеры длиной 7500 км. и шириной около 120 км.

Для получения необходимого пространственного разрешения впервые использовался метод радиолокации с «синтезом искусственного раскрыва антенны» (расположенная на КА антенна перемещается в пространстве).



















Ультрафиолетовый телескоп «СПИКА» астрофизической обсерватории «Астрон» (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: 23 марта 1983 года.

Ракета-носитель: «Протон-К», разгонный блок «ДМ».

Назначение: проведение астрофизических исследований галактических и внегалактических источников космического излучения в ультрафиолетовой области спектра. Телескоп «Спика» является основным инструментом космического аппарата «Астрон» - первой отечественной беспилотной обсерватории, работающей на орбите искусственного спутника Земли.

Результаты: проведены изучения более 70 звезд разных спектральных классов и светимостей, 22 квазаров и галактик, 22 полей галактического фона. Активное существование и научные наблюдения велись до середины 1988 года.

Орбита: высокоэллиптическая с апогеем 200000 км., перигеем 2000 км. наклонением 51,5° и периодом обращения 4 суток.

Цифры:

масса космического аппарата 3300 кг.;

масса научной аппаратуры 680 кг.

Основные характеристики УФТ «Спика»:

масса 396 кг.;

диаметр главного зеркала 0,8 м.;

фокусное расстояние 8 м.;

угол зрения 30 угл. минут.











Искусственный спутник Земли «Прогноз» (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: серия состояла из 12 космических аппаратов (КА «Прогноз-1» – «Прогноз-10», «Интербол-1» – «Интербол-2»), запущенных в разные календарные сроки с 1972 по 1996 г.г. Для выведения использована ракета-носитель «Молния» в комплектации с разгонным блоком «Л».

Назначение: проведение астрофизических исследований, изучение солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей. Спутники оборудованы приборами для измерения электромагнитного излучения Солнца, потоков солнечных лучей и частиц высоких энергий, для регистрации характеристик плазмы солнечного ветра за пределами и внутри магнитосферы Земли.

Результаты: в ходе выполнения программы полетов ИСЗ «Прогноз-1,2,3» были прослежены контуры радиационных поясов Земли и магнитосферы, зафиксированы крупные вспышки на Солнце, сопровождающиеся интенсивными потоками протонов и электронов. Проведены измерения величины и направления магнитного поля в солнечном ветре, корпускулярной радиации и поглощенных доз.

Работа ИСЗ «Прогноз-4,5,6,7,8» позволила провести уникальные исследования структуры ударной волны у Земли. С помощью установленных на борту спутников детекторов плазмы были выявлены диссипации энергии и ускорения электронов в ударных волнах. Проводились измерения спектров заряженных частиц, химического состава солнечных и галактических частиц в широком диапазоне энергий и атомных масс и другие исследования солнечно-земных связей. В ходе международного проекта «Реликт» (1983 г.) на борту ИСЗ «Прогноз-9» проведены измерения анизотропии реликтового радиоизлучения по небесной сфере.

ИСЗ «Прогноз-10» исследовал структуры и характеристики ударной волны и магнитопаузы, возникающих при взаимодействии солнечного ветра с магнитосферой Земли. Получена информация о радиационной обстановке в околоземном пространстве.



















Лепесток космического радиотелескопа международной орбитальной астрофизической обсерватории проекта «Радиоастрон»

(подлинник).

Старт: 18 июля 2011 года, ракета-носитель: «Зенит-2» с разгонным блоком «Фрегат-СБ».

Назначение: проведение фундаментальных астрофизических исследований в радиодиапазоне электромагнитного спектра.

Результаты: успешно завершен летные испытания, осуществлен старт ранней научной программы проекта. На интерферометре Радиоастрон-Земля проведены наблюдения 29 активных ядер галактик, 9 пульсаров (нейтронных звезд), 6 источников лазерных линий в районах образования звезд и планетных систем. Обеспечено сверхвысокоточное исследование космических источников радиоизлучения с использованием уникальной бортовой антенны диаметром 10 метров, а также исследование солнечного ветра, энергичных частиц и их взаимодействия с магнитосферой Земли на основе измерений с рекордно высоким временным разрешением научным бортовым комплексом «Плазма-Ф». Управление космической обсерваторией ведется из ЦУП НПО им. С.А. Лавочкина. В наблюдениях участвовали радиотелескопы России (ИПА), Украины, Австралии, Англии, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, США, Японии и Индии.

Орбита: высокоэллиптическая. Начальные параметры: высота апогея 330000 км, высота перигея 600 км, период обращения-8,2 суток, угол наклонения орбиты 51,3°.













Малоразмерный космический аппарат для фундаментальных исследований (МКА-ФКИ) «Зонд-ПП». (макет для вибродинамических испытаний, М 1:1).

Старт: 22 июня 2012 года совместно с 4 космическими аппаратами, ракета-носитель «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат».

Назначение: изучение физических явлений и процессов в системе «атмосфера - земная поверхность» с помощью радиометра L-диапазона, экспериментальная обработка методики гиперспектральной съемки.

Эксперимент «Зонд-ПП» направлен на развитие и совершенствование методов наблюдения Земли из космоса СВЧ радиометрическими средствами в дециметровом диапазоне длин волн.

Научная программа предусматривает проведение работ по:

-картированию влажности почв по территориям регионального и глобального масштабов;

-картированию солености водных акваторий;

-изучению энергообмена систем океан-суша-атмосфера.

Полученные результаты будут использованы в задачах прогноза изменений окружающей среды и климата.

«Зонд-ПП» работает на высоте 820 км. на солнечно-синхронной орбите. «Зонд-ПП» - первый аппарат из серии малых КА (МКА-ФКИ), на его базе изготавливается целая линейка малоразмерных космических аппаратов.























Автоматическая межпланетная станция «Венера-4» (конструкторский макет, М 1:1).

Назначение: исследование Венеры с помощью орбитального модуля и спускаемого аппарата.

Результаты: спустя 128 суток после старта, 18 октября 1967 года, станция «Венера-4» сблизилась с планетой. Главным результатом полета станция «Венера-4» стало проведение прямых измерений температуры, плотности, давления и химического состава атмосферы Венеры. Газоанализаторы показали преимущественное содержание в атмосфере Венеры углекислого газа (примерно 90%) и совсем незначительное содержание кислорода и водяного пара. Научные приборы орбитального аппарата станции «Венера-4» показали отсутствие у Венеры радиационных поясов, а магнитное поле планеты оказалось в 3000 раз слабее магнитного поля Земли. Кроме того, с помощью индикатора УФ-излучения Солнца была обнаружена водородная корона Венеры, содержащая примерно в 1000 раз меньше водорода, чем верхняя атмосфера Земли.

Цифры:

масса космического аппарата 1106 кг.;

масса спускаеого аппарата 377 кг.









Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Венера-8» (макет для динамических наземных испытаний, М 1:1); (объект слева).

Старт: 27 марта 1972 года, ракета-носитель: «Молния-М» с разгонным блоком «Л».

Назначение: доставка на поверхность Венеры спускаемого аппарата, проведение исследований в процессе спуска в атмосфере и на поверхности планеты.

Результаты: 22 июля 1972 года спускаемый аппарат станции вошел в атмосферу Венеры и впервые осуществил посадку на освещенной стороне планеты в 500 км. от утреннего терминатора вблизи экватора. Научная информация со спускаемого аппарата велась на участке парашютирования в течение около 1 часа, с поверхности – 50 минут 11 секунд.

Успешный полет АМС и нормальное функционирование научной аппаратуры и бортовых систем позволили провести запланированный комплекс исследований. Были измерены температура, давление и освещенность в атмосфере и у поверхности, определены скорости ветра на различных высотах, и содержание аммиака в атмосфере. Впервые получены данные о химическом составе поверхностных пород в месте посадки.

Рекорды: мировой рекорд продолжительности активного существования станции на поверхности планеты.

Цифры:

масса КА 1184 кг.;

масса спускаемого аппарата 495 кг.

В полете со станцией было проведено 86 сеансов радиосвязи.

































Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» с тормозным аэродинамическим конусом (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: 28 мая 1971 года. Ракета-носитель «Протон-К» с разгонным блоком «Д».

Назначение: задачей АМС «Марс-3» являлось исследование планеты Марс и околопланетного пространства с помощью доставляемого на поверхность планеты спускаемого аппарата, а также орбитального аппарата, выполняющего функции искусственного спутника планеты.

Спускаемый аппарат предназначен для проведения комплекса научных исследований как в процессе спуска в атмосфере Марса, так и после мягкой посадки на его поверхность.

Назначение аэродинамического конуса: аэродинамичесое торможение спускаемого аппарата в атмосфере Марса и защиты АМС от возникающих при этом высоких температур.

Результаты: 2 декабря 1971 года спускаемый аппарат АМС «Марс-3» после включения собственной двигательной установки и торможения вошел в атмосферу и после спуска на парашюте впервые в истории совершил мягкую посадку на поверхность Марса между областями Электрис и Фаэтонис. Спуск в атмосфере до поверхности Марса длился немногим более 3 минут. Передача видеоинформации после посадки со спускаемого аппарата велась около 20 секунд, а затем внезапно прекратилась. Проведенный анализ показал, что наиболее вероятной причиной отказа дальнейшей передачи видеосигнала могла стать мощная пылевая буря, бушевавшая в тот момент на Марсе.

Рекорды: впервые в истории аппарат с Земли совершил мягкую посадку на поверхность планеты Марс.

Цифры:

масса КА 4650 кг.;

масса орбитального аппарата 3647,2 кг.;

масса спускаемого аппарата после посадки 359,78 кг.





















































Долгоживущая автономная станция (ДАС) автоматической межпланетной станции «Фобос» (подлинник).

Назначение: станция установлена на АМС «Фобос». Предназначена для посадки на поверхность спутника Марса – Фобос и проведения научных исследований в месте посадки.

ДАС отделяется от орбитального блока станции в конце участка его зависания над поверхностью Фобоса. Относительная скорость сближения ДАС и Фобоса составляет несколько метров в секунду.

После посадки она закрепляется на поверхности Фобоса при помощи щупа, заглубляемого пиромеханическим устройством. После закрепления на поверхности станция приводится в рабочее состояние. Над платформой, прижатой к поверхности, поднимается рама с научной и служебной аппаратурой, над которой размещена поворотная платформа с солнечными батареями, антеннами, оптическими датчиками и телекамерами.

Цифры:

общая масса 67 кг.;

масса научной аппаратуры 18,1 кг.

Время активного функционирования 3 месяца.

Количество научных приборов 6.





















Автоматическая межпланетная станция «Фобос» (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: АМС «Фобос» и «Фобос-2» - 7 и 12 июля 1988 года. Ракета-носитель: «Протон-К», разгонный блок «ДФ».

Назначение: многоцелевая экспедиция с целью проведения комплексных исследований объектов Солнечной системы: естественного спутника Марса-Фобоса (дистанционно, а также при контакте путем сближения с ним и десантирования на поверхность стационарного и подвижного исследовательских зондов);

исследования планеты Марс (с подлетной траектории и с орбиты искусственного спутника Марса);

исследования Солнца и межпланетного пространства.

Результаты:

«Фобос-1» - в начале сентября 1988 года связь со станцией была потеряна.

«Фобос-2» - 29 января 1989 года «Фобос-2» достиг окрестностей Марса и был выведен на орбиту искусственного спутника планеты. Затем АМС была переведена на квазисинхронную орбиту с Фобосом на удалениях 200-400 км. от его поверхности. 27 марта после выполнения разворотов АМС с целью проведения очередного сеанса съемки установить радиосвязь со станцией не удалось.

Таким образом, программа была выполнена не полностью. Однако значительный объем исследований, проведенных на трассе перелета Земля-Марс и на орбите ИСМ, позволил уточнить параметры движения Фобоса, получить ряд фотоснимков Фобоса и Марса с различным разрешением, продолжить изучение околопланетного пространства, гамма-всплесков и жесткого излучения солнечных вспышек.

Цифры:

масса АМС после отделения от РН, 6220 кг. («Фобос-1,2»);

масса АМС без топлива и газа 2639,3 кг. («Фобос-1»); 2623,64 («Фобос-2»);

масса ОБ после отделения АДУ 2581 кг. («Фобос-1»); 2567 («Фобс-2»).





Передвижной зонд автоматической межпланетной станции «Фобос» (подлинник).

Назначение: проведение научных исследований на поверхности Фобоса в различных ее точках по трассе передвижения зонда.

Для перемещения аппарата по поверхности Фобоса с помощью прыжков служит опорная пята. Под действием пружины аппарат отталкивается пятой от поверхности под углом 15 градусов к местной вертикали и совершает прыжок. Благодаря малой силе тяжести этого толчка достаточно для полета над поверхностью Фобоса в течение как минимум 3 минут, за которые аппарат может подскочить на высоту до 20 метров и преодолеть расстояние также до 20 метров.







































Автоматическая межпланетная станция «Марс-96» (конструкторский макет, М 1:1).

Старт: 16 ноября 1996 года; ракета-носитель: «Протон-К», разгонный блок «ДФ».

Назначение: комплексное изучение планеты Марс, Солнца, межпланетного пространства и астрофизические исследования.

Результаты: программа экспедиции «Маср-96» не была реализована по причине невыполнения разгонным блоком задачи увода космического аппарата из околоземного пространства на траекторию перелета к Марсу.

КА «Марс-96» не имел аналогов среди автоматических средств исследования дальнего космоса по оснащенности научной аппаратурой, спектру ее возможностей и массе. Принципиально новым методом проведения планетных исследований стало использование внедряемых в поверхность исследовательских зондов (пенетраторов) для выявления климатических свойств и сейсмики Марса, определения физико-химических процессов, происходящих как снаружи, так и подповерхностных слоях грунта планеты.

Цифры:

масса космического аппарата на старте 6720 кг.;

масса орбитального аппарата (без пенетраторов и малых станций) 1930,7 кг.;

масса 2 малых автономных станций 172 кг.;

масса 2 пенетраторов 210 кг.









Автономная двигательная установка автоматической межпланетной станции «Марс-96» (конструкторский макет, М 1:1).

Автономная двигательная установка состоит из двигателя с турбонасосной подачей топлива, многоблочного топливного отсека – связки 8 сферических баков (4 основных, 4 периферийных), системы наддува емкостей и агрегатов автоматики.

В качестве маршевого двигателя используется однокамерный ЖРД С5,92 разработки КБ Химмаш тягой 2000 кг. в режиме большой тяги (удельный импульс 325 секунд) и 1430 кг. в режиме малой тяги (удельный импульс 309 секунд).

В качестве горючего используется несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - четырехокись азота (АТИН). Для обеспечения многократного (максимальное число включений двигателя 7) запуска двигателя в невесомости в баках применены эластичные вытеснительные устройства, разделяющие жидкую и газовую среды.

Крышка двигателя для обеспечения теплового режима АДУ открывается и закрывается электрическим приводом до и после работы двигателя соответственно. Тепловой режим баков АДУ обеспечивается пассивными (ЭВТИ) и активными (электронагреватели) средствами.

На боковой поверхности баков АДУ установлены 2 пенетратора. В соответствии с программой полета КА «Марс-96» после формирования рабочей орбиты и сброса пенетраторов производится отделение АДУ.



















Малая автономная станция автоматической межпланетной станции «Марс-96» (макет, М 1:1).

Назначение: автономный спускаемый аппарат, оборудованный системами и устройствами, обеспечивающими его движения после отделения от орбитального аппарата, мягкую посадку на поверхность Марса, проведение научных исследований и передачу научной информации на орбитальный аппарат для ее ретрансляции на Землю. Мягкая посадка на поверхность обеспечивается использованием парашютных систем и надувного амортизирующего устройства. На КА «Марс-96» были установлены 2 малые автономные станции.

Цифры:

масса малой станции 86 кг.;

масса научной аппаратуры 5 кг.





Пенетратор автоматической межпланетной станции «Марс-96» (конструкторский макет, М 1:1).

Назначение: автономный спускаемый аппарат, оборудованный системами и устройствами, обеспечивающими его движение после отделения от орбитального аппарата станции «Марс-96», внедрение в поверхность Марса, проведение научных исследований и передачу научной информации на орбитальный аппарат для ее ретрансляции на Землю.

Использование внедряемых на поверхность исследовательских зондов (пенетраторов) даст возможность выявить климатические свойства и сейсмику, присущие изучаемому небесному телу, определить физико-химические параметры процессов, происходящих как снаружи, так и в подповерхностных слоях грунта.

















































Автоматическая межпланетная станция «Луна-13» (подлинник, технологический дублер).

Старт: 21 декабря 1966 года. Ракета-носитель: «Молния-М» с разгонным блоком «Л».

Назначение: осуществление мягкой посадки на поверхность Луны с целью получения телепанорамы лунной поверхности и проведения научных исследований.

Результаты: 24 декабря 1966 года станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность вблизи западной окраины Океана Бурь, в 400 км. от прилунения станции Луна-9. После посадки связь с объектом продолжалась в течение 3 суток. За это время было получено 5 панорам при различных высотах Солнца над горизонтом. В результате непосредственных измерений впервые определены физико-механические свойства лунного грунта, интенсивность излучения заряженных частиц и другие данные.

Цифры:

масса межпланетной станции после отделения от ракеты-носителя 1602 кг.; масса автоматической лунной станции 112 кг.









































Сбрасываемые отсеки унифицированной посадочной ступени автоматических лунных станций (подлинник).

Назначение: отсеки для топлива, используемого для проведения коррекций траекторий лунной станции на трассе перелета, выведения на орбиту искусственного спутника Луны ИСЛ, коррекции этой орбиты и торможения при подлете к Луне.

Каждый отсек состоит из цилиндрических баков для компонентов топлива – горючего (несимметричного диметилгидразина) и окислителя (азотного тетроксида).

Экспонируемые сбрасываемые отсеки предназначались для унифицированной посадочной ступени автоматической станции для доставки на поверхность Луны самоходного аппарата «Луноход-3».

Результат: сбрасываемые отсеки, аналогичные по своему устройству, являлись составными частями унифицированной посадочной ступени лунных станций «Луна-15» (1969 год) – «Луна-24» (1976 год).









































































































Cемен Алексеевич Лавочкин (1900 -1960) - выдающийся советский авиационный конструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы, член-корреспондент Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии, кавалер многих орденов СССР.

За два десятилетия (с 1939 г. по 1960 г.) возглавляемое С.А.Лавочкиным опытно-конструкторское бюро из небольшой группы конструкторов превратилось в одно из крупнейших и лучших авиационно-ракетных КБ страны. Под руководством Семена Алексеевича Лавочкина были разработаны и построены более 30-ти типов самолетов, из которых 10 выпускались серийно, и более 20-ти типов беспилотных летательных аппаратов. Многие из этих образцов имели приоритетное значение для обороны страны.































Хартов Виктор Владимирович - доктор технических наук, профессор. «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2008 год», «Заслуженный конструктор РФ» (2009 год). С 2010 года генеральный директор ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», г. Химки, Московская область.











































Это разумеется уже не музей, здесь занимаются реконструкцией.







В центре фотографии Руслан Владимирович Комаев, заслуженный машиностроитель РФ, лауреат Государственной премии СССР. За время работы под его руководством и при непосредственном участии создано большое количество космических аппаратов по тематике предприятия, таких как «Астрон», «Венера-13», «Венера-14», «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос», «Марс-96», «Гранат», «Прогноз-12», «Прогноз-13», «Интербол». В течение последних лет Комаев Р.В. руководит работами по созданию Космического радиотелескопа (КРТ) по программе "Спектр-Р". Награжден медалью Российского авиационно-космического агентства - "Звезда Голубой планеты".

















Смело "можно снимать "Аполлон-13!"))