Рождение крылатой машины
Что такое самолёт?
Для кого-то это средство передвижения. Чем-то сродни автомобилю, но гораздо быстрее. Быстрее настолько, что за считанные часы обладатель авиабилета может оказаться на другом конце планеты.
Для кого-то самолёт — это ещё и объект страсти, воплощение эстетики и совершенства.
Люди, фотографирующие лайнеры, часто слышат от чрезмерно бдительных сотрудников САБа ещё и фразу «это стратегический объект». Но одно можно сказать точно.
Людей, абсолютно равнодушных к авиации, практически нет.
Для меня самолёт — это впечатления. Независимо от того, как живёт и о чём мечтает человек, самое ценное в его жизни — это впечатления. Знакомство с другими странами и культурами, вдыхание бриза Атлантики и закат на Бали, погоня за счастьем и встреча с любимым человеком... Вы можете вести какой угодно образ жизни, быть романтиком или прагматиком, безработным или миллионером, — всё, что вы делаете, вы делаете ради впечатлений.
Для меня до сих пор остаётся загадкой, как куски металла, извлечённые из недр Земли теряют свою тяжесть и неуклюжесть, превращаясь в абсолютно воздушную, стремящуюся в небо конструкцию. Конструкцию, воплощающую в себе квинтэссенцию человеческого гения.
И даже увидев рождение крылатой машины своими глазами, я не разгадал загадку до конца. И очень этому рад. :)
Sukhoi Superjet 100. Вроде совсем недавно мы наблюдали первую, презентационную «выкатку» машины. Сейчас же в цехах в Комсомольске-на-Амуре целая стая этих «птиц» встаёт на крыло. Самолёты для «Газпромавиа», «LAO Airlines», «Interjet», «Sky Aviation», «Аэрофлота»... Здесь бурлит жизнь, здесь невероятно вкусный запах — неповторимый аромат новых, сверкающих краской лайнеров. Лайнеров, которые совсем скоро расправят крылья...
Рождение крылатой машины
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
01. От созерцания этой картины у меня захватило дух. Цех Окончательной Сборки (ЦОС). Волнующее зрелище. Непрерывное, поначалу кажущееся хаотичным, движение. Движение, которое не прекращается даже поздним вечером.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
02. Этот «птенец» пока выглядит абсолютно беспомощным. Сюда, на Участок №1, привозится фюзеляж и осуществляется монтаж дверей, а также стыковка фюзеляжа с килем и стабилизатором. Лайнер обретает оперение.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
03. Киль и стабилизатор изготавливает НАЗ (Новосибирский Авиационный Завод им. Чкалова).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
04. Сегменты F1 (головной) и F5 (хвостовой) также изготавливаются в Новосибирске. В январе 2012 года ГСС арендовала у КнАЗ цех, где было организовано производство сегментов F2, F3, F4, а также сборка фюзеляжа. Главной целью ГСС является разгрузка Цеха Окончательной Сборки от операций, которые можно выполнить на других производственных площадках. Всё больший и больший объём предварительных монтажных работ осуществляется вне ЦОСа для разгрузки технологической цепочки.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
05. На Участке №1 лайнер обретает свои «нервные окончания» — электросистему. Электросистема самолёта очень разветвлена, монтаж электрожгутов является довольно трудоёмким и времязатратным процессом. Кроме того, после монтажа необходимо произвести довольно большое количество «прозвонов» и проверок. Но процесс можно оптимизировать, спроектировав Сеть таким образом, чтобы как можно большая часть ответвлений была смонтирована ещё в процессе её производства. Сейчас количество соединяемых непосредственно в ЦОС элементов и разъёмов — около 900. На старте проекта SSJ их количество составляло примерно 1500.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
06. Сейчас ведётся довольно наукоёмкая и кропотливая работа по проектированию и вводу в строй новой, усовершенствованной кабельной сети, которая позволит уйти от заделки большого числа электросоединителей на борту самолёта. Для этого используется опытный комплект электрожгутов.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
07. Вот самолёт 95036 для мексиканской авиакомпании Interjet, который сейчас находится на Участке №2. Монтаж электрожгутов его кабельной сети был осуществлён в Цехе Сборки Фюзеляжа, до поступления в Цех Окончательной Сборки. Ранее же эти работы осуществлялись в ЦОС. Как с улыбкой сказал представитель ГСС, завод — «организм молодой и растущий». :) Поэтому в процессе производства проводится большое количество исследовательских работ по оптимизации процессов. Приглашаются консультанты. Это позволяет выявить потери времени, которые не всегда сразу очевидны. В итоге скорость выполнения отдельных операций была увеличена на порядок.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
08. На Участок №2 фюзеляж с пристыкованным оперением перемещается с помощью крана.
Именно здесь длинная труба обретает крыло, антенны, шасси. Кстати, при проектировании лайнера была предусмотрена возможность установки на основные стойки тележки для эксплуатации на грунтовых аэродромах. В нишах шасси предусмотрено пространство для тележки.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
09. Устанавливается носовой обтекатель.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
10. Участок №3. Здесь завершаются работы по по электросистеме, происходят её испытания, закрытие документации и проверка ОТК. Монтируются створки шасси.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
11. Также здесь ведётся монтаж сначала каркаса, а затем и самого обтекателя стыка «крыло — фюзеляж».
Обтекатель стеклопластиковый (с резиновой окантовкой) и производится на ВАСО. Под обтекателем нанесено антикоррозионное покрытие Динитрол (серого цвета).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
12. Участок №4. Здесь производится испытание пассажирской кабины и кокпита на герметичность.
Наддув осуществляется от внешнего источника, поскольку запустить в цехе двигатели или ВСУ не представляется возможным. Да и двигателей пока нет. :)
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
13. Также выполняется ряд испытаний, связанных с гидросистемой; проверка герметичности трубопроводов.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
14. Участок №5. Здесь завершается монтаж авионики и бортового радио-электронного оборудования.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
15. Также здесь производится промывка гидросистем.
Для проверки геометрии производится первая уборка шасси (от наземного стенда, который подаёт давление в гидроцилиндры).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
16. Участок №6. Здесь ведётся монтаж маршевой силовой установки (двигателей), самолёт устанавливается под ток.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
17. Двигатель заботливо укутан, словно младенец. :)
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
18. Пассажирский салон до установки интерьера.
Эти работы, также как и покраска, могут быть произведены в Ульяновске, а также в Чехии или Италии.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
19. На участке №6 проверяется работа шасси от гидросистемы лайнера. Завершается тестирование функционирования всех его систем из того объёма, что приходится на Цех Окончательной Сборки.
было / стало
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
20. Часть этих работ будет произведена на Лётно-Испытательной Станции (ЛИС), поскольку не все системы можно проверить непосредственно в ЦОС. К примеру, здесь нельзя осуществить включение метеолокатора, это необходимо делать там, где исключена возможность негативного воздействия его излучения на людей. И, конечно, в ЦОС невозможно провести часть испытаний, связанных с заполнением баков керосином, запуском и работой силовой установки.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
21. По завершении всех работ и закрытия комплекта соответствующей технологической документации лайнер устанавливается на участок №7, где завершаются работы по приёмке самолёта службой контроля и независимой инспекцией.
После этого борт поступает на Лётно-Испытательную Станцию (ЛИС).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
22. Лётно-Испытательная Станция — это этап, на котором лайнер учится летать.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
23. Многие задаются вопросом: как ГСС справится с наращиванием производственных мощностей? Одним из путей решения этой задачи является оптимизация процессов, которая даёт существенный рост скорости прохождения самолётом всех этапов — от стыковки секций фюзеляжа и монтажа электрожгутов до первого отрыва от бетона ВПП.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
24. Результатом этих работ станет наращивание темпа производства.
Внедрена масса программ по обучению персонала. Сейчас работа на заводе ведётся без выходных в три смены. Этот кадр сделан в районе полуночи.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
25. Новый лайнер с заводским номером 95025 в комплектации «Full» совершает полёт по программе заводских испытаний. И совсем скоро в его салоне прозвучат слова «Добро пожаловать на борт авиакомпании Аэрофлот — Российские авиалинии»!
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины]()
Автор Alexey Viper
Из поста Рождение крылатой машины
Для кого-то это средство передвижения. Чем-то сродни автомобилю, но гораздо быстрее. Быстрее настолько, что за считанные часы обладатель авиабилета может оказаться на другом конце планеты.
Для кого-то самолёт — это ещё и объект страсти, воплощение эстетики и совершенства.
Люди, фотографирующие лайнеры, часто слышат от чрезмерно бдительных сотрудников САБа ещё и фразу «это стратегический объект». Но одно можно сказать точно.
Людей, абсолютно равнодушных к авиации, практически нет.
Для меня самолёт — это впечатления. Независимо от того, как живёт и о чём мечтает человек, самое ценное в его жизни — это впечатления. Знакомство с другими странами и культурами, вдыхание бриза Атлантики и закат на Бали, погоня за счастьем и встреча с любимым человеком... Вы можете вести какой угодно образ жизни, быть романтиком или прагматиком, безработным или миллионером, — всё, что вы делаете, вы делаете ради впечатлений.
Для меня до сих пор остаётся загадкой, как куски металла, извлечённые из недр Земли теряют свою тяжесть и неуклюжесть, превращаясь в абсолютно воздушную, стремящуюся в небо конструкцию. Конструкцию, воплощающую в себе квинтэссенцию человеческого гения.
И даже увидев рождение крылатой машины своими глазами, я не разгадал загадку до конца. И очень этому рад. :)
Sukhoi Superjet 100. Вроде совсем недавно мы наблюдали первую, презентационную «выкатку» машины. Сейчас же в цехах в Комсомольске-на-Амуре целая стая этих «птиц» встаёт на крыло. Самолёты для «Газпромавиа», «LAO Airlines», «Interjet», «Sky Aviation», «Аэрофлота»... Здесь бурлит жизнь, здесь невероятно вкусный запах — неповторимый аромат новых, сверкающих краской лайнеров. Лайнеров, которые совсем скоро расправят крылья...
Рождение крылатой машины
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412401_swalker.org_01.jpg)
01. От созерцания этой картины у меня захватило дух. Цех Окончательной Сборки (ЦОС). Волнующее зрелище. Непрерывное, поначалу кажущееся хаотичным, движение. Движение, которое не прекращается даже поздним вечером.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412377_swalker.org_02.jpg)
02. Этот «птенец» пока выглядит абсолютно беспомощным. Сюда, на Участок №1, привозится фюзеляж и осуществляется монтаж дверей, а также стыковка фюзеляжа с килем и стабилизатором. Лайнер обретает оперение.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412373_swalker.org_03.jpg)
03. Киль и стабилизатор изготавливает НАЗ (Новосибирский Авиационный Завод им. Чкалова).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412356_swalker.org_04.jpg)
04. Сегменты F1 (головной) и F5 (хвостовой) также изготавливаются в Новосибирске. В январе 2012 года ГСС арендовала у КнАЗ цех, где было организовано производство сегментов F2, F3, F4, а также сборка фюзеляжа. Главной целью ГСС является разгрузка Цеха Окончательной Сборки от операций, которые можно выполнить на других производственных площадках. Всё больший и больший объём предварительных монтажных работ осуществляется вне ЦОСа для разгрузки технологической цепочки.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412412_swalker.org_05.jpg)
05. На Участке №1 лайнер обретает свои «нервные окончания» — электросистему. Электросистема самолёта очень разветвлена, монтаж электрожгутов является довольно трудоёмким и времязатратным процессом. Кроме того, после монтажа необходимо произвести довольно большое количество «прозвонов» и проверок. Но процесс можно оптимизировать, спроектировав Сеть таким образом, чтобы как можно большая часть ответвлений была смонтирована ещё в процессе её производства. Сейчас количество соединяемых непосредственно в ЦОС элементов и разъёмов — около 900. На старте проекта SSJ их количество составляло примерно 1500.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412415_swalker.org_06.jpg)
06. Сейчас ведётся довольно наукоёмкая и кропотливая работа по проектированию и вводу в строй новой, усовершенствованной кабельной сети, которая позволит уйти от заделки большого числа электросоединителей на борту самолёта. Для этого используется опытный комплект электрожгутов.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412339_swalker.org_07.jpg)
07. Вот самолёт 95036 для мексиканской авиакомпании Interjet, который сейчас находится на Участке №2. Монтаж электрожгутов его кабельной сети был осуществлён в Цехе Сборки Фюзеляжа, до поступления в Цех Окончательной Сборки. Ранее же эти работы осуществлялись в ЦОС. Как с улыбкой сказал представитель ГСС, завод — «организм молодой и растущий». :) Поэтому в процессе производства проводится большое количество исследовательских работ по оптимизации процессов. Приглашаются консультанты. Это позволяет выявить потери времени, которые не всегда сразу очевидны. В итоге скорость выполнения отдельных операций была увеличена на порядок.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412362_swalker.org_08.jpg)
08. На Участок №2 фюзеляж с пристыкованным оперением перемещается с помощью крана.
Именно здесь длинная труба обретает крыло, антенны, шасси. Кстати, при проектировании лайнера была предусмотрена возможность установки на основные стойки тележки для эксплуатации на грунтовых аэродромах. В нишах шасси предусмотрено пространство для тележки.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412347_swalker.org_09.jpg)
09. Устанавливается носовой обтекатель.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412340_swalker.org_10.jpg)
10. Участок №3. Здесь завершаются работы по по электросистеме, происходят её испытания, закрытие документации и проверка ОТК. Монтируются створки шасси.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412354_swalker.org_11.jpg)
11. Также здесь ведётся монтаж сначала каркаса, а затем и самого обтекателя стыка «крыло — фюзеляж».
Обтекатель стеклопластиковый (с резиновой окантовкой) и производится на ВАСО. Под обтекателем нанесено антикоррозионное покрытие Динитрол (серого цвета).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412383_swalker.org_12.jpg)
12. Участок №4. Здесь производится испытание пассажирской кабины и кокпита на герметичность.
Наддув осуществляется от внешнего источника, поскольку запустить в цехе двигатели или ВСУ не представляется возможным. Да и двигателей пока нет. :)
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412394_swalker.org_13.jpg)
13. Также выполняется ряд испытаний, связанных с гидросистемой; проверка герметичности трубопроводов.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412402_swalker.org_14.jpg)
14. Участок №5. Здесь завершается монтаж авионики и бортового радио-электронного оборудования.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412406_swalker.org_15.jpg)
15. Также здесь производится промывка гидросистем.
Для проверки геометрии производится первая уборка шасси (от наземного стенда, который подаёт давление в гидроцилиндры).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412384_swalker.org_16.jpg)
16. Участок №6. Здесь ведётся монтаж маршевой силовой установки (двигателей), самолёт устанавливается под ток.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412406_swalker.org_17.jpg)
17. Двигатель заботливо укутан, словно младенец. :)
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412401_swalker.org_18.jpg)
18. Пассажирский салон до установки интерьера.
Эти работы, также как и покраска, могут быть произведены в Ульяновске, а также в Чехии или Италии.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412438_swalker.org_19.jpg)
19. На участке №6 проверяется работа шасси от гидросистемы лайнера. Завершается тестирование функционирования всех его систем из того объёма, что приходится на Цех Окончательной Сборки.
было / стало
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412421_swalker.org_20.jpg)
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412367_swalker.org_21.jpg)
20. Часть этих работ будет произведена на Лётно-Испытательной Станции (ЛИС), поскольку не все системы можно проверить непосредственно в ЦОС. К примеру, здесь нельзя осуществить включение метеолокатора, это необходимо делать там, где исключена возможность негативного воздействия его излучения на людей. И, конечно, в ЦОС невозможно провести часть испытаний, связанных с заполнением баков керосином, запуском и работой силовой установки.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412420_swalker.org_22.jpg)
21. По завершении всех работ и закрытия комплекта соответствующей технологической документации лайнер устанавливается на участок №7, где завершаются работы по приёмке самолёта службой контроля и независимой инспекцией.
После этого борт поступает на Лётно-Испытательную Станцию (ЛИС).
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412388_swalker.org_23.jpg)
22. Лётно-Испытательная Станция — это этап, на котором лайнер учится летать.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412417_swalker.org_24.jpg)
23. Многие задаются вопросом: как ГСС справится с наращиванием производственных мощностей? Одним из путей решения этой задачи является оптимизация процессов, которая даёт существенный рост скорости прохождения самолётом всех этапов — от стыковки секций фюзеляжа и монтажа электрожгутов до первого отрыва от бетона ВПП.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412344_swalker.org_25.jpg)
24. Результатом этих работ станет наращивание темпа производства.
Внедрена масса программ по обучению персонала. Сейчас работа на заводе ведётся без выходных в три смены. Этот кадр сделан в районе полуночи.
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412439_swalker.org_26.jpg)
25. Новый лайнер с заводским номером 95025 в комплектации «Full» совершает полёт по программе заводских испытаний. И совсем скоро в его салоне прозвучат слова «Добро пожаловать на борт авиакомпании Аэрофлот — Российские авиалинии»!
![Рождение крылатой машины Рождение крылатой машины](/uploads/posts/2015-11/thumbs/1447412362_swalker.org_27.jpg)
Автор Alexey Viper
Из поста Рождение крылатой машины
Комментарии - всего 1