Амдерма, Часть 1 - Город которого нет, наши дни
Амдерма - поселок городского типа; расположен на Югорском полуострове (побережье Карского моря) на северной оконечности отрогов Полярного Урала - хребта Пай-Хой. До ближайшей железнодорожной станции Воркута - 350 км, до Нарьян-Мара - 490 км, до Архангельска - 1260 км морским путем, 1070 - по воздушной трассе. Поселок основан в связи с началом строительства рудника по добыче плавикового шпата (флюорита) в июле 1933 года.
Северным филиалом Географического общества СССР установлена точная граница между Европой и Азией, проходящая через точку наибольшего сближения острова Вайгач с материком. Здесь, на берегу Югорского Шара, недалеко от метеостанции 25 июля 1975 года водружен географический знак «Европа- Азия». Таким образом, поселок Амдерма находится в азиатской части света, то есть на восточных склонах хребта Пай-Хой.
До наших дней дошло предание о происхождении названия поселка. Однажды плывший на лодке охотник-ненец увидел на побережье Карского моря огромную залежку ластоногих. Восхищенно воскликнув «Амдерма!», что в переводе означает «лежбище моржей», он привел сюда своих сородичей, которые поставили на берегу чумы, образовали стойбище. С той незапамятной поры это местечко так и называется - Амдерма, а этимология топонима вошла в Большую советскую энциклопедию.
Амдерму окружают необычайно живописные окрестности: с правой стороны от реки Амдерминки в Карское море обрываются черные скалы с белыми прожилинами; с левой стороны тянется длинная и ровная песчаная коса, отделяя лагуну от моря. Черные скалы и зимой и летом - любимое место прогулок жителей Амдермы.
Рельеф местности здесь пологоволнистый, увалистый, с максимальной высотой над уровнем моря до 60 метров. Есть известное выражение: «Москва стоит на семи холмах». Так и Амдерма расположена на холмах, только их - 9. Высота холмов, называемых грядами, увеличивается по мере продвижения в глубь материка. К гряде Беляева высоты достигают 155 м над уровнем моря. Только первые три холма расположены на правом берегу Амдерминки, а 4-7 гряды, гряда Топилкина и гряда Беляева находятся по левому берегу. Река Амдерминка берет начало с восточных склонов хребта Пай-Хой, составляющего морфоструктурную основу Югорского полуострова и впадает в Карское море. Река порожистая, с частыми мелкими перекатами. В пяти километрах выше устья в реку впадают два притока - Водопадный и Средний.
Карское море образно называют «ледяным погребом», так как более восьми месяцев оно скрыто подо льдом. В отдельные годы устойчивые северо-восточные ветры постоянно прижимают лед к амдерминскому побережью, и море освобождается от ледяного панциря лишь в сентябре.
Полярный день длится в Амдерме с 20 мая по 30 июля, полярная ночь - с 27 ноября по 16 января.
Организатором строительства поселка и рудника по добыче плавикового шпата является горный инженер Евгений Сергеевич Ливанов. В его честь амдерминцы назвали наиболее вдающиеся в море скалы мысом Ливанова.
Амдерминское месторождение флюорита, открытое в 1932 году геолого-поисковой партией П.А.Шрубко, уже в 1934 году выдало промышленности 5711 тонн плавика, а в 1935 году - 8890,а в 1936 году было добыто 15195 тонн. Благодаря богатейшим запасам амдерминского флюорита страна получила возможность отказаться от импортных закупок этого минерала.
Амдерма всегда была надежной базой пересечения Северного морского пути и арктических авиатрасс.
Самолеты принимались с 1935 года на морской песчаной косе между морем и лагуной, в районе левого берега речки Амдерминки. В 1937 году под руководством О.Ю. Шмидта была организована знаменитая экспедиция на Северный полюс. На обратном пути самолеты совершили промежуточную посадку в Амдерме, чтобы сменить лыжи на колеса. Поскольку снег а Амдерме почти растаял,все жители поселка были мобилизованы на работы по расширению и удлинению посадочной полосы ( снег возили на санкахи грузовиках из оврагов и распадок). Самолеты благополучно приземлились в июне на снежную полосу.
Все полярные экспедиции обслуживались Амдерминской радиостанцией, а участники перелетов получали в Амдерме помощь в подготовке самолетов к продолжению рейсов.
В период 60-80-х годах в Амдерме шло интенсивное строительство и развитие промышленного комплека.
В 1964 году Севморпароходством был проведен экспериментальный рейс по открытию пассажирской линии «Архангельск - Амдерма-Архангельск» на комфортабельном теплоходе «Буковина», но в связи с неполной загрузкой теплохода эксперимент закончился одним рейсом.
В связи с изменением военной доктрины страны из Амдермы в 1993-1994 годах осуществлен вывод гарнизона; в 1995 ликвидирована комплексная мерзлотная лаборатория; в 1966 - нефтегазоразведочная экспедиция; в 1998 закрыта контора «Торгмортранс»; в 2000 году - СМУ «Амдермастрой»; в 2002 - Амдерминское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды вошло в состав Северного территортального управления гидрометслужбы как ОГМС Амдерма Архангельского ЦГМС-Р, с минимальным числом работников.
Источник: polarpost.ru, trrlsever.org
Авторы фото: В. Шадрин, А.Н. Лойко, Д. Финогенов, Л. Зубов
Продолжение следует...
Северным филиалом Географического общества СССР установлена точная граница между Европой и Азией, проходящая через точку наибольшего сближения острова Вайгач с материком. Здесь, на берегу Югорского Шара, недалеко от метеостанции 25 июля 1975 года водружен географический знак «Европа- Азия». Таким образом, поселок Амдерма находится в азиатской части света, то есть на восточных склонах хребта Пай-Хой.
До наших дней дошло предание о происхождении названия поселка. Однажды плывший на лодке охотник-ненец увидел на побережье Карского моря огромную залежку ластоногих. Восхищенно воскликнув «Амдерма!», что в переводе означает «лежбище моржей», он привел сюда своих сородичей, которые поставили на берегу чумы, образовали стойбище. С той незапамятной поры это местечко так и называется - Амдерма, а этимология топонима вошла в Большую советскую энциклопедию.
Амдерму окружают необычайно живописные окрестности: с правой стороны от реки Амдерминки в Карское море обрываются черные скалы с белыми прожилинами; с левой стороны тянется длинная и ровная песчаная коса, отделяя лагуну от моря. Черные скалы и зимой и летом - любимое место прогулок жителей Амдермы.
Рельеф местности здесь пологоволнистый, увалистый, с максимальной высотой над уровнем моря до 60 метров. Есть известное выражение: «Москва стоит на семи холмах». Так и Амдерма расположена на холмах, только их - 9. Высота холмов, называемых грядами, увеличивается по мере продвижения в глубь материка. К гряде Беляева высоты достигают 155 м над уровнем моря. Только первые три холма расположены на правом берегу Амдерминки, а 4-7 гряды, гряда Топилкина и гряда Беляева находятся по левому берегу. Река Амдерминка берет начало с восточных склонов хребта Пай-Хой, составляющего морфоструктурную основу Югорского полуострова и впадает в Карское море. Река порожистая, с частыми мелкими перекатами. В пяти километрах выше устья в реку впадают два притока - Водопадный и Средний.
Карское море образно называют «ледяным погребом», так как более восьми месяцев оно скрыто подо льдом. В отдельные годы устойчивые северо-восточные ветры постоянно прижимают лед к амдерминскому побережью, и море освобождается от ледяного панциря лишь в сентябре.
Полярный день длится в Амдерме с 20 мая по 30 июля, полярная ночь - с 27 ноября по 16 января.
Организатором строительства поселка и рудника по добыче плавикового шпата является горный инженер Евгений Сергеевич Ливанов. В его честь амдерминцы назвали наиболее вдающиеся в море скалы мысом Ливанова.
Амдерминское месторождение флюорита, открытое в 1932 году геолого-поисковой партией П.А.Шрубко, уже в 1934 году выдало промышленности 5711 тонн плавика, а в 1935 году - 8890,а в 1936 году было добыто 15195 тонн. Благодаря богатейшим запасам амдерминского флюорита страна получила возможность отказаться от импортных закупок этого минерала.
Амдерма всегда была надежной базой пересечения Северного морского пути и арктических авиатрасс.
Самолеты принимались с 1935 года на морской песчаной косе между морем и лагуной, в районе левого берега речки Амдерминки. В 1937 году под руководством О.Ю. Шмидта была организована знаменитая экспедиция на Северный полюс. На обратном пути самолеты совершили промежуточную посадку в Амдерме, чтобы сменить лыжи на колеса. Поскольку снег а Амдерме почти растаял,все жители поселка были мобилизованы на работы по расширению и удлинению посадочной полосы ( снег возили на санкахи грузовиках из оврагов и распадок). Самолеты благополучно приземлились в июне на снежную полосу.
Все полярные экспедиции обслуживались Амдерминской радиостанцией, а участники перелетов получали в Амдерме помощь в подготовке самолетов к продолжению рейсов.
В период 60-80-х годах в Амдерме шло интенсивное строительство и развитие промышленного комплека.
В 1964 году Севморпароходством был проведен экспериментальный рейс по открытию пассажирской линии «Архангельск - Амдерма-Архангельск» на комфортабельном теплоходе «Буковина», но в связи с неполной загрузкой теплохода эксперимент закончился одним рейсом.
В связи с изменением военной доктрины страны из Амдермы в 1993-1994 годах осуществлен вывод гарнизона; в 1995 ликвидирована комплексная мерзлотная лаборатория; в 1966 - нефтегазоразведочная экспедиция; в 1998 закрыта контора «Торгмортранс»; в 2000 году - СМУ «Амдермастрой»; в 2002 - Амдерминское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды вошло в состав Северного территортального управления гидрометслужбы как ОГМС Амдерма Архангельского ЦГМС-Р, с минимальным числом работников.
Источник: polarpost.ru, trrlsever.org
Авторы фото: В. Шадрин, А.Н. Лойко, Д. Финогенов, Л. Зубов
Продолжение следует...
Комментарии - всего 1