Мантуровский биохимический завод
Это не абандон, это скорее приглашение к абандону.
Потому что сам я в эти места в ближайшее время выберусь вряд ли, что ж хорошему объекту пропадать?
Немного истории.
Городишко Мантурово на востоке Костромской области, на реке Унжа, городом, в полном смысле этого слова, по большому счету никогда не был, и теперь уже вряд ли состоится.
Сросшийся из нескольких крупных деревень поселок получил статус города в 1958 году. Градообразующими факторами стали железнодорожная станция Мантурово (СЖД), автотрасса Кострома-Киров, и два завода, фанерный и лесоперерабатывающий. Фанерный комбинат одно время считался крупнейшим в СССР, продукция шла на экспорт.
В середине шестидесятых годов в Мантурове начинается строительство одного из крупнейших в России биохимических заводов.
Основная продукция - кормовые дрожжи. Основное сырьё - древесная щепа. Основные отходы - лигнин. (Поговаривали, что есть цеха, где производят компоненты ракетного топлива)
В 1975 году завод был пущен в эксплуатацию. Спешно и с большими недоработками.
Завод, как и новый жилой микрорайон для привлеченных специалистов, строился в большей части силами зека. Тюремные корпуса находились рядом со строящимся заводом. Я несколько лет ходил в школу через локалку, по которой зеков два раза в день под конвоем водили на строительные работы.
Саму историю строительства и дальнейшей эксплуатации этого индустриального гиганта, весьма кстати скудную, можно найти в сети. Она пестрит белыми и черными пятнами. Насколько мне известно, несколько поколений руководителей комбината как на этапе строительства, так и эксплуатации, были осуждены на различные, весьма серьёзные срока по хозяйственным статьям. Начальная смета строительства, несмотря на использование дешевой тюремной рабочей силы, была сильно превышена. По причине чего завод и был сдан в эксплуатацию с серьёзными недоработками, особенно в плане экологической безопасности. Я всего несколько раз был на его территории. Ещё в период эксплуатации он производил довольно жуткое впечатление. Огромные безлюдные территории, огромные корпуса с километрами труб и прочих коммуникаций. Грязь и вонь.
В 1990 году, по итогам многочисленных жалоб и проверок, завод был закрыт.
Когда я стал писать этот пост, я конечно прошерстил интернет на предмет информации о заводе. И был весьма удивлен, насколько она скудная.
Все представленые фотографии собраны из разных источников.
Так что если у кого найдётся желание и возможность, было бы интересно посмотреть поподробнее, что представляют из себя эти руины сегодня.
Завод, судя по всему, разрушается с той же скоростью, с какой и строился. Что само по себе впечатляет.
На днях я позвонил человеку, который работал на этом заводе в конце 80-х то ли в должности главного инженера, то ли главного технолога.
- Расскажи мне про БХЗ
- Что, лигнин? - смеясь, уточнил он
- Да нет, у меня не коммерческий интерес.
Горы лигнина, которые раньше шли в отвалы как отходы производства, сейчас видимо интересуют многих.
Похоже, это единственная ценность, которая осталась от некогда грандиозного творения кривых рук человеческих.
Комментарии - всего 4