Как уходила Аврора

Разное 13-окт, 2014 Рядовой 10 251 1
Пишет mozila

Дремлет притихший, северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится, крейсер Аврора,
В час, когда утро встает над Невой?

Большинство городов ничем не примечательны, никто о них не знает кроме жителей, никому они не интересны. Наш город редчайшее исключение. Многие знакомые часто ставят в тупик вопросом «что посмотреть в Питере за день?» Сложно дать ответ, если можно в течение года посещать поразительные достопримечательности и ни разу не повториться.
И, несмотря на такое количество потрясающих мест, есть в городе то, что является его символами. Кораблик на шпиле Адмиралтейства, мелодия «Город над вольной Невой», разведенные мосты. Но самым известным символом города, бесспорно, является он – крейсер Аврора.
В детстве я помню две колыбельные – про Аврору и про Артек. На Авроре меня принимали в пионеры. К Авроре приезжают практически все иностранцы, в страхе глядя на этот крейсер. Есть ли в России хоть один человек, который не узнал бы этот корабельный нос, с неправильным углом, взрезающий волны?


В последние годы Аврора чаще появлялась в новостях при не самых лучших событиях. То на ней устроят вечеринку и голышом прыгают в Неву. Один раз над ней подняли пиратский флаг. В 2010 году крейсер вывели из состава флота, убрав оттуда воинский экипаж. А где-то пару лет назад начали ходить разговоры о том, что Аврора уйдет.

К сожалению, у нас есть древняя традиция – вытирать ноги об исторические события, которые не нравится нам сейчас. Как только власть меняется, мы убираем символы предыдущей, переименовываем, переделываем, убираем и сносим старое.
И вот начались разговоры о том, что Аврору под предлогом ремонта увезут с вечной стоянки, а затем финансирование будет заморожено, растянуто на годы, а там уже и забудут про нее.
К слову сказать, каждый раз когда в последние годы Аврора попадала в новости, сразу почему то начинались разговоры о том, что Аврора уже не та. Что настоящая Аврора давно сгнила, а её остов лежит на безымянной мели Финского залива. Мощнейшие стальные балки, удерживающие Аврору у причальной стенки, в моем понимании были нужны для того, чтобы она вообще не упала на бок и не утонула. И вообще – часто слышал, что она вообще стоит на бетонном основании. И вот – на ремонт Авроры выданы деньги. Неделю назад около Авроры встал плавучий кран, огромный, и стало понятно – процесс пошел.
Еще до рассвета, в воскресение 21 сентября, я подошел к крейсеру. Были сумерки, но некоторые детали выдавали готовность к знаковому событию. На изгибе набережной стояло несколько автобусов телевизионщиков. Прямо у Нахимовского училища стояло несколько экипажей ДПС, сгонявших редкие автомобили. Сама Аврора была на своем месте, но отсутствовал трап, а мощные стальные балки, которыми она всегда крепилась к набережной, были срезаны и уходили в воду. Вместо цепей крейсер был закреплен канатами. Со стороны реки к крейсеру подошли три буксира. Все были готовы. Над трубами Авроры вился дымок, что само по себе немыслимо.


Светало. Началось построение экпипажа.


На Авроре пробили склянки, подняли флаг.


На берегу началось веселое оживление. Каких-то людей возили с Авроры на берег, других – обратно. Был приятно удивлен тем, что каски на моряках – специальные, с надписью «Аврора 2014» и логотипом данного события, это очень круто и здорово!


У каждого второго человека на борту был фотоаппарат.


Взбодрились телевизионщики, фотографы и, прости господи, блоггеры. Судя по разговорам, все ждали губернатора.


Интересно, не из этого ли орудия она тогда произвела свой знаменитый выстрел?


На противоположной стороне Невы не было ни фотографов, ни журналистов. Лишь полиция да одинокий мойщик рекламных щитов, а зря. Аврора с этого ракурса не менее прекрасна.


В десять утра над городом развели мосты. Это еще одна визитная карточка Петербурга, которая так радует туристов и бесит жителей города. Благовещенский, который в Ленинграде был всем известен как мост лейтенанта Шмидта, вблизи выглядит гораздо лучше – у него прекрасное кованное ограждение.


Дворцовый мост находится в выигрышном положении – вокруг него и Эрмитаж, и стрелка с Ростральными колоннами, и Петропавловка. Сам мост, с моей точки зрения, не очень красивый, но в разведенном положении – самый известный.


На набережных высыпало невероятное количество народа, я такого никогда не видел никогда. Около Медного Всадника, на стрелке, на пляжах Петропавловки – везде стояли люди, выбирая места. Еще больше я поразился, увидел людей на крыше Адмиралтейства и через Неву – на крыше Кунсткамеры. На фото они тоже есть, только убежали за шпиль, придется поверить на слово.


На город спустилась дымка, поэтому я сделал пару кадров в разные стороны, просто чтобы объектив разогреть, пленку размять, духовности прибавить. За духовность в данной заметке отвечает Троицкий собор.


А в это милое здание ворвались революционно настроенные матросы.


Ну и раз уж речь зашла про символы города – вот вам наш кораблик, на шпиле Адмиралтейства. Если приглядеться, то вино – на пляже Петропавловской крепости яблоку упасть негде.


И вот знаменитые трубы сдвинулись, Аврора пошла. Её развернули в створе Невы и Большой Невки, и величайший в Галактике крейсер неспешно пошел вниз по течению. Фотография сильно замылена – это потому что снималось практически через весь город, очень издалека.


В момент когда Аврора проходила мимо Зимнего, подумал что было бы круто еще раз бахнуть из пушки.


Вслед за ней шла целая флотилия катеров, лодок, речных трамвайчиков, и вообще всего, что может по Неве ходить и, судя по печальному техническому состоянию некоторых плавсредств, плавать.


Что может быть более Ленинградским, чем Аврора под Дворцовым мостом?


Даже сильно вдалеке было слышно, как на набережных люди приветствуют крейсер.


А экипаж на борту крейсера приветствовал жителей города. В моем понимании моряки это вообще вершина выправки, красоты формы, порядка. Официальные гости фотографируют людей на берегу. А в это время неофициальные гости – четверо подростков, ночью проникших на борт, делают селфи и выкладывают их вконтакте. Через несколько часов их сдадут в полицию Кронштадта, но это отличная плата за такое приключение.


Около Медного всадника Аврору приветствовал оркестр. В воздухе повисло несколько вертолетов. Ми-8 Балтийских авиалиний прошел на невероятно низкой высоте, остальные машины держались довольно высоко.


И вот последний на пути в Финский залив мост. До него Аврора дошла в сопровождении маломерных судов, дальше пошла гордо одна.


Сразу после прохода под мостом лейтенанта Шмидта, который теперь называется «Благовещенский», все корабли приветствовали крейсер протяжными гудками.


Вечером я еще раз заехал на место стоянки. Гранитный обелиск теперь выглядит одиноким.


На воде еще остались следы стоянки крейсера.


Когда мы смотрели на воду, вдруг подошел немолодой китаец, с совершенно обалдевшим лицом. Он тыкал пальцем в надпись «Аврора» на обелиске, потом на воду и жестами энергично интересовался «Где, блин, Аврора?»
Вернется, в 2016 году.