Кольцо УНК
Полузаброшенные стройплощадки с табличками СМУ и тоннельных отрядов, поляны с россыпями бетонных плит и блоков в высокой траве, пустые коробки цехов и зарастающие бетонки... Мимо всего этого часами может ходить простой обыватель, далёкий от сталко-диггерства, выбравшийся на выходные в подмосковные леса близ Протвино. Окинет взглядом, недоумевающим или безразличным, да пойдёт дальше. И, скорее всего, никогда не узнает, что всё это лишь малая часть одного из самых грандиозных научных проектов страны. И не увидит остальную его часть, скрытую под десятками метров горных пород под его ногами.
Про отечественный "коллайдер" написано много. Судя по количеству разнообразных публикаций и моим столкновениям на подходах к нему с другими группами любителей подземли (довольно многочисленными), объект из важного и секретного научного проекта превратился уже в проходной двор. Вот и я решил поделиться своими впечатлениями об этом скрытом от глаз памятнике несбывшимся надеждам и грандиозным планам.
Итак, однажды, в студёную зимнюю пору... хотя, студёной её можно назвать с большой натяжкой- в Серпухове я выгрузился прямо под мелкий противный дождик :( Итак, в относительно студёную зимнюю, пору трое раздолбаев отправились осматривать чудеса подземного индастриала. В самом городе физиков, Протвино, у меня сложилось почему-то стойкое впечатление перемещения во времени лет на 20-25 назад. Несмотря на то, что вокруг сновали вполне современные автобусы и автомобили, а в палатке торговали вполне современными продуктами типа "смерть желудку", сам городок показался потерявшимся в прошлом веке.
Добравшись без особых приключений до одного из самых дальних участков кольца, прикинулись мы водой и просочились прямо в тоннель не свершившегося научного чуда.
Грандиозные планы по исследованию всего кольца практически сразу были нарушены встретившимися на пути воротами, закрытыми, судя по всему, на засов с обратной стороны. Склонности к дестрою, как и инструмента, у нас не было, поэтому, почесав репу и высказавшись в адрес тех, кто запирает двери, решили мы податься в противоположную сторону.
Тоннель имеет круглое сечение, метров трёх-четырёх в диаметре, по цетру проложены рельсы. Этот участок кольца довести до ума не успели. На стенах присутствует обшивка из метизола (иногда только в нижней половине), но лоток не залит, либо залит не полностью- только до уровня шпал и без выравнивания. Под ногами хлюпает болото, временами переходящее в озеро глубиной до колена. Трудятся дренажные насосы, причём некоторые- очень оригинально, перекачивая воду на расстояние метра от себя в тот же тоннель.
По левой стороне привлекают внимание коряво пришпендореные к стене листы железа. Рискну предположить, что здесь были некогда сбойки, ведущие в параллельный технический тоннель, идущий по внутреннему радиусу основного кольца.
Чуть дальше обнаружились залоченые, а потом и открытые сбойки, позволившие прогуляться и там. Была предпринята попытка обойти по этому тоннелю злосчастные закрытые ворота, но метров через триста вода поднялась до верха наших бахил, а тоннель продолжал понижаться. Вплавь пускаться не хотелось и пришлось повернуть обратно. Сам внутренний тоннель чист и пуст, заливка лотка здесь, видимо, не предусматривалась, поэтому рельсы проложены прямо по дну, без опоры на поперечные балки и шпалы. По некоторым сбойкам к нему подходят рельсы, обрывающиеся на высоте метра в полтора. Присутствует лёгкий химический запах и одинокая лебёдка, отсутствуют дренажные насосы и рукава вентиляции.
Дочапали до пересечения основного тоннеля с другим, меньшего диаметра. Путь по нему в одну
сторону (там он видимо соединялся с техническим тоннелем) был перекрыт. В противоположной стороне обнаружились очередные ворота, при попытке открыть которые создалось ощущение, что держались они исключительно на засове. Решив, что перспектива быть придавленными трёхметровой створкой нас не прельщает, задвинули засов и вернулись в основной тоннель. Из-за тех ворот, кстати, шёл сильный поток холодного уличного воздуха, поэтому рискну предположить, что там находится одна из шахт с рабочей системой принудительной вентиляции.
На перекрёстке, как и на последующих руддворах шахт и некоторых рабочих станциях работает дежурное освещение.
По стенам идут кабели, кое-где смонтированы трубы и гидранты системы пожаротушения. Попадаются подключки каких-то труб, возможно вентиляционных. Гудят за сетчатыми или дощатыми заборами трансформаторы и тяговые подстанции (как там при такой влажности ещё никого током не пришибло!). Множество различных отметок и обозначений. Путём нехитрых вычислений установили, что отмечены номера пожарных кранов (через каждые 100 метров, если память не изменяет), номера подстанций (???), собственно расстояние по тоннелю через каждые десять метров (вот только не ясно, расстояние от чего).
Довольно часто попадаются ворота, к счастью для нас открытые или запертые с нашей стороны. Иногда ворота отделяют друг от друга абсолютно разные участки тоннеля. Из пятиметрового (в диаметре) сухого участка с изоляцией можно попасть в восьми-десятиметровый зал, с двадцатисантиметровым слоем воды и ила на полу и сталактитами, свисающими с рёбер чугунных тюбингов.
Диаметр тоннеля на этом участке вообще меняется постоянно. На некоторых расширяющихся участках сложено оборудование и материалы, вроде этих секций вентиляционных труб, в каждую из которых свободно пролезет человек
на других устроены разъезды железнодорожной линии.
Стоит отдельно сказать об этих разъездах, да и о линии в целом. Точнее о том, что там стоит- от обычных вагонеток, до оригинальных передвижных прожекторов, бетономешалок и пр.
Порадовали вот такие вот механизированные платформы-леса. Движутся тоже по рельсам (только ширина колеи метра три) при помощи электромоторов
Добрались до очередного перекрёстка. Здесь от кольца отделяется тоннель, в котором должен был быть смонтирован вывод пучка частиц на адронный и нейтронный комплексы (Очень плохо понял, что сие за звери такие, кто может, просветите). Если я правильно понял, сюда же должен был выходить и тоннель с внутреннего радиуса, но либо его проходка не была завершена, либо его срез просто заклепали метизолом. Над перекрёстком свисают с кран-балки когтистые щупальца строп.
Срез внешнего тоннеля забран решёткой с предупредительной табличкой. Но нам, как и предыдущим гостям (решётка уже слегка раскурочена) таблички не указ.
Тоннель готов процентов на 50. Ни тебе обшивки на тюбингах, ни заливки лотка, даже черновой, ни света, ни вентиляции. Кроме того, уровень прохода резко понижается, метров через двадцать начинается вода. На шпалах и подпорках уложены гнилые доски, но и они вскоре скрываются под водой. Через 35-40 метров первые ворота, ещё метров через 50-60 вторые, до которых плыть уже не хотелось. Создалось впечатление, что за ними уже не было тюбингов, а шла деревянная крепь.
На тех самых гнилых досках обнаружилась местная флора- плесень двух видов.
Решив не проверять внешний тоннель на дальнейшую проходимость, вернее проплываемость, возвращаемся на кольцо.
Через некоторое время попадаем в руддвор недостроенной шахты. Грязища, завалы ржавых труб, гнилых досок, расползающихся секций вентиляции, гирлянды проводов. Впервые попадается телефон внутренней связи.
В конце руддвора небольшая дверь, ведущая в сам ствол шахты. Стены без изоляции, на дне- перекошенное ножевое кольцо проходческого щита, под ним видна порода. Возле этой дверки нас едва не посетил дед Кондратий. Пока ребята долго и вдумчиво настраивали свой профессионал на съёмку всего объёма руддвора, а я патался получить хоть какое-то подобие фотографии на своей мыльнице, в паре метров от нас, не найдя лучшего времени, включился дренажный насос. Включился с таким воем и грохотом, что все трое могли бы спокойно упокоиться в этой подземлье с диагнозом "инфаркт". Могли, но, к счастью, не упокоились.
Вообще, с самого начала путешествия настоящей тишины практически не было- гул дренаг, вентиляции, электроприборов, плеск и чавканье под ногами, звук падения капель, все эти звуки разносятся в практически пустой трубе очень далеко. Эхо там просто шикарное, особенно в завершённой части, но об этом чуть позже.
Дальше тоннель явно пошёл вверх. Стало гораздо суше, вода попадалась только в дренажных ямах, прикрытых громыхающими металлическими листами. Изоляция на стенах сохранила следы краски, появилась сплошная чистовая заливка лотка и новенький короб для проводов освещения.
В кольце подвывает очередной дренажник, пройдя его слышим на фоне какие-то звонкие удары впереди. Тормозим, прислушиваемся. На звуки, производимые человеком, вроде не похоже. Идём дальше. Доходим до очередного руддвора. Он полность завершён, возле входя трудятся распредщиты. Странные звуки идут от шахты. Как выяснилось, на дне шахты скопилось немного воды, местами лежат смятые металлические листы. Падение на эти листы и в окружающую воду капель воды с верха шахты, плюс причудливое эхо металлической трубы и создают непонятный звуковой фон. К стене шахты прилепилась клеть лестницы, теряющейся во тьме наверху. Более мощные фонари московских товарищей выхватывают на миг где-то там, на головокружительной высоте, плиту, перекрывающую срез ствола. Маленькими звёздами пролетают в луче капли.
Идём дальше. Становится всё цивильней. Воды практически нет. Всё реже попадаются дренажки, правда и освещённые участки всё реже. Зато снова появляются тупиковые сбойки по левой стороне.
По левой стороне ещё один руддвор. В этой шахте нет подъёма наверх, зато есть лестница вниз, прямо в воду, затопившую дно шахты
Начинаем всерьёз задумываться об осторожности, т.к. приближается криогенка, а за ней вывод кольца на действующий ускоритель У-70. Но... Через несколько десятков метров упираемся в ворота, которые не желают открываться. Детальный осмотр проясняет ситуацию- со стороны петель намертво приварены металлические уголки, блокирующие створки. Дальше прохода нет. Вновь поминаем нехорошими словами тех, кто закрывает двери, и поворачиваем в обратный путь.
P.S. Как любят говорить кое-где, все картинки сделаны в фотошопе, все события являются плодом больной фантазии автора, все совпадения с реально существующими местами случайны.
P.P.S. Прошу не бить ногами за качество фотографий. Я знаю, что УГ.
Благодарю за внимание.
Про отечественный "коллайдер" написано много. Судя по количеству разнообразных публикаций и моим столкновениям на подходах к нему с другими группами любителей подземли (довольно многочисленными), объект из важного и секретного научного проекта превратился уже в проходной двор. Вот и я решил поделиться своими впечатлениями об этом скрытом от глаз памятнике несбывшимся надеждам и грандиозным планам.
Итак, однажды, в студёную зимнюю пору... хотя, студёной её можно назвать с большой натяжкой- в Серпухове я выгрузился прямо под мелкий противный дождик :( Итак, в относительно студёную зимнюю, пору трое раздолбаев отправились осматривать чудеса подземного индастриала. В самом городе физиков, Протвино, у меня сложилось почему-то стойкое впечатление перемещения во времени лет на 20-25 назад. Несмотря на то, что вокруг сновали вполне современные автобусы и автомобили, а в палатке торговали вполне современными продуктами типа "смерть желудку", сам городок показался потерявшимся в прошлом веке.
Добравшись без особых приключений до одного из самых дальних участков кольца, прикинулись мы водой и просочились прямо в тоннель не свершившегося научного чуда.
Грандиозные планы по исследованию всего кольца практически сразу были нарушены встретившимися на пути воротами, закрытыми, судя по всему, на засов с обратной стороны. Склонности к дестрою, как и инструмента, у нас не было, поэтому, почесав репу и высказавшись в адрес тех, кто запирает двери, решили мы податься в противоположную сторону.
Тоннель имеет круглое сечение, метров трёх-четырёх в диаметре, по цетру проложены рельсы. Этот участок кольца довести до ума не успели. На стенах присутствует обшивка из метизола (иногда только в нижней половине), но лоток не залит, либо залит не полностью- только до уровня шпал и без выравнивания. Под ногами хлюпает болото, временами переходящее в озеро глубиной до колена. Трудятся дренажные насосы, причём некоторые- очень оригинально, перекачивая воду на расстояние метра от себя в тот же тоннель.
По левой стороне привлекают внимание коряво пришпендореные к стене листы железа. Рискну предположить, что здесь были некогда сбойки, ведущие в параллельный технический тоннель, идущий по внутреннему радиусу основного кольца.
Чуть дальше обнаружились залоченые, а потом и открытые сбойки, позволившие прогуляться и там. Была предпринята попытка обойти по этому тоннелю злосчастные закрытые ворота, но метров через триста вода поднялась до верха наших бахил, а тоннель продолжал понижаться. Вплавь пускаться не хотелось и пришлось повернуть обратно. Сам внутренний тоннель чист и пуст, заливка лотка здесь, видимо, не предусматривалась, поэтому рельсы проложены прямо по дну, без опоры на поперечные балки и шпалы. По некоторым сбойкам к нему подходят рельсы, обрывающиеся на высоте метра в полтора. Присутствует лёгкий химический запах и одинокая лебёдка, отсутствуют дренажные насосы и рукава вентиляции.
Дочапали до пересечения основного тоннеля с другим, меньшего диаметра. Путь по нему в одну
сторону (там он видимо соединялся с техническим тоннелем) был перекрыт. В противоположной стороне обнаружились очередные ворота, при попытке открыть которые создалось ощущение, что держались они исключительно на засове. Решив, что перспектива быть придавленными трёхметровой створкой нас не прельщает, задвинули засов и вернулись в основной тоннель. Из-за тех ворот, кстати, шёл сильный поток холодного уличного воздуха, поэтому рискну предположить, что там находится одна из шахт с рабочей системой принудительной вентиляции.
На перекрёстке, как и на последующих руддворах шахт и некоторых рабочих станциях работает дежурное освещение.
По стенам идут кабели, кое-где смонтированы трубы и гидранты системы пожаротушения. Попадаются подключки каких-то труб, возможно вентиляционных. Гудят за сетчатыми или дощатыми заборами трансформаторы и тяговые подстанции (как там при такой влажности ещё никого током не пришибло!). Множество различных отметок и обозначений. Путём нехитрых вычислений установили, что отмечены номера пожарных кранов (через каждые 100 метров, если память не изменяет), номера подстанций (???), собственно расстояние по тоннелю через каждые десять метров (вот только не ясно, расстояние от чего).
Довольно часто попадаются ворота, к счастью для нас открытые или запертые с нашей стороны. Иногда ворота отделяют друг от друга абсолютно разные участки тоннеля. Из пятиметрового (в диаметре) сухого участка с изоляцией можно попасть в восьми-десятиметровый зал, с двадцатисантиметровым слоем воды и ила на полу и сталактитами, свисающими с рёбер чугунных тюбингов.
Диаметр тоннеля на этом участке вообще меняется постоянно. На некоторых расширяющихся участках сложено оборудование и материалы, вроде этих секций вентиляционных труб, в каждую из которых свободно пролезет человек
на других устроены разъезды железнодорожной линии.
Стоит отдельно сказать об этих разъездах, да и о линии в целом. Точнее о том, что там стоит- от обычных вагонеток, до оригинальных передвижных прожекторов, бетономешалок и пр.
Порадовали вот такие вот механизированные платформы-леса. Движутся тоже по рельсам (только ширина колеи метра три) при помощи электромоторов
Добрались до очередного перекрёстка. Здесь от кольца отделяется тоннель, в котором должен был быть смонтирован вывод пучка частиц на адронный и нейтронный комплексы (Очень плохо понял, что сие за звери такие, кто может, просветите). Если я правильно понял, сюда же должен был выходить и тоннель с внутреннего радиуса, но либо его проходка не была завершена, либо его срез просто заклепали метизолом. Над перекрёстком свисают с кран-балки когтистые щупальца строп.
Срез внешнего тоннеля забран решёткой с предупредительной табличкой. Но нам, как и предыдущим гостям (решётка уже слегка раскурочена) таблички не указ.
Тоннель готов процентов на 50. Ни тебе обшивки на тюбингах, ни заливки лотка, даже черновой, ни света, ни вентиляции. Кроме того, уровень прохода резко понижается, метров через двадцать начинается вода. На шпалах и подпорках уложены гнилые доски, но и они вскоре скрываются под водой. Через 35-40 метров первые ворота, ещё метров через 50-60 вторые, до которых плыть уже не хотелось. Создалось впечатление, что за ними уже не было тюбингов, а шла деревянная крепь.
На тех самых гнилых досках обнаружилась местная флора- плесень двух видов.
Решив не проверять внешний тоннель на дальнейшую проходимость, вернее проплываемость, возвращаемся на кольцо.
Через некоторое время попадаем в руддвор недостроенной шахты. Грязища, завалы ржавых труб, гнилых досок, расползающихся секций вентиляции, гирлянды проводов. Впервые попадается телефон внутренней связи.
В конце руддвора небольшая дверь, ведущая в сам ствол шахты. Стены без изоляции, на дне- перекошенное ножевое кольцо проходческого щита, под ним видна порода. Возле этой дверки нас едва не посетил дед Кондратий. Пока ребята долго и вдумчиво настраивали свой профессионал на съёмку всего объёма руддвора, а я патался получить хоть какое-то подобие фотографии на своей мыльнице, в паре метров от нас, не найдя лучшего времени, включился дренажный насос. Включился с таким воем и грохотом, что все трое могли бы спокойно упокоиться в этой подземлье с диагнозом "инфаркт". Могли, но, к счастью, не упокоились.
Вообще, с самого начала путешествия настоящей тишины практически не было- гул дренаг, вентиляции, электроприборов, плеск и чавканье под ногами, звук падения капель, все эти звуки разносятся в практически пустой трубе очень далеко. Эхо там просто шикарное, особенно в завершённой части, но об этом чуть позже.
Дальше тоннель явно пошёл вверх. Стало гораздо суше, вода попадалась только в дренажных ямах, прикрытых громыхающими металлическими листами. Изоляция на стенах сохранила следы краски, появилась сплошная чистовая заливка лотка и новенький короб для проводов освещения.
В кольце подвывает очередной дренажник, пройдя его слышим на фоне какие-то звонкие удары впереди. Тормозим, прислушиваемся. На звуки, производимые человеком, вроде не похоже. Идём дальше. Доходим до очередного руддвора. Он полность завершён, возле входя трудятся распредщиты. Странные звуки идут от шахты. Как выяснилось, на дне шахты скопилось немного воды, местами лежат смятые металлические листы. Падение на эти листы и в окружающую воду капель воды с верха шахты, плюс причудливое эхо металлической трубы и создают непонятный звуковой фон. К стене шахты прилепилась клеть лестницы, теряющейся во тьме наверху. Более мощные фонари московских товарищей выхватывают на миг где-то там, на головокружительной высоте, плиту, перекрывающую срез ствола. Маленькими звёздами пролетают в луче капли.
Идём дальше. Становится всё цивильней. Воды практически нет. Всё реже попадаются дренажки, правда и освещённые участки всё реже. Зато снова появляются тупиковые сбойки по левой стороне.
По левой стороне ещё один руддвор. В этой шахте нет подъёма наверх, зато есть лестница вниз, прямо в воду, затопившую дно шахты
Начинаем всерьёз задумываться об осторожности, т.к. приближается криогенка, а за ней вывод кольца на действующий ускоритель У-70. Но... Через несколько десятков метров упираемся в ворота, которые не желают открываться. Детальный осмотр проясняет ситуацию- со стороны петель намертво приварены металлические уголки, блокирующие створки. Дальше прохода нет. Вновь поминаем нехорошими словами тех, кто закрывает двери, и поворачиваем в обратный путь.
P.S. Как любят говорить кое-где, все картинки сделаны в фотошопе, все события являются плодом больной фантазии автора, все совпадения с реально существующими местами случайны.
P.P.S. Прошу не бить ногами за качество фотографий. Я знаю, что УГ.
Благодарю за внимание.
Комментарии - всего 8