Строительство № 1 НКПС СССР - тоннель под Днепром, Киев
Во второй половине 30-х годов в связи с возможными боевыми действиями руководством СССР было решено проложить под Днепром тоннели (известно о двух) для переправы войск в случае разрушения мостов. Проект был, естественно, секретный и обозначался как «Строительство № 1 НКПС СССР» (НКПС – Наркомат путей сообщения), хотя этот самый НКПС не имел к этому никакого отношения. Слово «тоннель» было исключено, а отдельные участки для конспирации назвали «титулы», вследствие чего сейчас в масс-медиа можно встретить названия «Объект «Титул» и «Проект «Т». Что примечательно – никакой официальной документации по этому объекту журналистом обнаружить не удалось ни в каких инстанциях. В различных источниках есть только интервью с участниками строительства. Возглавил строительство Герой Социалистического Труда, специалист по подземным коммуникациям Исаак Юлисович Баренбойм (1910-1984). Для энергообеспечения работ была построена ТЭЦ-3 (1936 год) и проложена линия электропередач (есть до сих пор) к берегу Днепра. Ещё интересный момент – на армейских картах (сейчас используются 1992 года) никакие элементы этого объекта не обозначены, хотя всякая мелочь типа колодцев и водостоков в наличии. А на Google Earth объект обозначен как «Stalin’s Metro» или «Object # 1».
В фотоподборке представленны снимки тоннеля, расположенного в южной части города - на Жуковом острове. Это наземная часть тоннеля (длина около 700 метров). Как видно, тоннель постепенно уходит под землю (сейчас – под воду), где и должен был соединяться с подземной частью, которая осталась недостроенной. Шахта, через которую велись работы, забетонирована и место её расположения неизвестно.
Начало тоннеля:
Вид с верхней части тоннеля на место, где он начинается.
А в этом месте тоннель уходит под воду:
Вид от самого края тоннеля:
Панорама, которую можно видеть, если идти от конца тоннеля, погруженного в воду до его начала:
А если идти по верху тоннеля от его начала к концу, то картина будет такая:
Так средняя часть тоннеля выглядит сбоку:
Обращает на себя внимание сохранность металлических элементов конструкции – сооружение простояло более 70 лет, и нет никакой ржавчины:
Конечно, фотоснимки не передают всей масштабности конструкции, а в реале впечатляюще смотрится - это же ни где-нибудь в городе, а посреди леса такое-вот сооружение - "тоннель вникуда", или в прошлое...
Объект хорошо виден на СПУТНИКОВОМ СНИМКЕ - желтая метка (начало тоннеля).
Фотоснимки выполнены мною в августе 2007 года.
В фотоподборке представленны снимки тоннеля, расположенного в южной части города - на Жуковом острове. Это наземная часть тоннеля (длина около 700 метров). Как видно, тоннель постепенно уходит под землю (сейчас – под воду), где и должен был соединяться с подземной частью, которая осталась недостроенной. Шахта, через которую велись работы, забетонирована и место её расположения неизвестно.
Начало тоннеля:
Вид с верхней части тоннеля на место, где он начинается.
А в этом месте тоннель уходит под воду:
Вид от самого края тоннеля:
Панорама, которую можно видеть, если идти от конца тоннеля, погруженного в воду до его начала:
А если идти по верху тоннеля от его начала к концу, то картина будет такая:
Так средняя часть тоннеля выглядит сбоку:
Обращает на себя внимание сохранность металлических элементов конструкции – сооружение простояло более 70 лет, и нет никакой ржавчины:
Конечно, фотоснимки не передают всей масштабности конструкции, а в реале впечатляюще смотрится - это же ни где-нибудь в городе, а посреди леса такое-вот сооружение - "тоннель вникуда", или в прошлое...
Объект хорошо виден на СПУТНИКОВОМ СНИМКЕ - желтая метка (начало тоннеля).
Фотоснимки выполнены мною в августе 2007 года.
Комментарии - всего 12