Тула с высоты птичьего полёта
Недавно, копаясь в сети, обнаружил серию фотографий Тулы и ближайших окрестностей, сделанных командами воздушных шаров "Кедр" и "Балтик Продукт". Очень уж мне эта серия понравилась, поэтому рискну выложить часть этих фотографий со своими комментариями на обозрение жителей swalker.ru
Начну с общих сведений о городе. Точная дата основания города не известна. Первое упоминание о Туле появляется в Никоновской летописи при описании военных действий 1146 года. К этому времени Тула уже обрела своё название и существовала в качестве крупного поселения. Изначально, видимо, играла роль пограничного поста, в 16-17в. являлась частью т.н. "засечной черты", в начале 16в. в городе был построен каменный кремль. Позже город превращается в промышленный центр. В 1797г. становится центром губернии. Издавна в городе процветало кузнечное и оружейное ремесло, изначально в нём использовались железная руда и бурый уголь из окрестных залежей. В 1712г. в Туле, по указу Петра |, открывается первый в стране государственный оружейный завод. Базой для его создания стал частный завод Никиты Демидова-основателя известной династии металлургов и оружейников, происходившего из села Павшино Тульской губернии. После окончания отечественной войны 1812-14 г. спрос на оружие снизился, и в городе начали развиваться другие производства-самоваров, гармоней, пряников и т.д. За 20й век в городе и его окрестностях активно развивалась промышленность. Заводы стройматериалов, машиностроительные, химические, чего у нас только нет. В черте города расположены два металлургических завода- "Тулачермет" и "КМЗ". Совершенствовалось и развивалось производство оружия, на Машиностроительном, Оружейном, Патронном заводах, "Штампе", "КБП", "Сплаве", "Октаве" разрабатывались и производились самые разнообразные виды вооружений, электроники и комплектующих. В том числе широко известные РСЗО "Град", "Ураган" и "Смерч". В лихие 90-е развал промышленности не обошёл город стороной. Множество предприятий было закрыто или перепрофилировано. Всем миром спасали стратегические военные заводы, большинство которых и сейчас работает в пол-силы и, в основном, на зарубежные заказы. Закрывались социальные учреждения, учреждения культуры, уничтожались памятники архитектуры, перестраивался исторический центр города. Началась массовая точечная застройка, возникло астрономическое количество ТЦ, ТРЦ и прочей шелухи. Город очень изменился и, на мой взгляд,
не в лучшую сторону. Вот на такой немного грустной ноте, я и перейду к собственно фотографиям современной Тулы, сделанным ребятами из команд "Кедра" и "Балтика". Фотографии замечательные и, глядя на них, понимаешь, что, вопреки всему, город наш интересен и красив.
Сердце города-кремль. Был построен в 1514-21гг. Среди всех кремлей страны выделяется тем, что построен в низине, что являлось довольно странным при строительстве оборонительного сооружения. От одной из башен, Тайницкой, шёл подземный ход к реке, обеспечивавшей защитников питьевой водой в случае осады. Сейчас, вероятно, завален. Есть не подтверждённая информации о существовании ещё нескольких ходов от башен. На территории кремля расположены
два собора- Успенский (1762—1766) и Богоявленский (1855-1863), ныне являющийся музеем оружия, и первая тульская электростанция (на фото в дальнем левом углу кремля), в здании которой сейчас открывается музей народных промыслов. Небольшое светло-серое здание у ворот кремля- музей "Тульские самовары", собравший в своей коллекции сотни экземпляров самоваров производства от 17 века до наших дней
Успенский собор
Центральная площадь Ленина и здание городской администрации (по традиции- "Белый дом). До 70х годов прошлого века на месте администрации располагались жилые дома, а площадь являлась частью центральной улицы города- проспекта Ленина
Успенский кафедральный собор перед "Белым домом". Построен на месте церкви Успенского женского монастыря и, позже, Успенского собора в 1898-1902 гг. При СССР здесь размещался филиал госархива, в 80-х храм начали восстанавливать, в наше время действует.
Заброшенные цеха хлебозавода (ждите фотоотчёт)
ТЦ "Утюгъ". Здание построено на месте старинного дома необычной треугольной формы, получившего за неё в народе прозвище "Утюг"
Изогнутая девятиэтажка- дом №1 по Красноармейскому проспекту, в народе зовущийся "Парабола". Справа в кадр попала часть известнейшего долгостроя Тулы- кукольного театра, речь о котором пойдёт в одном из моих ближайших постов. Церковь во дворе- Николая Чудотворца (17 век), в народе- храм Николы на Ржавце по названию протекавшей неподалёку во
времена постройки речки Ржавец. Во времена СССР была снесена колокольня и здесь разместился цех обувной фабрики. В начале 90-х началась реставрация, сейчас храм действует.
Исторический центр города. Старинных зданий осталось очень мало.
Храм святых Флора и Лавра. Построен в 1772-1796 гг. на месте деревянной Боголюбской церкви 17 в. Колокольня, пристроенная в 1830 г. была снесена в советские времена. С 90-х годов идёт реставрация, сейчас храм действует. За храмом-один из корпусов Машиностроительного завода. Здание под зелёной крышей на дальнем плане расположено уже за рекой, в районе оружейников- Заречье. Когда-то в нём размещался кадетский корпус, позже- детская областная больница. Левее виден Вознесенский храм, построенный в 1755-1787 гг. Ныне действующий.
Прибрежное Заречье. Видны шпиль и колокольня Николо-зарецкого храма (построен в 1730-1734 гг. на месте двух деревянных церквей). Основателем храма считается сын Никиты Демидова-Акинфий, основатель уральских металлургических заводов. На первом этаже была расположена часовня-склеп семьи Демидовых. В советское время здесь размещался склад, сейчас храм действует, в сквере перед ним в конце 20-го века был установлен памятник Никите Димидову.
Странная конструкция левее храма- новый музей оружия. Строительство с перерывами ведётся с 2001 года, и к 2013 его обещают открыть для посетителей (с опозданием в 7 лет). По замыслу архитекторов здание выглядит как шлем русского воина. Перед музеем виден недостроенный хлебозавод, о котором тоже скоро будет отчёт.
Возвращаемся в центр. Проспект Ленина, вид от кремля.
Перекрёсток пр. Ленина и ул. Каминского. Слева- Главпочтамт, справа- дом быта. Раньше ул Каминского, ведущую к центральному рынку, можно было назвать тульским Арбатом. Здесь собирались музыканты, художники. Сейчас вся эта движуха выродилась и ушла в прошлое. На месте телеэкрана на снимке стоял тульский "Биг Бэн"- четырёхсторонние башенные часы. Интересно, что на каждом их циферблате обычно было разное время.
Тульский драматический театр. Основан в 1777 году, по случаю введению Тулы в ранг губернского центра. современное здание построено в 1970 г.
Петропавловский храм. Построен в 1734-36гг. на месте церкви 16 в. В начале 20го на верхнем ярусе неоднократно перестраивавшейся колокольни были установлены часы. Во время войны храм сильно пострадал от бомбёжек, но в 70-х годах был восстановлен с изменениями. Далее использовался как аптечный склад. 12 июля 2011 года вновь открыт для прихожан.
Сквер памяти воинов-интернационалистов. Открыт в начале 90-х годов, постепенно благоустраивается, устанавливаются плиты с именами погибших
Предыдущая фотка для меня лично близка особенно. Всё детство я гулял в этом сквере, а в кадр здесь даже попало окно моей квартиры.
Храм Александра Невского (1886 г. постройки). Недавно вновь принял прихожан после долгих лет использования в качестве хлебозавода.
Улица Лейтейзена. Ещё лет тридцать назад на месте многоэтажной застройки стояли посадские дома 19го, начала 20го века. Многие являлись настоящими шедеврами деревянного зодчества. Сейчас от них остался только небольшой квартал из 10-12 домов. Его начало видно слева за перекрёстком. Чуть дальше- флигель и здание самоварной фабрики Баташева. В 1992 г. флигель полностью сгорел, позже был отстроен со значительными изменениями.
Зачем нужно это кирпичное кольцо на крыше здания биржи труда- для меня загадка. По зданием есть бомбарь, который в ближайшее время планирую посетить.
Дом-"аквариум". Одна из первых "элитных" новостроек 90х
Сцена на одной из площадей центрального городского парка. Парк был создан 1893 году по инициативе санитарного врача Тулы П. П. Белоусова на месте городской свалки. Позже был назван в его честь- Белоусовским.
Центральный городской стадион "Арсенал". Стадион был открыт 29 августа 1959 года под названием «Тульские Лужники». За годы своего существования стадион также носил имена «Труд» и «имени 50-ти летия Ленинского комсомола». Левее и ниже комплекс СИЗО и здание областного МВД. Остановку возле стадиона частенько называют МТС (ментовка, тюрьма, стадион)
На центральном плане новый жилой микрорайон, одни из самых высоких зданий города. Левее-микрорайон "Перекоп". Море деревьев на переднем плане скрывает под собой одно из старейших городских кладбищ- Всехсвятское. Оно было основано во время время эпидемии чумы в 1772 г., после выхода указа Екатерины II о запрете захоронений в черте города при церквях. Имелись, правда, данные, о существовавших здесь до этого захоронениях. Жертв чумы здесь было похоронено немного и, после окончания эпидемии кладбище из чумного превратилось в основное городское. За два века работы погоста здесь было похоронено множество известных людей. Существуют семейные участки и склепы династий тульских оружейников, купцов, промышленников. В 1864 г. Был выделен отдельный участок для католической общины города. В стене, которой обнесли кладбище в начале 20го века, существовали отдельные ворота на католический сектор, оформленные башенками в готическом стиле, сохранившимися до сих пор (сами ворота заложены). Перед этими воротами ещё лет пять назад можно было видеть ровные ряды странных крестов- сбитых из необработанных веток. В центре возвышался самый большой-под четыре метра высотой. Позже они исчезли. Здесь были похоронены австрийские (кажется) военнопленные. На территории католического сектора, под рухнувшими деревьями и опавшей листвой, можно найти остатки удивительно красивых статуй, памятников, каменных и кованых чугунных надгробий. Вообще на кладбище множество интереснейших памятников, к сожалению часто в плохом состоянии из-за постоянных набегов юных вандалов и отсутствия должного ухода. После Великой Отечественной войны на Всехсвятке были организованы три мемориальных комплекса на братских могилах павших защитников Тулы. Кладбище работало до 70х годов 20го века, когда захоронения были прекращены. Сейчас имеет статус мемориального.
Всехсвятский кафедральный собор. Построен при Всехсвятском кладбище в 1776-1825 гг. Один из немногих храмов, не закрывавшихся в советские времена
Оригинальный коттедж в частном секторе за кладбищем
Переберёмся в Привокзальный район, ставший для меня в последние годы родным.
Собственно, сам вокзал, давший название району,- Московский, он же станция Тула-1.
Клумба и фонтан возле тульского таможенного терминала
Дом-"подкова". Ходят слухи, что изначально планировалось построить лишь по две секции каждого крыла, но из-за обводнённой почвы (прямо за домом протекает река Воронка) стройка начала сползать в сторону Красноармейского проспекта. Возникла угроза обрушения. В срочном порядке проект был доработан и аварийные секции были "подпёрты" новыми, с более глубоким залеганием фундамента. В общей сложности строительство шло около десяти лет
Нижний из каскада четырёх парковых прудов. Каскад образовался после устройства плотин на речке Серебрянке, давшей неофициальное название всему району между парком и железной дорогой- "Серебровка". Справа, на склоне оврага за плотиной, находится небольшое, ныне закрытое, мусульманское кладбище ("Татарка"), о существовании которого не знают даже многие местные жители
Площадь 50-й армии, больше известная как Короленко. Ещё одно родное для меня лично фото- метров сорок в сторону, и был бы виден мой дом.
Те самые заброшенные вагоны на станции Тула-2 (смотри отчёт ранее)
Тульский пивоваренный завод. До покупки предприятия компанией "Балтика", в конце 90х, производил очень приличное пиво. Сейчас- обычную балтийскую дрянь.
Вид на Косогорский Металлургический Завод. Завод был построен в конце XIX века, изначально назывался Судаковским Металлургическим Заводом. Название завод получил по названию близлежащей деревни Судаково. Постепенно вокруг завода вырос посёлок металлургов Косая Гора и завод был переименован. Недавно нашёл интересные сведения о том, что во время войны завод снабжался углём с располагавшейся в четырёх километрах шахты "Рвы" по специально проложенной трамвайной ветке.
Пора вернуться в центр города и направиться в сторону ещё одного района металлургов- Пролетарского.
Улица Советская, идущая полукольцом от Зареченского к Пролетарскому мосту. Строительство очередного ТРЦ "Инд-Гарник". Ведётся, кстати, на месте сквера и захоронений монахинь некогда находившегося на этой территории монастыря. Да ещё и в несоответствии с утверждённым планом- не устроена подземная парковка. Кто-то из администрации города предложил отдать под парковку ТЦ площадь Ленина и часть кремлёвского сквера :(
Казарма в/ч 3335, ныне снесённая (отчёт по ней размещён ранее)
Поворот Советской к Пролетарском мосту. Круглое здание слева- тульский цирк, один из старейших в стране. Открыт в 1870 г. Современное здание построено в 1963 г.
Храм Никиты Новгородского, он же Староникитский. Построен в 1704 г. на месте деревянной церкви Великомученика Никиты и Святителя Алексия 16-17 вв. Сейчас заброшен
Вид на реку Упа и Оружейный завод со стороны Пролетарского района. На Упе ясно видны следы фундамента какого-то сооружения, возможно- одной из заводских плотин. В народе место называют "перекаты"
Улица Демидовская плотина, соединяющая Зареченский и Пролетарский районы. "Горб" вдали- мост через реку Тулица, на которой и находилась плотина завода Никиты Демидова
Один из позднейших секторов массовой застройки города, т.н. "площадка". Раньше здесь находились старые дома ремесленников. Одна из главных улиц Пролетарского района- Ложевая.
Перекрёсток Ложевой и Кирова. В центре фото памятник в виде стерилизованной доменной печи и меча, наполовину вынутого из ножен, с подписью " Пролетарцам – героям слава!" Установлен в 2000 г. в память о жителях района металлургов, погибших во время Великой Отечественной войны. Правее видена часть дома "хрущовки"-"ракеты" (из-за мозаичного панно с изображением ракеты на торце дома), славившегося на весь город обилием "точек" с палёной водкой и хреновым самогоном
Улица Калинина
Храм Феодосия Черниговского. ( 1903 г., действующий)
Восточный объезд. Построен в 2000х как продолжение Рязанской улицы и Рязанского шоссе, что-бы разгрузить от транспорта центр города. Соединил микрорайоны "Зеленстрой", "Перекоп" Центрального района Тулы с Пролетарским районом в конце улицы Металлургов. Улица эта, кстати, имеет одну яркую особенность. Нумерация домов на ней идёт не от центра к периферии, а наоборот. Так получилось из-за того, что строительство на ней велось от металлургического завода "Тулачермет", находившегося на то время в нескольких километрах от города. Полноценное соединение улицы с городской застройкой происходит только сейчас, до недавнего времени она была отделена пустырями, трамвайным депо №2 и Кировским ручьём, из-за неприятного запаха воды именуемым "тухликом"
Трамвайное депо №2. Открыто в 1973 г. Изначально обслуживало маршруты, проходившие по территории Пролетарского района. Сейчас осталось единственным в городе
Вид на завод "Тулачермет". Точнее, на часть завода. Строительство завода начато 1 июня 1931 года, со временем он стал одним из градообразующих предприятий. Основное производство- выплавка чугуна
Ещё одна из основных улиц Пролетарского района- Кутузова.
Слева начинается самый новый из крупных микрорайонов массовой застройки-Глушанки. Одно из прозвищ района- "на семи ветрах". И действительно, даже в тихий летний день здесь попадаются места с почти штормовым ветром. Виновато в этом видимо то, что район выстроен на холме. На дальней окраине Глушанок сосредоточены областные медицинские учреждения-взрослая обл. больница
детская
и областной роддом
Микрорайон между взрослой больницей и роддомом
Неподалеку находится так же единственный сохранившийся в городе монастырь- Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь, основанный в середине 19го века
Несколько фото окрестностей города
И в конце сами воздушные шары, с которых делались фотографии. Для многих жителей города они уже как родные, в тёплое время года часто можно услышать над головой знакомое шипение газовой горелки. Кстати, при желании и наличии определённой суммы, можно отправиться в полёт на одном из шаров. Заказ полётов через сайты клуба "Аэровальс" и т.п.
"Балтик продукт"
"Кедр"
P.S. Сам я к аэронавтике никакого отношения не имею, и с командами воздушных шаров, к сожалению, не знаком.
Благодарю за внимание.
Начну с общих сведений о городе. Точная дата основания города не известна. Первое упоминание о Туле появляется в Никоновской летописи при описании военных действий 1146 года. К этому времени Тула уже обрела своё название и существовала в качестве крупного поселения. Изначально, видимо, играла роль пограничного поста, в 16-17в. являлась частью т.н. "засечной черты", в начале 16в. в городе был построен каменный кремль. Позже город превращается в промышленный центр. В 1797г. становится центром губернии. Издавна в городе процветало кузнечное и оружейное ремесло, изначально в нём использовались железная руда и бурый уголь из окрестных залежей. В 1712г. в Туле, по указу Петра |, открывается первый в стране государственный оружейный завод. Базой для его создания стал частный завод Никиты Демидова-основателя известной династии металлургов и оружейников, происходившего из села Павшино Тульской губернии. После окончания отечественной войны 1812-14 г. спрос на оружие снизился, и в городе начали развиваться другие производства-самоваров, гармоней, пряников и т.д. За 20й век в городе и его окрестностях активно развивалась промышленность. Заводы стройматериалов, машиностроительные, химические, чего у нас только нет. В черте города расположены два металлургических завода- "Тулачермет" и "КМЗ". Совершенствовалось и развивалось производство оружия, на Машиностроительном, Оружейном, Патронном заводах, "Штампе", "КБП", "Сплаве", "Октаве" разрабатывались и производились самые разнообразные виды вооружений, электроники и комплектующих. В том числе широко известные РСЗО "Град", "Ураган" и "Смерч". В лихие 90-е развал промышленности не обошёл город стороной. Множество предприятий было закрыто или перепрофилировано. Всем миром спасали стратегические военные заводы, большинство которых и сейчас работает в пол-силы и, в основном, на зарубежные заказы. Закрывались социальные учреждения, учреждения культуры, уничтожались памятники архитектуры, перестраивался исторический центр города. Началась массовая точечная застройка, возникло астрономическое количество ТЦ, ТРЦ и прочей шелухи. Город очень изменился и, на мой взгляд,
не в лучшую сторону. Вот на такой немного грустной ноте, я и перейду к собственно фотографиям современной Тулы, сделанным ребятами из команд "Кедра" и "Балтика". Фотографии замечательные и, глядя на них, понимаешь, что, вопреки всему, город наш интересен и красив.
Сердце города-кремль. Был построен в 1514-21гг. Среди всех кремлей страны выделяется тем, что построен в низине, что являлось довольно странным при строительстве оборонительного сооружения. От одной из башен, Тайницкой, шёл подземный ход к реке, обеспечивавшей защитников питьевой водой в случае осады. Сейчас, вероятно, завален. Есть не подтверждённая информации о существовании ещё нескольких ходов от башен. На территории кремля расположены
два собора- Успенский (1762—1766) и Богоявленский (1855-1863), ныне являющийся музеем оружия, и первая тульская электростанция (на фото в дальнем левом углу кремля), в здании которой сейчас открывается музей народных промыслов. Небольшое светло-серое здание у ворот кремля- музей "Тульские самовары", собравший в своей коллекции сотни экземпляров самоваров производства от 17 века до наших дней
Успенский собор
Центральная площадь Ленина и здание городской администрации (по традиции- "Белый дом). До 70х годов прошлого века на месте администрации располагались жилые дома, а площадь являлась частью центральной улицы города- проспекта Ленина
Успенский кафедральный собор перед "Белым домом". Построен на месте церкви Успенского женского монастыря и, позже, Успенского собора в 1898-1902 гг. При СССР здесь размещался филиал госархива, в 80-х храм начали восстанавливать, в наше время действует.
Заброшенные цеха хлебозавода (ждите фотоотчёт)
ТЦ "Утюгъ". Здание построено на месте старинного дома необычной треугольной формы, получившего за неё в народе прозвище "Утюг"
Изогнутая девятиэтажка- дом №1 по Красноармейскому проспекту, в народе зовущийся "Парабола". Справа в кадр попала часть известнейшего долгостроя Тулы- кукольного театра, речь о котором пойдёт в одном из моих ближайших постов. Церковь во дворе- Николая Чудотворца (17 век), в народе- храм Николы на Ржавце по названию протекавшей неподалёку во
времена постройки речки Ржавец. Во времена СССР была снесена колокольня и здесь разместился цех обувной фабрики. В начале 90-х началась реставрация, сейчас храм действует.
Исторический центр города. Старинных зданий осталось очень мало.
Храм святых Флора и Лавра. Построен в 1772-1796 гг. на месте деревянной Боголюбской церкви 17 в. Колокольня, пристроенная в 1830 г. была снесена в советские времена. С 90-х годов идёт реставрация, сейчас храм действует. За храмом-один из корпусов Машиностроительного завода. Здание под зелёной крышей на дальнем плане расположено уже за рекой, в районе оружейников- Заречье. Когда-то в нём размещался кадетский корпус, позже- детская областная больница. Левее виден Вознесенский храм, построенный в 1755-1787 гг. Ныне действующий.
Прибрежное Заречье. Видны шпиль и колокольня Николо-зарецкого храма (построен в 1730-1734 гг. на месте двух деревянных церквей). Основателем храма считается сын Никиты Демидова-Акинфий, основатель уральских металлургических заводов. На первом этаже была расположена часовня-склеп семьи Демидовых. В советское время здесь размещался склад, сейчас храм действует, в сквере перед ним в конце 20-го века был установлен памятник Никите Димидову.
Странная конструкция левее храма- новый музей оружия. Строительство с перерывами ведётся с 2001 года, и к 2013 его обещают открыть для посетителей (с опозданием в 7 лет). По замыслу архитекторов здание выглядит как шлем русского воина. Перед музеем виден недостроенный хлебозавод, о котором тоже скоро будет отчёт.
Возвращаемся в центр. Проспект Ленина, вид от кремля.
Перекрёсток пр. Ленина и ул. Каминского. Слева- Главпочтамт, справа- дом быта. Раньше ул Каминского, ведущую к центральному рынку, можно было назвать тульским Арбатом. Здесь собирались музыканты, художники. Сейчас вся эта движуха выродилась и ушла в прошлое. На месте телеэкрана на снимке стоял тульский "Биг Бэн"- четырёхсторонние башенные часы. Интересно, что на каждом их циферблате обычно было разное время.
Тульский драматический театр. Основан в 1777 году, по случаю введению Тулы в ранг губернского центра. современное здание построено в 1970 г.
Петропавловский храм. Построен в 1734-36гг. на месте церкви 16 в. В начале 20го на верхнем ярусе неоднократно перестраивавшейся колокольни были установлены часы. Во время войны храм сильно пострадал от бомбёжек, но в 70-х годах был восстановлен с изменениями. Далее использовался как аптечный склад. 12 июля 2011 года вновь открыт для прихожан.
Сквер памяти воинов-интернационалистов. Открыт в начале 90-х годов, постепенно благоустраивается, устанавливаются плиты с именами погибших
Предыдущая фотка для меня лично близка особенно. Всё детство я гулял в этом сквере, а в кадр здесь даже попало окно моей квартиры.
Храм Александра Невского (1886 г. постройки). Недавно вновь принял прихожан после долгих лет использования в качестве хлебозавода.
Улица Лейтейзена. Ещё лет тридцать назад на месте многоэтажной застройки стояли посадские дома 19го, начала 20го века. Многие являлись настоящими шедеврами деревянного зодчества. Сейчас от них остался только небольшой квартал из 10-12 домов. Его начало видно слева за перекрёстком. Чуть дальше- флигель и здание самоварной фабрики Баташева. В 1992 г. флигель полностью сгорел, позже был отстроен со значительными изменениями.
Зачем нужно это кирпичное кольцо на крыше здания биржи труда- для меня загадка. По зданием есть бомбарь, который в ближайшее время планирую посетить.
Дом-"аквариум". Одна из первых "элитных" новостроек 90х
Сцена на одной из площадей центрального городского парка. Парк был создан 1893 году по инициативе санитарного врача Тулы П. П. Белоусова на месте городской свалки. Позже был назван в его честь- Белоусовским.
Центральный городской стадион "Арсенал". Стадион был открыт 29 августа 1959 года под названием «Тульские Лужники». За годы своего существования стадион также носил имена «Труд» и «имени 50-ти летия Ленинского комсомола». Левее и ниже комплекс СИЗО и здание областного МВД. Остановку возле стадиона частенько называют МТС (ментовка, тюрьма, стадион)
На центральном плане новый жилой микрорайон, одни из самых высоких зданий города. Левее-микрорайон "Перекоп". Море деревьев на переднем плане скрывает под собой одно из старейших городских кладбищ- Всехсвятское. Оно было основано во время время эпидемии чумы в 1772 г., после выхода указа Екатерины II о запрете захоронений в черте города при церквях. Имелись, правда, данные, о существовавших здесь до этого захоронениях. Жертв чумы здесь было похоронено немного и, после окончания эпидемии кладбище из чумного превратилось в основное городское. За два века работы погоста здесь было похоронено множество известных людей. Существуют семейные участки и склепы династий тульских оружейников, купцов, промышленников. В 1864 г. Был выделен отдельный участок для католической общины города. В стене, которой обнесли кладбище в начале 20го века, существовали отдельные ворота на католический сектор, оформленные башенками в готическом стиле, сохранившимися до сих пор (сами ворота заложены). Перед этими воротами ещё лет пять назад можно было видеть ровные ряды странных крестов- сбитых из необработанных веток. В центре возвышался самый большой-под четыре метра высотой. Позже они исчезли. Здесь были похоронены австрийские (кажется) военнопленные. На территории католического сектора, под рухнувшими деревьями и опавшей листвой, можно найти остатки удивительно красивых статуй, памятников, каменных и кованых чугунных надгробий. Вообще на кладбище множество интереснейших памятников, к сожалению часто в плохом состоянии из-за постоянных набегов юных вандалов и отсутствия должного ухода. После Великой Отечественной войны на Всехсвятке были организованы три мемориальных комплекса на братских могилах павших защитников Тулы. Кладбище работало до 70х годов 20го века, когда захоронения были прекращены. Сейчас имеет статус мемориального.
Всехсвятский кафедральный собор. Построен при Всехсвятском кладбище в 1776-1825 гг. Один из немногих храмов, не закрывавшихся в советские времена
Оригинальный коттедж в частном секторе за кладбищем
Переберёмся в Привокзальный район, ставший для меня в последние годы родным.
Собственно, сам вокзал, давший название району,- Московский, он же станция Тула-1.
Клумба и фонтан возле тульского таможенного терминала
Дом-"подкова". Ходят слухи, что изначально планировалось построить лишь по две секции каждого крыла, но из-за обводнённой почвы (прямо за домом протекает река Воронка) стройка начала сползать в сторону Красноармейского проспекта. Возникла угроза обрушения. В срочном порядке проект был доработан и аварийные секции были "подпёрты" новыми, с более глубоким залеганием фундамента. В общей сложности строительство шло около десяти лет
Нижний из каскада четырёх парковых прудов. Каскад образовался после устройства плотин на речке Серебрянке, давшей неофициальное название всему району между парком и железной дорогой- "Серебровка". Справа, на склоне оврага за плотиной, находится небольшое, ныне закрытое, мусульманское кладбище ("Татарка"), о существовании которого не знают даже многие местные жители
Площадь 50-й армии, больше известная как Короленко. Ещё одно родное для меня лично фото- метров сорок в сторону, и был бы виден мой дом.
Те самые заброшенные вагоны на станции Тула-2 (смотри отчёт ранее)
Тульский пивоваренный завод. До покупки предприятия компанией "Балтика", в конце 90х, производил очень приличное пиво. Сейчас- обычную балтийскую дрянь.
Вид на Косогорский Металлургический Завод. Завод был построен в конце XIX века, изначально назывался Судаковским Металлургическим Заводом. Название завод получил по названию близлежащей деревни Судаково. Постепенно вокруг завода вырос посёлок металлургов Косая Гора и завод был переименован. Недавно нашёл интересные сведения о том, что во время войны завод снабжался углём с располагавшейся в четырёх километрах шахты "Рвы" по специально проложенной трамвайной ветке.
Пора вернуться в центр города и направиться в сторону ещё одного района металлургов- Пролетарского.
Улица Советская, идущая полукольцом от Зареченского к Пролетарскому мосту. Строительство очередного ТРЦ "Инд-Гарник". Ведётся, кстати, на месте сквера и захоронений монахинь некогда находившегося на этой территории монастыря. Да ещё и в несоответствии с утверждённым планом- не устроена подземная парковка. Кто-то из администрации города предложил отдать под парковку ТЦ площадь Ленина и часть кремлёвского сквера :(
Казарма в/ч 3335, ныне снесённая (отчёт по ней размещён ранее)
Поворот Советской к Пролетарском мосту. Круглое здание слева- тульский цирк, один из старейших в стране. Открыт в 1870 г. Современное здание построено в 1963 г.
Храм Никиты Новгородского, он же Староникитский. Построен в 1704 г. на месте деревянной церкви Великомученика Никиты и Святителя Алексия 16-17 вв. Сейчас заброшен
Вид на реку Упа и Оружейный завод со стороны Пролетарского района. На Упе ясно видны следы фундамента какого-то сооружения, возможно- одной из заводских плотин. В народе место называют "перекаты"
Улица Демидовская плотина, соединяющая Зареченский и Пролетарский районы. "Горб" вдали- мост через реку Тулица, на которой и находилась плотина завода Никиты Демидова
Один из позднейших секторов массовой застройки города, т.н. "площадка". Раньше здесь находились старые дома ремесленников. Одна из главных улиц Пролетарского района- Ложевая.
Перекрёсток Ложевой и Кирова. В центре фото памятник в виде стерилизованной доменной печи и меча, наполовину вынутого из ножен, с подписью " Пролетарцам – героям слава!" Установлен в 2000 г. в память о жителях района металлургов, погибших во время Великой Отечественной войны. Правее видена часть дома "хрущовки"-"ракеты" (из-за мозаичного панно с изображением ракеты на торце дома), славившегося на весь город обилием "точек" с палёной водкой и хреновым самогоном
Улица Калинина
Храм Феодосия Черниговского. ( 1903 г., действующий)
Восточный объезд. Построен в 2000х как продолжение Рязанской улицы и Рязанского шоссе, что-бы разгрузить от транспорта центр города. Соединил микрорайоны "Зеленстрой", "Перекоп" Центрального района Тулы с Пролетарским районом в конце улицы Металлургов. Улица эта, кстати, имеет одну яркую особенность. Нумерация домов на ней идёт не от центра к периферии, а наоборот. Так получилось из-за того, что строительство на ней велось от металлургического завода "Тулачермет", находившегося на то время в нескольких километрах от города. Полноценное соединение улицы с городской застройкой происходит только сейчас, до недавнего времени она была отделена пустырями, трамвайным депо №2 и Кировским ручьём, из-за неприятного запаха воды именуемым "тухликом"
Трамвайное депо №2. Открыто в 1973 г. Изначально обслуживало маршруты, проходившие по территории Пролетарского района. Сейчас осталось единственным в городе
Вид на завод "Тулачермет". Точнее, на часть завода. Строительство завода начато 1 июня 1931 года, со временем он стал одним из градообразующих предприятий. Основное производство- выплавка чугуна
Ещё одна из основных улиц Пролетарского района- Кутузова.
Слева начинается самый новый из крупных микрорайонов массовой застройки-Глушанки. Одно из прозвищ района- "на семи ветрах". И действительно, даже в тихий летний день здесь попадаются места с почти штормовым ветром. Виновато в этом видимо то, что район выстроен на холме. На дальней окраине Глушанок сосредоточены областные медицинские учреждения-взрослая обл. больница
детская
и областной роддом
Микрорайон между взрослой больницей и роддомом
Неподалеку находится так же единственный сохранившийся в городе монастырь- Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь, основанный в середине 19го века
Несколько фото окрестностей города
И в конце сами воздушные шары, с которых делались фотографии. Для многих жителей города они уже как родные, в тёплое время года часто можно услышать над головой знакомое шипение газовой горелки. Кстати, при желании и наличии определённой суммы, можно отправиться в полёт на одном из шаров. Заказ полётов через сайты клуба "Аэровальс" и т.п.
"Балтик продукт"
"Кедр"
P.S. Сам я к аэронавтике никакого отношения не имею, и с командами воздушных шаров, к сожалению, не знаком.
Благодарю за внимание.
Комментарии - всего 14