Зенитный ракетный комплекс «С-300Ф»

Заметки 30-июл, 2012 nemo 11 157 0

Зенитный ракетный комплекс «С-300Ф»
Разработан МНИИРЭ «Альтаир» (ныне Центр МНИИРЭ «Альтаир» ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»)


Одной из основных задач ПВО кораблей и их соединений является существенное удаление возможных рубежей бомбометания, старта ПКР и рубежей постановки помех противником, что может быть достигнуто путем увеличения дальности действия зенитных ракетных комплексов (ЗРК), их канальности, повышения огневой производительности. В 1969 г. руководство СССР приняло решение о разработке многоканального зенитного ракетного комплекса большой дальности для трех видов вооруженных сил: сухопутных, войск ПВО и Военно-Морского Флота. Предусматривалось использование единой ЗУР с телеуправлением и высокая унификация аппаратных средств и математического обеспечения.


Дальнейшая разработка показала, что унификация может быть в значительной степени осуществлена только между ЗРК войск ПВО и ЗРК ВМФ. Этой работе предшествовало выполнение "Альтаиром" совместно с НПО "Алмаз" и МКБ "Факел" в период 1965-1967 гг. аванпроекта "Квант", определившего облик комплексов, тактико-технические требования, пути построения и большую кооперацию предприятий - исполнителей разработки. Комплекс должен был обеспечить коллективную оборону кораблей ордера и самооборону, когда другие возможности по защите корабля исчерпаны. Главным конструктором ЗРК С-300Ф был назначен канд. техн. наук В.А. Букатов.

Впервые в разработках института были применены фазированные антенные решетки (ФАР), позволяющие реализовать многоканальность комплекса. Ранее проведенные научно-исследовательские работы дали возможность сразу выбрать вариант пассивной ФАР на фарадеевских фазовращателях, имеющих малые потери при управляемом фазовом сдвиге 720°. Большой фазовый сдвиг дал возможность применить строчно-столбцовое управление и предельно упростить цифровую часть аппаратуры системы управления лучом. Малое поперечное сечение фазовращателей и плотная упаковка их в полотне ФАР обеспечила большой сектор сканирования. Последнее обстоятельство было очень важным и давало возможность при качках обеспечить заданную зону поражения комплекса. Оригинальными были конструкции отражательного фазовращателя и антенного полотна, выполненного из пенистого материала с калиброванными металлическими трубками, в которые устанавливались фазовращатели. Эти решения были предложены конструктором Ю.В. Малининым, что позволило резко снизить трудоемкость изготовления ФАР в серийном производстве.

Если антенны радиолокатора подсвета и наведения ЗРК С-З00Ф являлись собственной разработкой института, то приемно-передающая аппаратура была полностью унифицирована с ЗРК войск ПВО. Полностью унифицирован также вычислительный комплекс. Алгоритмическое и программное обеспечение имело отличие, так как было необходимо реализовать электронную стабилизацию антенного поста, а также учесть взаимодействие комплекса с корабельными навигационными системами и с корабельной обзорной радиолокационной станцией.

Для отработки программ в институте впервые был создан комплексный имитационно-моделирующий стенд на базе штатной ЦВМ комплекса, что позволило ускорить отработку рабочих программ. Стенд создавался под руководством начальника отдела № 15 кандидита технических наук Н.С. Щербакова при участии Л.Г. Коваленко и В.Н. Буланова.

Опытный образец ЗРК С-300Ф был установлен на большой противолодочный корабль "Азов". Начались тяжелые будни подготовки комплекса к испытаниям, а позже и сами летно-конструкторские испытания комплекса. Вспоминается радость, охватившая весь состав экспедиции, когда впервые удалось получить от обзорного корабельного радиолокатора отметку от цели и сопровождать цель узким лучом антенны РПН комплекса на заданную дальность. Потом таких облетов было много, но первый успех запомнился особенно. Самый главный экзамен – это первый пуск ЗУР в имитированную точку, который прошел успешно. Вся система захвата ракеты после старта, перевод сопровождения ее с широкого луча в узкий сработала, как и было задумано.

Большая заслуга в успешных испытаниях комплекса на большом противолодочном корабле "Азов" принадлежит главному конструктору Б.М. Палладину, заместителю главного конструктора Е.А. Титову, техническому руководителю испытаний А.П. Ежову и начальнику отделения № 3 кандидату технических наук В.Ф. Измайлову.

Два первых серийных образца ЗРК С-300Ф были поставлены на тяжёлый атомный ракетный крейсер "Киров". В тяжелых условиях полярной зимы бригада сотрудников института во главе с заместителем главного конструктора Е.А. Титовым и техническим руководителем испытаний А.П. Ежовым вместе со специалистами завода "Ратеп" и другими специалистами подготовила комплекс к зачетным стрельбам. Наибольшие трудности возникли с отработкой математического обеспечения. Здесь следует заметить, что примененная в комплексе ЭВМ 5Э26 имела запоминающее устройство программ (ЗУП) не на сердечниках с прямоугольной петлей гистерезиса с жесткой прошивкой, а на ЗУП с электронной записью информации на БИАКСах. Это позволило существенно ускорить исправления и корректировку рабочей математической программы комплекса. В декабре 1980 г. ТАРК "Киров" сдан ВМФ, но не все пункты программы государственных испытаний комплекса были выполнены. В 1982 г. в связи с болезнью Б.М. Палладина главным конструктором ЗРК С-300Ф был назначен Е.А. Титов. Именно на его долю выпало завершить Государственные испытания комплекса С-300Ф на ТАРК "Киров" по полной программе. Это удалось сделать в августе 1983 г.

В успешном завершении испытаний большая заслуга принадлежит А.П. Ежову, сумевшему в трудных условиях организовать работу многочисленной бригады сотрудников института и контрагентов. Среди них следует выделить Л.А. Кенина, С.А. Гужавина, П.П. Бурко, В.И. Костикова, С.Д. Байкова, В.К. Фетисова, Ю.И. Дубровского, Ю.И. Козелкова, Н.Д. Горман, О.Я. Чивелева, А.В. Давыдова, О.М. Гиндлина, Б.В. Кирюнина, СИ. Филимонова, Д.А. Колесову, работников завода "Ратеп" Г.А. Багдыкова, В.А. Макашева, Ю.Г. Шмидта, В.П. Диканского, В.Н. Байбакова, Ю.И. Алатерцева. В создании ЗРК С-300Ф на всех этапах разработки и испытаний активное участие принимали специалисты НИИ ВМФ – Г.А. Павлов, Г.И. Берлин, Ю.П. Беляев, В.М. Леберман, Н.В. Чурилин, представители заказчика В.Г. Красник, В.В. Рощин, И.Н. Седов.

Коллектив разработчиков комплекса С-300Ф в 1984 г. отмечен правительственными наградами. Главный конструктор Е.А. Титов награжден орденом Ленина. Лауреатами Ленинской премии стали В.А. Букатов, А.П. Ежов, Г.А. Бондаренко, В.Т. Ященко, а институт награжден вторым орденом Ленина.

Комплексом С-300Ф вооружены тяжелые ракетные крейсеры проекта 1144, ракетные крейсеры проекта 1164 и другие. В том же 1984 г. руководством СССР принято решение о модернизации ЗРК С-300Ф. Главным конструктором модернизированного комплекса, получившего наименование "Риф-М", назначили А.П. Ежова. Основная цель модернизации комплекса – увеличение дальности, повышение отказоустойчивости и ремонтопригодности. В комплексе "Риф-М" была проведена более глубокая унификация с комплексом С-300ПМ, в том числе по антенному посту.

К сожалению, окончание разработки и изготовление опытного образца пришлось на трудное для страны время перестройки. Строительство новых кораблей практически прекратилось, все работы по достройке ранее заложенных велись крайне медленно. Но, тем не менее, опытный образец ЗРК "Риф-М" был установлен на тяжёлый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", где прошел весь цикл испытаний. Только в мае 2007 г. комплекс "Риф-М" принят на вооружение.