Комплексы с ракетой П-35

Заметки 30-июл, 2012 nemo 7 874 0 Ошибка

Разработаны МНИИРЭ «Альтаир» (ныне Центр МНИИРЭ «Альтаир» ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»)


В 1955-56 гг. ОКБ-52, возглавляемое академиком В.Н. Челомеем, разработало крылатую ракету П-35. Институту было поручено создать систему управления этой ракеты. Это была первая самостоятельная разработка институтом системы управления ракетным оружием (УРО) . В комплекс входили корабельная система управления (КСУ) "Бином-Блок", береговой вариант, размещаемый в подвижных КУНГах и специальных транспортных средствах "Скала-Блок" и береговой вариант, размещаемый в стационарных береговых укрытиях "Утес-Блок". Названия "Бином", "Скала", "Утес" соответствовали корабельным и наземным частям системы управления, название "Блок" относилось к бортовой аппаратуре ракеты П-35.

Для организации работ по корабельной системе "Бином-Блок" была создана группа главного конструктора во главе с К.А. Петровым. Главным конструктором системы "Бином" был назначен А.С. Полянский, его заместителем – В.Н. Бурашников. Главным конструктором системы "Блок" Л.Е. Хазанов, его заместителем И.А. Скородумов.

В институте были проведены крупные структурные изменения. На базе существующих подразделений создан новый тематический отдел № 2, который возглавил заместитель главного инженера Б.П. Капелин. Отдел № 2 являлся комплексным, он также разрабатывал радиотехническую часть бортовой аппаратуры и контрольную аппаратуру. Конструирование бортовой аппаратуры было поручено отделу № 51, которым руководил Г.А. Абрамян. Все вопросы, касающиеся тематики управления полетом ракеты П-35, замыкались на лаборатории Б.И. Станиславского.

Круг задач, вставших перед разработчиками системы управления "Бином-Блок", был весьма обширен и ряд технических проблем в то время не имел аналогов в отечественной и зарубежной ракетной технике. Довольно часто посещавший институт генеральный конструктор комплекса П-35 В.Н. Челомей, в шутку говорил: "Я сделаю ракету, а вы научите ее летать".

Для проверки бортовой аппаратуры был выделен самолет Ли-2, который переоборудовали в летающую лабораторию. Руководили работами по переоборудованию А.Я. Андреев и С.А. Тимофеев. Для стабилизации антенны визира были установлены гироблоки, специально для этой цели разработанные лабораторией А.И. Белякова. Приборы и блоки радиолокационного визира размещались в специальной гондоле, подвешенной под носовую часть самолета, остальная бортовая аппаратура размещалась в его фюзеляже.

Перед разработчиками бортовой аппаратуры "Блок" встала трудновыполнимая задача – создать аппаратуру с минимальными массогабаритными характеристиками. Поэтому при рассмотрении вариантов выбирался тот вариант, который обеспечивал наибольшую минимизацию. Проблема минимизации особенно коснулась антенно-волнового тракта. Здесь большую изобретательность проявил С.А. Казбеков. Им создан оригинальный облучатель зеркальной антенны, обеспечивающий оптимальное использование площади зеркала антенны, и волноводное устройство, осуществляющее скрытое сканирование приемного луча антенны без механического перемещения частей антенны и обеспечивающее работу ГСН в режимах визирования и самонаведения без потери потенциала системы.

Для уменьшения массы бортовой аппаратуры были применены алюминиевые волноводы. Для окончательной проверки радиолинии всего комплекса "Бином-Блок" в реальных условиях перед разработкой документации опытного образца были проведены расширенные натурные испытания.

Корабельная часть аппаратуры была размещена на теплоходе "Торпедо". В свое время институтом была приобретена баржа, которая на судоремонтном заводе перестроена в опытное самоходное судно-теплоход, которому было присвоено название "Торпедо". На его борту размещались оборудование и каюты для испытательных бригад. Теплоход "Торпедо" своим ходом, а где и с помощью буксиров прибыл в г. Каспийск вместе с бортовой аппаратурой "Блок". Эта аппаратура была перевезена в г. Грозный на аэродром, где базировался самолет Ил-28, в который она и была установлена. Для координации работ и оперативной связи этих двух пунктов (города Каспийск и Грозный) при проведении испытаний в распоряжение экспедиции был прикомандирован самолет Ан-2, базировавшийся на аэродроме в г. Махачкале. На аэродроме техническое руководство осуществлял Л.Е. Хазанов.

Испытания проходили так. Самолет Ил-28 поднимался в воздух с аэродрома г. Грозного и брал курс на г. Каспийск. Здесь он пролетал над теплоходом "Торпедо" в заданном направлении, после чего устанавливалось радиовзаимодействие между бортовой аппаратурой и корабельным комплексом. Видеосигналы с изображением видимого с самолета пространства транслировались по каналу трансляции теплохода "Торпедо" и высвечивались на электронно-лучевом индикаторе. Это изображение фотографировалось специальной фотокамерой, установленной на тубусе индикатора.

Не все получилось сразу. Выходила из строя бортовая аппаратура, "картинка" с самолета на теплоход не транслировалась при полной исправности всего комплекса. Для выяснения причин отсутствия трансляции "картинки" нужно было принимать какие-то нестандартные меры.

Л.Е. Хазанов предложил установить осциллограф на самолете и самому посмотреть в полете видеосигнал с приемника визира. Штатного места на самолете для Хазанова не было и пришлось уговаривать пилота тайно взять Льва Ефимовича в самолет вместе с осциллографом. Благодаря своему небольшому росту Хазанов вместе с осциллографом разместился в ногах у штурмана самолета. Был риск, но другого выхода не было. В этом полете выяснилось, что антенна бортовой аппаратуры смотрит слишком высоко по углу места. Угол наклона был изменен и дальнейшие испытания прошли без замечаний. Испытания дали богатый материал для дальнейшей разработки системы "Бином-Блок".

Для изготовления радиотехнической аппаратуры "Блок" в институте был создан специальный цех № 10 – механосборочный цех с монтажным участком. Была также дооборудована лаборатория климатических и механических испытаний. В корпусе № 11 был размещен комплексный стенд. Этим стендовым залом в течение многих лет руководил А.В. Ковалев.

В ноябре 1959 г. комплексная сдаточная бригада во главе с М.А. Носенковым приступила к регулировке и сдаче первого комплекса.

Тогда же был изготовлен комплект аппаратуры автопилота для самолета-имитатора Як-25, который предназначался для облета трассы при пусках ракет. Оборудованием самолета Як-25 бортовой аппаратурой руководил Я.П. Шерстюк.

Испытания комплекса П-35 решено было провести на Каспийском полигоне. Требовался корабль, на котором необходимо было разместить корабельную часть системы управления, пусковую установку, ракеты, а также жилые помещения для размещения "испытателей". Для этих целей ВМФ выделил сухогруз "Илеть", который в дальнейшем был переоборудован в опытовое судно ОС-15 и санитарное судно "Терек". Позднее для размещения участников экспедиции был выделен еще и теплоход "Онега", однако ненадолго. Весной 1961 г. теплоход "Онега" ушел на свою базу в г. Астрахань, а экспедиция переселилась из комфортабельных кают на плавбазу, так называемую брандвахту, предоставленную флотом. Экспедиция располагалась в г. Красноводске, здесь же на аэродроме базировался самолет Як-25.

Учитывая выявленные ошибки при проектировании и опыт отладки первых образцов бортовой радиотехнической аппаратуры, было принято решение провести ее модернизацию, в ходе которой она подверглась существенным изменениям с введением в ее состав новых блоков. В 1964-65 гг. все нововведения были проверены на самолете-лаборатории, на стендах и при пусках ракет П-35 с хорошими результатами.

Испытания проходили в трудных климатических условиях жаркого туркменского лета. Было проведено несколько пусков ракет, и только два из них оказались неудачными. В конце 1961 г. акт о принятии на вооружение комиссией был подписан, поскольку все выявленные замечания не являлись принципиальными, они сразу отрабатывались в документации, а проверку эффективности доработки можно было проверить при сдаче на вооружение вновь строящихся кораблей, оснащенных комплексом П-35.

Первым кораблем, на котором установлен комплекс П-35, был корабль проекта 58 "Грозный". К этому времени ушел из жизни главный конструктор комплекса А.К. Петров. Главным конструктором всего комплекса "Бином-Блок" был назначен начальник отдела № 2 А.С. Миронов, его первым заместителем по подготовке комплекса к установке на ракетном корабле "Грозный" для испытаний на Северном полигоне стал Л.А. Гурвиц, обеспечивали испытания Ю.П. Андреев, И.Д. Грищенков, Г.Н. Мараховский, И.П. Чибашов.

В 1962 г. "Грозный" был подготовлен к сдаче и проведению контрольных пусков ракет. Этот момент совпал со смотром-учением кораблей Северного флота, на который прибыла правительственная делегация во главе с Н.С. Хрущевым. Корабль "Грозный" вышел в море для проведения стрельб комплексом П-35. На командирском мостике, помимо Н.С. Хрущева, находились министр обороны Р.Я. Малиновский, министр радиопромышленности В.Д. Калмыков (в то время институт находился в ведении Минрадиопрома), министр авиационной промышленности П.В. Дементьев, председатель ВПК Д.Ф. Устинов, высшее командование ВМФ, Генеральный конструктор В.Н. Челомей и др. Пуск двух ракет прошел успешно. Никита Сергеевич остался очень доволен и поздравил всех с этим неординарным событием.

В апреле 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени, большая группа сотрудников награждена орденами и медалями. Главный конструктор систем "Бином-Блок" А.С. Миронов удостоен звания лауреата Ленинской премии, а главный конструктор бортовой системы управления "Блок" Л.Е. Хазанов – звания Героя Социалистического Труда.

Одновременно с проведением опытно-конструкторских работ по разработке комплексов ракетного оружия для различных типов кораблей ВМФ в институте были начаты работы по разработке ракетных комплексов с ракетой П-35 для береговой обороны. Система "Скала" (после принятия на вооружение – "Редут") с размещением ее в подвижных КУНГах и система "Утес" - стационарная система для обороны важных береговых объектов.