Чух-чух!

Заметки 29-апр, 2018 kerrang 4 158 0

Прошлый обзор завершил на том (https://swalker.ru/trips/4000-zateryannyy-v-polyah.html), что мы решили скоротать свободное время в прогулках по лесу, но вот, слышен гудок - совсем скоро приедет наш заветный состав и мы отправимся в большое путешествие по ущелью. Прежде, прочтём несколько информационных табличек - вдруг, вам они тоже будут полезны:



  Cистема немного запутанная (когдагде можно ходить пешком и тд и тп), но посоветую главное: прокатитесь доступную часть пути на паровозике, а оставшуюся часть не поленитесь и пройдите пешком - туда, где дорога разрушена и состав уже не идёт (то есть до Мезмая), в том числе и обратный путь до самой начальной станции, если на это останутся силы. Только таким способом получите массу впечатлений и эмоций, а также хороших фотографий. Ну и сами понимаете, одно дело ехать без остановок, а другое - самому идти туда, куда хочется.



  Предыдущая группа покидает места, звучит "команда" на посадку. Пора в путь!



  С первых же минут непередаваемые ощущения: шатающиеся во все стороны вагончики, невероятная красота вокруг, чистейший воздух, шум реки и нежный женский голос, который рассказывает историю этих мест. Я был в полном восторге!



  Нам удалось выбрать козырные места - в самом начале, поэтому для создания хороших фотографий ничего не мешало, но выходило слишком много откровенного шлака, так как снимать на ходу не совсем удобно, да и постоянно отвлекаешься, ибо хочется "сохранить" вид не только на снимках, но и в своей памяти - фоткать на глаза!)



  Уже через 5 минут появился большой соблазн пройти весь путь пешком, насладиться каждым уголком удивительного места. В общем, забили на звуковое сопровождение и фото, просто ехали и наслаждались.



  Официальная туристическая программа подошла к концу, дальше - либо пеше, либо небольшой отрезок за дополнительную плату на отдельном небольшом составе. Мы, конечно же, выбрали первый вариант.



  Про Гуамское ущелье и узкоколейку снято немало фильмов и написано много статей, попробую рассказать об истории и я.



  Гуамское ущелье - ущелье в верховьях реки Курджипс, находится на Западном Кавказе в Апшеронском районе Краснодарского края. Ущелье находится между хребтами Гуама и Лагонакский, резко обрываясь четырёхсотметровыми скалами к долине реки Курджипс. Длина ущелья около 5 км, а глубина около 400 м, местами оно сужается до 2 метров. Начинается в поселке Гуамка, здесь же начинается узкоколейка, остатки Апшеронской узкоколейной железной дороги.



  Узкоколейка (кстати, построена ещё в 30-х годах прошлого столетия) протяженностью 8 км связывала Гуамку с посёлком Мезмай, однако весной 2011 года в верхней части Гуамского ущелья произошёл оползень, в результате чего участок дороги на Мезмай оказался под завалом, полотно разрушено. Завал можно пересечь пешком по тропе. Круглый год по отремонтированному участку дороги (1,7 км) ходит прогулочный поезд из трёх вагонов, который регулярно перевозит туристов, а также две мотодрезины.



  С момента начала пешего маршрута начался самый кайф. Гулять по такой красоте - вещь непередаваемая.



  Страшно и красиво! Порой, глубина была такой, что кружилась голова:



  Вот и "дополнительная" экскурсия объявилась. Становится немного не по себе, когда дорога сужается и надо уступить место составу. Напомню и уточню ещё раз - небольшой участок можно (и нужно) проехать на стандартной экскурсии, дальше - пешком, либо воспользоваться ещё одним составом, но за дополнительную плату (на фото ниже). Смысла в этом ноль, так как вагон идёт совсем недалеко, даже не доходя до места обвала. Самое то - пешком.



  Если бы не самостоятельная прогулка, то наверняка бы пропустили табличку, так как заметить её достаточно сложно:



  Об этих событиях мне ничего неизвестно, прочли лишь фамилии ФСБшников, погибших при исполнении какого-то долга в данных местах. Про следующую мемориальную доску известно больше, так как посвящена временам ВОВ. В то время в Гуамском ущелье шли ожесточенные бои за освобождение близлежащих территорий, где партизанский отряд под командованием Стаканова в 1943 году освободил Гуамку. Хронология страшных военных лет начинается с 10 октября 1942 г. и заканчивается больше чем через год - 25 января 1943 года.



  Имеется и небольшой памятник. В 1979 году Дедова Мария Архиповна ценой собственной жизни уберегла от крушения приближавшийся пассажирский поезд - в этом месте сошел оползень, но обходчица успела буквально под потоком сообщить об этом на станцию по телефону и поезд успели остановить...



  Продолжим путешествие:



  Появился небольшой просвет, откуда можно было увидеть своеобразную обзорную точку (скалу), которая имеет название - Пирамида:



  В округе имеется огромное количество подобных мест, а также гротовпещер и прочих интересностей, но на посещение этого добра не хватит и недели...



  Постепенно начали приближаться к месту завала:



  Гиганский оползень, подобного которому ранее не наблюдалось, случился в 2011 году. Сотни тысяч тонн породы сошли в реку Курджипс, река при этом несколько месяцев была практически засыпана. Узкоколейная железная дорога на этом участке оказалась полностью разрушена. Пока неизвестно о планах восстановления путей после оползня (говорят - в 2018 хотят запустить снова и наконец-то связать с Мезмаем). На данный момент через оползень пробито несколько довольно утоптанных троп, однако, проход по ним все же затруднен.



  По пути к Мезмаю замечали технику, которая что-то вяло копала, засыпала, снова копала. Видимо, деньги всё-таки выделили и авось, чудо случится! По-крайней мере мостик уже восстановили (если интересно, посмотрите старые фотографии в интернете):



  К тому моменту прошли достаточно большой отрезок маршрута и хорошо устали. Решили присесть отдохнуть, да и к тому же, как возле таких мест не остановиться:



  Перекусив оставшейся провизией, собираемся с мыслями и доходим до Мезмая. Фотографии оттуда будут в следующем обзоре, а сейчас - в обратный путь!



  Когда переходили через обвал - было не до фото, всё внимание уделено смотрению себе по ноги. Теперь можно более подробно изучить всё, встретив, например, интересную надпись (на фото выше), ну или остатки от паровоза, который остался под завалами:



  Препятствия преодолены, ещё немного фотографий с участка, где ходит "дополнительный" состав:



  Всё это время не пропадало желание спуститься к реке, умыться и насладиться прохладной горной водой. Спусков как таковых нет, но нашли одно более-менее адекватное место для сие действа:



  Я не знаю, как описать те эмоции и чувства, что испытал там, поэтому просто фото:



  Идти дальше не рискнули, так как дорога была сложной для прохождения, да и быть снесённым течением - не комильфо, особенно, если и плавать даже не умеешь.



  Ещё одна достопримечательность, если это можно так назвать: дизельная дрезина, которая упала на крутом повороте на дно Курджипса, на сколько известно - погибших не было.



  Время пролетело очень быстро, да и как иначе могло быть, когда находишься в подобных местах. Сами того не заметили, как начался закат... Здесь он невероятен!



  Могли успеть на последнюю группу до начальной станции, но отказались, так как хотелось ещё хоть немного насладиться пейзажами ущелья. Провожаем взглядом уходящий состав...



  Из последних сил доползаем до станции, где нас встречают удивлёнными взглядами. Находим машину и падаем отдыхать. Прошёл ещё один крутой день путешествия, но сколько их ещё впереди... С этой мыслью выезжаем к следующему месту - Орлиная полка, но об этом уже в следующей части, как и об интересном месте для ночёвки, которое случайно нашли по пути. До скорых встреч, друзья!



Наша группа Вконтакте: /vk.com/urbanrostov