Отголоски былых времён. Часть 2

Заметки 21-окт, 2018 kerrang 3 795 0 Нашли ошибку?
Первую часть закончил на том, что мы посмотрели великолепный ДК, где сохранились отголоски былой эпохи в виде статуй, рисунка и барельефа. Красота неописуемая, но в остальном - пустота. Мародёры успели вынести абсолютно всё, начиная от мебели и заканчивая батареями и прочим металлом. Но на нашем пути встретился ещё один Дом Культуры, только теперь ситуация будет в точности, да наоборот.



  Это значит - никаких украшений, зато сохранность объекта куда выше. Недолго думая, телепортируемся в здание, дабы посмотреть на того же Ильича, но уже изнутри:



  На входе имеется вот такая деревянная штуковина, где скорее всего висели либо чьи-то портреты, либо какая-то информация. На фото вышло так себе, но в реальности выглядело вполне себе симпатично:



  Самое главное в любом ДК - это конечно же актовый зал. Здесь он предстал в хорошем состоянии и даже с минимальными украшениями в виде лепнины:



  Ряды стульев, трибуна, остаток от плаката и занавески, которые колыхались от ветра... Зрелище по сути не из приятных, но уже ставшее привычным для нас.



  Что тут ещё добавить - совет да любовь!



  В принципе, больше здесь делать нечего, поэтому отправляемся в различные боковые помещения. В одном из них обнаружили пианино:



  Как ни странно, но не типичный Ростов-Дон, а Чайковский!



  Пианино оказалось почти рабочим, за исключением нескольких клавиш. В нашей компании есть человек, который умеет играть на данном виде музыкального инструмента, поэтому попросили сыграть что-нибудь. Да и зачем что-нибудь, когда ноты есть.



  Таким образом привнесли в мёртвое здание немного жизни, как это было раньше. Увы, былая жизнь ДК в прошлом, теперь впору похоронный марш играть. Совпадение, не иначе, что рядом на полу валялся огрызок газеты, где была фамилия одного из участников всего того, что мы наблюдаем в последние 30 лет.



  Последним, что посмотрим в храме культуры - это конечно же библиотека.



  Чего-то необычного или редкого не обнаружили: типичная гора из книг, плакатов и портретов...



  Нашли и совсем молодого Ильича, почти такого же, что стоит перед главным входом, только тот постарше будет:



  В заключении кадр из аппаратной, где когда-то стояли проекторы, которые наверняка сразу же после заброса отправились в приёмку металла:



  На этом прогулка по ДК подошла к концу и мы отправляемся дальше - в Селивановскую. Посёлок ничем не примечателен, но если почитать его историю, то она оказывается очень большой и интересной (особенно про курганы). Только всё это в прошлом и ныне нельзя ничего увидеть, кроме безликих частных или административных построек. Зато можно заехать на заброшенный кирпичный завод, который функционировал до развала Союза. Также на территории прямо перед самой перестройкой был построен швейный цех, который так и не успели ввести в эксплуатацию. После развала СССР завод переходил из рук в руки и с 2000-го окончательно стал заброшен. Имеются ангары, печи для обжига, подстанция, прочие постройки.



  К сожалению, но мы оказались на объекте, когда уже охрана была снята и прошёл разбор всего, что только можно было продать. Уцелело лишь несколько построек, которые мельком и осмотрим.



  Идентичных площадок за годы путешествий видели с десяток, поэтому ничего нового встретить не ожидали. Разве что какой-нибудь кирпич с клеймом.



  Увы, поиски не дали результатов. Хоть постройки и выглядят старинными, но видимо, всё-таки тут только обычный советский кирпич.



  На окраине территории была обустроена небольшая полянка с рядами стульев и самодельным столом. Промелькнула мысль переночевать здесь, прямо на заводике, но у нас ещё было несколько свободных часов, поэтому решили не терять время зря, а поехать дальше по маршруту и заночевать где-нибудь поближе к следующему объекту.

  Ещё час дороги мы искали заправку, хоть какую-нибудь - о выборе в такой местности не может быть и речи. Одну таковую нашли, благо, движок не умер.



  Переночевали уже в знакомых нам по прошлым путешествиям местах под Морозовском, после чего отправились к самым интересным объектам поездки следующего дня.



  Дорога до данной церкви лежит по основной трассе, но она была убита так, что легче было ехать по полям, что мы собственно и делали. Наглотавшись пыли, подъезжаем к необычному месту. Почему необычному? - Сейчас узнаете.



  Многие знают самый старый храм в Цимлянском районе и Волгодонске - это храм св. великомученика Георгия Победоносца. Он – единственный из 27 храмов Цимлянского района, уцелевший во время богоборчества. Строительство было начато весной 1914 года. Строился «всем миром», руководили строительством итальянские мастера, которые применили редкую в то время железобетонную конструкцию. Почти за полгода храм был построен и 9 декабря 1914 года (на осеннего Георгия) освящён. По словам старожилов, храм был красиво расписан. Службы велись каждый день, пели на два клироса. Прихожан было много, особенно – в дни престольных праздников 3 мая и 9 декабря (по н.с.). Люди приезжали из всех хуторов, жили целую неделю. Проводились ярмарки с качелями и каруселями.



  В 30-х годах храм закрыли, ценности вывезли. В 1942-1943 годах в хуторе стояли оккупанты-румыны, они открыли храм, с ними был православный священник, который служил службы, крестил хуторских детей. Когда Красная Армия освобождала хутор, был взорван алтарь и расстрелян священник. Его похоронили жители хутора возле правого клироса. Впоследствии храм много лет использовали как зернохранилище; роспись содрали, замазали, побелили. Окна и двери были убраны. В 1995 году приход храма св. апостолов Петра и Павла во главе с иереем Александром Колдоркиным начал восстанавливать храм. Полностью восстановили алтарь и с помощью Фирсова Виктора Александровича, занимавшего в то время пот директора Волгодонского комбината древесных плит, был куплен и привезён сруб деревянного храма, который временно вмонтировали в железобетонный каркас, чтобы можно было вести богослужения. Сменялись главы Администрации, все обещали начать восстановительные работы в храме, но дальше обещаний дело не пошло.



  Так и стоит он в таком виде, обдуваемый всеми степными ветрами... А ведь может быть - это первый в России храм из железо-бетона (первый задокументированный числится в Подмосковье, но 1916 года постройки).



  Людей рядом не было, да и откуда им взяться в полу-умирающем посёлке, поэтому решил посмотреть церковь изнутри неофициально.



  Та малая часть, где сейчас проводятся службы, отделена тем самым срубом, о котором упоминается в исторической справке. Ничего не остаётся, как залезть на колокольню!



  Можно даже ударить в колокол, но решили не поднимать шум, а спокойно наслаждаться видами бескрайних степей и пустоты.



  По пути к последнему месту встретили коровку с телёнком. Новодел, но нам понравилось. А может они тут и давно стоят, просто провели ремонт:



  А теперь ещё один уникальный объект нашей области - мельница Парамонова, точнее - её остатки.



  В отчётах о служебной поездке генерал-лейтенанта Н.А. Маслоковец за 1877 год в разделе «Торговля» описывается, что у купца Парамонова имеются крупные конторы, склады и паровая мельница. Благодаря архивным данным известно, что парамоновская мельница в станице Цымлянской (сейчас – Хорошевское сельское поселение Цимлянского района) была построена в XIX веке. Оборудование в ней устанавливал Максим Ильич Макаров – отец известного ракетостроителя Александра Максимовича Макарова, дважды Героя Соцтруда, академика, родившегося в ст. Цымлянской. Оборудование было импортное. Мука и масло на мельнице получались великолепные.



  Рядом, в одноэтажном здании, размещалась конюшня, т.к. все грузы перевозились на лошадях. Позже из конюшни соорудили маслоцех и небольшое хранилище:



  Внутри ещё уцелели остатки от оборудования и непередаваемый едкий запах...



  Мельница купца Парамонова и то, что когда-то здесь крутилось-вертелось и кормило всю округу, как, например, найденный относительно недавно двигатель, – уникальные экспонаты прошлого и позапрошлого веков. Известно, что детище Елпидифора Трофимовича Парамонова приносило немалый доход хозяйству. Первоначально мельница была паровой. С 1900 года её реконструировал частный владелец Воронов (по другим источникам – Воронин).



  До 1960 года оборудование здесь стояло иностранное. Затем станки заменены отечественными, которые изготавливал Воронежский мельзавод. Здание построено в стиле, характерном для промышленной архитектуры российской провинции второй половины XIX века. Благодаря особой строгости и лаконичности кладки из красного кирпича, мельница и сейчас выглядит величаво, несмотря на то, что от неё остались лишь руины.



  В лихие 90-е годы её наполовину разобрал по камушку для своих хозяйских нужд не очень дальновидный, думающий одним днём и местом, местный житель, неожиданно ставший владельцем. Но и сегодня на останках фасада можно различить орнамент в виде колосьев из более светлого материала по углам первого этажа здания. Балкон из металлических прутьев на третьем этаже и мельничный жернов внушительных размеров, (видимо брошенный вандалами в траве из-за невозможности его утащить), говорят о том, что строили купцы по-хозяйски, с размахом и на века. Парамоновское детище было передовым мукомольным производством – с точки зрения технического оснащения. Это доказывает двигатель мельницы, чудом сохранившийся на территории села Рябичи Волгодонского района. Уникальный экспонат удалось выхватить из рук вандалов и привести в вид, близкий к первоначальному.



  Кстати о двигателе механической мельницы (не паровой и не ветряной, а именно механической) - он был найден на территории села Рябичи Волгодонского района. Уникальный механизм сохранился чудом. Возвращён из небытия, реставрирован и станет всеобщим достоянием – благодаря стараниям главы Волгодонского района Виктора Мельникова. Виктор Павлович по образованию – инженер-механик и разбирается в «историческом железе». Он способствовал перемещению экспоната из Рябичей на территорию административного центра района – в краеведческой музей станицы Романовской. Двигатель будет запущен: ведутся пуско-наладочные работы. Судя по фирменному заводскому знаку на механизме, двигатель типа «дизель», год выпуска – 1910, изготовленный по проекту самого Рудольфа Дизеля на фирме M.A.N. Машины такой марки сейчас довольно часто можно увидеть на российских дорогах.



  По словам краеведов, хлебоприёмные пункты купца Парамонова были в станицах Цымлянской (ныне – Хорошевской), Романовской, хутора Рябичи и других – по всей Ростовской области. Он имел большое желание провести ветку железной дороги от Романовской до Зимовников – для перевалки зерна с реки Дон на трассу Новороссийск – Тихорецк – Царицын. Но этому воспрепятствовали романовские казаки, не хотевшие терять заработок на доставке зерна подводами на станцию Зимовники. Теперь в этой же Романовской будет стоять тот самый дизель... Ох уж эта история.

  Также в Хорошевской имеется дом купца Воронина - самое старое здание станицы. Купец построил его по особой технологии в 1901 году. Было здесь и общежитие для рабочих, больница, а в 1943 году курсы молодых лейтенантов. Сегодня в этом уникальном старинном здании располагается хорошевская школа.



  Заслуживает внимания и склады княжеского спирто-водочного завода. Его строительство осуществлялось при непосредственном содействии Князя Константина, в это время впервые заговорили о промышленном изготовлении цимлянского вина на базе завода. По поручению Великого Князя из казны ассигнуются крупные денежные суммы на обустройство завода. В 1886 году Цимлянский завод был построен. Его годовые обороты составляли 100000 бутылок. Завод был разобран в 1963 году и перенесён на новое место (ОАО «Цимлянские вина»). Склад сохранился на прежнем месте в первозданном виде.



  Склад якобы выкуплен местными, которые погнали нас, увидев, что посреди пустого поля (возле склада) мы пытаемся вытащить из земли старинный кирпич с клеймом. Делали это топором, поэтому вместе с ним и начали движение к распаниковавшимся "хозяевам", от чего разговор перешёл просто в крики "уходите отсюда!". Своего мы всё-таки добились - кирпич у нас, а вот владельцам на прощание сказали пару ласковых, так как судя по всем признакам именно они участвовали в разборе старинной мельницы (и складов) и продолжают это делать до сих пор, выстраивая себе новые сараи и забор. Таки образом исторические места используют для своих хозяйственных нужд, и может даже местные не виноваты в этом, а больше причина в государстве, которому плевать на подобного рода объекты. Доведённые до нищеты посёлки - как ещё в них выживать? В голову приходит только один ответ: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

  Напоследок покажу одни из последних фотографии с поездки. Первое - вот такой сельский клуб, где можно неплохо затусить, но это не точно:



  И две прекрасные мозаики. Одна расположена в Саркеле на здании ДК:



  Вторая уже на выезде вдоль трассы. Её уже замечал десятки раз, так как в данных краях катал несколько лет, но всё время откладывал фото. Вполне возможно, что удивительное панно появится в новой книге про мозаики ЮФО, но об этом уже как-нибудь в другой раз.



Наша группа Вконтакте