На моря! Часть 2

Заметки 23-дек, 2018 kerrang 3 281 0 Ошибка
    Первая часть вышла достаточно большой (https://swalker.ru/statii/4101-na-morya-chast-1.html) и вторая не станет исключением. Так что наберитесь терпения, налейте чаю и начнём!) А начнём мы с тех самых мест, где относительно рядом остановились в прошлый раз - скульптурная композиция «Мацеста»:



  Уникальная скульптурная композиция, расположена перед Мацестинским мостом, у поворота на Мацесту, на углу Курортного проспекта и аллеи Чалтенхема. Символ всемирно известного Мацестинского курорта, один из главных и самых узнаваемых символов Сочи. Привлекает внимание своей красотой, крупными размерами и необычными формами. Скульптура не имеет аналогов в мире, выполнена в оригинальной изобразительной манере: девушка как бы выросла из скалы, создана самой природой. Очень оригинально и красиво использована естественная форма материала - местного природного камня (песчаника светлой цветовой гаммы). Стилизованная надпись "Ма-це-ста" на передней стенке композиции служит своеобразным дорожным указателем, обозначающим поворот к Мацестинскому курорту. Авторами был предусмотрен фонтан в виде каскада воды, истекающего из-под правой руки девушки. Изображена красивая, но сильная и мужественная девушка-горянка, чьим именем был назван источник сероводородной воды, а впоследствии и курорт. Согласно легенде, чтобы помочь безнадежно больным родителям, ценой собственной жизни проникла в пещеру, убила охранявшего источник целебной воды Духа горы (чего до нее не удавалось больше никому) и вывела источник на поверхность, открыв его для людей.



  Следующие объекты в нашем списке мы так и не посмотрели. Первым местом должен был стать прекрасный НИИ Курортологии:



  Пятиэтажное здание в стиле конструктивизма. Архитектор: А.В. Щусев. Строительство: 1928-1929 гг. За все время своего существования санаторий поменял несколько названий. Изначально, задуманный Щусевым в виде отеля-санатория, комплекс именовался просто санаторий №7. В 1931 году здесь открывается клиника им. Сталина Пятигорского бальнеологического института, преобразованная в 1933-м в филиал Центрального института курортологии. На базе клиники в 1936 году был открыт Государственный клинический научно-исследовательский институт им. Сталина, но в 1955 его переименовывают уже в Государственный научно-исследовательский институт ревматизма им. Сталина. И только в 1959 институт получает имя знакомое многим сочинцам - Сочинский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии. В конце 1990-х институт был опять реорганизован в Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации, но на сегодняшний день, к сожалению, комплекс заброшен и полностью разграблен. Но не смотря на запустение, комплекс санатория являет собой интереснейший образец архитектуры конструктивизма. Объект культурного наследия федерального значения в составе архитектурного комплекса.



  Первый раз услышал об этом месте на родном urban3p, а потом в любимой книге Токарева (кстати, там очень много интересной информации). В позапрошлом году проезжал мимо, да не раз, но времени для осмотра не было. Теперь его было вдоволь, а вот возможности - нет. Всё дело в том, что на территории появилась охрана, камеры и свора огромных собак. К тому же, как бы то смешно не выглядело, но как только мы ушли от места залаза и прошли к главному входу, обнаружили УАЗик с ментами, охраной и двумя ребятами. Судя по виду и наличию фотиков - какие-то лазающие или любители, по типу нас. В общем, удача повернулась к нам лицом и не дала отправиться в отделение.



  И второе место рядом - ванное здание № 9:



  В 1970-х гг. проектный институт Минздрава СССР начал разработку проекта здания на территории Новой Мацесты. Здание введено в эксплуатацию в 1979-1980 гг. Несколько раз затапливалось паводками, вышедшей из берегов р. Мацеста. Из-за разбушешавшейся стихии между июлем и августом 1991 года здание серьезно пострадало и оно было законсервированно из-за отсутствия достаточных средств на восстановление.



  К Олимпийским играм снести не успели - закрыли огромным баннером, который частично висит до сих пор, поэтому фотографий снаружи не сделал. Изнутри тоже не было смысла, так как сплошная пустота, но главной причиной снова стали господа полицейские, которые стояли рядом и уже срисовали все наши намерения, которые пришлось отменить...

  Что же, тогда перейдём к изюминке - санаторий имени Орджоникидзе!



  Зайти решили с парадного въезда, где имеются две памятные таблички. Одна вещает о том, что во времена ВОВ на территории располагался госпиталь, вторая - что это памятник советской архитектуры, где имеется совсем небольшая справка (годы строительства, архитектор и тд).



  Первой постройкой на пути оказался второй корпус. Здание дворцового типа, построенное в стиле неоклассицизма. В оформлении холлов и лестничных маршей корпуса, как и всего санатория использованы декоративные росписи, по праву считающиеся гордостью.



  Приятно удивил Ильич (есть и Серго, но сфоткать забыл), который спрятался среди пальм на фоне нашего корпуса. Давненько я не видел таких красивых видов.



  Поднимаемся к самому главному, красивому и невероятному:



  Это место мне довелось посмотреть ещё в 2016 году, теперь в очередной раз заскочил дабы показать своей спутнице, да и самому посмотреть. Ведь такое не может надоесть ни на второй, ни на десятый раз.



  Заодно расскажу историю санатория, добавив ретро-кадры. Ретроспектив в интернете очень много, но пополню копилку и чем-то новым. Всё дело в том, что оказывается, дедушка коллеги с работы отдыхал здесь в 70-х годах прошлого столетия и у него осталось несколько десятков снимков из прошлого!



  Итак, об истории. В 1934 году нарком тяжёлой индустрии Серго Орджоникидзе сам выбирал площадку для строительства санатория на юго-западном склоне горы Бытха. В этом же году были проведены изыскательские работы. В 1935 году Иван Сергеевич Кузнецов заключил трудовое соглашение с Управлением Делами Наркомтяжпрома на проектирование и художественно-архитектурное оформление санатория в городе Сочи. Была организована бригада молодых архитекторов и техников. Начальники участков корпусов 1, 2 и клуба-столовой были инженеры-конструкторы: Шестаков Александр Николаевич, Лучников, Раевский Александр Абрамович, по планировке и подпорным стенам - Черкашин Геннадий Григорьевич. Бригадиром архитекторов был Михаил Иванович Кузнецов - сын Ивана Сергеевича. Проектирование велось настолько быстро, что уже в том же 1935 году бригады строительного управления Наркомтяжпрома приступили к сооружению основных зданий: клуба-столовой в центре и двух спальных корпусов по сторонам. Санаторий был построен за три года и 13 декабря 1937 года он принял первых отдыхающих.



  Доминирующее значение в ансамбле имело центральное здание. Такая композиционная роль здания зависела не только от его положения на главной оси всего комплекса, но и от его содержания, общественного значения (клуб-столовая) и обусловленной ими однородности структуры и ясности архитектурной формы. По всему фронту здание было охвачено колоннадой, которая по краям закреплена глухими пролетами. Центр здания имел самый сильный элемент всей композиции - шестиколонный портик.



  Боковые спальные корпуса, имеющие, ввиду уклона местности, до пяти этажей, скомпонованы в соответствии со своим жилым назначением, их центры имели более скромные портики. Жилые комнаты обоих корпусов ориентированы на юго-восток. Поэтому в сторону главной площадки санатория один корпус обращен на общую ось лоджиями комнат, а другой - лоджиями коридоров. Основной объем жилых корпусов расчленен по горизонтали на несколько частей; в богатстве композиции мастерски отражалось богатство содержания всего комплекса. Компетентная прорисовка деталей и такт, проявленный в оперировании пышными, цветущими формами ордера, роспись сводов арочных потолков, выполненная мастерами Палеха и Мстеры под руководством народного художника СССР Сергея Васильевича Герасимова в 1937 году, придавали архитектуре санатория самобытную величавую красоту. Внешний образ санатория сочетался с внутренней архитектурой и функциональным содержанием комплекса. Разнообразие художественных средств, примененных при отделке интерьеров, отвечали социалистическим представлениям о дворце для народа. Знаменитый фонтан санатория, над которым работал скульптор Добровольский и лепщики Тепляков П.Н. и Нечаев М.И., был окончательно завершен в 1939 году. В 1952 году в санатории был построен фуникулер по проекту архитектора Фук предприятием «Южгипрошахта».



  Невозможно не упомянуть о знаменитом фильме. В 1956 году вышел советский блокбастер для детей – "Старик Хоттабыч". Кадры из фильма, снятые в этом санатории, рассказывают нам о "чудесном дворце", где советский рабочий отдыхает, купаясь в солнечных ваннах, выполняет утреннюю зарядку у фонтана. Здесь же мы можем видеть интерьеры номера на данный период. Я даже не поленился и пересмотрел картину, выискивая знакомые виды.



  Немного о нынешнем: в 2010 году работникам санатория сообщили: 1 октября, в связи со сменой собственника, санаторий закрывается. Более трёхсот сотрудников здравницы получили уведомления об увольнении. Санаторий принадлежал «Росуглепрофу», потом был акционирован, а затем решением Совета директора акционерное общество «Санаторий "Орджоникидзе» было ликвидировано. Здравницу приняло на баланс Управление делами Президента Российской Федерации. Отметим, что структуры Администрации Президента «приняли на баланс» уже далеко не первый санаторий в Сочи, исключив практически потенциальные возможности отдыхать и лечиться в этих здравницах «простым смертным» из числа граждан России. «Всесоюзная» когда-то здравница превращается в курорт для избранных и приближенных к высшим властным слоям. Кроме пациентов со всей страны раньше в этот санаторий в межсезонье направляли еще и сочинских ветеранов, здесь было единственное отделение кардиологических больных. Здесь проходили реабилитацию больные, перенесшие инфаркт или инсульт. С первого октября сердечники и гипертоники лишились этой возможности.



  Соколов в книге «Сочи-Мацеста. Очерки архитектуры» (1950) пишет: множество проемов, открытых галерей, балконов, переходов, использование широких горизонтов, видимых через колоннады и аркады, и , в этом смысле, включение природы в архитектуру – все это придает зданию внутреннюю легкость и естественную непринужденность.



  Много легенд сложено вокруг убежища, которое тут точно где-то есть. Все намёки и стрелки указывают на центральное здание, но там сидит охрана...



  Территория усеяна камерами, колючей проволокой и тд. Гулять можно, лазать - сложновато. Хотя есть несколько фотографий изнутри и даже пару видео, как ребята проникали через балконы второго этажа. Хотелось повторить их деяния, но сил уже почти не оставалось.



  В самом начале упоминал о табличке, где указано, что на территории располагался госпиталь. Вот очередная, только уже с большей конкретикой:



  Фуникулёр оставлю для другого отчёта, поэтому пока лишь фото с верхней станции:



  Однажды, день шахтёра отмечался настолько хорошо, что рабочие навешали лифчиков на скульптуры фонтана. Эту историю слышу не первый раз. Умеет же отдыхать наш народ...



  Ещё имеется открытый бассейн и спортивная площадка, но в этот раз смотреть не стали, так как решили не сильно тянуть время и обойти только самое основное. Да и фото всех тех мест уже имеются, вставлю в отдельном посте как-нибудь, вместе с фуникулёром.



  Иногда казалось, что нахожусь на каких-нибудь Гавайских островах... Среди дворцов... Увы, нахожусь я среди отголосков великого прошлого, которое просирает, продаёт и уничтожает наше время. Время продаж, денег и прибыли. Не осталось никаких сил говорить о том, как обидно за всё то, что вижу за 6 лет своих путешествий.



  К слову, заметил, что в одном из зданий гулял человек с телефоном, который фоткал всё подряд. Возможно, удалось договориться с охраной... Попробуйте и вы - авось, получится. По крайней мере фотосеты в главном корпусе точно проходили.



  Ради примера вставлю фото с интернета. Повторюсь, не поленитесь и поищите сами - красота неописуемая!



  На этом завершу рассказ, но к данному объекту обязательно ещё вернусь, когда доберусь до других фотографий. Последнее фото - вечный перерыв...



  Дальнейший путь лежал на гору Ахун. Не знаю каким образом, но годами ранее пропустил ресторан, который сейчас уж точно посмотрим!



  Ресторан на горе Ахун по проекту архитектора Д.Г. Числиева был построен в 1937 году. Он был открыт лишь один летний сезон. Потом несколько лет ресторан не работал и уже тогда начал постепенно разрушаться: фасад пестрел трещинами, паркетные полы были завалены мусором, а стекла выбиты. В кулинарном цехе потолок был поражен грибком. Крыша текла.



  Однако, в книге Н.Б. Соколова Сочи-Мацеста (архитектурный очерк), вышедшей в свет в 1950г., упоминается именно ресторан, а не его развалины: выстроенный невдалеке от башни большой ресторан имеет округлую форму. Архитектурно он интересен своими видовыми контрастами. Его фасад как бы скрывает необъятные дали вокруг. Но вот мы входим в помещение ресторана, и неожиданно из его огромного окна открывается прекрасный вид на Краснополянские горы, долину Хосты и море…



  Есть версия, что ресторан любил посещать Сталин и верхушка, но подтверждений не обнаружил, кроме сказок, легенд и былин со слов обычных людей.



  Самые обычные люди сейчас и есть постоянные посетители ресторана. В любой день, да даже любую погоду - хоть несколько человек, но прогуливаются по руинам былого.



  В их числе оказались и мы. Объект очень красив и удивителен. Снова жаль, что всё в таком состоянии.



  Была мысль заночевать здесь в палатке, но из-за наличия своры собачек, решили не делать этого. Кто их знает, что они учудят ночью...



  Палканы с лёгкостью могут откусить ногу или руку, судя по их размерам, но пока они просто отдыхают.



  Отправляемся к башне, точнее - прям на неё. Для начала, как обычно, история места.



  Ахун - самая высокая гора прибрежной части Большого Сочи, расположенная в междуречье рек Агура и Хоста. Высшая точка - Большой Ахун (663 м над уровнем моря). Из Сочи Ахун похож своими очертаниями на вулканический конус, хотя к вулканизму никакого отношения не имеет. Как достопримечательность Ахун всегда привлекал внимание туристов. К его вершине были проложены тропы, по которым еще в начале XX века поднимались любители красивых видов природы. Однако, их ждало разочарование. Отсюда, конечно, могли бы открываться чудные виды во все стороны, если бы не мешал густой лес…Все изменилось в 1930-х с началом глобальной реконструкции курорта Сочи - Мацеста, которая затронула и гору. Вначале была проложена дорога, которая при строительстве называлась «дорога Агура-Охун». Началось её строительство 2 января 1935 г. и закончено 29 апреля 1935 года. Строилась дорога силами заключенных Ахунского ИТЛ (Ахунлаг, Охунлаг) системы ГУЛАГА. В разное время в лагере трудилось от 2 до 3 тысяч заключенных.



  Планировали также строительство канатной дороги на вершину Ахуна. 20 октября 1936 г. представитель Управления Уполномоченного ЦИК СССР инженер Кропотов, и представители «Канатдортранса» инженер Пантелеев и геодезист Шабинский произвели предварительные изыскания воздушно-канатной дороги от старой Мацесты до Орлиной скалы и до горы Б. Ахун. 9 октября 1935 г. на вершине горы Большой Ахун под руководством уполномоченного ЦИК Союза ССР Александра Денисовича Метелёва состоялось специальное совещание архитекторов и инженеров по вопросу об архитектуре вышки и ресторана на вершине горы. Намечено строить вышку и ресторан из местного камня и леса. Высота главной башни будет 30 или 35 метров с таким расчётом, чтобы деревья на вершине горы не мешали видеть всю окружающую местность с верхнего балкона вышки. Принят проект Воробьева и 6 июня 1936 г. открыта смотровая башня на г. Ахун.



  Сама башня имеет высоту 30,5 м, в результате чего с ее верхней площадки взгляд охватывает далекие перспективы гор и берегов до 70 км в окружности. Видны Кадошский мыс с маяком, находящийся около Туапсе, вершины Кавказского хребта, покрытые снегом, горы около Гагр. Однако эта широкая панорама только завершает целый ряд картин, которые раскрываются перед зрителем одна за другой по мере подъема на башню. Автор чрезвычайно обогатил впечатления, вызываемые осмотром окружающего ландшафта, сделав лестницу снаружи башни. По этой причине, переходя с площадки на площадку и поворачиваясь всякий раз в новую сторону, зритель видит все новые участки горизонта. В больших и малых окнах, одиночных, сдвоенных или строенных, также появляются отдельные куски ландшафта, разнообразие которых усиливается множеством «кадров», наблюдаемых через оконные проемы при разных точках зрения. Перед подъемом на верхнюю площадку зритель проходит в закрытое помещение, из которого поднимается последняя лестница.



  Низкие облака в горах - дело очень частое, чего кстати опасался, так как у нас в планах была Роза-пик.



  Но в ветреную погоду имеется большой плюс - достаточно подождать 5 минут и уже всё ясно.



  Опять-таки, смотровую башню уже знал по прошлым поездкам, поэтому задерживаться не стали и заехал дабы показать девушке, да и самому немного полюбоваться красивыми пейзажами. Вот следующее место было во всех смыслах новым для нас обоих:



  О дачах Сталина наслышан, в некоторых доводилось бывать, но о Сочинской узнал буквально в день выезда с Ростова. Такое пропускать точно нельзя.

Нам повезло вдвойне! Мало того, что успели на последнюю экскурсию в тот день, так ещё и кроме нас никого не было. Поэтому были только мы и экскурсовод (отмечу, что очень хороший).



  Сочи многим обязан Сталину. По его личному распоряжению здесь начали осушать местность, строить роскошные санатории, благоустраивать вершину горы Большой Ахун. Сочинская дача стала любимым местом отдыха руководителя Советского государства. Сочинская резиденция Сталина расположена в Хостинском районе Сочи, рядом с Мацестой, у подножия горы Большой Ахун. В настоящее время на территории вокруг неё раскинулся санаторий «Зеленая роща». До революции на этом месте находилось имение Михайловское, построенное золотопромышленником М.М.Зензиновым для своей жены. После революции оно было национализировано, но к 30-м годам совершенно опустело. Сталин перенес инсульт, страдал болезнями опорно-двигательной системы и регулярно ездил в Мацесту принимать лечебные ванны. Кроме того, эта местность очень нравилась его жене, Надежде Аллилуевой. Еще до того, как Сталин стал главой советского государства, они бывали в гостях у Зензиновых. Дошедший до наших дней дом был построен в 1935-1937 годах по проекту личного архитектора Сталина, Мирона Мержанова (1895-1975), который также проектировал дачи Сталина в Кунцево (Москва) и на озере Рица в Абхазии, санатории имени Ворошилова и Дзержинского в Сочи. Дача Сталина находится на высоте 160 метров над уровнем моря. Это место уникально своим климатом: здесь сходятся теплый морской и холодный горный воздух. Кроме того, это место практически идеально с точки зрения безопасности: саму дачу не видно за густыми деревьями, но с неё хорошо просматриваются все окрестности. Так, например, из окон дачи прекрасно видна смотровая башня на горе Большой Ахун, но когда находишься на самой башне, дача незаметна.



  Как и другие дачи Иосифа Виссарионовича, она выкрашена в густо-зеленый цвет особым составом, краска прекрасно сохранилась до наших дней, не поблекнув под сочинским солнцем. Первоначально двухэтажным был только главный дом, а крылья, примыкающие к нему - одноэтажными. В 1953 году они были надстроены, здесь разместились четыре номера для ЦК КПСС. Из-за этого была нарушена циркуляция воздуха во внутреннем дворе. Сталин любил свою сочинскую дачу и регулярно бывал здесь (в отличие от дачи на озере Рица). Кроме Сталина, здесь отдыхали члены его семьи, подолгу жила здесь дочь Светлана, приезжали другие первые лица государства и члены их семей. В 1941 году, когда немцы рвались к Москве, Сталин отправил сюда свою дочь Светлану и других близких. Неподалеку были построены дачи других высокопоставленных лиц советского государства: Берии, Маленкова, Ворошилова, Молотова и др. Увы, до настоящего времени эти дома не дошли, не пережив лихолетья 90-х. После смерти Сталина в стенах его дачи и вокруг неё разместился санаторий ЦК КПСС. В 90-е последовало несколько лет забвения, дом начал постепенно разрушаться. Однако интерес к нему не иссякал. Сейчас в стенах сталинской дачи разместился музей, однако его права весьма зыбкие. Экскурсии проводятся каждый час. Для посещения открыты несколько комнат, другие находятся на ремонте и их будущее предназначение пока неизвестно.

  Внутренний двор очень уютный. Здесь растут пальмы, бананы, кипарисы и другая теплолюбивая растительность. По первоначальному проекту в центре внутреннего двора находился фонтан. Однако Сталин фонтаны не любил, и по распоряжению начальника его охраны Власика за одну ночь на его месте были высажены деревья и разбита клумба. По облицовке стен хорошо заметно, каким был первоначальный объем здания: фасады более старых частей шероховатые, а новых - гладкие.



  Прослушав вводную часть экскурсии около главного входа, мы направились в другое крыло, где расположены кинозал и бильярдная. В настоящее время в кинозале выставлены предметы мебели из кабинета Сталина, который находится на первом этаже главного корпуса. Воздух здесь немного затхлый из-за того, что несколько лет дом простоял бесхозным, без отопления.



  За письменным столом в кресле находится восковая фигура Сталина, в оригинальную величину. Сталин хромал на одну ногу, его левая рука была сухая - после того, как он в молодости попал под дилижанс, она практически полностью потеряла подвижность. Все эти физические недостатки, конечно, тщательно скрывались. На письменном столе перед ним лежит лист бумаги с образцом его почерка и серебряный письменный набор, подаренный Мао Цзэдуном.



  Карта за спиной Сталина более позднего времени. Рядом со столом стоит узкая кушетка: Сталин обычно работал по ночам и спал тут же, в кабинете. Поблизости от кушетки на вешалке висит кожаный плащ начальника охраны Власика - Сталин подобные кожаные плащи не любил и не носил, предпочитая френч.

  Напротив входа в комнату у стены стоит большой кожаный диван, набитый конским волосом. За счет своей величины и набивки он пуленепробиваемый. На стене над ним - окошки для кинопроектора.



  Напротив письменного стола Сталина находится место его верного секретаря Александра Николаевича Поскрёбышева (1891-1965):



  Между окон рядом с рабочим столом Сталина стоит буфет, на котором сейчас выставлены фотографии родных и близких Сталина. Среди них фотография его первой жены, Екатерины Семеновны Сванидзе (1885-1907), матери старшего сына Сталина Якова. Она молодой умерла от туберкулеза (по другой версии - брюшного тифа). Сразу извиняюсь за качество фото, так как освещение было очень плохим, а смазанность увидел уже только дома...



  На противоположной стороне комнаты на столе выложены некоторые плакаты и картины с изображениями Сталина. Обращает на себя внимание портрет Мао Цзэдуна, который был дружен со Сталиным. Когда Сталин умер, на воротах Тяньаньмэнь в Пекине, где сейчас висит портрет председателя Мао, на несколько дней повесили портрет Сталина в знак скорби и уважения китайского народа.



  Рядом с кинозалом находится бильярдная - вождь очень любил играть в бильярд. Специально для него был изготовлен особый кий, более тяжелый, чтобы нивелировать его физические увечья. Обивка на стенах - новая, как и обивка бильярдного стола. Играл Сталин обычно с местным истопником, который, в отличие от соратников, не играл в поддавки: он не умел играть и потому выкладывался по полной.



  И снова упоминания о родных краях:



  Над дверьми висят копии картин. Первоначально хотели повесить оригиналы, но Сталин распорядился заменить их копиями, мотивируя это тем, что не может обнаружить разницу, поэтому пусть здесь висят копии, а оригиналами в музеях любуются люди.



  После осмотра кинозала и бильярдной мы перешли в главное здание, двухэтажное по первоначальному проекту. Окна в дверях сделаны из горного хрусталя и не пропускают звук вовнутрь. Двери сделаны добротно, без щелей, чтобы максимально обезопасить помещения внутри. Все здесь сохранилось со времен Сталина. Внутри все помещения отделаны деревом, всего использовано восемь различных пород, которые соединены без единого гвоздя. Благодаря такой отделке, в комнатах царит полумрак: Сталин предпочитал работать по ночам, днем он обычно допоздна спал. Во времена Сталина ковров на полу не было, чтобы были слышны шаги входящих людей.

  Из холла можно попасть в несколько помещений. Одна из дверей ведет в комнату Светланы Аллилуевой. В другой комнате (бывшем рабочем кабинете Сталина) сейчас стоят подновленные большие шахматы, в которые любил играть Сталин, а также некоторые предметы мебели, бюст и портрет на стене. В прошлом плетеная мебель и шахматы находились на балконе.



  Из кабинета через небольшой холл можно попасть в помещение с бассейном. В холле - двери в ванную и туалет, все очень скромное. Бассейн тоже не поражает великолепием. Первоначально это помещение было открытым, надстройку сверху сделали уже после смерти Сталина (хотя есть версия, что дом первоначально был спроектирован с этой надстройкой). Сталин был невысокого роста, поэтому воду в бассейн наливали не доверху. Вождь купался в одиночестве - не любил, чтобы посторонние видели его без одежды. По этой причине он не купался в море, предпочитая бассейн с морской водой. Мозаика и плитки появились в 60-х годах.



  Затем мы направились на второй этаж главного корпуса. Круглое окно выполнено из горного хрусталя и пропускает в кабинет только свет, через него не видно, что делается в комнате:



  Часть помещений второго этажа сейчас ремонтируется, открыт только зал, где располагалась столовая и проходили совещания с соратниками. Первоначально ни столов, ни стульев здесь не было. Чехлы на креслах новые, они были сделаны по старым фотографиям для фильма о Сталине, который снимался здесь. Потолок спроектирован таким образом, чтобы усиливать звук. Благодаря этому все, кто находились в этом помещении, могли слышать негромкий голос Сталина.



  Часы нашли случайно (поздние - 60-70х годов), но долгое время не могли запустить, так как за ремонт никто не хотел браться. Вроде, сейчас идут исправно (были отправлены на починку аж в Беларусь):



  Напоследок вышли на балкон, где открывался замечательный вид:



  Ковров и прочего не было, всё новодел, как и сам пол. Зато дверные ручки, рамы, лампы и прочие мелочи - оригинал.



  К личности вождя можно относиться по-разному. Можно радоваться Ельцин-центру, читать Солженицина и смотреть Пусть говорят - тогда мнение будет одно. Изучать историю, докапываться (да, именно рыть) до правды - всё будет иначе. В любом случае, всегда проверяйте ту или иную информацию, события и факты. Учиться, учиться и ещё раз учиться...

Наша группа Вконтакте