Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)

Поездки 22-авг, 2015 Sam_Namos 15 405 4
Ссылка на первоисточник: Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
В середине ноября я в компании четверых ребят из Питера ходил в нелегальный поход к центру зоны отчуждения. Основной целью была Припять и окрестности, но до финишной точки предстоял долгий и непростой путь, наполненный опасностями и приключениями. Побывать нелегально внутри зоны, как говорится, бесценно :) Ведь это возможность, без чуткого контроля экскурсовода, не только полазить по брошенным жилым домам, сооружениям и местам, где ранее протекала жизнь, прекращенная в результате глобальной катастрофы, но и проникнуться абсолютно дикой природой и животным миром, выросшим на зараженных территориях. Период "распада" будет длиться еще сотни, а то и тысячи лет и речи об открытии границ в ближайшем будущем нет, поэтому зона стала настоящим заповедником. Природа постепенно отвоевывает захваченные человеком земли, оплетая бетонные сооружения и прорываясь сквозь толщи асфальта...
Экскурсионные прогулки на передадут вам всей апокалиптической красоты и атмосферы этих мест. Не получите вы и адреналина от громко трещащего дозиметра, посторонних шорохов, звуков диких животных, или внезапно появившегося рядом патруля. Адреналин и незабываемые впечатления обеспечены. Обо всем и по порядку я расскажу в нескольких частях. Устраивайтесь поудобней. В этом обзоре путь до Припяти.


С самого начала предстоящий поход попахивал дилетантством - никто из нас раньше не был в ЧЗО, кроме Андрея, да и он легально. Общее представление было получено, из отчетов в сети, но оставалось множество нерешенных вопросов с маршрутом и автономным пребыванием на протяжении недели. После перебора вариантов, решили идти к центру зоны по "Западному следу". Часть пути предстояла по брошенной ж/д линии, часть лесами и полями. В отличие от популярного варианта по обочине дороги, идти предстояло примерно в 2 раза больше, но зато не требовалось постоянно прятаться от шныряющих регулярно автомобилей и переходить реки вброд.
Наша скромная компания пятерых стартовала из Киева в обед.

К подступам границы зоны мы доехали на автомобиле и оставили его под присмотром одного из жителей близлежащих сел. В путь выдвинулись уже в потемках.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Впрочем долго идти не стали т.к. ориентироваться по местности было трудно, да и энтузиазма пробираться сквозь ветки и кустарники не было. Решили встать на ночевку в брошенном поселке в нескольких километрах от границы зоны, чтобы бодро продолжить путь с утра.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Сборы.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Как таковой, границы "зоны обязательного отселения" по периметру, мы не обнаружили. Быть может, когда - то была натянута колючая проволока, однако сейчас о переходе на запретную территорию практически ничего не свидетельствует.
Пересекаем последнюю "живую" асфальтную дорогу возле ПГТ Вильча.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Поселок официально расположен внутри территории обязательного отселения, ставшей таковой сразу после аварии. Однако последний житель покинул свой дом только 1993 году.
Несколько слов о железнодорожном сообщении внутри зоны. Прекращено оно по разным слухам где- то в начале 90ых, и вся линия от ст. Вильча до ст. Шепели изрядно поросла непроходимыми зарослями. Полотно до ст. Вильча находится в удовлетворительном состоянии и иногда используется. Судя по бетонным шпалам его относительно недавно меняли.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
До 2005 года от г. Овруч до сюда даже ходила дизельная электричка, несмотря на то, что население поселка было давно выселено. Дело в том, что только здесь имелось необходимое путевое развитие для разворота локомотива. Грузовой поток здесь поддерживается и по сей день - ведутся разработки леса.
Часто именно в этих местах ловят "нелегальных туристов", поэтому на открытой местности начинающему "сталкеру" следует быть предельно осторожным.
Здание вокзала.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Неподалеку от станционных путей расположены заброшенные заводские цеха.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Назначения цехов я не определил, да и лишнего времени на их изучение у нас не было.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Как я уже писал, движение поездов по зоне отчуждения было прекращено еще в 90ых. За десять с небольшим лет, природа буквально "захватила" железнодорожные пути и теперь они выглядят так:
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Поэтому наш дальнейший путь преимущественно проходил лесами. К вечеру мы добрались до второй, уже бывшей, ж/д станции на территории зоны - П*. Здесь же произошло наше первое знакомство с животным миром. Устроив привал на платформе, мы внезапно услышали глухое, но громкое хрипение на расстоянии 150 метров. В последующие 10 минут наша бравая компания была тише воды ниже травы. Убедившись, что хрип постепенно утих, мы поспешили поскорее убраться с этого места.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
На этом кадре видна кромка платформы.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Первый переход оказался большим по расстоянию, и к вечеру мы хорошенько измотались. Встаем на ночевку прямо под навесом станции Кливны.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
К утру запасы питьевой воды закончились и встала необходимость ее найти. Еще на подступах к Кливнам, в потемках, мы прошли небольшой ручей по правой стороне от ж/д насыпи. Вернувшись к нему за водой, ради любопытства, мы решили глянуть за другую сторону насыпи. Зрелище просто поразило!
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Бобры возвели знатную плотину, которая стала причиной подтопления близлежащих территорий, местами затронув даже лес.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
А вот и "чистая" природная питьевая вода :)
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Немного про ее добычу в нашем походе: после наполнения воды в емкость, мы проводили дозиметрический контроль по гамма - и бета - излучениям. Если прибор показывал значение в пределах нормы, воду переливали с помощью специального походного фильтра в чистую емкость. Как правило, прозрачность воды от этого заметно не менялась, но всякая гадость отсеивалась. Вода же имела выраженный привкус древесины.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Неподалеку от станции Кливны расположен второй контур зоны. Это натянутая, похоже еще в советские времена, колючая проволка и грунтовка по периметру.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
До следующей станции - Толстого леса, около 7 км. На трети пути протекает еще одна река. Грунтовка, идущая параллельно ж/д насыпи соединяется с противоположным берегом понтонной переправой.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Вид с ж/д моста.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Обновляем запасы воды.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Андрей увлекается видео - блоггерством и на протяжении всего похода делал ценные путевые заметки. В ближайшее время весь наш трип появится в виде отдельных выпусков у него на канале. На этом кадре Андрей снимает видео про небольшой домик стрелочника на подходах к Толстому лесу.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
А внутри массивная печка - буржуйка и остатки матраса.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Ст. Толстый лес являлась сортировочным пунктом и имеет развитое путевое развитие. После катастрофы здесь находился пункт по очистке подвижных составов, участвовавших в ликвидации последствий, поэтому в некоторых местах фон достаточно высокий. Примечательно, но одноименное село в честь которого станция получила название, находится примерно на 5 км восточнее. Более близкая к селу станция - Красница. Само село подверглось обязательному выселению сразу же после аварии. Раньше здесь проживало около 800 человек.
В настоящее время почти все пути демонтированы.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Здание вокзала.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Входим в зал ожидания.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
А внутри сова!
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Сохранившийся плакат о принципе действия полуавтоматической блокировки.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Изучаем документы и путевые журналы.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Магазин.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
В одной из административных комнат мое внимание привлекло несколько артефактов: старинная скамья "МПС" (Министерство путей сообщения), "устрашающий" знак на основе керосиновой лампы и коногон. Неплохая композиция.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Диспетчерская.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Стены отделаны звукоизоляцией.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
СЦБшная
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Рядом со станцией установлена такая табличка.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
В Толстом лесу мы решили сделать привал, чтобы перекусить. Разложив еду и подпалив газовую горелку, внезапно, мы были застигнуты врасплох людьми в военной форме! Первая мысль - неужели поход так быстро закончится? Перед поездкой я слышал, что охраной периметра с недавних пор занимаются военные... Но тревога оказалась ложной - встреченные "орлы" оказались сталкерами из Белоруссии, и возвращались из двухнедельного похода.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Групповое фото. Экипированы они заметно профессиональнее, чем мы :)
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Обменявшись рукопожатиями и полезной информацией, продолжаем путь. Следующая станция на пути - Красница. Пожалуй самый сложный отрезок пути - леса здесь сильно заросли, а ноги то и дело цепляются за вьющиеся кустарники.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Радужный привет сталкерам зоны от некого "Летучего Мыша" : "Уважаемые сталкеры, просьба не мусорить на стоянках, на маршрутах своих передвижений по ЧЗО". Не расстраивайте Летучего Мыша!
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
На ночлег мы встали в станционном доме при станции Бурякова, пройдя за день дистанцию в 20 км.
Внутри уже виданная нами печка - буржуйка.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Соседняя комната - кухня.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Неподалеку от дома стоит старенький колодец с проржавевшим напрочь ведром. Т.к. с водой в походе часто были проблемы, выбирать здесь не приходилось. Так проходил процесс ее добычи :
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Что касаемо названия станции "Буряковка", здесь аналогичная история, как и с Толстым лесом - название искажено с привязкой географически. Поселок Буряковка находится ближе следующей станции - Шепеличи.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Однако неподалеку от станции находится дачное товарищество.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
Внутри домов пустота. Стекла выбиты.
Поход в ЧЗО (Часть 1: дорога до Припяти)
1 2