Один день в ДНР. Часть 4
После полного осмотра Саур-могилы (Один день в ДНР. Часть 3), мы выдвинулись в Донецк, но по пути было ещё несколько мест, куда стоило бы заскочить хотя бы на пару минут. Первым таким местом стал город Снежное, с которого и начну рассказ.
по легенде название получил от Екатерины II, которая, проезжая в этих краях, воскликнула - Какое снежное место!
Небольшой город Снежное - захудалый шахтерский городок на самом востоке Украины, всего в 10-20 км от границы с Россией. Ничем не выделяется, кроме тотальной беспросветной нищеты. Даже фильм арт-хаусный в 00-ых годах сняли - "шахта №9", но на самой Украине его быстро забраковали, так как выставил он хохлому не в самом лучше свете. Спустя время, суждено было стать этому городу важным звеном в истории становления ДНР - именно он был самой основной опорной точкой войск ополчения. Долгое время, почти до августа 2014 - вообще мало кто понимал, кто держит Снежное, ибо бои там были частые и сильные. Город то и дело переходил из рук в руки. Снежное являлось важно по нескольким причинам: это контрольная точка на границе с Россией; располагается на возвышенности; рядом стратегическая точка - Саур-Могила.
Рассказывать подробную историю города, предоставлять большое количество ретро-фото и прочее - не стану, этого полно в сети. Покажу лишь то, что увидел собственными глазами за одну поездку. Скажу сразу, Снежное не входил в наш основной план поездки, поэтому многое останется за кадром, до следующего путешествия в эти края.
Первое, что встретили - это вот такой памятник:
Самолёт МиГ-17, установлен на постамент на улице Гагарина. На подобном самолёте обучался лётному делу первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Так горожане увековечили память о великом человеке:
Дальше была замечена замечательная мозаика:
Большинство шахтерских городов Донбасса достаточно часто украшали красивыми мозаичными панно и просто мазаиками. Фото выше - очередной яркий пример, кстати, их ещё потом будет много, скоро сами увидите.
Следующим кадром мне бы хотелось сказать сразу две вещи. Первое - все Ильичи тут целые. Да, тут нет майданутых, которые сносят памятники и думают, что жить станет лучше от этого. Второе - несмотря на тяжелые условия, жизнь все равно продолжается: учатся, влюбляются, рожают детей, всё также ездят на работу...
Следующий кадр будет не из приятных, как и история...
Яркий пример того, как Украина боролась и борется с террористами. Это руины одной из обычных многоэтажных домов в центре Снежного. Летом 14 года, в 7 утра, над городом пролетели ВВС и сбросили несколько бомб по обычному дому... Люди в это время спокойно спали - дети, работяги-мужики, их жены, мамы, папы, старики. По официальным данным озвучили версию, что там находились боевики - в этом доме была база сепаратистов. Известна история с одним мужиком из этого здания, которому не спалось в ту ночь и под утро он вышел покурить на балкон. В этот момент не стало его дома, а заодно и жены с двумя детьми. Впоследствии он ушёл в ополчение. Курение не всегда убивает.
Это не единственный пример разрушений жилых домов. Их тут было намного больше (может так и есть сейчас - многое мы пропустили), но к нашему приезду почти всё восстановили, хотя ещё недавно всё выглядело примерно так:
На удивление многие шахты на Донбассе работали после развала союза, во время войны 14 года и продолжают в наше время. Это действительно для меня небольшой шок. Почему? - Почитайте мои обзоры про шахты нашей области и всё поймёте.
Предыдущее и следующие фото с шахты "Ударник" (шахта № 9) - угледобывающее предприятие. Полное название: Техническая единица шахта Ударник. Сдана в эксплуатацию в 1908 году как рудник Прохоровской Трехгорной мануфактуры. После революции получила № 9. В 1921 году добыча составляла 300 тонн в сутки, в 1923 году - уже свыше 400.
В 1924 году на шахте № 9 работало 480 человек. В июле 1932 года Шварцевское рудоуправление было ликвидировано, шахта передана в подчинение вновь созданного треста Чистяковуголь, а в мае 1936 года в состав - треста Снежнянантрацит. Во время войны была полностью разрушена и затоплена. В 1953 году после восстановления и реконструкции шахта введена в эксплуатацию с проектной мощностью 300 тыс. тонн. Реконструирована в 1982 году.
На сколько мне известно, в 2015 её начали понемногу ликвидировать, а рабочих переводить на шахту "Заря".
Чтобы Вы понимали, на Донбассе очень большая плотность населения. Это не Ростовская область, где можно ехать час и не встретить ни одного поселка. Здесь каждые 5 км или городок или поселок, а в каждом таком пункте по 2-3 шахты минимум.
Покидаем границы города, где нас провожает вот такой памятный знак:
Небольшой бонус-история, к которому мы не проехали, но обязательно сделаем это в следующий раз. Этим местом является первая голова того самого солдата, который стоит на Саур-Могиле. Первая, так как когда возводили памятник, был сильный ветер - рабочие не справились и она упала (была с плечами) и разбилась. На счастье, ещё не успели разобрать форму и поэтому незамедлительно отлили вторую, а эту установили как ещё один памятник возле здания тогдашней ГорКомаПартии:
Едем дальше - именно такой необычный пейзаж можно увидеть на Донбассе и наверное только там, ну и частично в нашей области. Помню, как часто спрашивали меня - у Вас есть горы? - Ага, горы...
Следующий контрольный пункт - Торез, тоже небольшой и тоже шахтерский, ну и интересный. Интересный он потому, что его история с небольшой иронией.
В этом городе похоронен герой труда - Стаханов. Да-да, тот самый, в честь которого и движение назвали и вообще его имя стало нарицательным для многих поколений советских людей. Прославился он в 30-х, да так прославился, что попал на обложку журнала TIME. На фронт не попал, хотя очень просился, но стране нужен был уголь и Стаханов продолжал его давать. Потом перебрался в Москву, там работал большим чином в министерстве угольной промышленности СССР. Дружил с Васей Сталиным, ну как дружил - пили они много вместе. Стаханов бухал по шахтерски, так могут наверное только сибяряки. А Вася был ни сибиряком ни шахтером, а летчиком. В итоге сам Иосиф Сталин попросил Стаханова закончить их дружбу, ради блага самого Васи ибо тот уже начал спиваться. В итоге Стаханов жил и работал дальше, пришло время Хрущева. Приехал к нему как-то коммунист-шахтер из Франции по фамилии Торез. И спросил - а где ваш прославленный шахтер Стаханов, давно про него не было слышно. Хрущев не знал, где Стаханов и ответил - где-где, в шахте на Донбассе. После чего Стаханову намекнули, что вождь ошибаться не может и дайвай-ка ты на Донбасс, директором шахты. На старости лет Стаханову это уже не было нужно, но он поехал. Обиду затаил сильную. Пришел Брежнев, вспомнил про Стаханова, решил загладить - позвал опять в Москву, героем труда (прошло 30 лет с момента трудового подвига), наградили, но Стаханов был мужик с характером и послал всех куда подальше. Вскоре спился и умер. Город в котором его похоронили, чуть позже назвали - Торез.
Знаменит Торез и ещё одной историей - 17 июля 2014 года в окрестностях города был сбит самолёт Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту самолёта. Этот случай многие обсуждают до сих пор, как, кто сбил и прочее. Я этим заниматься не стану, лишь просто упомяну в своём посте.
И так, вернёмся к путешествию. В период ВОВ бои за Донбасс были весьма серьезными, так как уже в те годы это был сильный промышленный край, на который имели планы и немцы. Так что таких памятников на Донбассе, как и по всей России очень-очень много:
Замечаем какую-то школу. Главная архитектурная особенность Донбасса (что Луганской, что Донецкой области) это вот эта бежевая плитка (на фото ниже). Она просто везде! Хотя, её достаточно много и в нашей области, но только на административных постройках и учреждениях (администрация\почта\ДК), а тут она уже прям всюду. Может, рядом завод какой-то был по её производству... Не знаю. Если кто встречал подобное и в других областях - напишите об этом мне. Интересно, это особенность наших областей или же всей страны.
Как же я пройду мимо этого:
Побывав в данных краях, кажется, что машина времени возвращает лет так на 20 назад. Здесь время застыло в 90-ых, это особенность большой части Украины, исключая крупные мегаполисы. А после войны время и подавно остановилось...
Не знаю, кому как, а мне лично приятно находиться в такой атмосфере. Плакаты, лозунги, надписи...
Очередной памятник Великой Отечественной:
Проезжаем центр города, где замечаем типичную картину сегодняшних дней на Донбассе. Украина отключила от общей банковской системы ДНР и ЛНР, поэтому банки и банкоматы долгое время вообще не работали, только наличка. В конце 15 года заработали кое-какие, но возле них постоянная очередь. Порой бывает так, что деньги в терминале заканчиваются и усё... Живи как хочешь.
Подъезжаем к визитной карточке Тореза - монумент шахтерам-испытателям угольного комбайна "Донбасс". Такие не особо использовались на Донбассе, так как угол залегания пластов был неудобный и большую часть работы приходилось делать вручную - резать угольные пласты отбойным молотком. Вообще, шахтер - это одна из самых адовых профессий в мире.
К сожалению, многие места мы потом не смогли осмотреть по некоторым веским причинам, а лишь проехали мимо. Приходилось фотографировать из окна и на ходу. Запечатлел, например, вот такую зону отдыха:
Возле водоёма когда-то были беседки, пляж и многое другое... Сейчас всё в полнейшем запустении и выглядит очень страшно. Надеюсь, вернусь сюда и прогуляюсь по остаткам былой роскоши.
Ещё одно фото - школа с мозаикой:
Подобно району Гуково-Новошахтинск все остановки сохранили свои советские названия в виде железных надписей над ними:
Какая-то водонапорка с датой - не часто встречаю такие (именно с датировкой):
И вот, посреди чистого поля, очередная мозаика:
Прибываем тем временем в Шахтёрск. Следы войны... Порой так выглядят целые кварталы:
В центре города располагается сгоревшая городская администрация. Бои за Шахтерск развернулись серьезные, ещё в июле 2014. Для ДНР это был критический момент - если бы ополчение не удержало Шахтерск, то Донецк остался бы отрезанным от Луганска и в целом от России. Для ДНР это означало бы крах. ВСУ тоже это понимали и поэтому любой ценой пытались захватить его. Но этому не было суждено сбыться - бойцы Моторолы и других подразделений ополчения ДНР достойно обороняли город и не дали закрепиться врагу в нем.
К сожалению, мимо ТЭС мы не сможем проехать, лишь фото на расстоянии:
Зуевская тепловая электростанция построена в конце 70-х - начале 80-х годов. Первая очередь станции пущена в 1982 г. После демонтажа на Украине советской власти станция приватизирована. На ТЭС установлено четыре энергоблока мощностью 300, 300, 320 и 325 мВт (работают на угле). Энергоблоки прошли модернизацию. Среди Украинских ТЭС станция занимала третье место по объёму производства электроэнергии (1245 мВт).
Небольшая плотина (на фото ниже), которая была восстановлена сразу после освобождения. Страна хоть уже и побеждала на всём фронте, но ресурсы все еще были нужны стране и Донбасс стали быстро восстанавливать. Кстати, за это фото чуть не получили по одному месту. Выходишь такой из машины сфоткать, а из кустов появляется несколько человек с вопросами - а чего это ты тут фоткаешь? Ну и дальше Вы сами понимаете, о чём идёт беседа и чем может обернуться. Поэтому лучше сразу удалять фото и быстрее смываться отсюда.
Немного истории об этом месте - в двадцатом веке Зуевское водохранилище относилось к крупнейшим промышленным водохранилищам Донбасса. Длина водохранилища - около 4,5 км., ширина - от 200 до 780 метров. Создавалось оно прежде всего для нужд электростанции и являлось её технологическим объектом. Параллельно со строительством плотины на его левом берегу закладывался город Зугрэс. В настоящее время весь левый берег водохранилища входит в черту города. Водохранилище имеет несколько гидротехнических сооружений Зуевской ТЭС и Зуевской ТЭЦ.
Очень надеюсь на то, что когда всё утихнет, смогу посмотреть на эти интереснейшие места более подробно. А сейчас, мы отправляемся за покупкой сим-карт, так как нам придётся вскоре разделиться на некоторое время и я останусь один посреди огромного и незнакомого мне города (Донецка).
Вот тут меня удивили некоторые вещи, например, для покупки симки не нужен никакой паспорт. Стоят они в районе 50-60 рублей, причём с офигенным тарифом, с которым я смог звонить, писать, лазить в интернете сколько угодно. Дабы поддерживать атмосферу поездки, решили подписать друг друга как "Майор Хренько и Гришко". После чего начали получать тонны смс на украинском, читая которые, я невольно угорал (да простят меня братья-украинцы).
Ещё одна интересная вещь - мы доехали почти до самого Донецка и не встретили ни одной заправки, были лишь несколько, но они заброшены (из-за военных действий). Только возле окраин города мы начали встречать таковые и тут я немного прифигел:
Пожалуй, самое дорогое, что есть сейчас на территории ДНР - это топливо. Цены порой доходят до 80 рублей за литр, а может и больше. Про это и многое другое хочу написать в своём следующем посте более подробно.
Приезжаем в Макеевку - своеобразный город-спутник (как наш Батайск или Аксай), которых тут огромное количество вокруг самого Донецка. Опять-таки, всё это мы пропустили, так как времени уже было очень мало, а смотреть ещё много, да и основная цель другая. Лишь одно фото урвал - памятник подвигу шахтёров:
Приятно удивили плакаты над дорогой - помнят своих героев:
На первом плакате хороший приятель моего коллеги по путешествию - Женя, позывной "Пятница" (тот, что справа) - русский доброволец с Питера, пришел в ополчение летом 14 года, помог многим ребятам овладеть наукой войны, так как за плечами имел службу в псковской дивизии ВДВ. Погиб в боях за Донецкий аэропорт, 17 января 2015 года. Героически оборонял важный рубеж, врагу не отдал ни метра земли. Осталась жена, после смерти родилась дочь.
Ещё один плакат - Болгарин (Игорь Юдин) по центру и Белка (справа), тоже знакомые моего товарища с поездки. Игорь интеллигентный юноша, с настоящим героическим характером. Погиб в том же бою, что и Пятница. Местный, похоронили в городе Кировское (ДНР).
Тяжёлые воспоминания, которые погрузили нас в небольшую тоску, но её развеет непредвиденная ситуация, которая случилась с нами в местном кафе. Да так, что все наши планы отодвинутся в сторону и нам предстоят хорошие приключения, но об этом расскажу в последней части.
Из поста Один день в ДНР. Часть 4
по легенде название получил от Екатерины II, которая, проезжая в этих краях, воскликнула - Какое снежное место!
Небольшой город Снежное - захудалый шахтерский городок на самом востоке Украины, всего в 10-20 км от границы с Россией. Ничем не выделяется, кроме тотальной беспросветной нищеты. Даже фильм арт-хаусный в 00-ых годах сняли - "шахта №9", но на самой Украине его быстро забраковали, так как выставил он хохлому не в самом лучше свете. Спустя время, суждено было стать этому городу важным звеном в истории становления ДНР - именно он был самой основной опорной точкой войск ополчения. Долгое время, почти до августа 2014 - вообще мало кто понимал, кто держит Снежное, ибо бои там были частые и сильные. Город то и дело переходил из рук в руки. Снежное являлось важно по нескольким причинам: это контрольная точка на границе с Россией; располагается на возвышенности; рядом стратегическая точка - Саур-Могила.
Рассказывать подробную историю города, предоставлять большое количество ретро-фото и прочее - не стану, этого полно в сети. Покажу лишь то, что увидел собственными глазами за одну поездку. Скажу сразу, Снежное не входил в наш основной план поездки, поэтому многое останется за кадром, до следующего путешествия в эти края.
Первое, что встретили - это вот такой памятник:
Самолёт МиГ-17, установлен на постамент на улице Гагарина. На подобном самолёте обучался лётному делу первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Так горожане увековечили память о великом человеке:
Дальше была замечена замечательная мозаика:
Большинство шахтерских городов Донбасса достаточно часто украшали красивыми мозаичными панно и просто мазаиками. Фото выше - очередной яркий пример, кстати, их ещё потом будет много, скоро сами увидите.
Следующим кадром мне бы хотелось сказать сразу две вещи. Первое - все Ильичи тут целые. Да, тут нет майданутых, которые сносят памятники и думают, что жить станет лучше от этого. Второе - несмотря на тяжелые условия, жизнь все равно продолжается: учатся, влюбляются, рожают детей, всё также ездят на работу...
Следующий кадр будет не из приятных, как и история...
Яркий пример того, как Украина боролась и борется с террористами. Это руины одной из обычных многоэтажных домов в центре Снежного. Летом 14 года, в 7 утра, над городом пролетели ВВС и сбросили несколько бомб по обычному дому... Люди в это время спокойно спали - дети, работяги-мужики, их жены, мамы, папы, старики. По официальным данным озвучили версию, что там находились боевики - в этом доме была база сепаратистов. Известна история с одним мужиком из этого здания, которому не спалось в ту ночь и под утро он вышел покурить на балкон. В этот момент не стало его дома, а заодно и жены с двумя детьми. Впоследствии он ушёл в ополчение. Курение не всегда убивает.
Это не единственный пример разрушений жилых домов. Их тут было намного больше (может так и есть сейчас - многое мы пропустили), но к нашему приезду почти всё восстановили, хотя ещё недавно всё выглядело примерно так:
На удивление многие шахты на Донбассе работали после развала союза, во время войны 14 года и продолжают в наше время. Это действительно для меня небольшой шок. Почему? - Почитайте мои обзоры про шахты нашей области и всё поймёте.
Предыдущее и следующие фото с шахты "Ударник" (шахта № 9) - угледобывающее предприятие. Полное название: Техническая единица шахта Ударник. Сдана в эксплуатацию в 1908 году как рудник Прохоровской Трехгорной мануфактуры. После революции получила № 9. В 1921 году добыча составляла 300 тонн в сутки, в 1923 году - уже свыше 400.
В 1924 году на шахте № 9 работало 480 человек. В июле 1932 года Шварцевское рудоуправление было ликвидировано, шахта передана в подчинение вновь созданного треста Чистяковуголь, а в мае 1936 года в состав - треста Снежнянантрацит. Во время войны была полностью разрушена и затоплена. В 1953 году после восстановления и реконструкции шахта введена в эксплуатацию с проектной мощностью 300 тыс. тонн. Реконструирована в 1982 году.
На сколько мне известно, в 2015 её начали понемногу ликвидировать, а рабочих переводить на шахту "Заря".
Чтобы Вы понимали, на Донбассе очень большая плотность населения. Это не Ростовская область, где можно ехать час и не встретить ни одного поселка. Здесь каждые 5 км или городок или поселок, а в каждом таком пункте по 2-3 шахты минимум.
Покидаем границы города, где нас провожает вот такой памятный знак:
Небольшой бонус-история, к которому мы не проехали, но обязательно сделаем это в следующий раз. Этим местом является первая голова того самого солдата, который стоит на Саур-Могиле. Первая, так как когда возводили памятник, был сильный ветер - рабочие не справились и она упала (была с плечами) и разбилась. На счастье, ещё не успели разобрать форму и поэтому незамедлительно отлили вторую, а эту установили как ещё один памятник возле здания тогдашней ГорКомаПартии:
Едем дальше - именно такой необычный пейзаж можно увидеть на Донбассе и наверное только там, ну и частично в нашей области. Помню, как часто спрашивали меня - у Вас есть горы? - Ага, горы...
Следующий контрольный пункт - Торез, тоже небольшой и тоже шахтерский, ну и интересный. Интересный он потому, что его история с небольшой иронией.
В этом городе похоронен герой труда - Стаханов. Да-да, тот самый, в честь которого и движение назвали и вообще его имя стало нарицательным для многих поколений советских людей. Прославился он в 30-х, да так прославился, что попал на обложку журнала TIME. На фронт не попал, хотя очень просился, но стране нужен был уголь и Стаханов продолжал его давать. Потом перебрался в Москву, там работал большим чином в министерстве угольной промышленности СССР. Дружил с Васей Сталиным, ну как дружил - пили они много вместе. Стаханов бухал по шахтерски, так могут наверное только сибяряки. А Вася был ни сибиряком ни шахтером, а летчиком. В итоге сам Иосиф Сталин попросил Стаханова закончить их дружбу, ради блага самого Васи ибо тот уже начал спиваться. В итоге Стаханов жил и работал дальше, пришло время Хрущева. Приехал к нему как-то коммунист-шахтер из Франции по фамилии Торез. И спросил - а где ваш прославленный шахтер Стаханов, давно про него не было слышно. Хрущев не знал, где Стаханов и ответил - где-где, в шахте на Донбассе. После чего Стаханову намекнули, что вождь ошибаться не может и дайвай-ка ты на Донбасс, директором шахты. На старости лет Стаханову это уже не было нужно, но он поехал. Обиду затаил сильную. Пришел Брежнев, вспомнил про Стаханова, решил загладить - позвал опять в Москву, героем труда (прошло 30 лет с момента трудового подвига), наградили, но Стаханов был мужик с характером и послал всех куда подальше. Вскоре спился и умер. Город в котором его похоронили, чуть позже назвали - Торез.
Знаменит Торез и ещё одной историей - 17 июля 2014 года в окрестностях города был сбит самолёт Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту самолёта. Этот случай многие обсуждают до сих пор, как, кто сбил и прочее. Я этим заниматься не стану, лишь просто упомяну в своём посте.
И так, вернёмся к путешествию. В период ВОВ бои за Донбасс были весьма серьезными, так как уже в те годы это был сильный промышленный край, на который имели планы и немцы. Так что таких памятников на Донбассе, как и по всей России очень-очень много:
Замечаем какую-то школу. Главная архитектурная особенность Донбасса (что Луганской, что Донецкой области) это вот эта бежевая плитка (на фото ниже). Она просто везде! Хотя, её достаточно много и в нашей области, но только на административных постройках и учреждениях (администрация\почта\ДК), а тут она уже прям всюду. Может, рядом завод какой-то был по её производству... Не знаю. Если кто встречал подобное и в других областях - напишите об этом мне. Интересно, это особенность наших областей или же всей страны.
Как же я пройду мимо этого:
Побывав в данных краях, кажется, что машина времени возвращает лет так на 20 назад. Здесь время застыло в 90-ых, это особенность большой части Украины, исключая крупные мегаполисы. А после войны время и подавно остановилось...
Не знаю, кому как, а мне лично приятно находиться в такой атмосфере. Плакаты, лозунги, надписи...
Очередной памятник Великой Отечественной:
Проезжаем центр города, где замечаем типичную картину сегодняшних дней на Донбассе. Украина отключила от общей банковской системы ДНР и ЛНР, поэтому банки и банкоматы долгое время вообще не работали, только наличка. В конце 15 года заработали кое-какие, но возле них постоянная очередь. Порой бывает так, что деньги в терминале заканчиваются и усё... Живи как хочешь.
Подъезжаем к визитной карточке Тореза - монумент шахтерам-испытателям угольного комбайна "Донбасс". Такие не особо использовались на Донбассе, так как угол залегания пластов был неудобный и большую часть работы приходилось делать вручную - резать угольные пласты отбойным молотком. Вообще, шахтер - это одна из самых адовых профессий в мире.
К сожалению, многие места мы потом не смогли осмотреть по некоторым веским причинам, а лишь проехали мимо. Приходилось фотографировать из окна и на ходу. Запечатлел, например, вот такую зону отдыха:
Возле водоёма когда-то были беседки, пляж и многое другое... Сейчас всё в полнейшем запустении и выглядит очень страшно. Надеюсь, вернусь сюда и прогуляюсь по остаткам былой роскоши.
Ещё одно фото - школа с мозаикой:
Подобно району Гуково-Новошахтинск все остановки сохранили свои советские названия в виде железных надписей над ними:
Какая-то водонапорка с датой - не часто встречаю такие (именно с датировкой):
И вот, посреди чистого поля, очередная мозаика:
Прибываем тем временем в Шахтёрск. Следы войны... Порой так выглядят целые кварталы:
В центре города располагается сгоревшая городская администрация. Бои за Шахтерск развернулись серьезные, ещё в июле 2014. Для ДНР это был критический момент - если бы ополчение не удержало Шахтерск, то Донецк остался бы отрезанным от Луганска и в целом от России. Для ДНР это означало бы крах. ВСУ тоже это понимали и поэтому любой ценой пытались захватить его. Но этому не было суждено сбыться - бойцы Моторолы и других подразделений ополчения ДНР достойно обороняли город и не дали закрепиться врагу в нем.
К сожалению, мимо ТЭС мы не сможем проехать, лишь фото на расстоянии:
Зуевская тепловая электростанция построена в конце 70-х - начале 80-х годов. Первая очередь станции пущена в 1982 г. После демонтажа на Украине советской власти станция приватизирована. На ТЭС установлено четыре энергоблока мощностью 300, 300, 320 и 325 мВт (работают на угле). Энергоблоки прошли модернизацию. Среди Украинских ТЭС станция занимала третье место по объёму производства электроэнергии (1245 мВт).
Небольшая плотина (на фото ниже), которая была восстановлена сразу после освобождения. Страна хоть уже и побеждала на всём фронте, но ресурсы все еще были нужны стране и Донбасс стали быстро восстанавливать. Кстати, за это фото чуть не получили по одному месту. Выходишь такой из машины сфоткать, а из кустов появляется несколько человек с вопросами - а чего это ты тут фоткаешь? Ну и дальше Вы сами понимаете, о чём идёт беседа и чем может обернуться. Поэтому лучше сразу удалять фото и быстрее смываться отсюда.
Немного истории об этом месте - в двадцатом веке Зуевское водохранилище относилось к крупнейшим промышленным водохранилищам Донбасса. Длина водохранилища - около 4,5 км., ширина - от 200 до 780 метров. Создавалось оно прежде всего для нужд электростанции и являлось её технологическим объектом. Параллельно со строительством плотины на его левом берегу закладывался город Зугрэс. В настоящее время весь левый берег водохранилища входит в черту города. Водохранилище имеет несколько гидротехнических сооружений Зуевской ТЭС и Зуевской ТЭЦ.
Очень надеюсь на то, что когда всё утихнет, смогу посмотреть на эти интереснейшие места более подробно. А сейчас, мы отправляемся за покупкой сим-карт, так как нам придётся вскоре разделиться на некоторое время и я останусь один посреди огромного и незнакомого мне города (Донецка).
Вот тут меня удивили некоторые вещи, например, для покупки симки не нужен никакой паспорт. Стоят они в районе 50-60 рублей, причём с офигенным тарифом, с которым я смог звонить, писать, лазить в интернете сколько угодно. Дабы поддерживать атмосферу поездки, решили подписать друг друга как "Майор Хренько и Гришко". После чего начали получать тонны смс на украинском, читая которые, я невольно угорал (да простят меня братья-украинцы).
Ещё одна интересная вещь - мы доехали почти до самого Донецка и не встретили ни одной заправки, были лишь несколько, но они заброшены (из-за военных действий). Только возле окраин города мы начали встречать таковые и тут я немного прифигел:
Пожалуй, самое дорогое, что есть сейчас на территории ДНР - это топливо. Цены порой доходят до 80 рублей за литр, а может и больше. Про это и многое другое хочу написать в своём следующем посте более подробно.
Приезжаем в Макеевку - своеобразный город-спутник (как наш Батайск или Аксай), которых тут огромное количество вокруг самого Донецка. Опять-таки, всё это мы пропустили, так как времени уже было очень мало, а смотреть ещё много, да и основная цель другая. Лишь одно фото урвал - памятник подвигу шахтёров:
Приятно удивили плакаты над дорогой - помнят своих героев:
На первом плакате хороший приятель моего коллеги по путешествию - Женя, позывной "Пятница" (тот, что справа) - русский доброволец с Питера, пришел в ополчение летом 14 года, помог многим ребятам овладеть наукой войны, так как за плечами имел службу в псковской дивизии ВДВ. Погиб в боях за Донецкий аэропорт, 17 января 2015 года. Героически оборонял важный рубеж, врагу не отдал ни метра земли. Осталась жена, после смерти родилась дочь.
Ещё один плакат - Болгарин (Игорь Юдин) по центру и Белка (справа), тоже знакомые моего товарища с поездки. Игорь интеллигентный юноша, с настоящим героическим характером. Погиб в том же бою, что и Пятница. Местный, похоронили в городе Кировское (ДНР).
Тяжёлые воспоминания, которые погрузили нас в небольшую тоску, но её развеет непредвиденная ситуация, которая случилась с нами в местном кафе. Да так, что все наши планы отодвинутся в сторону и нам предстоят хорошие приключения, но об этом расскажу в последней части.
Из поста Один день в ДНР. Часть 4
Комментарии - всего 0