Один день в ДНР. Часть 4

Поездки 26-фев, 2016 kerrang 7 778 0
После полного осмотра Саур-могилы (Один день в ДНР. Часть 3), мы выдвинулись в Донецк, но по пути было ещё несколько мест, куда стоило бы заскочить хотя бы на пару минут. Первым таким местом стал город Снежное, с которого и начну рассказ.

по легенде название получил от Екатерины II, которая, проезжая в этих краях, воскликнула - Какое снежное место!

Один день в ДНР. Часть 4

Небольшой город Снежное - захудалый шахтерский городок на самом востоке Украины, всего в 10-20 км от границы с Россией. Ничем не выделяется, кроме тотальной беспросветной нищеты. Даже фильм арт-хаусный в 00-ых годах сняли - "шахта №9", но на самой Украине его быстро забраковали, так как выставил он хохлому не в самом лучше свете. Спустя время, суждено было стать этому городу важным звеном в истории становления ДНР - именно он был самой основной опорной точкой войск ополчения. Долгое время, почти до августа 2014 - вообще мало кто понимал, кто держит Снежное, ибо бои там были частые и сильные. Город то и дело переходил из рук в руки. Снежное являлось важно по нескольким причинам: это контрольная точка на границе с Россией; располагается на возвышенности; рядом стратегическая точка - Саур-Могила.

Один день в ДНР. Часть 4

Рассказывать подробную историю города, предоставлять большое количество ретро-фото и прочее - не стану, этого полно в сети. Покажу лишь то, что увидел собственными глазами за одну поездку. Скажу сразу, Снежное не входил в наш основной план поездки, поэтому многое останется за кадром, до следующего путешествия в эти края.

Первое, что встретили - это вот такой памятник:

Один день в ДНР. Часть 4

Самолёт МиГ-17, установлен на постамент на улице Гагарина. На подобном самолёте обучался лётному делу первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Так горожане увековечили память о великом человеке:

Один день в ДНР. Часть 4

Дальше была замечена замечательная мозаика:

Один день в ДНР. Часть 4

Большинство шахтерских городов Донбасса достаточно часто украшали красивыми мозаичными панно и просто мазаиками. Фото выше - очередной яркий пример, кстати, их ещё потом будет много, скоро сами увидите.

Один день в ДНР. Часть 4

Следующим кадром мне бы хотелось сказать сразу две вещи. Первое - все Ильичи тут целые. Да, тут нет майданутых, которые сносят памятники и думают, что жить станет лучше от этого. Второе - несмотря на тяжелые условия, жизнь все равно продолжается: учатся, влюбляются, рожают детей, всё также ездят на работу...

Один день в ДНР. Часть 4
Один день в ДНР. Часть 4

Следующий кадр будет не из приятных, как и история...

Один день в ДНР. Часть 4

Яркий пример того, как Украина боролась и борется с террористами. Это руины одной из обычных многоэтажных домов в центре Снежного. Летом 14 года, в 7 утра, над городом пролетели ВВС и сбросили несколько бомб по обычному дому... Люди в это время спокойно спали - дети, работяги-мужики, их жены, мамы, папы, старики. По официальным данным озвучили версию, что там находились боевики - в этом доме была база сепаратистов. Известна история с одним мужиком из этого здания, которому не спалось в ту ночь и под утро он вышел покурить на балкон. В этот момент не стало его дома, а заодно и жены с двумя детьми. Впоследствии он ушёл в ополчение. Курение не всегда убивает.

Один день в ДНР. Часть 4
Один день в ДНР. Часть 4

Это не единственный пример разрушений жилых домов. Их тут было намного больше (может так и есть сейчас - многое мы пропустили), но к нашему приезду почти всё восстановили, хотя ещё недавно всё выглядело примерно так:

Один день в ДНР. Часть 4

На удивление многие шахты на Донбассе работали после развала союза, во время войны 14 года и продолжают в наше время. Это действительно для меня небольшой шок. Почему? - Почитайте мои обзоры про шахты нашей области и всё поймёте.

Один день в ДНР. Часть 4

Предыдущее и следующие фото с шахты "Ударник" (шахта № 9) - угледобывающее предприятие. Полное название: Техническая единица шахта Ударник. Сдана в эксплуатацию в 1908 году как рудник Прохоровской Трехгорной мануфактуры. После революции получила № 9. В 1921 году добыча составляла 300 тонн в сутки, в 1923 году - уже свыше 400.

Один день в ДНР. Часть 4

В 1924 году на шахте № 9 работало 480 человек. В июле 1932 года Шварцевское рудоуправление было ликвидировано, шахта передана в подчинение вновь созданного треста Чистяковуголь, а в мае 1936 года в состав - треста Снежнянантрацит. Во время войны была полностью разрушена и затоплена. В 1953 году после восстановления и реконструкции шахта введена в эксплуатацию с проектной мощностью 300 тыс. тонн. Реконструирована в 1982 году.

Один день в ДНР. Часть 4

На сколько мне известно, в 2015 её начали понемногу ликвидировать, а рабочих переводить на шахту "Заря".

Один день в ДНР. Часть 4

Чтобы Вы понимали, на Донбассе очень большая плотность населения. Это не Ростовская область, где можно ехать час и не встретить ни одного поселка. Здесь каждые 5 км или городок или поселок, а в каждом таком пункте по 2-3 шахты минимум.

Один день в ДНР. Часть 4

Покидаем границы города, где нас провожает вот такой памятный знак:

Один день в ДНР. Часть 4

Небольшой бонус-история, к которому мы не проехали, но обязательно сделаем это в следующий раз. Этим местом является первая голова того самого солдата, который стоит на Саур-Могиле. Первая, так как когда возводили памятник, был сильный ветер - рабочие не справились и она упала (была с плечами) и разбилась. На счастье, ещё не успели разобрать форму и поэтому незамедлительно отлили вторую, а эту установили как ещё один памятник возле здания тогдашней ГорКомаПартии:

Один день в ДНР. Часть 4

Едем дальше - именно такой необычный пейзаж можно увидеть на Донбассе и наверное только там, ну и частично в нашей области. Помню, как часто спрашивали меня - у Вас есть горы? - Ага, горы...

Один день в ДНР. Часть 4

Следующий контрольный пункт - Торез, тоже небольшой и тоже шахтерский, ну и интересный. Интересный он потому, что его история с небольшой иронией.

Один день в ДНР. Часть 4

В этом городе похоронен герой труда - Стаханов. Да-да, тот самый, в честь которого и движение назвали и вообще его имя стало нарицательным для многих поколений советских людей. Прославился он в 30-х, да так прославился, что попал на обложку журнала TIME. На фронт не попал, хотя очень просился, но стране нужен был уголь и Стаханов продолжал его давать. Потом перебрался в Москву, там работал большим чином в министерстве угольной промышленности СССР. Дружил с Васей Сталиным, ну как дружил - пили они много вместе. Стаханов бухал по шахтерски, так могут наверное только сибяряки. А Вася был ни сибиряком ни шахтером, а летчиком. В итоге сам Иосиф Сталин попросил Стаханова закончить их дружбу, ради блага самого Васи ибо тот уже начал спиваться. В итоге Стаханов жил и работал дальше, пришло время Хрущева. Приехал к нему как-то коммунист-шахтер из Франции по фамилии Торез. И спросил - а где ваш прославленный шахтер Стаханов, давно про него не было слышно. Хрущев не знал, где Стаханов и ответил - где-где, в шахте на Донбассе. После чего Стаханову намекнули, что вождь ошибаться не может и дайвай-ка ты на Донбасс, директором шахты. На старости лет Стаханову это уже не было нужно, но он поехал. Обиду затаил сильную. Пришел Брежнев, вспомнил про Стаханова, решил загладить - позвал опять в Москву, героем труда (прошло 30 лет с момента трудового подвига), наградили, но Стаханов был мужик с характером и послал всех куда подальше. Вскоре спился и умер. Город в котором его похоронили, чуть позже назвали - Торез.

Знаменит Торез и ещё одной историей - 17 июля 2014 года в окрестностях города был сбит самолёт Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту самолёта. Этот случай многие обсуждают до сих пор, как, кто сбил и прочее. Я этим заниматься не стану, лишь просто упомяну в своём посте.

И так, вернёмся к путешествию. В период ВОВ бои за Донбасс были весьма серьезными, так как уже в те годы это был сильный промышленный край, на который имели планы и немцы. Так что таких памятников на Донбассе, как и по всей России очень-очень много:

Один день в ДНР. Часть 4

Замечаем какую-то школу. Главная архитектурная особенность Донбасса (что Луганской, что Донецкой области) это вот эта бежевая плитка (на фото ниже). Она просто везде! Хотя, её достаточно много и в нашей области, но только на административных постройках и учреждениях (администрация\почта\ДК), а тут она уже прям всюду. Может, рядом завод какой-то был по её производству... Не знаю. Если кто встречал подобное и в других областях - напишите об этом мне. Интересно, это особенность наших областей или же всей страны.

Один день в ДНР. Часть 4

Как же я пройду мимо этого:

Один день в ДНР. Часть 4

Побывав в данных краях, кажется, что машина времени возвращает лет так на 20 назад. Здесь время застыло в 90-ых, это особенность большой части Украины, исключая крупные мегаполисы. А после войны время и подавно остановилось...

Один день в ДНР. Часть 4

Не знаю, кому как, а мне лично приятно находиться в такой атмосфере. Плакаты, лозунги, надписи...

Один день в ДНР. Часть 4

Очередной памятник Великой Отечественной:

Один день в ДНР. Часть 4

Проезжаем центр города, где замечаем типичную картину сегодняшних дней на Донбассе. Украина отключила от общей банковской системы ДНР и ЛНР, поэтому банки и банкоматы долгое время вообще не работали, только наличка. В конце 15 года заработали кое-какие, но возле них постоянная очередь. Порой бывает так, что деньги в терминале заканчиваются и усё... Живи как хочешь.

Один день в ДНР. Часть 4

Подъезжаем к визитной карточке Тореза - монумент шахтерам-испытателям угольного комбайна "Донбасс". Такие не особо использовались на Донбассе, так как угол залегания пластов был неудобный и большую часть работы приходилось делать вручную - резать угольные пласты отбойным молотком. Вообще, шахтер - это одна из самых адовых профессий в мире.

Один день в ДНР. Часть 4

К сожалению, многие места мы потом не смогли осмотреть по некоторым веским причинам, а лишь проехали мимо. Приходилось фотографировать из окна и на ходу. Запечатлел, например, вот такую зону отдыха:

Один день в ДНР. Часть 4

Возле водоёма когда-то были беседки, пляж и многое другое... Сейчас всё в полнейшем запустении и выглядит очень страшно. Надеюсь, вернусь сюда и прогуляюсь по остаткам былой роскоши.

Ещё одно фото - школа с мозаикой:

Один день в ДНР. Часть 4

Подобно району Гуково-Новошахтинск все остановки сохранили свои советские названия в виде железных надписей над ними:

Один день в ДНР. Часть 4

Какая-то водонапорка с датой - не часто встречаю такие (именно с датировкой):

Один день в ДНР. Часть 4

И вот, посреди чистого поля, очередная мозаика:

Один день в ДНР. Часть 4

Прибываем тем временем в Шахтёрск. Следы войны... Порой так выглядят целые кварталы:

Один день в ДНР. Часть 4

В центре города располагается сгоревшая городская администрация. Бои за Шахтерск развернулись серьезные, ещё в июле 2014. Для ДНР это был критический момент - если бы ополчение не удержало Шахтерск, то Донецк остался бы отрезанным от Луганска и в целом от России. Для ДНР это означало бы крах. ВСУ тоже это понимали и поэтому любой ценой пытались захватить его. Но этому не было суждено сбыться - бойцы Моторолы и других подразделений ополчения ДНР достойно обороняли город и не дали закрепиться врагу в нем.

Один день в ДНР. Часть 4

К сожалению, мимо ТЭС мы не сможем проехать, лишь фото на расстоянии:

Один день в ДНР. Часть 4

Зуевская тепловая электростанция построена в конце 70-х - начале 80-х годов. Первая очередь станции пущена в 1982 г. После демонтажа на Украине советской власти станция приватизирована. На ТЭС установлено четыре энергоблока мощностью 300, 300, 320 и 325 мВт (работают на угле). Энергоблоки прошли модернизацию. Среди Украинских ТЭС станция занимала третье место по объёму производства электроэнергии (1245 мВт).

Один день в ДНР. Часть 4
Один день в ДНР. Часть 4

Небольшая плотина (на фото ниже), которая была восстановлена сразу после освобождения. Страна хоть уже и побеждала на всём фронте, но ресурсы все еще были нужны стране и Донбасс стали быстро восстанавливать. Кстати, за это фото чуть не получили по одному месту. Выходишь такой из машины сфоткать, а из кустов появляется несколько человек с вопросами - а чего это ты тут фоткаешь? Ну и дальше Вы сами понимаете, о чём идёт беседа и чем может обернуться. Поэтому лучше сразу удалять фото и быстрее смываться отсюда.

Один день в ДНР. Часть 4

Немного истории об этом месте - в двадцатом веке Зуевское водохранилище относилось к крупнейшим промышленным водохранилищам Донбасса. Длина водохранилища - около 4,5 км., ширина - от 200 до 780 метров. Создавалось оно прежде всего для нужд электростанции и являлось её технологическим объектом. Параллельно со строительством плотины на его левом берегу закладывался город Зугрэс. В настоящее время весь левый берег водохранилища входит в черту города. Водохранилище имеет несколько гидротехнических сооружений Зуевской ТЭС и Зуевской ТЭЦ.

Один день в ДНР. Часть 4

Очень надеюсь на то, что когда всё утихнет, смогу посмотреть на эти интереснейшие места более подробно. А сейчас, мы отправляемся за покупкой сим-карт, так как нам придётся вскоре разделиться на некоторое время и я останусь один посреди огромного и незнакомого мне города (Донецка).

Вот тут меня удивили некоторые вещи, например, для покупки симки не нужен никакой паспорт. Стоят они в районе 50-60 рублей, причём с офигенным тарифом, с которым я смог звонить, писать, лазить в интернете сколько угодно. Дабы поддерживать атмосферу поездки, решили подписать друг друга как "Майор Хренько и Гришко". После чего начали получать тонны смс на украинском, читая которые, я невольно угорал (да простят меня братья-украинцы).

Один день в ДНР. Часть 4

Ещё одна интересная вещь - мы доехали почти до самого Донецка и не встретили ни одной заправки, были лишь несколько, но они заброшены (из-за военных действий). Только возле окраин города мы начали встречать таковые и тут я немного прифигел:

Один день в ДНР. Часть 4

Пожалуй, самое дорогое, что есть сейчас на территории ДНР - это топливо. Цены порой доходят до 80 рублей за литр, а может и больше. Про это и многое другое хочу написать в своём следующем посте более подробно.

Один день в ДНР. Часть 4

Приезжаем в Макеевку - своеобразный город-спутник (как наш Батайск или Аксай), которых тут огромное количество вокруг самого Донецка. Опять-таки, всё это мы пропустили, так как времени уже было очень мало, а смотреть ещё много, да и основная цель другая. Лишь одно фото урвал - памятник подвигу шахтёров:

Один день в ДНР. Часть 4

Приятно удивили плакаты над дорогой - помнят своих героев:

Один день в ДНР. Часть 4

На первом плакате хороший приятель моего коллеги по путешествию - Женя, позывной "Пятница" (тот, что справа) - русский доброволец с Питера, пришел в ополчение летом 14 года, помог многим ребятам овладеть наукой войны, так как за плечами имел службу в псковской дивизии ВДВ. Погиб в боях за Донецкий аэропорт, 17 января 2015 года. Героически оборонял важный рубеж, врагу не отдал ни метра земли. Осталась жена, после смерти родилась дочь.

Ещё один плакат - Болгарин (Игорь Юдин) по центру и Белка (справа), тоже знакомые моего товарища с поездки. Игорь интеллигентный юноша, с настоящим героическим характером. Погиб в том же бою, что и Пятница. Местный, похоронили в городе Кировское (ДНР).

Один день в ДНР. Часть 4

Тяжёлые воспоминания, которые погрузили нас в небольшую тоску, но её развеет непредвиденная ситуация, которая случилась с нами в местном кафе. Да так, что все наши планы отодвинутся в сторону и нам предстоят хорошие приключения, но об этом расскажу в последней части.

Из поста Один день в ДНР. Часть 4