В гости к соседям. Часть 2
Продолжение обзора о небольшом путешествии в город Аксай. Очередная подборка интересных мест, памятников и прочего - внутри поста.
После прогулки вдоль железки (swalker.org/trips/3601-v-gosti-k-sosedyam-chast-1...), решили подняться немного вверх по улице, так сказать поближе к цивилизации. По пути встречались различные таблички, может, не совсем интересные или не про совсем известных людей, но мы останавливались у каждой. Интересно ведь познакомиться с "местными", которые каким-либо образом вошли в историю:
Были и такие:
Гуляли мы по Гулаева, пожалуй, одной из самых запомнившихся нам улиц. Почему? - На ней расположены симпатичные домики, можно даже сравнить это всё с Ростовом: всё то, что находится ниже Садовой, то есть самый смак!)
Дореволюционные здания, советские магазины - в общем, поймали свой кайф при просмотре всего этого:
И везде необычное сочетание старины и советского периода. Например, дореволюционное здание, а в советские годы - магазин дефицитных товаров "Стимул":
Едем к памятнику аксайским хлеборобам, недалеко от аксайского хлебокомбината:
Монумент часто сносили, так как находится на повороте и любители лихачить часто сбивали девушку и улетали в кювет.
Дальнейший путь проложили к почтовой станции (ныне музей), о которой я уже писал в своём блоге когда-то давно (ищите по тегам).
интересный домик по пути к станции, памятник гражданской архитектуры XIX века:
На территорию музея мы не пойдём (были ведь уже), а вот пройти сфотографировать ещё разочек дореволюционный верстовой столб 19 века - с удовольствием!)
Ещё пару недель и эти места выглядят уже совсем иначе (спасибо любимому подписчику за данный кадр):
Чуть выше и левее располагается Одигитриевская церковь 1897 года постройки:
Построена на месте обретения чудотворной иконы Аксайской Одигитрии, не раз спасавшей жителей станицы и окружных поселков и городов от холеры в 19 веке:
Подробно описывать не стану - можете найти информацию в интернете или книгах.
Снова замечаем наш любимый Дон, видимо, не случайно, так как сейчас отправимся к одному месту, которое непосредственно связано с рекой:
Вот и оно - памятник "Переправа" - автомобиль ЗиС-5 и зенитные орудия, открыт в 1985 году на месте ожесточенных воздушных боев летом 1942 года, защищавших аксайские переправы через Дон:
Зенитное орудие на постаменте высится на краю обрыва со скромной надписью: Воинам – участникам боёв на Аксайской переправе. 1941 – 1945. Как сказал весьма образно краевед Владимир Гладченко, описывая этот памятник: Фронтовой «Захар, то есть грузовая машина ЗИС – 5 с зениткой до сих пор охраняют небо над не существующей давно уже переправой...
Из интересных фактов могу сказать ещё то, что здесь воевал Этуш (тот самый, если кто ещё помнит).
на открытии памятника:
Кстати, сначала на этом месте хотели сделать парк для прогулок, а памятник в другое место поставить, но когда стали копать - начали натыкаться на сотни погибших бойцов - решили, что памятнику стоять именно тут.
Наша прогулка по этой части города подошла к концу, пора отправляться обратно к Дону, досмотреть тот отрезок территории, на котором закончилась моя первая часть обзора. К сожалению, проехать на машине невозможно, поэтому только пешком - это сыграло нам в плюс, так как проходя мимо одного из мостиков, наткнулись на интересную дату:
Если честно, то мы были в небольшом шоке от находки, ну и в безмерной радости.
подобных мостов было несколько, с разными датировками:
Ещё раз вернусь к первой части блога - тогда я завершил рассказ на маслоцехе, и вот новая находка - рыбцех!)
Когда-то здесь коптили рыбу, но, увы, сейчас всё находится в таком ужасном состоянии, что страшно подходить к стенам, не то чтобы заглядывать внутрь... В принципе, оно и понятно - постройки давних времён, сделано фиг пойми из чего, да ещё и простаивает не первый десяток лет.
Идём к нашей конечной точке, по пути фоткая интересные домики, которых тут не мало:
Мы на месте - памятник погибшим в Великой Отечественной войне работникам Аксайского стеклозавода:
Довольно большой мемориал почти у берега Дона, только с воды его не видно - загораживают деревья. Да и фасадом он выходит на улицу перед проходной...
Если кому интересно почитать про сам завод, то можете опять-таки найти подробный обзор в моём жж, писал ещё давно.
Вот и всё, осмотр города почти завершён, осталось лишь заскочить в последнее место, о котором сейчас расскажу. Но для начала, ещё немного интересных домиков по пути. Уж простите, за может быть неуместные кадры в обзоре, но нравятся они мне, ничего не поделать:
хозяин заброшенного дома:
Конечная точка нашего путешествия - завод!) Как же могло быть иначе у меня. Проходная судостроительно-судоремонтного завода "Мидель":
Вот и вид на сам завод:
Позади имеется ещё одно предприятие, о котором расскажу в последней части обзора:
Пожалуй, немного расскажу об этом месте. В России вводятся «Дополнительные правила для поощрения торгового судостроения и мореходства», позволяющие судовладельцам выбирать корабельных мастеров по своему усмотрению, что даёт толчок к развитию судостроительной отрасли. Одной из первых на юге России создается верфь в устье реки Аксай, которая строила плоскодонные суда.
здесь вырастит гигант:
В 1856 году Азовская судоверфь вновь стала купеческой, в 1854-1855 стала военной. Была построена Азовская гребная флотилия. При верфи создаются судоремонтные мастерские на самостоятельном балансе, названные «Аксайский затон». Предприятие активно развиваются, увеличивая производственные мощности. Во время оккупации города Аксая ремонтные мастерские, наплавной мост и пароходная пристань были полностью разрушены. Великая отечественная война наносит большой урон предприятию. Началось восстановление Аксайских судоремонтных мастерских в рамках программы «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города Ростова-на-Дону и области».
Начинается этап активного развития Аксайских судоремонтных мастерских. Деревянный флот заменяется на металлический, мастерские оснащаются необходимым оборудованием по обработке металла, внедряется электросварка. Мастерские входят в состав Доно-Кубанского управления речного пароходства МРФ СССР. Построен Волго-Донской судоходный канал — город Ростов-на-Дону становится портом пяти морей, обслуживающим в режиме круглогодичной навигации суда типа «река-море» плавания. Аксайские судоремонтные мастерские из третьего разряда переходят в первый разряд. Численность работников увеличивается до 1000 человек. На хоз. тех. обслуживание в мастерские передаётся до 120 единиц флота.
Судоремонтные мастерские реорганизуются в «Аксайскую ремонтно-эксплуатационную базу флота II разряда», став структурным подразделением Волго-Донского речного пароходства. Начинается новый этап развития предприятия: на баланс РЭБ передаются 150 малотоннажных судов, в эксплуатацию вводится новое оборудование, механизируется процесс подъёма судов на берег. Вскоре Волго-Донское пароходство принимает решение о создании на базе Аксайской РЭБ флота крупного судостроительного-судоремонтного завода на нижнем Дону. Начинается процесс масштабной реконструкции Аксайской ремонтно эксплуатационной базы (РЭБ) флота. Под проект выделяется двадцать гектар пойменной земли. Во избежание затопления во время паводков отведённая территория поднимается на 3,5 метра намывом 470 тыс. тонн песка. В последующие годы в эксплуатацию вводятся 100-тонный док-кессон, пилорама и новые цеха, оснащенные металлообрабатывающими листогибочными станками. Аксайская РЭБ выходит на новый уровень: был сдан в эксплуатацию СЛИП типа Г-300 с 8-ми наклонными дорожками для подъёма и ремонта судов длиной до 100 м. и грузоподъёмностью до 1600 тонн, вводятся в эксплуатацию кислородная станция. Приобретаются и монтируются на слипе 25 тонный кран «Ганц» и 20 тонный козловой кран.
В последующие годы строится достроечная причальная стенка длинной 120м, с 20 тонным краном «Альбатрос», приобретаются и монтируются металлоконструкции 3-х пролётного склада площадью 4000 м2, территория огораживается бетонными плитами и за заводом закрепляется территория на левом берегу площадью 30 га.
Общая площадь территории завода, с учётом площади правобережья, составила 32,5 га. Закончено строительство причальной стенки в районе лесопильного комплекса длиной 120 м. Сданы в эксплуатацию две секции «Малосемейки» по 57 квартир в пос. Водников. Аксайская РЭБ флота становится градообразующим предприятием.
Далее 90-е, тяжёлые времена и многое другое, что связанно с этим, но завод не только выжил, но и стал развиваться, что делает это до сих пор. Хоть какая-то радость за местные предприятия...
Также на этом самом Миделе сгорел в 90-х знаменитый колесный пароход "Ласточка" из советского фильма "Жестокий романс" с Ларисой Гузеевой, Андреем Мягковым и Никитой Михалковым в главных ролях. Пароход был построен до революции и носил много имен, основное было "Великая Княжна Ольга Николаевна". Можете почитать об этом всём в интернете - очень интересная и одновременно жалкая судьба старинного парохода из знаменитого фильма...
Пока я Вам рассказывал историю, нас уже попёрли с территории, так как ребята с фотоаппаратом здесь не частые гости и вызывают подозрения у охраны (всё как обычно). Кадр на память - на одном из корабликов:
Уходим мы по интересному сооружению, вернее, оно то простое, но способ применения не совсем стандартен - из крана сделали переходной пешеходный мост:
Уже отправляясь обратно в Ростов, заметил интересную кладку из красного кирпича на одном из зданий:
Не долго думая, понимаем, что это общежитие нашего заводика:
На углу красовалось интересное граффити:
Сфоткал его в дополнение к тем, что находятся на другом конце города. Не стану публиковать все фото, но просто посмотрите на эти шедевры. Вот такие граффити я понимаю:
Вся эта красота находится на стене гаражного кооператива на ул. Садовой. В прошлом году аксайские райтеры при поддержке администраций города и района нарисовали здесь пять сюжетов, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. В этом году оставшуюся стену разрисовали полностью. Патриотическое полотно дополнили сюжеты, отражающие главные достижения нашей страны: полет в космос Юрия Гагарина, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, олимпийские и трудовые рекорды, а также главное событие для Аксайского района – строительство аэропортового комплекса в Грушевском сельском поселении.
На этом, пожалуй, мой затянувшийся пост подошёл к концу. Несколько интересных заброшек с Аксая оставлю на третью часть, которую напишу в ближайшее время. Если кому стали интересны ретро фото города - заходите в группу (ссылка ниже), там я залил огромную подборку. Спасибо за внимание и до новых встреч!)
Из поста в ЖЖ В гости к соседям. Часть 2
После прогулки вдоль железки (swalker.org/trips/3601-v-gosti-k-sosedyam-chast-1...), решили подняться немного вверх по улице, так сказать поближе к цивилизации. По пути встречались различные таблички, может, не совсем интересные или не про совсем известных людей, но мы останавливались у каждой. Интересно ведь познакомиться с "местными", которые каким-либо образом вошли в историю:
Были и такие:
Гуляли мы по Гулаева, пожалуй, одной из самых запомнившихся нам улиц. Почему? - На ней расположены симпатичные домики, можно даже сравнить это всё с Ростовом: всё то, что находится ниже Садовой, то есть самый смак!)
Дореволюционные здания, советские магазины - в общем, поймали свой кайф при просмотре всего этого:
И везде необычное сочетание старины и советского периода. Например, дореволюционное здание, а в советские годы - магазин дефицитных товаров "Стимул":
Едем к памятнику аксайским хлеборобам, недалеко от аксайского хлебокомбината:
Монумент часто сносили, так как находится на повороте и любители лихачить часто сбивали девушку и улетали в кювет.
Дальнейший путь проложили к почтовой станции (ныне музей), о которой я уже писал в своём блоге когда-то давно (ищите по тегам).
интересный домик по пути к станции, памятник гражданской архитектуры XIX века:
На территорию музея мы не пойдём (были ведь уже), а вот пройти сфотографировать ещё разочек дореволюционный верстовой столб 19 века - с удовольствием!)
Ещё пару недель и эти места выглядят уже совсем иначе (спасибо любимому подписчику за данный кадр):
Чуть выше и левее располагается Одигитриевская церковь 1897 года постройки:
Построена на месте обретения чудотворной иконы Аксайской Одигитрии, не раз спасавшей жителей станицы и окружных поселков и городов от холеры в 19 веке:
Подробно описывать не стану - можете найти информацию в интернете или книгах.
Снова замечаем наш любимый Дон, видимо, не случайно, так как сейчас отправимся к одному месту, которое непосредственно связано с рекой:
Вот и оно - памятник "Переправа" - автомобиль ЗиС-5 и зенитные орудия, открыт в 1985 году на месте ожесточенных воздушных боев летом 1942 года, защищавших аксайские переправы через Дон:
Зенитное орудие на постаменте высится на краю обрыва со скромной надписью: Воинам – участникам боёв на Аксайской переправе. 1941 – 1945. Как сказал весьма образно краевед Владимир Гладченко, описывая этот памятник: Фронтовой «Захар, то есть грузовая машина ЗИС – 5 с зениткой до сих пор охраняют небо над не существующей давно уже переправой...
Из интересных фактов могу сказать ещё то, что здесь воевал Этуш (тот самый, если кто ещё помнит).
на открытии памятника:
Кстати, сначала на этом месте хотели сделать парк для прогулок, а памятник в другое место поставить, но когда стали копать - начали натыкаться на сотни погибших бойцов - решили, что памятнику стоять именно тут.
Наша прогулка по этой части города подошла к концу, пора отправляться обратно к Дону, досмотреть тот отрезок территории, на котором закончилась моя первая часть обзора. К сожалению, проехать на машине невозможно, поэтому только пешком - это сыграло нам в плюс, так как проходя мимо одного из мостиков, наткнулись на интересную дату:
Если честно, то мы были в небольшом шоке от находки, ну и в безмерной радости.
подобных мостов было несколько, с разными датировками:
Ещё раз вернусь к первой части блога - тогда я завершил рассказ на маслоцехе, и вот новая находка - рыбцех!)
Когда-то здесь коптили рыбу, но, увы, сейчас всё находится в таком ужасном состоянии, что страшно подходить к стенам, не то чтобы заглядывать внутрь... В принципе, оно и понятно - постройки давних времён, сделано фиг пойми из чего, да ещё и простаивает не первый десяток лет.
Идём к нашей конечной точке, по пути фоткая интересные домики, которых тут не мало:
Мы на месте - памятник погибшим в Великой Отечественной войне работникам Аксайского стеклозавода:
Довольно большой мемориал почти у берега Дона, только с воды его не видно - загораживают деревья. Да и фасадом он выходит на улицу перед проходной...
Если кому интересно почитать про сам завод, то можете опять-таки найти подробный обзор в моём жж, писал ещё давно.
Вот и всё, осмотр города почти завершён, осталось лишь заскочить в последнее место, о котором сейчас расскажу. Но для начала, ещё немного интересных домиков по пути. Уж простите, за может быть неуместные кадры в обзоре, но нравятся они мне, ничего не поделать:
хозяин заброшенного дома:
Конечная точка нашего путешествия - завод!) Как же могло быть иначе у меня. Проходная судостроительно-судоремонтного завода "Мидель":
Вот и вид на сам завод:
Позади имеется ещё одно предприятие, о котором расскажу в последней части обзора:
Пожалуй, немного расскажу об этом месте. В России вводятся «Дополнительные правила для поощрения торгового судостроения и мореходства», позволяющие судовладельцам выбирать корабельных мастеров по своему усмотрению, что даёт толчок к развитию судостроительной отрасли. Одной из первых на юге России создается верфь в устье реки Аксай, которая строила плоскодонные суда.
здесь вырастит гигант:
В 1856 году Азовская судоверфь вновь стала купеческой, в 1854-1855 стала военной. Была построена Азовская гребная флотилия. При верфи создаются судоремонтные мастерские на самостоятельном балансе, названные «Аксайский затон». Предприятие активно развиваются, увеличивая производственные мощности. Во время оккупации города Аксая ремонтные мастерские, наплавной мост и пароходная пристань были полностью разрушены. Великая отечественная война наносит большой урон предприятию. Началось восстановление Аксайских судоремонтных мастерских в рамках программы «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города Ростова-на-Дону и области».
Начинается этап активного развития Аксайских судоремонтных мастерских. Деревянный флот заменяется на металлический, мастерские оснащаются необходимым оборудованием по обработке металла, внедряется электросварка. Мастерские входят в состав Доно-Кубанского управления речного пароходства МРФ СССР. Построен Волго-Донской судоходный канал — город Ростов-на-Дону становится портом пяти морей, обслуживающим в режиме круглогодичной навигации суда типа «река-море» плавания. Аксайские судоремонтные мастерские из третьего разряда переходят в первый разряд. Численность работников увеличивается до 1000 человек. На хоз. тех. обслуживание в мастерские передаётся до 120 единиц флота.
Судоремонтные мастерские реорганизуются в «Аксайскую ремонтно-эксплуатационную базу флота II разряда», став структурным подразделением Волго-Донского речного пароходства. Начинается новый этап развития предприятия: на баланс РЭБ передаются 150 малотоннажных судов, в эксплуатацию вводится новое оборудование, механизируется процесс подъёма судов на берег. Вскоре Волго-Донское пароходство принимает решение о создании на базе Аксайской РЭБ флота крупного судостроительного-судоремонтного завода на нижнем Дону. Начинается процесс масштабной реконструкции Аксайской ремонтно эксплуатационной базы (РЭБ) флота. Под проект выделяется двадцать гектар пойменной земли. Во избежание затопления во время паводков отведённая территория поднимается на 3,5 метра намывом 470 тыс. тонн песка. В последующие годы в эксплуатацию вводятся 100-тонный док-кессон, пилорама и новые цеха, оснащенные металлообрабатывающими листогибочными станками. Аксайская РЭБ выходит на новый уровень: был сдан в эксплуатацию СЛИП типа Г-300 с 8-ми наклонными дорожками для подъёма и ремонта судов длиной до 100 м. и грузоподъёмностью до 1600 тонн, вводятся в эксплуатацию кислородная станция. Приобретаются и монтируются на слипе 25 тонный кран «Ганц» и 20 тонный козловой кран.
В последующие годы строится достроечная причальная стенка длинной 120м, с 20 тонным краном «Альбатрос», приобретаются и монтируются металлоконструкции 3-х пролётного склада площадью 4000 м2, территория огораживается бетонными плитами и за заводом закрепляется территория на левом берегу площадью 30 га.
Общая площадь территории завода, с учётом площади правобережья, составила 32,5 га. Закончено строительство причальной стенки в районе лесопильного комплекса длиной 120 м. Сданы в эксплуатацию две секции «Малосемейки» по 57 квартир в пос. Водников. Аксайская РЭБ флота становится градообразующим предприятием.
Далее 90-е, тяжёлые времена и многое другое, что связанно с этим, но завод не только выжил, но и стал развиваться, что делает это до сих пор. Хоть какая-то радость за местные предприятия...
Также на этом самом Миделе сгорел в 90-х знаменитый колесный пароход "Ласточка" из советского фильма "Жестокий романс" с Ларисой Гузеевой, Андреем Мягковым и Никитой Михалковым в главных ролях. Пароход был построен до революции и носил много имен, основное было "Великая Княжна Ольга Николаевна". Можете почитать об этом всём в интернете - очень интересная и одновременно жалкая судьба старинного парохода из знаменитого фильма...
Пока я Вам рассказывал историю, нас уже попёрли с территории, так как ребята с фотоаппаратом здесь не частые гости и вызывают подозрения у охраны (всё как обычно). Кадр на память - на одном из корабликов:
Уходим мы по интересному сооружению, вернее, оно то простое, но способ применения не совсем стандартен - из крана сделали переходной пешеходный мост:
Уже отправляясь обратно в Ростов, заметил интересную кладку из красного кирпича на одном из зданий:
Не долго думая, понимаем, что это общежитие нашего заводика:
На углу красовалось интересное граффити:
Сфоткал его в дополнение к тем, что находятся на другом конце города. Не стану публиковать все фото, но просто посмотрите на эти шедевры. Вот такие граффити я понимаю:
Вся эта красота находится на стене гаражного кооператива на ул. Садовой. В прошлом году аксайские райтеры при поддержке администраций города и района нарисовали здесь пять сюжетов, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. В этом году оставшуюся стену разрисовали полностью. Патриотическое полотно дополнили сюжеты, отражающие главные достижения нашей страны: полет в космос Юрия Гагарина, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, олимпийские и трудовые рекорды, а также главное событие для Аксайского района – строительство аэропортового комплекса в Грушевском сельском поселении.
На этом, пожалуй, мой затянувшийся пост подошёл к концу. Несколько интересных заброшек с Аксая оставлю на третью часть, которую напишу в ближайшее время. Если кому стали интересны ретро фото города - заходите в группу (ссылка ниже), там я залил огромную подборку. Спасибо за внимание и до новых встреч!)
Из поста в ЖЖ В гости к соседям. Часть 2
Комментарии - всего 1