И поросло травой...

Поездки 19-мар, 2017 kerrang 11 919 0
  Из истории объекта известно, что на этом месте был военный аэродром (в том числе и немецкий). В главном здании располагался штаб, откуда руководили полетами. На фасаде балкона в далёкие времена проявлялись рисунки свастики и немецких самолетов. Как говорили, сколько их не закрашивали, но они все равно проступали. В конце 70-х прошлого века это была учебка ДШБ. После одного ЧП с расстрелом караула учебку расформировали и разместили школу поваров. Когда-то это была лучшая тыловая часть СКВО... Об этом и многом другом внутри поста:



  Данное место удалось посетить ещё осенью прошлого года (первая часть рассказа поездки тут: Прогуливаясь по прошлому), но написание обзора про этот объект затянулось на долгие месяцы. Причина не только в работе и ремонте, что занимает почти всё моё свободное время и силы, но и в количестве материала, который нашёл. Пришлось проделать титаническую работу, разгребая форумы, сообщества, архивы и многое другое. И вот, собравшись с мыслями, я приступил к написанию блога. Информации слишком много, надеюсь, мне удалось собрать всё хоть как-то более-менее воедино, не потеряв ничего важного. Поехали!



  Сейчас о прошлом аэродрома могут рассказать экспонаты музея, что создан в школе № 24. Как ни странно, но многие горожане не знают, почему в городе установлен памятник советским летчикам и почему устремившийся ввысь самолет расположен в микрорайоне Хотунок, где, кстати, одна из улиц называется улицей Авиаторов. Все это - дань памяти летчикам-авиаторам 81/5 авиаполка, не вернувшимся с последнего боя. В годы войны авиаполк дислоцировался на аэродроме в Хотунке. Давным-давно в Новочеркасске появилась военная организация, связанная с развитием авиации на Северном Кавказе - это был 15-й корпусный корректировочный отдельный авиаотряд. Ровно через год, осенью 1928 года, была создана 13-я легкобомбардировочная авиабригада, которая являлась первым авиационным соединением Северо-Кавказского военного округа. Ее первым командиром стал Иван Данилович Фроловский. Авиабригада насчитывала более 150 самолетов. В 1932 году в Новочеркасске на базе 44-й авиаэскадрильи 13-ой авиабригады впервые в истории Вооруженных сил страны были организованы курсы штурманов легкобомбардировочной авиации. Обучение будущих летчиков считалось одной из важнейших государственных задач, поэтому в летной части неоднократно бывали видные государственные деятели тех лет – Григорий Константинович Орджоникидзе и Михаил Николаевич Тухачевский.



  В 1936 году на смену 13-й авиабригаде была сформирована 55-я легкобомбардировочная авиабригада. Летчики этой авиачасти, освоившие самолеты дальнего действия ИЛ-1, в 1939 – 1940-х гг. сражались с белофиннами. А в 1940 году, с поступлением самолетов ИЛ-4, был сформирован 81-й дальнебомбардировочный авиаполк. С первых месяцев войны он вел боевые действия на Южном фронте, защищал и освобождал Ростов-на-Дону, Новочеркасск, участвовал в Сталинградской битве, на Курской дуге, освобождал Украину, Белоруссию, Кенигсберг, участвовал в Берлинской операции. Часть экипажей выполняло особые спецзадания Верховного Главнокомандования. На хотунском аэродроме был расквартирован и двенадцатый авиаполк.



  Он начал свои боевые действия в Крыму, над Таманским полуостровом и морскими границами Черного моря. В результате ожесточенных боёв полк понёс большие потери. Самолёты были уничтожены, и полк прекратил своё существование. На Хотунке в военные годы, а точнее в 1942 году дислоцировались полки 216/9-ой истребительной дивизии. Сорок четыре ее авиатора получили звание Героя Советского Союза. В небе над Новочеркасском совершенствовал свое боевое мастерство прославленный летчик, Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, который совершил 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 вражеских самолетов и еще 6 в группе. После войны он становится главным маршалом авиации.

  Кстати, полк, помимо того, что был удостоен звания гвардейского, был также удостоен почётного наименования Севастопольский и награждён орденом Боевого Красного знамени. В 90-х дислоцировался под Минском. Хотунской аэродром во время оккупации активно использовался Люфтваффе, с него транспортными самолётами доставлялись грузы для окружённой под Сталинградом 6 Армии Паулюса. Базировались и боевые самолёты, во всяком случае - бомбардировщики. По рассказам старожилов, жители по звуку авиамоторов уже определяли, летит ли бомбардировщик с "грузом" или возвращается налегке. Имели место и воздушные бои над городом.

  В период декабрь 1942 - январь 1943 годов в Новочеркасске (аэродром Хотунок) приземлялись и взлетали самолеты Люфтваффе следующих типов и эскадр (групп) бомбардировочной авиации: I./KG27 (первая группа 27-й бомбардировочной эскадры), самолеты He-111H, с 01.01.43 по 01.02.43 командир неизвестен; II./KG27, cамолеты He-111H, командир Hptm Reinhard Gunzel, с 01.01.43 по 30.01.43; II/KG55, самолеты He-111H, командир Maj Heinz Hofer с 27.12.42 по 16.01.43. В январе группа убыла в Крым на аэродром Саки для отдыха и пополнения; III/KG55 группа перелетела с аэродрома Саки в Новочеркасск для выполнения транспортных миссий в "котел". 03.02.43 группа потеряв 8 H e-111H улетела в Сталино (Донецк). Командир Obstlt Wolfgang Queisner; I./KG100, самолеты HE-111H, командир Major Paul Class. 02.01.43 группа перелетела из Морозовской в Новочеркасск. В январе,1943 года группа дополучила 7 штук He-111H, но потеряла в боях 6 штук, 2 штуки в авариях, 11 штук отправлены в ремонт. Остальные 8 штук бомбардировщиков были переданы в другие подразделения, а личный состав отправлен через аэродром Саки во Львов на пополнение и отдых.

  В конце 50-х годов после расформирования авиационной части (Хрущовское сокращение вооруженных сил СССР) на аэродроме "Хотунок" в зданиях "Школы поваров" появилась рота ВДВ (командир - полковник авиации Журавлев или Журавель). Рота несла свою нелегкую военную службу: учеба и тренировки на территории в/части, участие в войсковых учениях на территории СКВО и СССР, тематические сборы и т.д. Рота находилась на хорошем счету у командования СКВО, за успехи в боевой подготовке ее называли "Жемчужиной Северного Кавказа". Но видимо от каждодневного однообразия, крепкого телосложения - свой досуг начали проводить нестандартным образом. В конце 70-х годов в роте начали произошло 3 ЧП. Влез на столб электроосвещения и от контакта с проводом электропитания погиб солдат, произошли серьезные разборки и драки с применением холодного оружия, в результате которых погибли служащие роты. Эти безобразия не прошли даром и роту передислоцировали в другое место Советского Союза. Кстати, ещё на Хотунке с 1932 по 1935 годы была впервые в РСФСР сформирована Школа летчиков-наблюдателей (будущих штурманов) в помещениях будущей "Школы поваров"...

  Вот такая история у этих мест, богатая на интересные истории. Прежде, чем я начну обзор объекта, хочу поделиться с Вами двумя видео, на которых школа ещё жива

  А теперь приступим к главному - прогулке по территории:



  Немного ранее всё выглядело куда более целым, несмотря на то, что часть уже была расформирована:




  На КПП никто нас не встречает... Лишь следы от пожара и мусор, оставленный посетителями:



  Пропуска не надо, поэтому спокойно проходим дальше, попадая в своеобразный рай. Почему рай? - Наверно, потому что для меня подобные картинки им и являются: осеннее солнце, которое светит, но не греет; заросли и трава, пробившаяся сквозь бетон с асфальтом; покинутый объект... Это что-то очень особенное, что не передать словами и фотографиями.



  Если смотрели видео - то Вам легко будет сравнить состояние до и после. Весь металл выпилен под ноль, удивительно, что лавочки ещё на своих местах (а может уже и нет).



  Начнём изучение с самого главного:



  Именно это здание являлось штабом и своеобразным центральным пунктом управлением полётами (в прошлом - если читали историю объекта):


И поросло травой...

  По одному лишь внешнему виду становится понятно, что внутри мало что сохранилось, но грех не зайти и не осмотреть каждое помещение:



  Так, например, на полу можно заметить тематические плакаты бывшей школы поваров, которыми забивали окна от мародёров, а сейчас они попросту разбросаны везде и всюду:




  Проходим дальше, минуя десятки пустых комнат и натыкаясь на интересную картинку - жизнь и смерть объекта:



  Посмотрев в окно, заметил какой-то фонтанчик. Если верить бывшим воякам - сделан руками служивших здесь ребят:



  Ещё один взгляд в сторону - наши следующие места для посещения (вроде - зимняя столовая):




  Мы уже было думали уходить, как мой друг напомнил, что последний этаж ещё не осмотрен... Тут встретили то, что является изюминкой объекта. Честно сказать, не ожидал такого увидеть!






  Если раньше был красный уголок и поклонялись Ильичу, то сейчас... Ладно, это слишком долгая и философская тема, не буду затрагивать её.



  Вдоволь нафоткавшись, поднимаемся на чердак. Увы, кроме пустоты и остатков от стекловаты - ничего нет.



  Зато можно полюбоваться видом сверху и оценить масштабы части, заранее узнав, что нас ждёт впереди:



  А вот на этом месте сейчас поле поросшее травой...



  Чуть не забыл - на первом этаже имеется небольшой киноактовый зал, изрядно потрёпанный:



  На полу разбросаны документы, плакаты, остатки от пианино... Классика.




  На выходе провожает надпись...



  Приближаемся к ангарам для техники:



  Но для начала сядем отдохнуть, что тут делали до нас и вояки:





  Начался закат, здание штаба предстало в новых красках... Страшно и красиво.



  Надо спешить, а то не успеем сфотографировать всё по светлому, а ведь ещё домой надо уехать...




  Как я уже говорил - это гаражи для техники, что подтверждают очередные плакаты внутри боксов:



  Проходим дальше. По пути встречаются различные сараи, мелкие постройки и многое другое, но всё пустое и не представляет никакого интереса.




  Чипок - наверно, его помнит каждый, кто служит здесь...




  Где-то рядом затерялась баня, также имелась летняя кухня и многое другое. К сожалению, сейчас состояние такое, что уже не угадать, что есть что.




  И вот, идёшь такой, а тут дыра!



  А в кустах припрятаны трубы вентиляции, что сразу и не заметишь (не зря в маскировочный цвет покрашены):



  Это оказались две закопанные бочки, своего рода убежища:





  Выбираемся обратно, оказавшись уже на окраине территории военной части, где ещё местами сохранились черты периметра:



  Кстати, рядом имеется четыре подземных объекта, но рассказывать о них не стану. Если интересно - посмотрите сами, только они опломбированны и рядом территория завода, о котором рассказывал в первой части обзора. В общем, на свой страх и риск... Ну, а мы покидаем это место.



  Вот такой была наша прогулка по этому замечательному осеннему объекту.



  Если честно, то любое заброшенное место запоминается намного сильней, да и эмоций получаешь больше, когда находишь отголоски его живого прошлого. В тоже время, тяжело читать воспоминаний людей, которые описывают всё былое.



  Бывшие вояки до сих пор помнят и с удовольствием рассказывают об этой школе, делясь своими воспоминаниями. Даже больше, некоторые приезжают его помянуть, в прямом и переносном смысле этого слова.



  На этом обзор подошёл к концу, в следующий раз встретимся в ДНР - именно об этом я собираюсь рассказать в очередном блоге. Спасибо за внимание!

Наша группа Вконтакте