Грузия 2017
Башня алфавита.
Памятник Али и Нино
Набережная через весь город.
Грузия. День 7.
Ингурская ГЭС
В этот день нам предстоял долгий переезд от морского побережья Батуми, через приграничные территории с Абхазией в Сванетию. По дороге мы заехали посмотреть на Ингурскую ГЭС, расположенную всего в километре от границы с Абхазией. Ингурская ГЭС считается крупнейшей гидроэлектростанцией на Кавказе. Высота плотины – 271 метр, а длина – 728.
Недостроенная ГЭС
Еще во время строительства Ингурской ГЭС, выше по течению началось строительство второй ГЭС, которая по проекту должна была быть еще больше предыдущей. Однако активная фаза строительства выпала на развал СССР и великую стройку остановили из – за нехватки финансирования. За остановку строительства выступили также жители окрестных деревень в ущелье, мнение которых в Советское время не спрашивали. От незавершенной строки сохранилось множество подземных выработок, огромный задел под машинный зал и несколько пустых зданий.
Местия
Дальше наш путь лежал в горную Сванетию. Про Сванов (местных жителей), в Грузии бытует много шуток и фольклора. Как у нас в России про Чукчей. Большая часть Сванских жителей до недавних времен жила в горах на большом отдалении от цивилизации. Из – за труднодоступности , жизнь в Сванетии шла своим ходом. В Сванетии никогда не было больших воин. Даже когда турки (Османская империя), захватили Грузию, войска просто не пошли по многокилометровым ущельям, оставив Сванов в покое. Так и с приходом советской власти – цивилизация доходила к Сванам очень долго и по крупинкам. Впрочем междоусобиц в Сванетии хватало – в основном родовых (деревня на деревню).
Тем не менее, за последние несколько десятилетий ситуация сильно изменилась и один из самых удаленных и труднодоступных городов Сванетии - Местия превратился в популярный горнолыжный курорт европейского уровня.
Буквально несколько десятилетий назад все жители горных деревень жили в многоэтажных башнях. Такая тяга к высоте объяснялась чисто тепло- экономическим решением. На первом этаже всегда держали скот, который своим теплом обогревал весь дом.
Грузия. День 8.
Кутаиси
Из Сванетии едем в Кутаиси – второй по величине город Грузии. Кутаиси знаменит своим аэропортом, отсюда летают лоукостеры практически во все страны Европы. Сам город очень сохранил советский дух, как в архитектуре, так и в обиходе. Местные жители очень гостеприимны, даже иногда чересчур.
Храм Баграта XI века
Достопримечательностей в городе не много. Одна из самый известных – храм Баграта XI века, расположенный на холме. Храм долгое время был разрушен и совсем недавно восстановлен Саакашвили. Во время восстановительных работ случился забавный казус: президент предложил одну из стен собора сделать из витражного остекления, что действующий патриарх раскритиковал прямо в прямом эфире. Тем не менее храм построили по утвержденному проекту. С обзорной площадки у храма открывается вид почти на весь город.
Цхалтубо - город заброшенных санаториев
Из Кутаиси мы поехали в Цхалтубо. Цхалтубо был широко известен в Советском Союзе, как целебный курорт с сероводородными источниками, причем если говорить о свойствах здешней воды, то считается, что она даже лучше боржомской. Здесь отдыхали первые лица государства, курсировал прямой скорый поезд Москва-Цхалтубо, а заполучить сюда путевку еще лет 30 назад считалось большой удачей. Потом произошли всем известные события, и город, да что там город - страна, погрузилась во мрак и от былой славы и блеска не осталось и следа. Если тот же Боржоми удержался на плаву благодаря минеральной воде и сравнительной доступности, то удаленный от столицы Цхалтубо почувствовал на себе упадок в полной мере. За эти годы инфраструктура была либо уничтожена, либо пришла в негодность.
Десятки корпусов санаториев с роскошными фасадами ныне стоят заброшенными. Несмотря, на бесхозность и отсутствие заборов, интерьеры комнат и холлов все еще могут передать былое великолепие Сталинского ампира. В некоторые и вовсе вселились Абхазские беженцы.
Недавно было принято решение о возрождении курорта, и работа закипела. Уже сейчас самый большой санаторий Цхалтубо активно восстанавливается, а на очереди уже стоят другие.
Дача сталина
На холме, в самой высокой точке города, также была дача Сталина. Ее ждала та же участь, что и санатории.
Грузия. День 9.
Пещера "Прометея"
Из Цхалтубо мы отправиоись в пещеру “Прометея”, расположенную в 5 км от города. В начале 2000-х годов в пещеру провели электричество, расставили подсветку, включили подобающую музыку, проложили дорожки со ступеньками и перилами и пустили экскурсии. Маршрут получился достаточно насыщенным и разнообразным (вся экскурсия длится примерно 40 минут). Общая протяженность пещеры– 11 км, из которых открыты для осмотра только 1000 метров. Максимальная высота сводов – 21 м.
Промышленный город Чиатура
Последним местом, завершившим майское путешествие по Грузии стал шахтерский город - Чиатура. Более века в Чиатурских шахтах добывается марганец. В 80-ых годах доля в мировом экспорте Чиатурского марганца превысила 60 %. Марганец, к слову, основной компонент для выплавки стали, то есть с учетом объемов добычи в отдельные времена больше половины мировой стали отливалось с помощью грузинского марганца. Вредная добыча сказывается на окружающей среде и здоровье жителей - в Чиатуре очень высокая смертность. Воздух в городе тяжелый. В этом регионе очень мало достопримечательностей и многие путеводители обходят это место стороной.
Тем не менее заехать сюда есть повод – покататься на самой страшной в мире канатке! Город расположен в глубоком ущелье, а шахты в окрестных горах. Для доставки рабочих к шахтам, в Советское время в Чиатуре была построена система канатных дорог, соединивших весь город. По сей день канатка остается главным общественным транспортом в городе. Кабинки канатной дороги весьма аскетичны и уж явно не рассчитана на туриста – маленькие окошки, словно в танке, заделанные металлической сеткой, двери запираются механическим замком и доступны только снаружи. Хочется адреналина – вам сюда!
Проезд на канатке абсолютно бесплатный, мы прокатились почти на всех. Единственная причина не ехать сюда – боязнь высоты. Несмотря на свой вид канатная дорога вполне безопасная и ни разу не обрывалась. Самая неприятная поломка произошла здесь в 2008 году, когда в застрявшей над пропастью кабине люди вынуждены были провести 12 часов, дожидаясь спасательную бригаду из Тбилиси.
Вечером того же дня мы были уже в Тбилиси, готовясь силами к новым путешествиям – В Турцию в Каппадокию, и в поход по Ликийской тропе, проходящей вдоль побережья средиземного моря.
Хочу сказать спасибо Саше за чудесную организацию путешествия, и Косте с Настей за великолепную компанию!
Из поста
Памятник Али и Нино
Набережная через весь город.
Грузия. День 7.
Ингурская ГЭС
В этот день нам предстоял долгий переезд от морского побережья Батуми, через приграничные территории с Абхазией в Сванетию. По дороге мы заехали посмотреть на Ингурскую ГЭС, расположенную всего в километре от границы с Абхазией. Ингурская ГЭС считается крупнейшей гидроэлектростанцией на Кавказе. Высота плотины – 271 метр, а длина – 728.
Недостроенная ГЭС
Еще во время строительства Ингурской ГЭС, выше по течению началось строительство второй ГЭС, которая по проекту должна была быть еще больше предыдущей. Однако активная фаза строительства выпала на развал СССР и великую стройку остановили из – за нехватки финансирования. За остановку строительства выступили также жители окрестных деревень в ущелье, мнение которых в Советское время не спрашивали. От незавершенной строки сохранилось множество подземных выработок, огромный задел под машинный зал и несколько пустых зданий.
Местия
Дальше наш путь лежал в горную Сванетию. Про Сванов (местных жителей), в Грузии бытует много шуток и фольклора. Как у нас в России про Чукчей. Большая часть Сванских жителей до недавних времен жила в горах на большом отдалении от цивилизации. Из – за труднодоступности , жизнь в Сванетии шла своим ходом. В Сванетии никогда не было больших воин. Даже когда турки (Османская империя), захватили Грузию, войска просто не пошли по многокилометровым ущельям, оставив Сванов в покое. Так и с приходом советской власти – цивилизация доходила к Сванам очень долго и по крупинкам. Впрочем междоусобиц в Сванетии хватало – в основном родовых (деревня на деревню).
Тем не менее, за последние несколько десятилетий ситуация сильно изменилась и один из самых удаленных и труднодоступных городов Сванетии - Местия превратился в популярный горнолыжный курорт европейского уровня.
Буквально несколько десятилетий назад все жители горных деревень жили в многоэтажных башнях. Такая тяга к высоте объяснялась чисто тепло- экономическим решением. На первом этаже всегда держали скот, который своим теплом обогревал весь дом.
Грузия. День 8.
Кутаиси
Из Сванетии едем в Кутаиси – второй по величине город Грузии. Кутаиси знаменит своим аэропортом, отсюда летают лоукостеры практически во все страны Европы. Сам город очень сохранил советский дух, как в архитектуре, так и в обиходе. Местные жители очень гостеприимны, даже иногда чересчур.
Храм Баграта XI века
Достопримечательностей в городе не много. Одна из самый известных – храм Баграта XI века, расположенный на холме. Храм долгое время был разрушен и совсем недавно восстановлен Саакашвили. Во время восстановительных работ случился забавный казус: президент предложил одну из стен собора сделать из витражного остекления, что действующий патриарх раскритиковал прямо в прямом эфире. Тем не менее храм построили по утвержденному проекту. С обзорной площадки у храма открывается вид почти на весь город.
Цхалтубо - город заброшенных санаториев
Из Кутаиси мы поехали в Цхалтубо. Цхалтубо был широко известен в Советском Союзе, как целебный курорт с сероводородными источниками, причем если говорить о свойствах здешней воды, то считается, что она даже лучше боржомской. Здесь отдыхали первые лица государства, курсировал прямой скорый поезд Москва-Цхалтубо, а заполучить сюда путевку еще лет 30 назад считалось большой удачей. Потом произошли всем известные события, и город, да что там город - страна, погрузилась во мрак и от былой славы и блеска не осталось и следа. Если тот же Боржоми удержался на плаву благодаря минеральной воде и сравнительной доступности, то удаленный от столицы Цхалтубо почувствовал на себе упадок в полной мере. За эти годы инфраструктура была либо уничтожена, либо пришла в негодность.
Десятки корпусов санаториев с роскошными фасадами ныне стоят заброшенными. Несмотря, на бесхозность и отсутствие заборов, интерьеры комнат и холлов все еще могут передать былое великолепие Сталинского ампира. В некоторые и вовсе вселились Абхазские беженцы.
Недавно было принято решение о возрождении курорта, и работа закипела. Уже сейчас самый большой санаторий Цхалтубо активно восстанавливается, а на очереди уже стоят другие.
Дача сталина
На холме, в самой высокой точке города, также была дача Сталина. Ее ждала та же участь, что и санатории.
Грузия. День 9.
Пещера "Прометея"
Из Цхалтубо мы отправиоись в пещеру “Прометея”, расположенную в 5 км от города. В начале 2000-х годов в пещеру провели электричество, расставили подсветку, включили подобающую музыку, проложили дорожки со ступеньками и перилами и пустили экскурсии. Маршрут получился достаточно насыщенным и разнообразным (вся экскурсия длится примерно 40 минут). Общая протяженность пещеры– 11 км, из которых открыты для осмотра только 1000 метров. Максимальная высота сводов – 21 м.
Промышленный город Чиатура
Последним местом, завершившим майское путешествие по Грузии стал шахтерский город - Чиатура. Более века в Чиатурских шахтах добывается марганец. В 80-ых годах доля в мировом экспорте Чиатурского марганца превысила 60 %. Марганец, к слову, основной компонент для выплавки стали, то есть с учетом объемов добычи в отдельные времена больше половины мировой стали отливалось с помощью грузинского марганца. Вредная добыча сказывается на окружающей среде и здоровье жителей - в Чиатуре очень высокая смертность. Воздух в городе тяжелый. В этом регионе очень мало достопримечательностей и многие путеводители обходят это место стороной.
Тем не менее заехать сюда есть повод – покататься на самой страшной в мире канатке! Город расположен в глубоком ущелье, а шахты в окрестных горах. Для доставки рабочих к шахтам, в Советское время в Чиатуре была построена система канатных дорог, соединивших весь город. По сей день канатка остается главным общественным транспортом в городе. Кабинки канатной дороги весьма аскетичны и уж явно не рассчитана на туриста – маленькие окошки, словно в танке, заделанные металлической сеткой, двери запираются механическим замком и доступны только снаружи. Хочется адреналина – вам сюда!
Проезд на канатке абсолютно бесплатный, мы прокатились почти на всех. Единственная причина не ехать сюда – боязнь высоты. Несмотря на свой вид канатная дорога вполне безопасная и ни разу не обрывалась. Самая неприятная поломка произошла здесь в 2008 году, когда в застрявшей над пропастью кабине люди вынуждены были провести 12 часов, дожидаясь спасательную бригаду из Тбилиси.
Вечером того же дня мы были уже в Тбилиси, готовясь силами к новым путешествиям – В Турцию в Каппадокию, и в поход по Ликийской тропе, проходящей вдоль побережья средиземного моря.
Хочу сказать спасибо Саше за чудесную организацию путешествия, и Косте с Настей за великолепную компанию!
Из поста
Комментарии - всего 0