Заброшенная база обслуживания БЖРК 52 ракетной дивизии, Часть 1
Эта база - один из двух (еще один - комплекс ШПУ "Шексна-В", известный среди тех, кто в теме, как "три шахты"), самых популярных из всех, широко известных, военных объектов Пермской области. Причин тому несколько - во-первых, таких баз, насколько мне известно, в нашей стране было всего 3 - в Костромской, Пермской областях и в Красноярском крае, во-вторых, брошен данный объект формально недавно - боевые поезда покинули его в 2002 г., а РВСН вообще - в 2006 г. С тех пор объект, по видимому, не использовался никем, кроме мародеров и вандалов. На одном из КПП, сохранившемся, по крайней мере, внешне, в первозданном виде - охрана, еще один КПП - разрушен,а двойные ворота рядом с ним - заперты, состояние прочих мне неизвестно. Как бы то ни было, несмотря ни на что, рельсы, бетонное покрытие дорог внутри объекта и т.п. вещи продолжают исчезать.
Создавался данный объект во второй половине 1980-х годов, когда происходило перевооружение 52 ракетной дивизии - ракеты серии УР-100 шахтного базирования заменялись мобильными боевыми железнодорожными комплексами, вооруженными МБР РТ-23УТТХ. Перевооружение было завершено к началу 1990-х годов, в итоге 52 РД располагала 4 поездами (1 поезд - 1 полк), каждый из которых был вооружен тремя ракетами.
Несмотря на выход (2002 г.) РФ из так и не вступившего в силу договора СНВ-2 (1993 г.), подписанного существом, известным, как "президент ельцин", его не менее одиозный преемник выполнил требования недействительного документа - все БЖРК были сняты с вооружения и, по некоторым данным, уничтожены, несмотря на то, что, наряду с МБР Р-36М, они являлись подлинным кошмаром нашего основного потенциального противника.
В период 2002-2006 годов объект существовал, как "База хранения и перегрузки элементов БЖРК" - оно и понятно, т.к. есть сведения об уничтожении подвижного состава БЖРК именно между 2003 и 2007 г.г. Использовался ли объект сменившими ракетчиков артиллеристами, и, если использовался, то как именно, мне не известно.
В инете есть такая информация (2009 г.) - "В Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) не исключают возможности использования боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), которые были ликвидированы из-за выработки эксплуатационного ресурса, сообщил 5 сентября заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин." Совокупность всех моих знаний о ВС СССР считает заявление о "выработке ресурса" наглым враньем, что же до возможности возобновления деятельности БЖРК - использовать пермскую техбазу в этих целях уже вряд ли получится. Впрочем, судите сами.
Действующий КПП, на крыше видна огневая точка. Внешние ворота закрыты, внутренные - распахнуты.
Здание, из которого осуществлялось управление движением поездов по территории объекта, бетонка, шлагбаум.
Сворачиваем с бетонки на ЖД-пути и приближаемся к диспетчерской.
Возле запертого главного входа - люки с пожарными гидрантами и полуразломанные лавочки.
Внутрь здания можно проникнуть и через окна. Я воспользовался одним из этих.
Надпись на первой же попавшейся двери - "Отделение кадров" - могла позабавить в такой ситуации, если бы все все вокруг не пребывало в безнадежном, тоскливом, унылом упадке...
Далее по коридорам, по комнатам -
Вид из окна
И - дальше по коридорам.
На лестничной площадке можно увидеть одно из, многочисленных на данном объекте, изображений главного могильщика и этой базы, и БЖРК вообще.
...И подивиться такой вот релюхе.
Второй этаж. По-видимому, железнодорожный мозг объекта находился именно здесь.
Комментарии - всего 6