Шарики ПРО, Московская область

Военное 27-окт, 2012 джон84 33 029 6 Ошибка
На прошедших выходных осуществили-таки давно вынашиваемые планы посещения весьма известного объекта- "шариков" ПРО Москвы. Несмотря на тотальный дестрой, загаженность и заcранность территории, объект весьма впечатлил. Вместо планировавшихся полутора-двух часов мы шарахались там больше шести, обойдя при этом не всё. Заранее извиняюсь за обилие фото самих "Шариков". Во-первых, очень уж они мне понравились, во-вторых, моя "мыльница" категорически отказывается делать нормальные снимки в помещениях, так что...
Начну с того, что-же такое вообще представляет из себя объект. Давшие ему название "шарики"- обтекатели антенн радаров сопровождения цели и противоракет системы ПРО Москвы. Всего "шариков" на позиции шесть- два больших, для локаторов цели, и четыре маленьких- для локаторов противоракет. Раньше территория относилась к одной из позиций ПРО С-25, характерная "ёлочка" пусковых до сих пор просматривается на спутниковом снимке. Также на территории расположены здания КП, дизель-генераторной, четыре ( минимум ) бункера, развалины гаража, котельной, радиоцентр ( до сих пор занятый военными и, возможно, действующий ), несколько мелких строений и ( красота! ) восемь ШПУ противоракет.

Хронология позиции примерно такова.
Принята на вооружение позиция А-35 "Тобол" 18 декабря 1977
Начало боевого дежурства 15 мая 1978
Снята с боевого дежурства декабрь 1990
17 февраля 1995 поставлена на боевое дежурство система А-135
Срок службы подобных ракет по советским стандартам- 10 лет. В конце 90х-начале 2000х проводились испытания ракет с целью выяснения возможности продления срока службы на 2,5 года. Для 53Т6 ( средний радиус перехвата ) он был продлён, а вот 51Т6 были сняты с дежурства то-ли в 2003м, то-ли в 2006м гг.

Когда я начал выяснять историю позиции, обнаружились нестыковки в данных по ШПУ. По некоторым источникам, ШПУ не родные, являются переоборудованным вариантом ШПУ ракет А-350Р комплекса "Тобол" системы А-35. По другим- на "Тоболе" присутствовали лишь наземные комплексы системы А-35 ( остатки стартовых столов сохранились до сих пор между линией малых и большими "шариками" ), а ШПУ строились позже ( ок. 1987г ) именно под ракеты 51Т6 ( дальнего перехвата ) системы А-135. Также, придерживаясь общепринятого варианта того, что здесь располагалась позиция А-135, не могу не отметить, что на многих ресурсах, посвящённых не заброшкам, а именно РВСН, эта позиция вообще не упоминается после сворачивания А-35, либо упоминается как находящаяся на консервации.

Дорога, ведущая от Большого Бетонного Кольца, упирается в развалины КПП и остатки ворот и резко сворачивает влево. Сразу за поворотом, по левой стороне, обнаружилась пожарная часть, судя по всему- вполне действующая. Справа, за остатками периметра, виднеются развалины котельной, гаража. За ними сквозь полу опавшую листву деревьев проглядывает ОН- один из больших "шариков". Мы, как обычно, предпочитаем с парадного входа не лезть, потому едем дальше, ко второму КПП, расположенному в нескольких десятках метров от малых "шариков" и ШПУ. Ворот у КПП давно нет, но проезд невозможен из-за прорытой вдоль дороги канавы, достаточно глубокой. И, что символично, почти до верху заваленной мусором.
Сначала долго не могли понять, что здесь случилось с асфальтом- выглядит, как после землетрясения, валяется слоями. Потом, уже на обратном пути, до нас допёрло- из-под асфальта выковыривали бетонные плиты.

Первая ШПУ. Рельсы-направляющие срезаны, крышка шахты и люк, ведущий в помещения оголовка, заварены. На крышке- наскальная живопись посетителей








Пофоткались на фоне крышки, почитали народное творчество. Весьма обиделись на вояк за заваренный люк оголовка, погнали дальше, к кубикам зданий локаторов.




Кубики с дверями- весьма мощными гермами ( на первом и втором срезаны ), но без окон, дабы избежать облучения дежурной смены. Первый этаж занимали довольно большие помещения генераторной, аккумуляторной, вент установок, радиомастерские, центры управления электрооборудованием и т.п. Расположение помещений в третьем и четвёртом от ворот зданиях слегка отличается от первого и второго.
Помещения вент установок первого и третьего "шариков"




В первом "шарике"








Аккумуляторная и дизель-генераторная первого









Пульты управления в первом и втором




Учебное помещение ( ? ) во втором


Напротив входной двери- лестница и шахта грузового лифта. Второй этаж первого и второго зданий не просто вычищен. Здесь даже перегородки снесены под ноль. В третьем разделение на комнаты сохранилось, есть даже двери, но снят фальшпол, разница с лестничной площадкой больше метра. Подумав, что ничего интересного там быть не может, решили не лезть.


Не совсем понятные мне щиты в межэтажных помещениях


А вот и лесенка в "шарик"


Внутри "шарика". По центру- фундамент антенны локатора




"КП" страйкболистов


Эхо в куполе просто шикарное. Малейший шум, шорох шагов, щелчок фотоаппарата многократно повторяются и усиливаются без малейших искажений. Тихий шёпот на одной стороне прекрасно слышен с другой. Впечатление, что говорящий находится у тебя за спиной. Ощущения неописуемые.




Возле здания обнаружился вход в небольшой бункер. Позже выяснили, что такие ( с небольшим изменением конфигурации ) имеются возле каждого из локаторов ракет и дизель-генераторной. Бункер длинный, узкий. После тамбура санузел, оружейка, комнатка с электроплитой, склад. Основной объём поделен перегородкой вдоль. По бокам одного из убежищ нечто вроде стеллажей или нар. В дальнем торце- комната с раздербанеными остатками ФВУ и гермолюк запасного выхода, выводящий в стакан колодца.








Возле второго локатора куча металла- не всё ещё вывезено черметчиками. Герму уже срезали, но тоже не успели утащить








Здание дизель-генераторной










Между дизельной и, как позже выяснилось, штабом, проходит одна из центральных аллей позиции, выходящая к главным воротам. Выйдя на неё, заметили возле радиоцентра пару гражданских машин. Общение с кем-либо в наши планы не входило, поэтому решили обойти подальше, вдоль ШПУ. На шестой шахте нам, можно сказать, повезло. Люк оголовка оказался открыт. В помещении, правда, плескалось полметра воды, но вниз слазали, кто в сапогах, кто изображая обезьяну и перебираясь по остаткам оборудования, петлям и кабельным кронштейнам. В оголовке осталось немного. То-ли вояки постарались, то-ли те, кто вскрыл люк. Никаких дырок, позволяющих заглянуть в саму шахту, тоже не обнаружилось
















Пока коллеги по очереди лазали вниз фотографировать, я пробежался до двух дальних ШПУ. Здесь оголовки тоже оказались вскрыты и подтоплены. Весьма удивила вот эта не поддающаяся опознанию консерва. Как её ещё не упёрли :(






Пока мы околачивались вокруг шахт, к дизельной подъехала гражданская машина. Пара мужиков, абсолютно не обращая на нас внимания, стала что-то в неё из здания перетаскивать. Мы так и не поняли, что, вроде бы там ничего ценного не было...
Заглянув в третий "шарик", пошли мимо остатков стартовых столов наземных ракет к зданию одного из локаторов цели. И были весьма неприятно удивлены раздавшимися из-за спины выстрелами. На площадке перед ШПУ мы до этого нашли несколько старых гильз от охотничьих патронов, но то, что кто-то решил поохотится именно тогда, когда мы на объекте, нас изрядно расстроило. Поэтому дальше, под защиту здания, шли в ускоренном темпе. Как и сам шар, здание оказалось гораздо больше остальных. Первый этаж, кроме стандартных, хоть и гораздо более обширных, дизельных-трансформаторных, занимают склады оборудования, в одном с удивлением обнаружили кучу раздолбанных советских телевизоров. На втором, видимо, размещались ПУ и учебный центр.

Тут кто-то догадался посмотреть время. Как оказалось, шарахались мы уже больше пяти часов, потому решено было выбираться. По дороге назад вспомнили, что не заходили в ещё одно здание. Судя по всему, бросили его не так давно. Практически полностью сохранились вент установки и многое другое на первом этаже.










Баллоны с фреоном ( система пожаротушения ? ) полны, о чём говорят стрелки манометров






На втором этаже до нас-таки дошло, что находимся мы в помеси штаба, КП, вычислительно центра и т.п. По всему этажу идёт квадратом коридор, частично отгороженный дверями с электрическими кодовыми замками. С внешней стороны коридора- кабинеты, "секретка", кухня, столовая, комнаты с остатками оборудования АТС, блоков вычислительных машин и пр. В середине квадрата- помещения КП, пультов управления, аппаратуры запуска и слежения






















Пирамида для знамени части. Почему-то в помещении столовой


На КП мы потратили почти час, поэтому второй локатор цели смотреть уже не пошли. И, как выяснилось, правильно. На выходе с территории встретили мужичка, отрекомендовавшегося сторожем того самого локатора. Здание, как оказалось, продано частникам под неизвестные нужды.










Вот такие они сейчас, "шарики" ПРО Москвы. Напоследок несколько фоток с передатчика радиолокационной станции дальнего обнаружения "Дунай-3М", входившей в комплекс А-35, и обслуживавшей вышеописанную позицию. РЛС "Дунай-3" была введена в эксплуатацию в 1968г, после модернизации в 1978 получила литеру "М". Приёмный и передающий комплексы разнесены на несколько километров и соединены подземным кабельным коллектором. 8 мая 1988 г. на приёмнике произошёл объёмный пожар, уничтоживший практически всё оборудование. Несмотря на это, именно на территории приёмного комплекса и ВЦ до сих пор кучкуются военные. Передатчик же вычищен черметчиками, неоднократно горел, разрушаются перекрытия и несущие конструкции. Огромное здание воняет гарью, течёт, как решето и завалено мусором и обломками. Громадные антенны срезаны.










Опоры антенны


Кабельник к передающему комплексу. Кабели новые, под напряжением. Не понятно только, куда они идут на территории передатчика




Благодарю за внимание.