Взорванная ракетная шахта

Военное 23-мар, 2016 RazDal 20 443 0
Окрестности пермского аэропорта Большое Савино богаты на всевозможные заброшенные объекты времен "холодной войны". Наиболее распространенный объект - шахты пусковых установок баллистических ракет УР-100.
С 1964 по 1975 и с 1974 по 1994 годы на вооружении 52-ой ракетной Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого 2-й степени и Красной Звезды дивизии (52 рд) (в/ч № 54090), дислоцированной под Пермью, состояли ракеты УР-100 и УР-100К соответственно. Я еще застал действующие точки в виде огороженного периметра, да и с дежурными сменами удалось пообщаться - заезжали к нам в археологический лагерь.
Все ракетные шахты (кроме учебной) в настоящий момент взорваны, а их площадки рекультивированный с различной степенью тщательности.
Взорванная ракетная шахта
УР-100 (Индекс ГРАУ — 8К84, по классификации МО США и НАТО — SS-11 mod.1 Sego) — советская жидкостная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Принята на вооружение постановлением Совета Министров № 705—235 от 21 июля 1967 года. Головной разработчик — ОКБ-52 (руководитель — В. Н. Челомей). Изготовитель — Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева, Омский авиационный завод и другие.
УР-100 стала самой массовой МБР из всех принятых на вооружение РВСН. С 1966 по 1972 было развёрнуто 990 пусковых установок этих ракет. Максимальное количество одновременно находящихся в эксплуатации ракет УР-100 и УР-100М — 950 единиц.

Устройство шахты МБР УР-100

Одной из главных задач, успешно решённых при конструировании УР-100, являлось уменьшение времени от отдачи команды на пуск до старта ракеты. Для этого был предпринят целый комплекс мер, начиная с того, что ракета могла быть заправлена на всё время нахождения на боевом дежурстве— 10 лет.
На УР-100 установлены совмещенные топливные баки, что уменьшило длину конструкции и привело к постоянному диаметру, равному 2 метрам. Для облегчения операций с ракетой и предохранения её от воздействия окружающей среды ракета помещалась в транспортно-пусковой контейнер, в котором находилась с момента выпуска на заводе до старта. Вместе с этим контейнером ракета транспортировалась по железной дороге и на грунтовой тележке, вместе с ним устанавливалась в шахту. Заправочные горловины были выведены на верхний шпангоут контейнера. Торцы контейнера были закрыты гибкими многослойными диафрагмами с вшитой тросовой системой, которая срывала их при пуске ракеты.
Весь комплекс принятых мер привёл к тому, что от получения команды до пуска проходило менее 3 минут; в большой мере это время лимитировалось временем раскрутки гироскопов — в отличие от американских ракет Минитмен, с которыми приходилось «конкурировать», УР-100 имела узлы вращения гироскопов на обычных подшипниках, что делало невозможным поддержку гироскопов в раскрученном состоянии в течение боевого дежурства. В инерциальной системе управления использовалась гиростабилизированная платформа с тремя двухстепенными гироблоками поплавкового типа.
Первоначально ракета была снабжена радиокомандным комплексом коррекции бокового отклонения, затем он был снят. Для увеличения точности использовалась система стабилизации центра масс, датчиками в которой были поплавковые интегрирующие акселерометры бокового и нормального ускорения, и система регулирования кажущейся скорости.
Могла использоваться, как МБР, с «лёгкой» ГЧ массой 770 кг или как БРСД с более мощной ГЧ около полутора тонн.

Та стартовая площадка на которую я отправился находится в глубине леса. Интересен рельеф расположения шахтной пусковой установки, она расположена как бы в логу, защищенная складками местности и искусственными насыпями подъездной дороги с технологическими площадками.
Вот по этой дороге я выехал на бывшую "точку". Здесь располагалась ШПУ 6 723 РП 52 РД

Сейчас пусковая площадка превращена в свалку мусора. Чего только тут нет. Да и запах - смесь отработки и дуста ДДТ. Сама шахта располагается там, где стоит моя машинка. Туда мы пройдем позже, а пока осмотрим окрестности

Низина между двумя насыпями. По насыпям ранее проходила дорога, обеспечивающая проезд по кольцу без разворота

Под одной из насыпей сохранилось водопропускное устройство

Еле угадываемая слева дорога ведет на насыпь технологической площадки заканчивающейся тупиком и обрывом в овраг. На схеме шахтной установки этот тупичок присутствует. Только на другую сторону

На его конце по бокам дороги сохранились вот такие ограничительные столбики

На этом фото виден резкий спуск с насыпи в овраг

Один из реперов в центральной части площадки. Не знаю зачем он нужен, ведь это же не Р-16 наземного старта?

Еще раз типовая схема стартовой площадки ракеты УР-100.

Подойдем к шахте. Она действительно взорвана. Не сильно. Присыпана для видимости. Весь объем заполнен водой. Бетонная плита сверху имеет характерную форму защитного устройства "крышки"

Удивительно, но металл до конца не вырезан. Справа виден "язычок" отколовшийся от "крышки". На переднем плане остатки входа

Вид с другого ракурса

Видно, что лаз входа в шахту выполнен из какого-то хилого железа, как бы облицовывающего бетон

Еще раз лаз крупным планом. Следов скоб трапа я не увидел

Еще немного побродил по кустам, собирая клещей. Два репера неподалеку. У них, как и у первого зачем-то сколоты "макушки". Больше на площадке я не нашел ничего интересного за исключением канав от вырытых кабелей и какой-то под прямоугольной насыпи с канавками по периметру в непосредственной близости от ШПУ. Ее назначение осталось для меня в тайне. Входа я не нашел и вряд ли он был туда со стороны ШПУ. Осталось для меня загадкой и место расположения караульного помещения.