Взорванная ракетная шахта
Окрестности пермского аэропорта Большое Савино богаты на всевозможные заброшенные объекты времен "холодной войны". Наиболее распространенный объект - шахты пусковых установок баллистических ракет УР-100.
С 1964 по 1975 и с 1974 по 1994 годы на вооружении 52-ой ракетной Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого 2-й степени и Красной Звезды дивизии (52 рд) (в/ч № 54090), дислоцированной под Пермью, состояли ракеты УР-100 и УР-100К соответственно. Я еще застал действующие точки в виде огороженного периметра, да и с дежурными сменами удалось пообщаться - заезжали к нам в археологический лагерь.
Все ракетные шахты (кроме учебной) в настоящий момент взорваны, а их площадки рекультивированный с различной степенью тщательности.
![Взорванная ракетная шахта]()
УР-100 (Индекс ГРАУ — 8К84, по классификации МО США и НАТО — SS-11 mod.1 Sego) — советская жидкостная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Принята на вооружение постановлением Совета Министров № 705—235 от 21 июля 1967 года. Головной разработчик — ОКБ-52 (руководитель — В. Н. Челомей). Изготовитель — Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева, Омский авиационный завод и другие.
УР-100 стала самой массовой МБР из всех принятых на вооружение РВСН. С 1966 по 1972 было развёрнуто 990 пусковых установок этих ракет. Максимальное количество одновременно находящихся в эксплуатации ракет УР-100 и УР-100М — 950 единиц.
Устройство шахты МБР УР-100
![]()
Одной из главных задач, успешно решённых при конструировании УР-100, являлось уменьшение времени от отдачи команды на пуск до старта ракеты. Для этого был предпринят целый комплекс мер, начиная с того, что ракета могла быть заправлена на всё время нахождения на боевом дежурстве— 10 лет.
На УР-100 установлены совмещенные топливные баки, что уменьшило длину конструкции и привело к постоянному диаметру, равному 2 метрам. Для облегчения операций с ракетой и предохранения её от воздействия окружающей среды ракета помещалась в транспортно-пусковой контейнер, в котором находилась с момента выпуска на заводе до старта. Вместе с этим контейнером ракета транспортировалась по железной дороге и на грунтовой тележке, вместе с ним устанавливалась в шахту. Заправочные горловины были выведены на верхний шпангоут контейнера. Торцы контейнера были закрыты гибкими многослойными диафрагмами с вшитой тросовой системой, которая срывала их при пуске ракеты.
Весь комплекс принятых мер привёл к тому, что от получения команды до пуска проходило менее 3 минут; в большой мере это время лимитировалось временем раскрутки гироскопов — в отличие от американских ракет Минитмен, с которыми приходилось «конкурировать», УР-100 имела узлы вращения гироскопов на обычных подшипниках, что делало невозможным поддержку гироскопов в раскрученном состоянии в течение боевого дежурства. В инерциальной системе управления использовалась гиростабилизированная платформа с тремя двухстепенными гироблоками поплавкового типа.
Первоначально ракета была снабжена радиокомандным комплексом коррекции бокового отклонения, затем он был снят. Для увеличения точности использовалась система стабилизации центра масс, датчиками в которой были поплавковые интегрирующие акселерометры бокового и нормального ускорения, и система регулирования кажущейся скорости.
Могла использоваться, как МБР, с «лёгкой» ГЧ массой 770 кг или как БРСД с более мощной ГЧ около полутора тонн.
Та стартовая площадка на которую я отправился находится в глубине леса. Интересен рельеф расположения шахтной пусковой установки, она расположена как бы в логу, защищенная складками местности и искусственными насыпями подъездной дороги с технологическими площадками.
Вот по этой дороге я выехал на бывшую "точку". Здесь располагалась ШПУ 6 723 РП 52 РД
![]()
Сейчас пусковая площадка превращена в свалку мусора. Чего только тут нет. Да и запах - смесь отработки и дуста ДДТ. Сама шахта располагается там, где стоит моя машинка. Туда мы пройдем позже, а пока осмотрим окрестности
![]()
Низина между двумя насыпями. По насыпям ранее проходила дорога, обеспечивающая проезд по кольцу без разворота
![]()
Под одной из насыпей сохранилось водопропускное устройство
![]()
Еле угадываемая слева дорога ведет на насыпь технологической площадки заканчивающейся тупиком и обрывом в овраг. На схеме шахтной установки этот тупичок присутствует. Только на другую сторону
![]()
На его конце по бокам дороги сохранились вот такие ограничительные столбики
![]()
На этом фото виден резкий спуск с насыпи в овраг
![]()
Один из реперов в центральной части площадки. Не знаю зачем он нужен, ведь это же не Р-16 наземного старта?
![]()
Еще раз типовая схема стартовой площадки ракеты УР-100.
![]()
Подойдем к шахте. Она действительно взорвана. Не сильно. Присыпана для видимости. Весь объем заполнен водой. Бетонная плита сверху имеет характерную форму защитного устройства "крышки"
![]()
Удивительно, но металл до конца не вырезан. Справа виден "язычок" отколовшийся от "крышки". На переднем плане остатки входа
![]()
Вид с другого ракурса
![]()
Видно, что лаз входа в шахту выполнен из какого-то хилого железа, как бы облицовывающего бетон
![]()
Еще раз лаз крупным планом. Следов скоб трапа я не увидел
![]()
Еще немного побродил по кустам, собирая клещей. Два репера неподалеку. У них, как и у первого зачем-то сколоты "макушки". Больше на площадке я не нашел ничего интересного за исключением канав от вырытых кабелей и какой-то под прямоугольной насыпи с канавками по периметру в непосредственной близости от ШПУ. Ее назначение осталось для меня в тайне. Входа я не нашел и вряд ли он был туда со стороны ШПУ. Осталось для меня загадкой и место расположения караульного помещения.
С 1964 по 1975 и с 1974 по 1994 годы на вооружении 52-ой ракетной Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого 2-й степени и Красной Звезды дивизии (52 рд) (в/ч № 54090), дислоцированной под Пермью, состояли ракеты УР-100 и УР-100К соответственно. Я еще застал действующие точки в виде огороженного периметра, да и с дежурными сменами удалось пообщаться - заезжали к нам в археологический лагерь.
Все ракетные шахты (кроме учебной) в настоящий момент взорваны, а их площадки рекультивированный с различной степенью тщательности.
![Взорванная ракетная шахта](/uploads/posts/2016-03/1458641195_swalker.org_1.jpg)
УР-100 (Индекс ГРАУ — 8К84, по классификации МО США и НАТО — SS-11 mod.1 Sego) — советская жидкостная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Принята на вооружение постановлением Совета Министров № 705—235 от 21 июля 1967 года. Головной разработчик — ОКБ-52 (руководитель — В. Н. Челомей). Изготовитель — Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева, Омский авиационный завод и другие.
УР-100 стала самой массовой МБР из всех принятых на вооружение РВСН. С 1966 по 1972 было развёрнуто 990 пусковых установок этих ракет. Максимальное количество одновременно находящихся в эксплуатации ракет УР-100 и УР-100М — 950 единиц.
Устройство шахты МБР УР-100
![](/uploads/posts/2016-03/1458641126_swalker.org_2.jpg)
Одной из главных задач, успешно решённых при конструировании УР-100, являлось уменьшение времени от отдачи команды на пуск до старта ракеты. Для этого был предпринят целый комплекс мер, начиная с того, что ракета могла быть заправлена на всё время нахождения на боевом дежурстве— 10 лет.
На УР-100 установлены совмещенные топливные баки, что уменьшило длину конструкции и привело к постоянному диаметру, равному 2 метрам. Для облегчения операций с ракетой и предохранения её от воздействия окружающей среды ракета помещалась в транспортно-пусковой контейнер, в котором находилась с момента выпуска на заводе до старта. Вместе с этим контейнером ракета транспортировалась по железной дороге и на грунтовой тележке, вместе с ним устанавливалась в шахту. Заправочные горловины были выведены на верхний шпангоут контейнера. Торцы контейнера были закрыты гибкими многослойными диафрагмами с вшитой тросовой системой, которая срывала их при пуске ракеты.
Весь комплекс принятых мер привёл к тому, что от получения команды до пуска проходило менее 3 минут; в большой мере это время лимитировалось временем раскрутки гироскопов — в отличие от американских ракет Минитмен, с которыми приходилось «конкурировать», УР-100 имела узлы вращения гироскопов на обычных подшипниках, что делало невозможным поддержку гироскопов в раскрученном состоянии в течение боевого дежурства. В инерциальной системе управления использовалась гиростабилизированная платформа с тремя двухстепенными гироблоками поплавкового типа.
Первоначально ракета была снабжена радиокомандным комплексом коррекции бокового отклонения, затем он был снят. Для увеличения точности использовалась система стабилизации центра масс, датчиками в которой были поплавковые интегрирующие акселерометры бокового и нормального ускорения, и система регулирования кажущейся скорости.
Могла использоваться, как МБР, с «лёгкой» ГЧ массой 770 кг или как БРСД с более мощной ГЧ около полутора тонн.
Та стартовая площадка на которую я отправился находится в глубине леса. Интересен рельеф расположения шахтной пусковой установки, она расположена как бы в логу, защищенная складками местности и искусственными насыпями подъездной дороги с технологическими площадками.
Вот по этой дороге я выехал на бывшую "точку". Здесь располагалась ШПУ 6 723 РП 52 РД
![](/uploads/posts/2016-03/1458641214_swalker.org_3.jpg)
Сейчас пусковая площадка превращена в свалку мусора. Чего только тут нет. Да и запах - смесь отработки и дуста ДДТ. Сама шахта располагается там, где стоит моя машинка. Туда мы пройдем позже, а пока осмотрим окрестности
![](/uploads/posts/2016-03/1458641151_swalker.org_4.jpg)
Низина между двумя насыпями. По насыпям ранее проходила дорога, обеспечивающая проезд по кольцу без разворота
![](/uploads/posts/2016-03/1458641132_swalker.org_5.jpg)
Под одной из насыпей сохранилось водопропускное устройство
![](/uploads/posts/2016-03/1458641175_swalker.org_6.jpg)
Еле угадываемая слева дорога ведет на насыпь технологической площадки заканчивающейся тупиком и обрывом в овраг. На схеме шахтной установки этот тупичок присутствует. Только на другую сторону
![](/uploads/posts/2016-03/1458641219_swalker.org_7.jpg)
На его конце по бокам дороги сохранились вот такие ограничительные столбики
![](/uploads/posts/2016-03/1458641156_swalker.org_8.jpg)
На этом фото виден резкий спуск с насыпи в овраг
![](/uploads/posts/2016-03/1458641177_swalker.org_9.jpg)
Один из реперов в центральной части площадки. Не знаю зачем он нужен, ведь это же не Р-16 наземного старта?
![](/uploads/posts/2016-03/1458641220_swalker.org_10.jpg)
Еще раз типовая схема стартовой площадки ракеты УР-100.
![](/uploads/posts/2016-03/1458641166_swalker.org_11.jpg)
Подойдем к шахте. Она действительно взорвана. Не сильно. Присыпана для видимости. Весь объем заполнен водой. Бетонная плита сверху имеет характерную форму защитного устройства "крышки"
![](/uploads/posts/2016-03/1458641190_swalker.org_12.jpg)
Удивительно, но металл до конца не вырезан. Справа виден "язычок" отколовшийся от "крышки". На переднем плане остатки входа
![](/uploads/posts/2016-03/1458641214_swalker.org_13.jpg)
Вид с другого ракурса
![](/uploads/posts/2016-03/1458641193_swalker.org_14.jpg)
Видно, что лаз входа в шахту выполнен из какого-то хилого железа, как бы облицовывающего бетон
![](/uploads/posts/2016-03/1458641192_swalker.org_15.jpg)
Еще раз лаз крупным планом. Следов скоб трапа я не увидел
![](/uploads/posts/2016-03/1458641202_swalker.org_16.jpg)
Еще немного побродил по кустам, собирая клещей. Два репера неподалеку. У них, как и у первого зачем-то сколоты "макушки". Больше на площадке я не нашел ничего интересного за исключением канав от вырытых кабелей и какой-то под прямоугольной насыпи с канавками по периметру в непосредственной близости от ШПУ. Ее назначение осталось для меня в тайне. Входа я не нашел и вряд ли он был туда со стороны ШПУ. Осталось для меня загадкой и место расположения караульного помещения.
![](/uploads/posts/2016-03/1458641179_swalker.org_17.jpg)
Комментарии - всего 0