Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У

Военное 07-дек, 2016 SlavinDodge 17 009 1
В этом репортаже рассмотрим МБР первого поколения. В СССР это была Р-16, в США Titan I. На сегодня в России осталась единственная бывшая БСП из трех ШПУ и КП Р-16. В США так же остался только один комплекс Titan I. В видео рассмотрим заброшенные позиции и там и там.
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У
Взорванные ШПУ и КП Р16 8К64У

В начале апреля 2014, когда основная масса снега в Сибири уже подтаяла, но температура все еще минусовая, мне позвонил хороший знакомый. Он признанный сталкер в Сибири и с своей командой бывал практически на всех объектах не только под Новосибирском, но и соседние области исколесил. Задерживали их тоже очень много раз, в тех местах где гражданским быть не положено, но всегда знание законодательства РФ выручало. Правда выросли уже эти сталкеры женились и как то все поутихло. Так вот позвонил мне знакомый и говорит:
- Слава, ты начал снимать объекты, в принципе в Сибири объектов много, а снимают их в лучшем случае на телефоны, фотографии куда не шло, а вот с видео никак. Подкину тебе объект, он конечно "баян" страшный, но толкового видео никто не выкладывал. Да и дорога туда "не очень". К тому же находиться все это на территории действующей военной части войск РВСН, но если вести себя тихо, подойти с нужной стороны, отснять возможно.

Я знал про "Логово Сатаны", но никак не мог определить точки подхода, а разговор с знакомым, расставил все на свои места. Посовещавшись с Евгением, посмотрели видео которое есть в интернете и решили - едем!

Я засел за изучение карт, информации по комплексам Р-16, накидывал сценарий съемки. Дополнительно купили автономный блок питания для ноутбука и мобилок.

Выехать нам удалось только в начале мая, когда подсохли дороги. Для подобных огромных объектов необходим был еще один участник, с опытом, так как действовать приходилось бы по схеме "один лезет - двое страхуют". Я хотя и не имею лишнего веса и жира, нахожусь в отличной форме, но вес мой 90кг, если что то случиться на объекте одному напарнику вытащить меня будет трудно. С собой мы взяли нашу знакомую, специалиста по экстремальному туризму, так же она выполняла роль запасного водителя.
Дорога на объект - эта тема отдельной истории, все это отснято и ждет своего часа. Начиная с середины дороги, дорога превратилась в сплошные ямы заполненные водой. Дорога песчаная, но слава богу по ней кто то ездит. Трудности начались когда свернули в лес, на лесную дорогу. В низинах стоит грязь, которая мне по колено. Для моего Ниссана, низкого, переднеприводного, это непреодолимое препятствие. По краям дороги - лес, местами огромные ели стоят так близко что даже пройти между ними проблема. Грязевые ямы объезжали по лесу, бывало искали по 15 минут место где можно заехать в лес, проехать между деревьями и выехать опять на дорогу. Толкали 2-3 раза машину, когда моя летняя резина буксовала на мокрой траве. Было место которое объехать было не возможно, пришлось вырубить нависающие ветви деревьев, расстелить покрывала и одним колесом по грязи, вторым по обочине с разгона преодолеть препятствие. Конечно не думали о том что еще ехать обратно, все мысли были - "Вперед, на объект!" Еще каждый молча, про себя, думал - "Только бы не пошел дождь!" Прорвавшись по лесной дороге и обогнув часть столкнулись с проблемой. Вокруг части периодически проезжают военные грузовые машины. Они размесили в некоторых местах дорогу так, что трактор даже не смог бы пройти. Нашли объезд по лесу, но там было множество колючей проволоки, в траве незаметной. Проткнув колеса, мы бы засели надолго, пришлось бы идти к военным и просить помощи. По этому прошарив весь предполагаемый путь на коленях и убрав деревья, ветки и колючку, потратив часа полтора, все же прорвались к бетонке, опоясывающей ШПУ. Ура мы на объекте.
Припарковавшись на бывшем плацу, переоделись и стали готовить аппаратуру. Взяли с собой 2 аккумулятора, 2 флешки для фотоаппарата, тоже для камеры, налобные фонарики и запасные батарейки для них, большой светодиодный прожектор, фляжки с кофе и чаем, сникерсы. Так же у каждого было по пачке сигарет, мы не курим, но в случае контакта с военнослужащими, за эту пачку сигарет можно выменять свободу действий=) Я начитал приветствие(в видео не вошло), взял план сьемки и схему объекта(на самом деле схема не подошла, она совсем не подходила ни по одному пункту). Все мы двинулись на объект.

Входили с главного входа. Сразу чувствовался холод и все были рады, что оделись тепло, под камуфляжем были одеты шерстяные вещи. Двигались группой, сначала заходит один человек в помещение, двое подсвечивают и страхуют на случай свисающих с потолка железяк, торчащих из стен труб. За дырами в полу следил каждый самостоятельно, но дыр на самом деле мало, в основном технологические отверстия в которые проходили кабеля или трубы. Я хотел отснять максимально что бы составить потом план-схему объекта и выложить его для будущий посетителей, начитывал положение помещений относительно входа. Сами по себе помещения первого этажа(минус первого, все же это под землей) особого интереса не представляют. Там есть определенные интересные вещи, но их мало. Красивое место - погрузочное помещение, там отдышались, согрелись, в общем нужно видеть ни фотография, ни видео не передает этого ощущения, когда ты в объекте, но над тобой небо.
Нашли спуск на минус второй этаж, спустились ниже мимо помещения дезактивации и остановились. На полу был лед. Лед толщиной до метра, залитый водой, где-то вода была 2см, где-то 30см. Это был шок. Ноги промокли и мгновенно начали мерзнуть. Пройдя практически весь этаж, обнаружили гигантское вентиляционное оборудование, станцию по выработке азота, подстанцию 6кВт, вспомогательные помещения, баки для хранения дизтоплива и масла для дизельгенераторов. Встретили зайца который упал в вентиляционную шахту и бегал по всему объекту, создавая жуткие звуки и постоянно подгоняющего нас=) Комментировать я уже практически не пытался, зуб на зуб не попадал, трясло от холода. Еще был обнаружен неприятный косяк при съемке. Когда ты выдыхаешь, пар от дыхания не виден глазом, но камера и фотоаппарат улавливают пар и расфокусируются. Постоянно приходилось останавливаться и ждать фокусировки. В конец замерзли так что каждое движение давалось с трудом, ног уже не чувствовали. Решили выходить греться, надевать сапоги и куртки.
Какой прекрасной показалась зелень распускающихся листьев, синее небо и солнце, после холода и серых бетонных помещений. Поймали "колотуны", тот кто занимался подводной охотой знает это ощущение. Выходишь из воды, после 30-40 минут "заныриваний" и через 5 минут тебя начинает колотить. Каждая твоя мышца трясется, сокращается и расслабляется в диком темпе. Ты ощущаешь СКОЛЬКО у тебя мышц даже там где ты и не думал что они есть. И ты ничего не можешь с этим поделать, колотит так что кажется еще несколько секунд и остановится сердце. Хорошо что это длится не более пяти минут. Перекусили, одели сапоги, легкие пуховые куртки под камуфляж ведь нас ждали еще потерны соединяющие командный центр с ШПУ и помещениями храниния компонентов топлива.
Поставили новые "свежие" аккумуляторы в аппаратуру, израсходованные поставили заряжать в машине. Я при замене флешки в камере обнаружил особенность, камера не читала ни одну флешку Kingston. А у меня был куплен запас как раз из этих флешек. Как только не бился, не хочет и все. На помощь пришел Евгений. Вставил в фотоаппарат, и о чудо, у него они стали читаться. Форматнул быстренько и моя камера скушала их.
В полной готовности решили походить по верху, посмотреть ШПУ, другие входы в объект, заодно отогреться окончательно.
Нашли несколько колодцев с коммуникациями, вентшахту одной из потерн, ДОТ, посмотрели на взорванные ШПУ. Я полазил по вентшахтам и туннелям коммуникаций вокруг ШПУ, но сильно далеко пролезть не получилось, практически везде завалы, да и не предназначальст они для прохода-пролаза людей. А застрять где то в бетонной или железной трубе вниз головой не представляло романтики. Вот тут то и сработало правило "никогда не лазь в одного" в узком проходе, пока вылазил зацепил головой кусок арматуры. Если бы кто то из напарников сверху наблюдал и подсказывал за что держатся, где препятствия - этого не случилось бы. Все моя торопливость, нужно же все успеть облазить. Сам бетон ШПУ, с толстенной арматурой, выворочен и раскидан по всей территории. Представляю какой силы был взрыв. Арматура до сих пор целая, только изменила цвет на коричневый, а если потереть, то проступает отличный металл. По центру ШПУ находится собственно шахта, залитая небесно-синей водой. Глубина 30 метров и как мне думается уже на 10-15 метрах от поверхности там лед, который не тает даже в середине лета.
Насмотревшись и излазив ШПУ, двинулись обратно, в сторону входа. Шли другим путем так как заметили запасной вход и решили узнать куда он выводит. Это была небольшая будка из бетона, с дотом наверху и открытой гермодверью. Замков на двери нет, но все равно она поражает своими размерами. Вниз вела лестница с срезанными меж-лестничными площадками. Начали с напарницей спуск в низ, думали что лестница никогда не закончится. Внизу нас ждал лед еще одна "герма" вмороженная в лед. Надписи на двери показывали ее положение в различных степенях готовности объекта. Всего таких дверей на этом шлюзе было четыре, но до наших дней сохранилась лишь одна. Еще одна, срезанная, лежала вмороженная в лед. Пройдя через шлюз обнаружили что мы находимся рядом подстанцией 6 кВт. Направо вверх был вход в помещение дезактивации, прямо и налево коридор входил в главную потерну.
Быстренько вышли через первый этаж, пройдя комнату дезактивации, наружу. Забрали Евгения, спустились на второй этаж и двинулись в сторону главной потерны. Под ногами лед, в воздухе пар от дыхания, холодно. На стенах до сих пор сохранились надписи с указанием направления движения. Вдоль стен на уровне головы металлические уголки, на которых проходили кабеля. Двинулись вправо, в сторону помещения с баками, где хранился "Гептил", который являлся горючим, для данных ракет. Более правильнее называть его НДМГ. Смешиваясь с окислителем, он самовоспламенялся и поддерживал устойчивое горение, что позволяло достаточно успешно применять его в качестве компонента топлива, для жидкостного ракетного двигателя. От главной потерны отходят небольшие коридорчики в сторону ШПУ. Пол полностью покрыт 50см льдом. Кое где слой воды, но нам в резиновых сапогах - это не страшно.
Дошли до помещения с НДМГ. Целые баки, с надписями "Гептил" и датами проверки и испытаний. Внутри баки в таком состоянии, как будто их только выпустили с завода. Единственное что нас преследовало в этом помещении - это запах йода, такое ощущение что им там было залито все, возможно составом в котором присутствовал йод там проводилась дезактивация. Выше находилась станция наддува азотом. Стойки без приборов и шкафы управления, с частично оставшимися пускателями ПМЕ и контакторами, присутствуют. Под ними помещение где находилось насосное оборудование для закачки, естественно его уже нет кроме некоторых труб. Так же задвижки вентиляционного оборудования. Пройдя дальше по помещению возможно было обогнув ШПУ попасть в "красную" потерну. Что мы и сделали.
"Красная" потерна представляет из себя коридор с ответвлениями в сторону ШПУ и соединяет их между собой. В каждой из ответвлений есть запасной выход в районе ШПУ с бронебойным люком. На самом деле назначение потерны не понятно, единственно что нам понравилось - там было сухо и не было льда. Один конец потерны засыпан обвалом, второй выходит в вентшахту. Пройдя ее целиком, а это не одна сотня метров, вернулись в главную потерну.
Тут произошел главный облом первой поездки, у Евгения закончился запасной аккумулятор, и он не фотографировал. К машине не пошли, так как поджимало время, и хотелось пройти до отъезда всю главную потерну. Так же сыграло роль осознание того, что поймав еще раз "колотуны", мы вряд ли заставим себя спуститься под землю еще раз.
Для чего мы проходили целиком потерну. Когда на втором этаже я увидел зайца, он убежал в коридор, и как мне показалось на тот момент, этот коридор соединялся с главной потерной. Коридор был затоплен, и даже в сапогах я не мог пройти, так как вода в 20 метрах от входа в коридор доходила мне до края сапог. Штаны от ОЗК, мы взять не додумались.
Пройдя потерну от начала и до конца мы не обнаружили ответвлений ведущих к этому проходу. Народ замерз и требовал выхода на улицу. Возможно я уже был не внимателен, а возможно и нет соединения с вторым этажём кроме основного входа.
Увидели вход в помещение где хранился окислитель, но заходить не стали. На втором выезде с Евгением, мы посетили данное помещение и отсняли. Баки там выпилены, все засыпано металлическими опилками, которые не ржавеют. Так же присутствует пост сжатого воздуха, для наддува бака окислителя второй ступени. Остальное все как в помещении с "Гептилом".
А мы же выдвинулись в сторону выхода и нам предстояло пройти обратно около 800 метров по холоду, воде и льду.
Выползли наконец на улицу, пошли к машине. Попили горячего чая, кофе. Переоделись в гражданскую, теплую одежду. Я попросил ребят быстренько посмотреть еще один вход в потерну "верхнюю", что бы запланировать на следующую поездку его съемку. Спустился в нее, увидел сухой пол и скорее полез обратно.

В вторую поездку с Евгением мы прошли целиком всю эту потерну, определили что под нами проходит главная потерна. Верхняя потерна проходит мимо всех ШПУ. Протяженность около 1 км. Начинается и заканчивается вентшахтами, в которых раньше стояли вентиляторы с радиаторами. Имеет выход к действующей военной части. Имеет ответвления в сторону ШПУ и командного центра. Часть заканчивается тупиками с наличием выходов с бронированными люками в венткамеры. Из потерны идут трубы к внешней оболочке ШПУ. Так как третьего члена группы на второй поездке не было, все ответвления и трубы к оболочке ШПУ не исследованы. На стенах надписи с приветами из СССР. Дембеля 1972 года оставили послание с указанием городов и фамилий.
Дополнительно я излазил на втором и первом этаже все доступные отверстия и вентиляцию, что дало более обширные представления о расположении помещений относительно друг друга.
Минус второй поездки, я был простужен и голос звучал глухо, в связи с этим часть комментариев просто не слышно. Второе - понадеявшись на то что на улице было +30, не взяли теплую одежду, замерзли сильно, трясти начинало уже после 5 минут нахождения на льду.
В целом вторая поездка дополнила то что не успели отснять до этого.

Поеду ли я еще на этот объект? Поеду в 2017 году, весной. С хорошим светом, с несколькими камерами и отсниму все полностью с нуля. Без тряски и размытого фокуса.

Могу ли я свозить туда группу или одиночного туриста? На этот объект не повезу, так как в плане травматизма, он опасен.

Поеду ли я в Казахстван, где данный комплекс в гораздо лучшем состоянии сохранился, в том числе часть оборудования и ШПУ не взорваны? Да, очень хотел бы, но все зависит от наличия времени.

На сегодня смонтировано 3 видео по объекту и выложен фотоальбом.