Брошенный самолет М-17 'Стратосфера'

Военное 26-мар, 2019 Рядовой 15 969 5 Ошибка
Это история о стратосферном самолёте, который был способен длительное время барражировать на огромных высотах, уничтожать вражеские дрейфующие аэростаты противника и при этом вести электронную разведку.
Брошенный самолет М-17 'Стратосфера'
В середине прошлого века (50-60 годы) Американские высотно - разведывательные самолёты постоянно патрулировали границы СССР. Особо глубоко не залетали, ими хорошо был усвоен урок, когда над Свердловском (сейчас Екатеринбург) был сбит самолёт-шпион У-2. И тогда хитрые «Микки маусы», для сбора разведданных придумали запускать над СССР дрейфующие аэростаты, запускаемые с территории стран НАТО. Гениальная идея. Аэростаты могли дрейфовать используя ветра, изменять высоту полёта от 0 до 50 км. Они могли нести как фото аппаратуру, так и взрывчатку. У СССР было только одно средство борьбы с ними, это ракеты «воздух-воздух», или «земля-земля», но понятно, что стоимость ракеты и стоимость аэростата были не сопоставимы.

В 1967 году Генеральному конструктору В.М Мясищеву было поручено создать высотный дозвуковой самолёт который мог уничтожать аэростаты на большой высоте и собирать разведданные. Этот проект получил название «тема 34».

Задача сложная. Нужно спроектировать самолёт с низкой скоростью полёта на большой высоте. Ведь пилоту нужно время заметить аэростат и прицелиться. Нужно было создать оружие (и боеприпасы) которое могло поразить аэростат. Проделать в шаре диаметром 100 метров небольшие дырки мало — нужно чтобы площадь поражения была несколько квадратных метров. Иначе из-за небольшой разницы давлений, аэростат сразу не упадёт.

Начались поиски аэродинамической схемы и профилей Были проанализированы все доступные профили самолётов и планеров летающих на больших высотах — ни один из них не подходил.

После долгих поисков был сконструирован особый и уникальный профиль крыла который мог обеспечить высотный полёт в атмосфере. Самолёт построили по инновационной по тем временам двухбалочной схеме. О высоких летных возможностях машины говорит факт, что М-17 мог планировать с высоты в 1 км. на дальность в 30 км.

В 1978 построили первый лётный образец. Испытания завершились трагедией. Самолёт упал, вращаясь в горизонтальной плоскости.При вторичном заходе на посадку он снизился слишком рано, задел крылом сопку, расположенную у начала полосы. Лётчик Кир Чернобровкин не зафиксированный привязными ремнями, ударился виском о переплет фонаря и погиб.

Три года спустя построили второй лётный экземпляр. Первый полёт М-17 (бортовой 17401) состоялся 26 мая 1982 года.

Сбивать аэростаты оказалось трудной, но решаемой задачей. Если при выполнении обычной задачи нужно соблюсти три условия (исправный самолёт, здоровый экипаж и нормальная погода), то при работе по аэростату этих условий 12! Из-за разницы скоростей, время на прицеливание и выстрел и смену траектории составляло всего 10 секунд. Но поставленная задача была выполнена и М-17 прекрасно с ней справлялся.

Всего на самолёте М-17 было установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъёмности для машин весовой категории 16-20 тонн с одним турбореактивным двигателем.

Затем ситуация в стране изменилась. Самолёт выполнял научные эксперименты, а затем ему оторвали крылья, раздербанили внутренности и бросили на задворках музея в Монино, где он и находится по сей день.

Его сорокаметровые крылья хорошо видно издалека.

Кабина и часть крыла.

Кабина пилота. Что интересно, кабина была герметична.

Воздухозаборники двигателя.

Хвост М-17 валяется рядом.

Я посетил много технических музеев, а подобного бардака не встречал. Хоть бы накрыли обломки. В легенду об отсутствии финансирования не верю. Дело в людях.

Характеристики М-17

Тип двигателя – 1ТРД РКБМ (Новиков) РД-36-51В, тягой 6 000 кгс.
Максимальная скорость – 743 км/ч.
Практическая дальность полета – 1 325 км.
Продолжительность полета – 2 часа 14 минут.
Практический потолок – 21 550 м.
Вооружение – подвижная пушечная установка на основе ГШ-23Л
Экипаж – 1 человек.

Источник