Одиночный поход. Байконур, 'Буран' и площадка №41

Военное 14-янв, 2020 Ян Капп 18 541 8 Ошибка
Одиночный поход по космодрому Байконур к космическим кораблям "Буран" и площадке №41

Как и у многих желания побывать в Казахстане, а собственно в районе космодрома Байконур у меня проявилось исследуя просторы интернета. Предысторию своей дороги расписывать не буду начну со старта, а стартовал я собственно на обочине трассы М32. Т.к. я считаю себя больше обычным пешим туристом, то и слова будут проскальзывать до более простые, а так же отчет схож с туристическими, ну как умею.

P.S. На данном ресурсе я начинал создавать данный отчет в апреле 19 года, но что то руки не дошли и я его бросил, по уже неведомым причинам.

Утро. Встав, позавтракав, сверив маршрут и двинул в путь, до ближайший точки 10км, а именно Площадка 244 (Шахтная-пусковая установка (ШПУ).



Прошел пару км, уже вступил в так называемую территорию космодрома Байконур, находиться тут простой челяди запрещено, но никаких запрещающих знаков естественно нету. Прошел ещё пару км мимо пролетела Нива, видимо какие либо черметчики или просто пастухи, не остановились, кабину не начистили, пошел дальше.



Подошел к 244 площадке:



Площадка № 244 (объект 401В). Одна из шести шахтных пусковых установок ракеты 8К69 (Р-36 орб) На боевом дежурстве с 1971г. Орбитальные ракеты 8К69 были сняты с боевого дежурства в январе 1983г. в связи с заключением Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), в котором был оговорен запрет на подобные системы. После взорваны.

Не стал долго задерживаться, т.к. шагать мне еще осталось и шагать, сегодня по плану нужно было пройти: Площадка 244 — Площадка 243 — Площадка 67 — Площадка 41, что примерно было 40-45км. Сделал пару фото/видео продолжил путь, до следующей площадки 8 км, по пути в далече встретил стадо коров, и после всадника на коне в холмах, дошел до площадки 243 без экцессов.

С виду та же самая площадка быть должна, но на месте и не скажешь.

Стройплощадка подумалось мне. Все идёт под разбор, со всех сторон подъезды для большегрузов, копают/вывозят/демонтируют, вопрос только кто сие действие производит?



На территории мусор (карты,бутылки,упаковки из под еды) оставленные рабочими, ну а так же не большая документация:



Осмотрев площадку направился к рюкзаку, оставленному в стороне, дабы перекусить и отправиться дальше. Подошел, поднял рюкзак для распаковки, расстроился. Кинув небрежно рюкзак на землю, я продырявил бытуль с водой, литр воды канул в лету.



С собой в дорогу я взял 3 л (столько позволял небольшой рюкзак + 1 л воды мне купил водитель дальнобоя, собственно легко пришли, легко ушли) чутка расстроился, т.к. 3л воды это довольно таки маловато на переход в 100-120км и 2-3 дня пути, ну а снега на который я рассчитывал, просто как бы это сказать поприличнее… нету нифига…

Делать было нечего, перекусив, двинул дальше, дальше по курсу было Площадка 67 в 15-18 км от моего местонахождения, далее места чуть более обитаемы (сотрудниками космодрома + возможными патрулями) нужно было быть чуть аккуратнее. Кроме того нужно было сделать небольшой обход Площадки 45 (ныне действующей) которая попадалась мне на пути.



Площадка № 45 — пусковая площадка на космодроме «Байконур», используемая для запусков полезной нагрузки с помощью ракет-носителей серии «Зенит», в том числе в рамках международной программы «Наземный старт». C 2007 года - СК "Зенит-С" для ракет-носителей "Зенит-2" и "Зенит-3".
На начало 2013 года со стартового комплекса площадки 45 проведено 45 пусков ракет-носителей

Сказано сделано, на часах 17:00-17:30 подхожу к Площадке 67, через полтора часа должно было стемнеть, в план маленько не укладывался(нужно было помимо 67 площадки дойти до 41, при этом осмотрев эту). Вышел на накатанную дорогу направился к 67 площадке, было решено, поставить палатку на этой площадке после побегать и обследовать её.
Площадка 67 — на ней находились две наземные ПУ для пусков ракет Р-36 (8К67), Р-36орб (8К69), а также для минометных (бросковых) испытаний Р-36М, МРУР-100.




Подошел, начал рассматривать местность, бункеры/ангары параллельно смотреть место для палатки. Стало жутковато. Я даже немного в трусы сиканул, если быть честным. От этих масштабов, от десятков ангаров в высотою в 2-х этажные здания, где на одну половину они были открытые, а на другую закрытые в которых не зги не видно, в которые даже заходить осматривать не хотелось. Так же различные бункеры со все различными дырками и туннелями ведущими фиг знает куда и фиг знает какой протяженностью.



Прошло минут 20-30, как я таскался по этим еб*ням, говоря сам себе: «Что ты здесь забыл, шлёпок майонезный» как вдруг начался настоящий пздц в котором моё очко сжалось до величины размера горошек. Дело было так:

Поднялся я наверх на один из этих ангаров, чтобы осмотреть всю местность целиком, посмотрел, спустился, иду, мимо будки брошенной прохожу, смотрю направо стоят смотрят на меня, в таком порядке: человек — УАЗик — человек, в тройке, я опешил и замер на месте, смотрим друг на друга. Я с замиранием сердца делаю 5 шагов назад и прыгаю в эту будку (скрылся из вида) стою и думаю бл*дь и что делать, при этом выглядываю в тихую и палю где они там, смотрю эти господа присаживаются в УАЗик и начинают двигать в мою сторону, я опять скрылся в будку и стал ожидать. Слышу сигналят, ну я подумал про себя «ну а фигли сынок здесь поделать, иди сдавайся» ну я и пошёл, кто либо это не был, выхожу, оборачиваюсь, а эти типы с пробуксовки разворачиваются и топят в противоположную сторону.



Пока пришел в себя через 5 минут, решил было встать на окраину площадки разбить палатку, залезть и уже начать дремать. Эмоций на сегодняшний день хватило. Двинул, подошел уже к окраине, вдоль шел выкопанный ров и рядом накиданная земля, взглядом поймал место для палатки пошел в ту сторону. Иду молча, прислушиваюсь… гул… подумал всё вернулись за мной, едут, оборачиваюсь, в метрах 100 едет уже другой УАЗ (белого цвета, прошлый был серого), я такой про себя подумал «ну п*дц, что вообще тут происходит» упал на землю за накиданную землю и стал наблюдать в монокль и на камеру.



Минут 10-15 прошло наблюдал, они что-то там ковырялись, то ли выгружали, то ли загружали, то ли искали закладку там, фиг его пойми, вроде уехали за ангар из виду скрылись, опять же мысли в голове: «Ну его нафиг эту площадку пойду я в степь открытую ночевать» встал, согнулся в три погибели и пошел прочь оттуда в степь, в стороны 41 площадки, при этом оглядываясь как бес.

И что вы думаете - отошел я на 300 метров, так эти персонажи опять выехали и были в зоне видимости, что делать, я в степи, тут не фига нигде не спрятаться, завидев, за метров 30-40 куст я полу гусиным, полу-гусеничным шагом побёг туда. Завалился за куст достал монокль и начал наблюдать. Начал моросить дождь…



Просидев 10 минут таким образом мне стало пофиг, подумав про себя «да в рот оно е**сь, посижу пока стемнеет и уйду в степь, а там по темноте поставлю палатку» Через 10-15 минут они развернулись и умчались прочь, в этот раз я уже видел их отъезд по дороге ведущей из данной площадки, по которой пару часов назад я шагал.



Встав и отряхнувшись, я углубился в степь на метров 500, встал примерно между 67 и 41 площадкой на самой середине, между ними было около 3 км.



Установив палатку, залез в неё, приготовил еду, поел, улегся спать. Как и у нормального человека меня заполонили мысли в голове «А что эти персонажи собственно делали за час перед закатом, 2 машины, не уж что что то замышляли и мутки мутили» и прочая мысля меня посещала в тот вечер перед сном. День был ужасно приятен, я закрыл глаза и уснул, хотел отпустить этот п*дц, но п*дц меня не отпустил…

Разложил палатку, поужинал, закрыл глаза и уснул под звук обильно моросящего дождя …

Прошло около часа как я открыл глаза и начал вникать в происходящий издец. За последний час сна, ветер усилился и выбил все колышки, внешний тент прижался к внутренней части и за час в палатке образовалось 2 лужи, под лопатками и спиной. Спальник был уже довольно таки влажненький, не говоря об остальных всех вещах. В торопях собрал технику/документы и упаковал в пакет, сел и стал думать.

Параллельно вытаскивая руку за палатку и вставляя внешний тент в колышки и тем самым натягивая его, дабы уменьшить поток поступающей воды ко мне в палатку, данную процедуру повторял каждые 5-10 минут. Просидев таким образом около полутора часа и выжимая воду наружу с помощью своих уже промокших вещей, я все таки дождался конца. Дождь закончился. Изрядно устав за прошедший день я открыл все входы из палатки и завалился спать, полагаясь на усилившийся ветер который подсушит палатку. Уснул… Всю ночь палатка так и норовилась взлететь и умчаться в далекую степь, но 50кг тушка лежащая в ней не давала ей никаких шансов, ночь была не спокойной.

Открыв глаза и немного повалявшись, приговаривая при этом «еб**утым с добрым утром», я все таки встал, поел, собрал палатку/кипу промокших вещей и двинул дальше в путь, в 1.5 — 2 км находилась ближайшая точка и первая цель моего посещения, это площадка 41. Где находился стартовый комплекс ракеты Р-16.



Прежде чем идти к месту трагедии, решил немного обойти данную площадку, ничего примечательного в принципе на ней и нету, такая же разруха кругом и куча мусора, не большой фонтанчик и дембельские текста.



Недалеко нашел хатку с лежанкой и печкой уже разломанной. Либо пастухи, либо мародеры в свое время ночлежки тут устраивали и кутили.



В подземных сооружениях ничего интересного кроме мусора
Направился к месту трагедии:



На 41 площадке находиться мемориал на месте трагедии 24 октября 1960 года. Крупнейшая катастрофа в мировой истории ракетной космической техники.
К тяжелейшим последствиям привела спешка при подготовке запуска и нарушением правил ТБ, двухступенчатой ракеты Р-16, а так же стремлением успеть осуществить запуск к приближавшемуся празднику — годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Взрыв…
Международная обстановка была тяжелейшая, вовсю развивался Берлинский кризис. Как воздух нужна была ракета межконтинентальной дальности. Мир стоял на пороге войны. В тот злополучный день погибло 78 человек (цифры разнятся).
Среди погибших был и главный маршал артиллерии Неделин М.И.
Данные о катастрофе были сразу же засекречены, и первый упоминания о ней в советских СМИ начали появляться только в 1989г.

Побродив, поснимав и осмотрев стенды/мемориалы, натикало порядка 12 часов. Уже собрался закругляться как вдалеке появился до боли знакомый мне белый УАЗик, ехавший по дороге не далеко от моего места.

Направившись к рюкзаку, сложив все манатки техники я присел. Начал употреблять водичку и орешки, при этом приговаривая «сейчас если приедет заберет меня особо то и не расстроюсь, пофиг» т.к. после проведенной такой ночи желания идти дальше особо то и не было. Прошло 5-10 минут, не радуясь и ни сколько не расстраиваясь кидаю рюкзак за спину и двигаю в дальше путь.

Погода УГ, ветер воет, дождь моросит, впереди 32-34 км до следующей цели: МЗК со стоящему внутри него «Буранами»



Далее скучный и монотонный переход длинною в 7-8 часов, голая степь, почти на всём протяжении. Начало смеркаться, прохожу мимо одной из площадок ШПУ ныне законсервированной, до цели осталось 3-4 км.

Поворачиваю голову, щурюсь, что то там ползёт, достаю монокль смотрю «ну йокаламэнэ» по дороге в сторону площадки едет бобик ментовской, без особых эмоций снимаю рюкзак кидаю на землю, падаю сверху на него. Минут 10-15 проходит в течении которых я иногда поднимаюсь и наблюдаю где они и что они там. Видимо патрулировали. Попадаться за 3-4 км перед оставшейся цели уже не хотелось.

Пропали из виду. Встал, пошел дальше. Воды осталось около полутора литров, на сегодня хватит подумалось мне. Шагаю... Вижу корыто, ржавое, с наполненной дождевой водой, останавливаюсь, отдыхаю, набираю воды, решив «прокипячу, чаёк заварю, на завтра хватит». Шагаю.. Начинает темнеть..



Начал подходить расстояние меньше 2км, со всех работающих ныне площадок по очереди загораются прожекторы и фонари, тишина…



Включил фонарь на самый минимум светя себе под ноги начал подбираться, прошел 1 периметр колючей проволоки, второй… дырки есть, но в темноте найти было их не просто. Сердце ушло в пятки, я дошел еб**ть!!! Кругом тишь, гладь, да божья благодать. За каждый скрип и шорох подпрыгиваю с испуга.

Все окна и двери 1 этажа замурованы и заварены от таких персонажей как я, если и лезть то только в окна которые находились на уровне 2-3 метров. Из рядом лежачего мусора собрал 2 ступеньки, запрыгнул в окно.

Тьма. Светя себе под ноги зашагал, в поисках места под ночлег. В большой зал с буранами заходить не стал, там сквозняком выл ветер, да и собственно сыкотно мне было, тьма, а светить фонарем на весь этот здоровенный ангар особо то и не хотелось.



Побродив 15-20 минут по этажам я все же нашел более менее чистую комнату, с какой то вентиляцией. Начал устраиваться.

С помощью небольшого паракорда от двери до тумбы вентиляции сделал натяг, дабы прикрыть дверь, и если вдруг кто то и будет ломиться то хоть как то был бы предупрежден я, не ну а что страшно там пзд* одному то было



Разложился, развернул палатку, сварил чаек из найденной воды, приготовил еды, поел, улегся… Стал накидывать план-банан на завтра, решил что встану к восходу солнца, часа 2 полазаю осмотрю бураны и начну кочевать отсюда в сторону трассы. Сон пришел самим собой, уснул . . .

Утро заключительного дня настало. Открыв глаза, мне послышался хруст... Оооо даааа, эту музыку я узнаю с первой ноты, ноты боли… Ночевка на бетонном полу, без какого либо каремата дала о себе знать, все тело гудело…

Оклемавшись, позавтракав, быстро собрав монатки и не задерживаясь, я начал выходить из своей «замурованной» комнатушки. Долго не думая я двинулся в огромный ангар к «Буранам» куда буквально вчера я ссал заходить.

Выхожу в коридор, темно, как будто ночь и не заканчивалась. Навострив уши, я включил фонарь и пошел дальше.

С потолка капала вода, где то вдалеке бились стекла, были слышны чириканье братьев наших меньших — пернатых, вдруг из ниоткуда вдали показался свет «Господи веди меня к свету» — подумал я, выключил фонарь и направился в ту сторону.

Барабанная дробь в сердце начала свой звон… Вот ОН !!! Истинный момент !!! Передо мной во всей красе предстал венец, венец космической эры СССР!! Как и у многих кто здесь побывал, у меня перехватило дыханье, заколотилось сердце, ноги стали внезапно подкашиваться, меня охватила дрожь. Все что я смог выдавить из себя в эти секунды, это было одно простое слово «Еб*******ть» и то шепотом. Я был поражен и восхищен. Глазам было не за что зацепиться. Взгляд же мой метался из стороны в сторону, пытаясь объять весь масштаб этого комплекса…, этой истории… Боковые стены МЗК были увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ и все различных конструкций, оснащенных гидроприводами. Перед носами кораблей, стоят другие технологические платформы, которые видимо предназначались для доступа к кабинам и двигателям.



На фото было дело не передать, масштаба этого свидетельства и атмосферы в которой я находился в тот момент.
Монтажно-заправочный комплекс (МЗК) — длина ангара 132 метра, высота - 62. С 2-х сторон расположены огромные раздвижные ворота.
Внутри МЗК стоят два корабля, один из которых второй летный экземпляр "Буря", а другой - технологический макет ОК-МТ предназначенный для отработки предстартовых испытаний. Макет был доставлен на космодром Байконур в недалеком 1984 году, испытания проводились до 1990г.
Другой же летный экземпляр первой серии орбитального корабля созданный в рамках советской космической программы «БУРАН». Был практически подготовлен к космическому полету в 1992г. Должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с орбитальной станции «МИР», в котором космонавты должны были посетить его на орбите, с последующей автоматической посадкой на аэродроме Юбилейной, что находиться тут же недалеко от МЗК. Для корабля предназначалось название «БУРЯ». Полёт не был осуществлен по причине недостаточного финансирования и закрытия программы в 1993г., когда степень готовности аппарата оценивалось в 95-97%.

Последующие 2-3 часа я молча бродил по этажам этого комплекса и по многочисленным комнатам, осматривая конструкции, предметы, документацию доживший до этого дня. Весь цветмет еще вывезли в 90-х поэтому кроме все различных ржавеющих железяк там ценного ничего и не осталось, не считая конечно же этих вездесущих кораблей. Так сложилось что история «Бурана» стала символом нашей истории, олицетворением нашей судьбы, свидетельством нашего взлета и падения, показателем нашего отношения к нашему историческому наследию, отношению к самим себе.



Подумать только, каждый из оставшихся «ГОСДЕПОВСКИХ» шаттлов занял свое заслуженно место в национальных музеях Америки, пропагандируя их национальные достижения и являясь предметом их национальной гордости. Наши же, часть экземпляров распределились по коммерческим жилкам, либо всё ещё проще как эти... гниют в задворках… полупустынь…



Прогуливаясь по балконам каждого этажа с одного конца в другой, время стремилось к обеду, того времени, что я оставил себе мне не хватило, чтобы с полной сущностью пропитаться всеми закоулками этого комплекса. На прощание в который раз решил обойти «Бурю», перед смертью не надышишься как говориться.

Недалеко от МЗК так же находиться одно из самых высоких зданий на космодроме, это СДИ, с установленной в ней макетом ракеты «Энергия М» Принять решение о его посещении я предполагал на месте, так сказать смотря на обстоятельства, и принял «не сегодня». Это будет отличным поводом вернуться в эти края, конечно же если к этому времени их не пустят в утиль.


Ракета «Энергия», подобный макет установлен в СДИ

Стенд динамических испытаний (СДИ) — построен для вибрационных испытаний РН «Энергия» и корабля «Буран» в вертикальном положении
Ракета носитель «Энергия» первая советская ракета и самая мощная из отечественных ракет, была создана для вывода на околоземную орбиту полезной нагрузки массой более 100 тонн в виде многоразовых орбитальных кораблей на примере Бурана так и в виде самостоятельных крупногабаритных космических аппаратов. Главным отличием от Американской версии SPACE SHATTLE заключалась в том, что их система не могла летать без орбитального корабля.

Нужно было уходить, я довольно таки не плохо измотался за последние дни, воды оставалось около литра и то в виде чая, еды как само собой полагающая я брал с собой немного, предполагал здесь долго не задерживаться и пройти весь путь как можно быстрее. Основной мой рацион составляли: орешки, конфеты и палка колбасы с хлебом, которыми я питался днём на ходу. Утром заварная кашка, вечером спагетти.

С надеждой и мыслями, что я сюда ещё вернусь, я стал делать первые шаги в сторону своего дома, до которого мне оставалось порядка 1400км. Вылез тем же маршрутом что и вошёл. Погода за последние 2 дня пошла на поправку, космодром решил проводить меня на хорошей волне.

Оглядываясь по сторонам направо и налево, начали слышатся звуки. Космодром давно проснулся, с одной стороны звучал тепловоз мчавшийся в сторону одной из работающих площадок.



С другой стороны заслышались звуки сирены известные мне под ментовским сигналом, который заставил меня сесть на жопу под ближайшее укрытие, просидев пару минут и поняв, что это не за мной я зашагал в сторону периметра колючей проволоки.



Отойдя на небольшое расстояние я развернулся, чтобы окинуть прощальный взгляд на умирающую историю.



Как и в предыдущем дне мне предстоял долгий и монотонный переход на расстояние в 30-32км до трассы, о котором особо рассказывать и нечего. Весь обратный путь я размышлял о прошедшей прогулке. Больно было представить, что при создании «Энергии» и «Бурана» были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских организаций, военных строителей, эксплуатационных частей космических сил. Десятки министерств и ведомств организовывали работу предприятий. Академия наук СССР и академии союзных республик работали над решением проблем создания уникального комплекса. Всего в разработке участвовало более 1200 организаций. Над созданием этой системы работали около миллиона человек во всех отраслях промышленности Советского Союза, а теперь мы видим то, что видим. Выводы делать Вам. Я был рад, что из всех запланированных и поставленных целей я достиг все, приехав сюда.

К вечеру я благополучно добрался до единственной в тех краях автотрассы М32, спустя 2 дня я сидел уже дома, обдумывая, стоит ли писать те строки этого путешествия которые сейчас читаете Вы…

Дело сделано, а ведь подумать только, сколько ещё интересных мест и секретов таит в себе ушедшая эпоха советского времени…

-----------------------------------------------------------------------------------------

Пользуясь случаем я хотел бы поблагодарить свой скелет, за ту поддержку которую он мне оказывал эти 7 дней, которые мне потребовалось, чтобы пройти этот маршрут…

Ну и собственно видеоотчет с мест тех событий: