Тульский комбайновый завод, Первая территория
Тульский комбайновый завод начал выпуск продукции в 1936-1937 годах. Назывался он тогда "Новая Тула" и к сельскохозяйственным машинам не имел никакого отношения. Занимался завод производством продукции для армии и, позже, фронта. 23 ноября 1941 года на заводе было организовано производство 37-мм минометов. А в январе 1942 произошёл довольно показательный, на мой взгляд, случай, говорящий о профессионализме и квалификации рабочих завода. Группа рабочих нашла на свалке токарный станок 19го века, стоявший ранее, судя по клейму, на Оружейном заводе. После доработки и модернизации станок был запущен. Именно на нём были произведены первые казённые части для новых 82х миллиметровых миномётов. На заводе было разработано и изготовлено ( в количестве 11 штук ) оригинальное устройство для штурма укреплённых вражеских позиций- бронированое пулемётное гнездо- волокуша. Сия огневая точка оснащалась пулемётом "Максим" с рассчётом из двух человек. Волокуша цеплялась к лёгкому танку, доставлявшему её к вражеским позициям, где бойцы её отцепляли и открывали огонь, прикрывая наступающую пехоту. Для лучшей проходимости волокуша была оборудована металлическими лыжами.
После войны завод получил задание правительства- изготавливать эмалированую посуду, аллюминиевые кастрюли, кружки и т.д. С задачей коллектив успешно справился, несмотря на отсутствие специализированого оборудования.
Параллельно с этим на заводе доводился до ума опытный образец комбайна, вчерне завершённый ещё в апреле 1941. 9 мая 1947 года с конвейера сошёл первый в стране самоходный зерноуборочный комбайн С-4. До этого отечественные комбайны передвигались по полям при помощи тракторов.
Со временем завод наращивал производство и расширял социальную инфраструктуру. Были открыты пионерский лагерь, турбаза, больница, спорткомплекс (его нынешнее состояние в отчёте Емели ЗДЕСЬ ). Рабочие завода переселялись из бараков в новые пятиэтажные дома в районе нынешних улиц Кирова и Баженова. В 1963 здесь был открыт Дом Культуры Комбайностроителей ( ныне в нём располагается супермаркет :(( ).
Кроме зерновых комбайнов завод изготавливал картофелеуборочные комбайны, прямоточные зерновые, безлафетные, коноплеуборочные жатки и другие машины, газовые плиты "Тула", эмалированую посуду. В 1973 году завод перешел на выпуск жатвенных агрегатов для высокопроизводительных комбайнов "Колос" и "Нива". В 80х годах освоил производство жаток к комбайнам "Дон". До 95 года основной продукцией были именно жатвенные агрегаты к комбайнам "Нива" и "Дон". Производство достигло 86 тыс единиц в год. Общая площадь территории предприятия достигала 111 га, производственные площади 184 тыс.кв.м, количество оборудования 3 тысячи единиц.
Но "дикий рынок" 90х добрался и до ТуКЗ. Свернул производство комбайнов "Ростсельмаш", и спрос на тульские агрегеты пропал. Как и большинство предприятий страны, ТуКЗ пытался выжить за счёт аренды площадей, а позже развалился на три предприятия. Одно, сохранившее название ТуКЗ, с переменным успехом продолжило производить разнообразную сельхозтехнику. Второе-"Мишка-Тула-Москва" ( одним из учредителей был шахматист и политик Анатолий Карпов, долгое время проживший в Туле ) выдвинуло амбициозный проект производства на своих площадях микролитражного автомобиля "Мишка", который, по замыслам руководства, должен был заменить на наших дорогах "Оку". Правда, стоимость новинки была заявлена в районе 150 т.р- дороже ВАЗовской классики ( около 110 т.р. в то время ). Особенностью "Мишки" был полностью пластиковый штампованый корпус. Вот так сие чудо автопрома выглядело
Было изготовлено и представлено высокой комиссии из областного и московского начальства несколько образцов нового автомобиля. Всем всё очень понравилось, и... И всё. Сейчас один из опытных "Мишек" догнивает в одном из заброшенных корпусов завода. Надеюсь, я успею добраться до него прежде, чем кучу пластика вывезут на свалку. Третий осколок ТуКЗ, как я понял, специализировался на махинациях с недвижимостью завода и вскоре исчез.
Державшаяся на плаву часть ТуКЗ неоднократно объявляла о реорганизации производства и т.д. и т.п., однако, в 2009 году на заводе была введена процедура конкурсного управления, а в 2010 суд признал банкротство завода. В данный момент на территории ТуКЗ кучкуются арендаторы.
Отдельно хотелось бы сказать о предприятии, выкупившем значительную чать ТуКЗ, и продолжающем свою экспансию на заброшенные цеха. Это т.н. "Щегловский вал"- дочернее предприятие КБП, созданое в октябре 2001 года. Предприятие специализируется на сборке, настройке и проведении испытаний наземного оборудования (боевых машин) зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО Сухопутных войск малой дальности «Панцирь-С1», артиллерийского вооружения (модернизированное боевое отделение БМП-2, унифицированное боевое отделение БМД-4), для боевых машин пехоты, боевых машин десанта и бронетранспортеров, выпускает медицинские лазеры. Производство здесь начиналось параллельно с ремонтом. Корпуса и коммуникации, которые были приобретены КБП для организации "Щегловского вала", находились в состоянии, близком к аварийному. За двенадцать лет предприятие превратилось в одно из крупнейших в городе. Вместе с родиной легендарных "Градов" и "Смерчей"- предприятием "Сплав", КБП, производящим высокоточные системы вооружения, и изготовителем корпусов авиационно-бомбовых средств поражения ФГУП "Базальт", "Щегловский вал" составляет единую промзону, специализирующуюся на производстве вооружений. На одной из заброшенных территорий ТуКЗ, о которой речь пойдёт в моих отчётах, находящейся между "Сплавом", "Базальтом" и "Щегловским валом", в скором времени планируется организация третьей очереди производства "Щегловского вала".
Сейчас на бывших площадях ТуКЗ находится три обособленных территории забросов. Первая ( о ней сегодня и пойдёт речь ) состоит из трёх (минимум ) цехов, очистных сооружений и ХВО. Вторая- та самая, планируемая под производство "Щегловского вала", состоит из котельной, железнодорожной платформы, овощехранилища ( понятия не имею, что оно там забыло ) и шести ( минимум) цехов. Третья- три крупных сборочных цеха, на которые можно полюбоваться со стороны центральных проходных ТуКЗ. До неё, несмотря на удобное расположение непосредственно вблизи от границы завода, я никак не могу добраться. Кроме того, по заводу разбросаны мелкие не используемые строения, не используется большая часть помещений как старого, так и нового административных зданий.
Административка несколько лет назад. Сейчас названия завода нет, площадка зарастает
Заранее прошу сильно не бить за качество интерьерных фоток и обилие пересвета. Мой фотик пролёживает в милиции в качестве вещдока, поэтому хожу с древним. У него что-то с фокусировкой на ближних объектах.
Итак, телепортируюсь на территорию. Одна из основных дорог предприятия. В отдалении, несмотря на выходной, шумит тяжёлая техника, кто-то матерится, подвывают какие-то агрегаты. А здесь покой и тишина, нарушаемая скрежетом оторваного листа изоляции теплотрассы.
Два здания, неизвестного пока мне назначения.
Для начала иду, как всегда, налево :) Двери закрыты, но выбитые окна к моим услугам. И, сразу за окном, первый сюрприз.
Россыпь лабораторных стеклянных палочек, собранные в обоймы по десять штук ампулы с кристаллическими эфиром, бензолом, бензопиреном, другими химикатами. Это, как я понял позже, привет из соседнего здания.
Назначение этого цеха до сих пор остаётся для меня загадкой. Всё усыпано некой мелкодисперсной белой гадостью, не похожей на что-то,известное мне.
Часть здания занимают два бункера элеватора
На втором этаже расположена электромастерская, административное помещение и большой зал, в котором установлены электрощиты, релейные короба, пульты управления
После войны завод получил задание правительства- изготавливать эмалированую посуду, аллюминиевые кастрюли, кружки и т.д. С задачей коллектив успешно справился, несмотря на отсутствие специализированого оборудования.
Параллельно с этим на заводе доводился до ума опытный образец комбайна, вчерне завершённый ещё в апреле 1941. 9 мая 1947 года с конвейера сошёл первый в стране самоходный зерноуборочный комбайн С-4. До этого отечественные комбайны передвигались по полям при помощи тракторов.
Со временем завод наращивал производство и расширял социальную инфраструктуру. Были открыты пионерский лагерь, турбаза, больница, спорткомплекс (его нынешнее состояние в отчёте Емели ЗДЕСЬ ). Рабочие завода переселялись из бараков в новые пятиэтажные дома в районе нынешних улиц Кирова и Баженова. В 1963 здесь был открыт Дом Культуры Комбайностроителей ( ныне в нём располагается супермаркет :(( ).
Кроме зерновых комбайнов завод изготавливал картофелеуборочные комбайны, прямоточные зерновые, безлафетные, коноплеуборочные жатки и другие машины, газовые плиты "Тула", эмалированую посуду. В 1973 году завод перешел на выпуск жатвенных агрегатов для высокопроизводительных комбайнов "Колос" и "Нива". В 80х годах освоил производство жаток к комбайнам "Дон". До 95 года основной продукцией были именно жатвенные агрегаты к комбайнам "Нива" и "Дон". Производство достигло 86 тыс единиц в год. Общая площадь территории предприятия достигала 111 га, производственные площади 184 тыс.кв.м, количество оборудования 3 тысячи единиц.
Но "дикий рынок" 90х добрался и до ТуКЗ. Свернул производство комбайнов "Ростсельмаш", и спрос на тульские агрегеты пропал. Как и большинство предприятий страны, ТуКЗ пытался выжить за счёт аренды площадей, а позже развалился на три предприятия. Одно, сохранившее название ТуКЗ, с переменным успехом продолжило производить разнообразную сельхозтехнику. Второе-"Мишка-Тула-Москва" ( одним из учредителей был шахматист и политик Анатолий Карпов, долгое время проживший в Туле ) выдвинуло амбициозный проект производства на своих площадях микролитражного автомобиля "Мишка", который, по замыслам руководства, должен был заменить на наших дорогах "Оку". Правда, стоимость новинки была заявлена в районе 150 т.р- дороже ВАЗовской классики ( около 110 т.р. в то время ). Особенностью "Мишки" был полностью пластиковый штампованый корпус. Вот так сие чудо автопрома выглядело
Было изготовлено и представлено высокой комиссии из областного и московского начальства несколько образцов нового автомобиля. Всем всё очень понравилось, и... И всё. Сейчас один из опытных "Мишек" догнивает в одном из заброшенных корпусов завода. Надеюсь, я успею добраться до него прежде, чем кучу пластика вывезут на свалку. Третий осколок ТуКЗ, как я понял, специализировался на махинациях с недвижимостью завода и вскоре исчез.
Державшаяся на плаву часть ТуКЗ неоднократно объявляла о реорганизации производства и т.д. и т.п., однако, в 2009 году на заводе была введена процедура конкурсного управления, а в 2010 суд признал банкротство завода. В данный момент на территории ТуКЗ кучкуются арендаторы.
Отдельно хотелось бы сказать о предприятии, выкупившем значительную чать ТуКЗ, и продолжающем свою экспансию на заброшенные цеха. Это т.н. "Щегловский вал"- дочернее предприятие КБП, созданое в октябре 2001 года. Предприятие специализируется на сборке, настройке и проведении испытаний наземного оборудования (боевых машин) зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО Сухопутных войск малой дальности «Панцирь-С1», артиллерийского вооружения (модернизированное боевое отделение БМП-2, унифицированное боевое отделение БМД-4), для боевых машин пехоты, боевых машин десанта и бронетранспортеров, выпускает медицинские лазеры. Производство здесь начиналось параллельно с ремонтом. Корпуса и коммуникации, которые были приобретены КБП для организации "Щегловского вала", находились в состоянии, близком к аварийному. За двенадцать лет предприятие превратилось в одно из крупнейших в городе. Вместе с родиной легендарных "Градов" и "Смерчей"- предприятием "Сплав", КБП, производящим высокоточные системы вооружения, и изготовителем корпусов авиационно-бомбовых средств поражения ФГУП "Базальт", "Щегловский вал" составляет единую промзону, специализирующуюся на производстве вооружений. На одной из заброшенных территорий ТуКЗ, о которой речь пойдёт в моих отчётах, находящейся между "Сплавом", "Базальтом" и "Щегловским валом", в скором времени планируется организация третьей очереди производства "Щегловского вала".
Сейчас на бывших площадях ТуКЗ находится три обособленных территории забросов. Первая ( о ней сегодня и пойдёт речь ) состоит из трёх (минимум ) цехов, очистных сооружений и ХВО. Вторая- та самая, планируемая под производство "Щегловского вала", состоит из котельной, железнодорожной платформы, овощехранилища ( понятия не имею, что оно там забыло ) и шести ( минимум) цехов. Третья- три крупных сборочных цеха, на которые можно полюбоваться со стороны центральных проходных ТуКЗ. До неё, несмотря на удобное расположение непосредственно вблизи от границы завода, я никак не могу добраться. Кроме того, по заводу разбросаны мелкие не используемые строения, не используется большая часть помещений как старого, так и нового административных зданий.
Административка несколько лет назад. Сейчас названия завода нет, площадка зарастает
Заранее прошу сильно не бить за качество интерьерных фоток и обилие пересвета. Мой фотик пролёживает в милиции в качестве вещдока, поэтому хожу с древним. У него что-то с фокусировкой на ближних объектах.
Итак, телепортируюсь на территорию. Одна из основных дорог предприятия. В отдалении, несмотря на выходной, шумит тяжёлая техника, кто-то матерится, подвывают какие-то агрегаты. А здесь покой и тишина, нарушаемая скрежетом оторваного листа изоляции теплотрассы.
Два здания, неизвестного пока мне назначения.
Для начала иду, как всегда, налево :) Двери закрыты, но выбитые окна к моим услугам. И, сразу за окном, первый сюрприз.
Россыпь лабораторных стеклянных палочек, собранные в обоймы по десять штук ампулы с кристаллическими эфиром, бензолом, бензопиреном, другими химикатами. Это, как я понял позже, привет из соседнего здания.
Назначение этого цеха до сих пор остаётся для меня загадкой. Всё усыпано некой мелкодисперсной белой гадостью, не похожей на что-то,известное мне.
Часть здания занимают два бункера элеватора
На втором этаже расположена электромастерская, административное помещение и большой зал, в котором установлены электрощиты, релейные короба, пульты управления
Комментарии - всего 8