Тульский комбайновый завод, Первая территория

Заводы 29-июл, 2012 джон84 38 741 8 Ошибка
Тульский комбайновый завод начал выпуск продукции в 1936-1937 годах. Назывался он тогда "Новая Тула" и к сельскохозяйственным машинам не имел никакого отношения. Занимался завод производством продукции для армии и, позже, фронта. 23 ноября 1941 года на заводе было организовано производство 37-мм минометов. А в январе 1942 произошёл довольно показательный, на мой взгляд, случай, говорящий о профессионализме и квалификации рабочих завода. Группа рабочих нашла на свалке токарный станок 19го века, стоявший ранее, судя по клейму, на Оружейном заводе. После доработки и модернизации станок был запущен. Именно на нём были произведены первые казённые части для новых 82х миллиметровых миномётов. На заводе было разработано и изготовлено ( в количестве 11 штук ) оригинальное устройство для штурма укреплённых вражеских позиций- бронированое пулемётное гнездо- волокуша. Сия огневая точка оснащалась пулемётом "Максим" с рассчётом из двух человек. Волокуша цеплялась к лёгкому танку, доставлявшему её к вражеским позициям, где бойцы её отцепляли и открывали огонь, прикрывая наступающую пехоту. Для лучшей проходимости волокуша была оборудована металлическими лыжами.
После войны завод получил задание правительства- изготавливать эмалированую посуду, аллюминиевые кастрюли, кружки и т.д. С задачей коллектив успешно справился, несмотря на отсутствие специализированого оборудования.
Параллельно с этим на заводе доводился до ума опытный образец комбайна, вчерне завершённый ещё в апреле 1941. 9 мая 1947 года с конвейера сошёл первый в стране самоходный зерноуборочный комбайн С-4. До этого отечественные комбайны передвигались по полям при помощи тракторов.
Со временем завод наращивал производство и расширял социальную инфраструктуру. Были открыты пионерский лагерь, турбаза, больница, спорткомплекс (его нынешнее состояние в отчёте Емели ЗДЕСЬ ). Рабочие завода переселялись из бараков в новые пятиэтажные дома в районе нынешних улиц Кирова и Баженова. В 1963 здесь был открыт Дом Культуры Комбайностроителей ( ныне в нём располагается супермаркет :(( ).
Кроме зерновых комбайнов завод изготавливал картофелеуборочные комбайны, прямоточные зерновые, безлафетные, коноплеуборочные жатки и другие машины, газовые плиты "Тула", эмалированую посуду. В 1973 году завод перешел на выпуск жатвенных агрегатов для высокопроизводительных комбайнов "Колос" и "Нива". В 80х годах освоил производство жаток к комбайнам "Дон". До 95 года основной продукцией были именно жатвенные агрегаты к комбайнам "Нива" и "Дон". Производство достигло 86 тыс единиц в год. Общая площадь территории предприятия достигала 111 га, производственные площади 184 тыс.кв.м, количество оборудования 3 тысячи единиц.
Но "дикий рынок" 90х добрался и до ТуКЗ. Свернул производство комбайнов "Ростсельмаш", и спрос на тульские агрегеты пропал. Как и большинство предприятий страны, ТуКЗ пытался выжить за счёт аренды площадей, а позже развалился на три предприятия. Одно, сохранившее название ТуКЗ, с переменным успехом продолжило производить разнообразную сельхозтехнику. Второе-"Мишка-Тула-Москва" ( одним из учредителей был шахматист и политик Анатолий Карпов, долгое время проживший в Туле ) выдвинуло амбициозный проект производства на своих площадях микролитражного автомобиля "Мишка", который, по замыслам руководства, должен был заменить на наших дорогах "Оку". Правда, стоимость новинки была заявлена в районе 150 т.р- дороже ВАЗовской классики ( около 110 т.р. в то время ). Особенностью "Мишки" был полностью пластиковый штампованый корпус. Вот так сие чудо автопрома выглядело
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Было изготовлено и представлено высокой комиссии из областного и московского начальства несколько образцов нового автомобиля. Всем всё очень понравилось, и... И всё. Сейчас один из опытных "Мишек" догнивает в одном из заброшенных корпусов завода. Надеюсь, я успею добраться до него прежде, чем кучу пластика вывезут на свалку. Третий осколок ТуКЗ, как я понял, специализировался на махинациях с недвижимостью завода и вскоре исчез.
Державшаяся на плаву часть ТуКЗ неоднократно объявляла о реорганизации производства и т.д. и т.п., однако, в 2009 году на заводе была введена процедура конкурсного управления, а в 2010 суд признал банкротство завода. В данный момент на территории ТуКЗ кучкуются арендаторы.
Отдельно хотелось бы сказать о предприятии, выкупившем значительную чать ТуКЗ, и продолжающем свою экспансию на заброшенные цеха. Это т.н. "Щегловский вал"- дочернее предприятие КБП, созданое в октябре 2001 года. Предприятие специализируется на сборке, настройке и проведении испытаний наземного оборудования (боевых машин) зенитных ракетно-пушечных комплексов ПВО Сухопутных войск малой дальности «Панцирь-С1», артиллерийского вооружения (модернизированное боевое отделение БМП-2, унифицированное боевое отделение БМД-4), для боевых машин пехоты, боевых машин десанта и бронетранспортеров, выпускает медицинские лазеры. Производство здесь начиналось параллельно с ремонтом. Корпуса и коммуникации, которые были приобретены КБП для организации "Щегловского вала", находились в состоянии, близком к аварийному. За двенадцать лет предприятие превратилось в одно из крупнейших в городе. Вместе с родиной легендарных "Градов" и "Смерчей"- предприятием "Сплав", КБП, производящим высокоточные системы вооружения, и изготовителем корпусов авиационно-бомбовых средств поражения ФГУП "Базальт", "Щегловский вал" составляет единую промзону, специализирующуюся на производстве вооружений. На одной из заброшенных территорий ТуКЗ, о которой речь пойдёт в моих отчётах, находящейся между "Сплавом", "Базальтом" и "Щегловским валом", в скором времени планируется организация третьей очереди производства "Щегловского вала".
Сейчас на бывших площадях ТуКЗ находится три обособленных территории забросов. Первая ( о ней сегодня и пойдёт речь ) состоит из трёх (минимум ) цехов, очистных сооружений и ХВО. Вторая- та самая, планируемая под производство "Щегловского вала", состоит из котельной, железнодорожной платформы, овощехранилища ( понятия не имею, что оно там забыло ) и шести ( минимум) цехов. Третья- три крупных сборочных цеха, на которые можно полюбоваться со стороны центральных проходных ТуКЗ. До неё, несмотря на удобное расположение непосредственно вблизи от границы завода, я никак не могу добраться. Кроме того, по заводу разбросаны мелкие не используемые строения, не используется большая часть помещений как старого, так и нового административных зданий.
Административка несколько лет назад. Сейчас названия завода нет, площадка зарастает
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Заранее прошу сильно не бить за качество интерьерных фоток и обилие пересвета. Мой фотик пролёживает в милиции в качестве вещдока, поэтому хожу с древним. У него что-то с фокусировкой на ближних объектах.

Итак, телепортируюсь на территорию. Одна из основных дорог предприятия. В отдалении, несмотря на выходной, шумит тяжёлая техника, кто-то матерится, подвывают какие-то агрегаты. А здесь покой и тишина, нарушаемая скрежетом оторваного листа изоляции теплотрассы.
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Два здания, неизвестного пока мне назначения.
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Для начала иду, как всегда, налево :) Двери закрыты, но выбитые окна к моим услугам. И, сразу за окном, первый сюрприз.
Россыпь лабораторных стеклянных палочек, собранные в обоймы по десять штук ампулы с кристаллическими эфиром, бензолом, бензопиреном, другими химикатами. Это, как я понял позже, привет из соседнего здания.
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Назначение этого цеха до сих пор остаётся для меня загадкой. Всё усыпано некой мелкодисперсной белой гадостью, не похожей на что-то,известное мне.
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Часть здания занимают два бункера элеватора
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

На втором этаже расположена электромастерская, административное помещение и большой зал, в котором установлены электрощиты, релейные короба, пульты управления
Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.

Тульский комбайновый завод. Первая территория.
1 2 3 4 5 6 7 8 9