Стратегические руины, или самый большой заброшенный завод Алтая
Видели ли вы хоть раз большой заброшенный завод? Не дом, не избушку, не отдельный цех, а именно завод - другими словами целый комплекс заброшенных производственных цехов, ангаров, тоннелей и бомбоубежищ? В Барнауле есть такое место - это территория бывшего комбината Химволокна (КХВ) на проспекте Калинина. Целые улицы заброшенных строений, мёртвых глазниц выбитых окон, изъеденных дырами стен и полуразваленных АБК. Кто видел эти картины, согласятся, что масштаб постапокалиптических картин комбината впечатляет.
Но сегодня мой рассказ не о КХВ. Его территория доступна любому желающему и с каждым годом заброшенные цеха всё больше превращаются в руины. Нет, я расскажу вам о куда более впечатляющем месте, о самом большом заброшенном предприятии нашего края - Бийском химическом комбинате. Чтобы хоть приблизительно понять масштабы комбината - сложите территории всех барнаульских заводов по проспектам Калинина и Космонавтов и умножьте на два. В советское время это было оборонное предприятие, по сути комбинат-призрак, не обозначавшийся на картах и схемах и охранявшийся по последнему слову техники.
Минуя зловещий предупреждающий знак, мы аккуратно войдём на территорию, где давно воцарилось забвение и мёртвая тишина перемежается со скрипом ржавого металла и треском бетона из темноты заброшенных цехов. История создания комбината уходит своими корнями в начало 50-х годов XX века и масштабом своим сопоставима с маштабностью свершений той эпохи...
В 1949 году Пентагон приступает к разработке плана "Дропшот" - по сути стратегии войны США против Советского Союза и его союзников для противодействия предполагаемому вторжению СССР в Западную Европу, Ближний Восток и Японию. Советский Союз принимает ответные меры и начинает проектирование новых заводов по производству баллиститных порохов и взрывчатых веществ. Создаются комиссии по выбору площадок в районах предполагаемого размещения военных объектов.
В июне 1949 года Совет министров СССР утверждает строительство порохового завода №262 и завода взрывчатых веществ №267 на землях Бийской лесной дачи под кодовым названием "Почтовый ящик №47". В том же году на Семипалатинском полигоне испытывается первая атомная бомба, а в Бийск приезжает комплексная изыскательная экспедиция ГСС ПИ-1. К 1952 году уже готов крупномасштабный план строительства секретного военного объекта юго-западнее города – от реки Бии до горы. В 1954 году забиты первые колышки. Началось строительство зданий теплоэнергоцентрали (ТЭЦ) и ремонтно-механического завода (РМЗ).
В 1959 году предприятие "П/Я 47" принимается Государственной комиссией и вступает в строй действующих пороховых заводов, а в 1960 году получает название Бийский химический комбинат. Все следующие десятилетия комбинат стабильно поставляет армии и флоту взрывчатые элементы, топливные заряды для боеприпасов, систем крупного и мелкого выстрела, стратегического вооружения.
Соответственно, охраняться подобное производство должно было очень хорошо, однако уже в конце 50-х годов стало ясно, что отряды ВОХР не смогут обеспечить надежную охрану, особенно восточной площадки, где начинался выпуск той продукции, ради которой строился комбинат. В январе 1960 года была сформирована в/ч, отдельный батальон по охране особо важных предприятий промышленности, впоследствии переформированный в полк МВД в/ч 3484, существующий до сих пор.
В 1965 из Бийского Химкомбината были выделены ряд цехов и создано новое предприятие — Бийский олеумный завод, которое существует и поныне. Однако масштаб БОЗ едва ли сопоставим с БХК - Олеумный завод занимает не более 20% от бывшей территории Химкомбината.
В 1992 году БХК был приватизирован и получил название ОАО "Полиэкс". Бывшее заводоуправление сохранилось до сих пор напротив завода Сибприбормаш на улице Гейдекштрассе.
В 2002 году в отношении "Полиэкса" была введена первая процедура банкротства. На тот момент комбинат включал в себя 400 производственных зданий общей площадью 560 тыс. кв. метров. На "Полиэксе" трудились около 2 000 человек. Тогда банкротства удалось миновать. Однако предполагаемого оздоровления предприятия не произошло. В мае 2004 года в отношении "Полиэкса" была открыта вторая процедура несостоятельности. И в марте 2006 года он был признан банкротом. Стоит заметить, что комбинат умер примерно в то же время, что и наш барнаульский КХВ, упомянутый в начале материала.
Но уже в те годы огромная часть производственных помещений, складов и бомбоубежищ находилась в заброшенном состоянии. После закрытия предприятие стали раздирать по кускам. Вывозилось всё, вплоть до плит и кирпичей, не говоря о чермете и остатках производства. Многие корпуса постоянно подвергались радиационному облучению, а стены и перекрытия пропитаны нитроглицерином, кроме того в почве и фундаментах зданий содержатся взрывчатые вещества, оставшиеся от производства. Неудивительно, что за последние 10-15 лет на территории БХК произошло множество аварийных ситуаций, которые не обошлись без человеческих жертв.
Сегодня масштабы разрушений и правда впечатляют. Территория комбината выглядит, как город после массированной бомбардировки. На километры во все стороны тянутся внутрезаводские дороги, по обеим сторонам которых гниют огромные железобетонные мастодонты.
Многие производственные цеха имеют земляную обваловку, которая призвана гасить силу взрывной волны в случае аварий на производстве. Такие происшествия случались неоднократно за почти полувековую историю производства. Входы и въезды в укреплённые подземелья защищали массивные защитные герметичные двери и ворота, вес которых исчислялся тоннами.
Есть на территории и такие подземелья, куда помещались целые железнодорожные составы. На фото один из порталов в эти масштабные потерны. Дух захватывает от масштабности и современной бесхозяйственности! Какие были времена, какие цели, какие жертвы! Размах созидания наших предков сопоставим разве что с размахом нашего нынешнего безразличия к судьбе собственной страны.
Пройдя не один километр вдоль бескрайних руин, стало интересно: а что же представляют из себя бомбоубежища БХК, призванные в своё время защищать работников предприятия от ядерных боеголовок противника и техногенных катостроф? Такие сооружения не отмечены на картах, однако их расположение и функциональность знал каждый работник производства, поскольку учения гражданской обороны проходили регулярно и охватывали бОльшую часть территории и работников БХК.
Заметив характерный для подобных сооружений оголовок вентшахты, мы аккуратно спускаемся внутрь...
Как и следовало ожидать, защитное сооружение давно стало беззащитным. Просто большой бетонный куб под землёй, разделённый внутри перегородками на отдельные помещения. Кругом разруха, вывороченный метал и весенний талый лёд под ногами. А во льду - противогазы, фильтры и прочее прогнившее имущество ГО.
Вот и всё, что осталось от градообразующего предприятия Бийска. Это настоящий тлен и торжество забвения. Большинство из вас едва ли когда-то увидит эти картины своими глазами. Да и любоваться здесь особо нечем. Просто необходимо знать и помнить, что когда-то все граждане нашей страны были объединены общей идеей и не жалели времени, средств и собственных сил ради достижения общего блага. Как строили мирную жизнь и готовились к войне. Как ставили цели - великие, недостижимые... И как сумели сохранить мирное небо над нашей с вами головой.
До новых встреч, уважаемые читатели.
Источник Barnaul22.ru
Комментарии - всего 2