Амдерма, Часть 3 - Город которого нет, как все начиналось
Амдерма. Россия. Часть 1 "Город которого нет, наши дни".
Амдерма. Россия. Часть 2 "Город которого нет, наши дни".
Амдерма. Россия. Часть 2 "Город которого нет, наши дни".
История
9 июля 1933 года к пустынному берегу «лежбища моржей» (амдерма), как называли это место ненцы, мотобот «Вайгач» доставил из Варнека первую партию заключенных в количестве 30 человек. Руководил этой группой горный инженер заключенный Евгений Сергеевич Ливанов. Группа имела в своем распоряжении лошадь, телегу и буровой станок. «Командировка Амдерма» - так называлось это подразделение Вайгачской экспедиции.
Прибывшие к месту проведения работ командировки профессор заключенный П.В.Виттенбург – зав. геологической частью ВЭ и К.Д.Клыков – главный инженер ВЭ, ознакомившись с результатами геологоразведки, разрешили провести пробное бурение. Первая скважина была забурена 30 июля, а 19 августа мотобот «Вайгач» доставил вторую буровую установку. В районе речки Амдермы выявлены кальцито-флюоритовые жилы, мощностью до одного метра, с содержанием флюорита до 97%. 27 августа пароход «Леонид Красин» доставил 1700 тонн груза и 202 заключенных. За три месяца на диком берегу Карского моря вырос поселок Амдерма.
«Амдерминское месторождение флюорита, открытое в 1932 году геолого-поисковой партией П.А.Шрубко, уже в 1934 году выдало промышленности 5711 тонн плавика (флюорита), в 1935 году - 8890 тонн, а в 1936 году добыто 15 195 тонн. Благодаря богатейшим запасам амдерминского флюорита страна получила возможность отказаться от импортных закупок этого минерала».
В.В.Лобанов. «Здравствуй, здравствуй, Амдерма моя!».
С октября 1933 года по август 1934 года начальником командировки «Амдерма» был Иван Алексеевич Кокорев. После доклада на Коллегии ОГПУ начальника начальника Вайгачской экспедиции А.Ф.Дицкална приказом № 155 по ГУЛАГ всему составу ВЭ была объявлена благодарность. Приезд Дицкална в Амдерму в канун 1 мая был связан с поздравлением ударников Амдермы.
Осенью 1933 года на камни в районе мыса Белого плотно сел огромный морской пароход, принадлежащий буржуазной Эстонии. Пароход «Кенник» (в других источниках «Кинник») был полностью загружен первоклассным енисейским лесом. Стащить «Кенник» с банки не смогли даже прибывшие ледокол «Ленин», пароход «Вологда» и «Спасатель №2». Начавшиеся осенние шторма заставили прекратить спасательные работы. Команда «Кенника» покинула пароход с застрахованным грузом. А.Ф.Дицкалн решил разгрузить 2500 тонн леса и сам пароход. Аварийная группа во главе с Дицкалном в конце ноября 1933 года прибыла на мыс Белый для принятия решения на месте.
План разгрузки «Кенника» был утвержден московским руководством ГУЛАГ. В конце декабря 1933 года командировка «Белый Мыс» приступила к работе. Бригадам заключенных, работавших по 12 часов в сутки, предстояло освободить пароход ото льда, толщина которого достигала полутора метров, освободить трюмы и палубу от пиломатериала, демонтировать все палубное оборудование, поднять из трюмов уголь. Аммоналом пробили подъезд к пароходу, и шофер «полуторки» заключенный В.И.Хохлов, делая в день по 20 рейсов, вывез 282
тонны первоклассного угля.
Особенно ответственным был демонтаж паровой машины «Кенника». Паровой котел диаметром три метра и весом 10.5 тонн домкратами медленно поднимали до уровня палубы 10 дней. По освобожденной от надстроек палубе котел по слегам спустили на лед. Вслед за этим были сняты цилиндры паровой машины весом 6, 7, и 8 тонн каждый. Эту работу вместо погибшего М.Г.Ровнякова возглавил заключенный И.А.Лойко.
В заполненном водой трюме «Кенника» был установлен отличный токарный станок. Отвернуть гайки на анкерных болтах на глубине 4 метра можно было только в водолазном костюме. Скафандр нашли на «Кеннике», но к нему не было шлема. Из головной части вентиляционной трубы и каютного иллюминатора инженер М.Г.Ровняков и слесарь И.Ф.Камышанский изготовили водолазный шлем, испытание которого провел Ровняков, а работу по демонтажу цилиндров и токарного станка выполнил И.Лойко.
24 марта 1934 года в 21-30 все руководство командировки «Белый Мыс» погибло от рук решившихся на побег заключенных Ануфриева и Кулемина. Были застрелены начальник командировки Ф.И.Николаенко, механик М.Г.Ровняков, воспитатель
Н.Н.Ивановский и заключенный В.Швец. В результате перестрелки при преследовании бандитов погиб боец ВОХР П.А.Лаппо. Все были похоронены на
кладбище поселка Варнек.
Источник: polarpost.ru
Авторы фото: А.Н.Лойко
Комментарии - всего 1