Есть такой известный фильм ужасов – «Сайлент Хилл». Для тех, кто не смотрел, расскажу. Действие происходит в таинственном шахтерском городе, под которым уже много лет горит уголь. Само собой, в городе творится разная паранормальщина. Но всё это не было бы так страшно, если бы не декорации – целые кварталы заброшенных построек.
Думаю, вы уже догадались какие ассоциации вызвало у меня посещение нашего сегодняшнего объекта – Ткварчала.
Как и многие абхазские населённые пункты, название города в разных языках отличается: Ткварчели по-грузински, Ткуарчал по-абхазски. Мы будем придерживаться нейтрального Ткварчал.
Город был построен рядом с угольными шахтами, и основной функцией ЖД была транспортировка угля. Здесь же находилась ГРЭС, снабжавшая электроэнергией добрую часть региональных потребителей. Само собой, работала она на местном угле.
Уголь в районе добывают до сих пор, и вывозят также по ЖД. Следствием этого являются горы угольной пыли, перемешанной с водой. Болото ещё то.
Топливо вывозят в порт Очамчири полувагонами и думпкарами, где его перегружают на корабли и везут в Турцию.
Стоит отметить, что угледобычу ведет турецкая компания. Кому достается большая часть прибыли, думаю, говорить бессмысленно, но 90% бюджета района формируют налоговые поступления именно «Ткуарчалугля».
А к чему же я говорил про Сайлент Хилл в начале поста? Дело в том, что население города после войны начала 90-х уменьшилось в несколько раз. Сам город выглядит заброшенным.
Но даже он не идет ни в какое сравнением с Акармарой – городом ещё выше в горах, в который раньше также вела железная дорога, ныне разобранная на металлолом…
В городе живёт около 200 человек, а жилой фонд построен на более чем 2000…
После небольшого перерыва продолжаю своё повествование о путешествии в Абхазию.
Задержавшись дольше планируемого в Очамчыре днём ранее, мы вынуждены были перенести посещение Ткуарчала и Акармары на следующий день. Впрочем, это оказалось к лучшему - эти города заслуживают целого дня
Ткуарчал — уникальное место — город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю части, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек.
К сожалению, война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Цветущий когда-то город превратился практически в город-призрак…
Тот день выдался дождливым – уже с утра шёл ливень, и мне пришлось соорудить импровизированную защиту для камеры
На въезде в город стоит скульптура шахтёра – основой экономического потенциала города является угледобыча
Только въехав в город понимаешь, что ты находишься в настоящем городе-призраке: повсюду остовы домов и промышленных предприятий. А пасмурная погода ещё больше нагнетает тоску. На фото – неработащая ткуарчальская ГРЭС
Буквально сразу мы попадаем на станцию. Вокзал в таком же состоянии, как и в большинстве других городов
Пассажирское движение на станции отсутствует, осуществляется погрузка угля, перегружаемого впоследствии на корабли в Очамчыре
Хочется отметить, что строили в советское время на редкость качественно – несмотря на 20 лет запустения и пережитую войну станция вполне подлежит восстановлению. Нужны лишь деньги и желание
Как я уже сказал, на станции осуществляется перевалка угля, добываемого абхазско-турецкой кампанией "Ткуарчалуголь". После этого груз уезжает в порт Очамчыры, откуда на кораблях уходит в Турцию
Половина станции завалена этим самым углём
Мы же осуществим стандартную прогулку по станции – здесь наша старая знакомая – паровозная колонка в отличном состоянии
Вокруг станции - скелеты промышленных построек
Такие стрелки даже в Абхазии уже не везде встретишь
Состояние ГРЭС также удручающее
В советское время в городе функционировала канатная дорога, перевозившая людей из верхней части города в нижнюю. Ныне она (кто бы сомневался) заброшена, а пара гондол так и остались висеть над городом как безмолвное напоминание о былом расцвете инфраструктуры
Идём дальше – в дальнем конце станции стоит мотриса (моторный самоходный железнодорожный вагон). Казалось бы – очередной хлам. Ан нет – передняя кабина заперта и обитаема...
Хоппер, заведённый в тупик, и впоследствии сошедший с рельсов
Комментарии - всего 6