Советский Шпицберген
В самом начале 1930-х годов советский трест «Арктикуголь» приобрел на архипелаге сразу несколько рабочих поселков. У голландских концессионеров был куплен Баренцбург, ставший здесь столицей советского присутствия. Одновременно у созданной еще до революции компании «Англо-Русский Грумант» приобрели поселки Пирамида и Грумант. Эти населенные пункты вместе с возникшим чуть позже поселением Колесбухта и составили советский кластер в норвежском королевстве.
Почти все советские поселки, за исключением Баренцбурга, сейчас законсервированы. Угледобыча, начатая в 1930-е годы и расцветшая в первые послевоенные десятилетия, в конце концов стала нерентабельной. Сначала советские люди ушли из Груманта, уже в 1990-е была брошена Пирамида, бывшая на Шпицбергене образцово-показательным населенным пунктом. Впрочем, благодаря полярному климату и достаточно аккуратной консервации поселки-призраки прекрасно сохранились, сейчас став отличным аттракционом для многочисленных туристов из капстран, желающих хотя бы ненадолго окунуться в атмосферу соцреализма.
Поселок Пирамида получил свое странное геометрическое название, которое порадовало бы многих древнегреческих математиков, по одноименной горе, напомнившей кому-то соответствующий многогранник. К 1980-м годам — периоду расцвета его существования — здесь жило около 1000 советских шахтеров и обслуживающего их персонала. Для них были построены несколько многоэтажных жилых домов и общежитий и полноценная сопутствующая инфраструктура, позволявшая чувствовать себя здесь, всего в тысяче километров от Северного полюса, как на Большой земле.
Дом культуры, огромный спорткомплекс с круглогодичным бассейном с морской водой, куда приезжали купаться даже детишки из норвежского Лонгйира, библиотека, гостиница, столовая, собственные теплицы и животноводческая ферма — все это как нельзя лучше способствовало плодотворному труду на благо далекой родины. За успешным выполнением социалистических обязательств внимательно следил бетонный Ильич, бюст которого в Пирамиде стал самым северным образцом «ленинианы» на планете.
Работали местные жители на угольной шахте, бывшей в те годы самой северной в мире. Для ее обслуживания был построен небольшой глубоководный порт и ТЭЦ. Добытый уголь доставлялся из шахты вниз, к побережью прямо по склону горы на специальном транспортере-конвейере. Всего таким образом из Пирамиды в Советский Союз было вывезено около 9 млн тонн ценного топлива.
Для отдыха после трудового дня были даже проведены мероприятия по озеленению заполярного поселка. Из Украины специально доставили плодородный грунт, что позволило создать лужайки и высадить деревья, скрашивавшие суровую местную природу в короткий летний сезон. Сейчас все это оказалось брошено. В зданиях остались растения в кадках, в ДК — старое пианино, в спорткомплексе — тренажеры, а на улице — детские площадки.
К середине 1990-х стало очевидно, что России, ставшей на Шпицбергене правопреемницей Советского Союза, местный уголь просто не нужен. Высокие логистические издержки, исчерпание легкодоступных залежей у поверхности земли, вынуждавшее шахтеров «зарываться» все глубже в гору, а также подземный пожар в шахте поселка, возникший еще в начале 1970-х, сделали угледобычу здесь категорически нерентабельной.
Последние тонны угля в Пирамиде были добыты 31 марта 1998 года, чему посвящена мемориальная вагонетка, установленная у стелы с названием поселка. После этого населенный пункт законсервировали.
В последние годы трест «Арктикуголь», продолжающий оставаться владельцем Пирамиды, предпринимает определенные усилия по регенерации жизни в нем. Благодаря деятельности норвежцев, фактически превративших Шпицберген в достаточно крупный туристический центр, находится немало желающих кроме наслаждения полярными красотами гор, ледников и фьордов побывать еще и в хорошо сохранившемся заповеднике социализма, сколь необычном, столь и легкодоступном. В Пирамиде была отремонтирована гостиница, восстановлена инженерная инфраструктура, построены несколько гостевых домиков. Но даже эти нежданные доходы, свалившиеся на голову угольного треста, пока не могут окупить затраты на поддержание поселка в более-менее приличном виде.
Впрочем, надо отдать должное «Арктикуглю», Пирамида не была разграблена, как прочие советские города-призраки. Мародеров на Шпицбергене по объективным причинам нет: архипелаг слишком удален от континента, а постоянно живущие на нем норвежцы воспитаны в несколько другой культуре.
На окраине Пирамиды находится еще один любопытный объект — так называемый бутылочный домик. По правилам норвежской администрации, вся пустая тара должна с архипелага эвакуироваться. Креативные жители поселка по каким-то причинам решили найти ей иное применение, соорудив из разнообразных бутылок настоящий домик.
Советским поселкам Грумант и Колесбухта повезло меньше. Шахтеры ушли отсюда еще в 1960-е, полноценной инфраструктуры поселки получить не успели, да и размером они были значительно меньше. Сейчас эти населенные пункты напоминают типичные брошенные городки на Крайнем Севере СССР.
Зато Грумант и Колесбухта могут похвастать остатками железной дороги с уникальной для Советского Союза колеей в 900 мм. Протяженность участка, по которому уголь доставлялся из шахты Груманта в глубоководный порт Колесбухты, составляет 8 километров.
Комментарии - всего 9