Вайгачская экспедиция ОГПУ, РСФСР, История + архивные фото

Разное 10-июн, 2012 staler_GRIF 20 624 0

По теме:
Амдерма. Россия. Часть 1 "Город которого нет, наши дни".
Амдерма. Россия. Часть 2 "Город которого нет, наши дни".
Амдерма. Россия. Часть 3 "Город которого нет, как все начиналось".
От автора:
Все эти четыре публикации созданные на этом сайте только для того что бы читатель мог понять и осознать с каким трудом покорялся север нашими отцами, дедами и прадедами, какими нечеловеческими усилиями и жертвами создавалось то, что сегодня смыто в унитаз. В этих темах приведено описание и фотографии разных лет, начиная с 30-годов и заканчивая нашими днями, все наглядно и разжевывать не надо. С уважением staler_GRIF.


Начало.
1930, 12 апреля – заместитель председателя ОГПУ Г.Ягода написал письмо Эйхмансу, Мейеру и др. ответственным работникам аппарата ОГПУ с обоснованием необходимости колонизации новых территорий заключенными: «Вопрос о лагерях надо перевести на другие установки. Сейчас лагерь является только сборищем заключенных, труд которых мы используем, на сегодняшний день, не давая перспектив заключенному, не давая ее и себе. Необходимо в условиях заключения сделать труд более добровольным, дав заключенному возможность жить вне работы более свободно. Надо превратить лагеря в колонизационные поселки, не дожидаясь окончания срока заключения. Филантропический стимул сокращения срока за хорошее поведение не только никуда не годится, но часто даже вреден. Он (этот стимул) дает ложное представление об «исправлении» заключенного, лицемерное послушание, нужное буржуазному государству, а не нам. Весь смысл передачи нам заключенных это уничтожение тюрем, и ясно, что при той системе, которая у нас сейчас, ликвидация их затянется на долгие годы, так как лагерь как таковой хуже тюремного заключения. Нам надо быстрейшим темпом колонизовать Север. И вот мой проект: всех заключенных перевести на поселковое поселение до отбытия срока наказания… Женщин тоже селить и разрешать жениться. Надо это проделать сейчас же, немедленно. Тут надо найти людей, которые увлекутся этой идеей и поставят на голову всю тюремную систему, которая прогнила до корней…».


Уже 1-го мая 1930 года был подписан приказ о создании Вайгачской экспедиции ОГПУ под руководством Ф.И.Эйхманса. А 17 июля 1930 года с началом навигации на севере первый эшелон экспедиции прибыл на остров Вайгач.

«Остров Вайгач внутри сплошь покрыт скалами и горами. Кряжи, пересекающие его во всех направлениях, состоят из каменных стержней, едва-едва покрытых скудною почвой… Отсутствие ярких красок, подавляющая тишина производят тяжелое впечатление… Мысль перестает работать, сонливое спокойствие и равнодушие ко всему охватывают душу. А зимою, когда вся окрестность устлана белою пеленою снега, и только черные утесы поднимаются из этой массы – еще тяжелее, еще невыносимее.»
Василий Немирович-Данченко. «Вайгач-остров»
17 июля 1930 года ледокольный пароход «Сибиряков» тревожно гудел, входя в малоизученную бухту Варнека. Это было первое судно, посетившее Вайгач в навигацию 1930 года. В трюмах и на палубе громоздились снаряжение, штабеля обтесанных и занумерованных бревен: экспедиция собиралась на острове зимовать, она имела с собою все, чтобы устраивать индустриальную жизнь на голом месте. Вслед за «Сибиряковым» вышел «Малыгин» с геологической партией Кузнецова и дополнительными грузами
Викторин Попов. О тех, которые ищут камень.
«Измученные морской качкой, усталые от бессонницы люди свозили на карбасах грузы к правому берегу, где рубахами из светлого полотна белели походные палатки. Люди с трудом ворочали веслами, сваливали бревна. Выкладывали кирпич, скатывали железные бочки с бензином, керосином, маслами. Под навесы, сколоченные наспех, стаскивались мешки. На холме укреплялся шпиль радио-мачты».
Викторин Попов. О тех, которые ищут камень.
«Первый индустриальный поселок в полярной пустыне расположился у пресной воды, вблизи будущих разработок…Дома сооружались в расчете на ветры и стужу. Пол делался так: на полуторавершковые доски настилался толь, по толю – в две четверти – слой земли, поверх снова полуторавершковые доски. Жилые постройки экспедиции были собраны в десять дней. Из холодных палаток люди переселились в постоянные жилища. Затем появились баня, конюшня, слесарно-кузнечная мастерская, торговый ларек, склады для обмундирования, продовольствия и взрывчатых веществ. Заговорила радиостанция, связав остров с материком».
Викторин Попов. О тех, которые ищут камень.
В августе 1930 года в бухте базировался гидросамолет «Дорнье-Валь» полярной авиации. Экипаж проводил ледовую разведку и обеспечивал прохождение судов Карской экспедиции. Пилотировали гидросамолеты «Комсеверпути» впоследствии знаменитые полярные летчики Матвей Козлов и Анатолий Алексеев.
В сентябре 1930 года были заложены первые шурфы шахт №1 и №2. Мыс Раздельный лежал развороченный, как тело какого-то чудовища на операционном столе. С него содрали наносной слой глины, суглинков, известняка и обнажили продольные жилы свинца и цинка с пучками тонких прожилок.
Начальника экспедиции Ф.И.Эйхманса всегда сопровождала крупная молодая овчарка по кличке Вайгач, подарок самого Арманда Хаммера, очень известного американского бизнесмена и финансиста.
"Латышские стрелки и латыши-чекисты – акушеры Революции, краса и гордость ЧК" Ф.И.Эйхманс был арестован 22 июля 1937 года и расстрелян 3.09.38 г в Москве. Э.П. Ская был арестован в 1937 году, отбывал срок и скончался в Ухтпечлаге.

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»
«Менее чем за два месяца силами 30-40 рабочих выполнили значительный фронт горных работ: заложили три шурфа с углублением до 20 метров каждый и четыре штольни с боковыми штреками по 800 метров длиной. Попутно добыто 120 тонн руды со средними пробами 20% свинца и цинка».

Ю.В.Канев. «Вайгачский транзит»
Заключенные работали вручную, ломами и кирками. Во всех шурфах, даже глубиной свыше 50 метров, порода поднималась вручную. Освещались забои самодельными коптилками, так как в декабре 1930 года завхоз Сергей Шундрик при спешной погрузке в Архангельске забыл отправить шахтные лампы. Их доставили на собаках через Печору только в апреле 1931 года.
«Красота красотой в руднике, но смертельно опасной была свинцовая пыль. Особенно она выявлялась в забое, проходившем в толще мощной жилы. Не следует забывать, что источник красоты – кристаллы цинка и свинца – коварный враг здоровья шахтеров».
К.П.Гурский «Мой Вайгач»
«Работы были опасными, особенно взрывные: так, 7 апреля 1931 года на 4-м шурфе рудника на мысе Раздельный от взрыва невзорвавшегося ранее заложенного заряда аммонала погиб рабочий П.Ф.Атланов. В холодную землю Вайгача лег первый заключенный».
Ю.В.Канев. «Вайгачский транзит»
Добытая руда подвергалась сортировке с целью доведения в ней обеих металлов не ниже 20 %. В 1932 году было отсортировано 2745 тонн руды с содержанием свинца и цинка 29,1 %. Отгружено в 1932 году было 2420 тонн в трюмах пароходов, а 325 тонн так и остались на острове.
25 октября 1932 года при загрузке последнего в эту навигацию парохода «Глеб Бокий», быстрое замерзание шуги и угроза ледяного плена заставили пароход, бросив в бухте три карбаса с грузчиками, в панике взять курс на Архангельск. В ста метрах от берега карбасы вмерзли в ледяную кашу, и все попытки спасти попавших в ледяной капкан людей ничего не дали. К вечеру началась сильная метель, крепчал мороз. Этот кошмар продолжался трое суток. 24 грузчика замерзли. Их похоронили в братской могиле, и в день годовщины их гибели в 1933 году был сооружен бетонный памятник.
В бухте Варнека стало тесно от сновавших шлюпок и карбасов, перевозивших грузы, громады пароходов и ледоколов звучно отрабатывали машинами, дымили трубами и сипло давали гудки. Невольные путешественники-заключенные пели в дороге соловецкую арестантскую песню:
«В трюме тесном и глубоком
Мы плывем на «Глебе Боком»

Ю.В.Канев «Вайгачский транзит»
6 мая 1932 года самолет полярного летчика Фабио Бруновича Фариха вылетел из поселка Варнек, имея на борту начальника экспедиции Федора Ивановича Эйхманса и его беременную жену Галину Емельяновну, и взял курс на Усть-Цильму. Однако, добрались до Москвы Эйхмансы лишь в июне 1932 года.
В конце 1933 года в поселке был построен новый клуб. Это было самое большое здание на Вайгаче. Его строили из прибитого к берегу бесхозного леса, собранного заключенными в течение лета и осени. Более 900 заключенных отработали на строительстве этого культурного центра почти 30 000 часов. Объем здания составил почти 6 500 кубометров. В нем расположились актовый зал, библиотека, кинозал, учебные классы, и музей. В 90-х годах клуб был разобран местными жителями на дрова.
Приказом № 182 по Вайгачской экспедиции от 23.11.1932 года механик Лойко И.А. утвержден в состав Бюро Рационализации ВЭ. Приказом № 5 по Вайгачской экспедиции от 08.01.1933 г. он введен в штат работников КВЧ воспитателем. Квалификационной комиссией Вайгачской экспедиции ОГПУ 10.01.1934 года Лойко И.А.присвоена квалификация авиатехника. С 22.05.1934 года Лойко Иван Александрович утвержден председателем Центрального Штаба Ударничества и Соревнования.

Из Архивной справки УВД АО.
Зимой 1933 года было подготовлено все самое необходимое для переброски в бухту Долгая, где были обнаружены месторождения медной руды. Было сформировано два поезда из тракторов, доставленных на Вайгач в летнюю навигацию. Предстояло преодолеть почти 100 километров вдоль всего Вайгача.
«Трактора то проваливались полностью в снег, то ложились на бок. Их приходилось откапывать, вытаскивать друг друга тросами.
При подъемах поезда приходилось расцеплять и вывозить по частям. Десять дней продолжалась эта титаническая борьба горстки энтузиастов со стихией. И мы победили! Поезда дошли до Долгой».

К.Г.Архангельский. «Дорога жизни».

Источник: polarpost.ru
Фото: использованы фотографии и материалы из архивов УВД АО (г.Архангельск), из фондов Ненецкого краеведческого музея (г.Нарьян-Мар), из фондов НИЦ «Мемориал» (г. Санкт-Петербург), из альбома Томаша Кизны «ГУЛАГ» (РОССПЭН. Москва. 2007 год), из личных архивов и из книги Ю.В.Канева «Вайгачский транзит» (Нарьян-Мар. 2008 год), из воспоминаний К.Г.Архангельского «Дорога жизни», из книги бывшего заключенного Вайгачской экспедиции К.П.Гурского, фотографии А.С.Николаева и В.П.Шадрина, а также материалы из личного архива А.Н.Лойко.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

Вайгачская экспедиция ОГПУ. РСФСР. История + архивные фото.

1 2