Подмосковный угольный бассейн

Разное 12-июн, 2012 джон84 39 322 5

Сегодня довелось мне оказаться возле одного из шахтёрских городков Тульской области- Липок. Побродив по окрестностям понял, что пессимизм некоторых товарищей по поводу того, что от тульских шахт ничего не осталось , абсолютно не оправдан. На всех шахтах, которые попались мне на глаза, кроме терриконов сохранились и наземные постройки в разной степени сохранности. В ближайшее время займусь серией отчётов о них, а пока представляю вашему вниманию обзорный отчёт по истории Подмосковного угольного бассейна, к которому эти шахты относились.



Начало организованной добыче угля ( как и других полезных ископаемых) в стране положил Пётр 1 в конце 17го века. Указом Петра 1 от 2 ноября 1700 г. в Москве был учрежден Приказ рудокопных дел, который ведал главным образом разведкой полезных ископаемых. Позже, в 1719г., на смену рудокпному приказу пришла берг-коллегия, в обязанности которой входило "стараться о распространении горных заводов, казённых и частных; пробовать вновь открытые руды; разрешать построение горных заводов частным лицам; помогать им советом и деньгами; покупать у них металлы; увольнять новоучреждаемые заводы на несколько лет от платежа требуемой из прибыли заводов на содержание коллегии десятины (установление Блюэра) в том случае, если рудоискатели вместо ожидаемой прибыли потерпят убыток; отбирать заводы у лиц несостоятельных; принимать и решать просьбы, относящиеся до горного производства, и апелляции по тем же делам на решения подведомственных ей горных начальств и др."
Официально считается, что промышленная добыча угля на территории Центральной России ведётся около 150 лет. Однако, в действительности история Подмосковного угольного бассейна ( Мосбаса ) насчитывает более трёхсот лет. Впервые залежи бурого угля на территории Мосбаса были обнаружены в 1722 году. Дата эта вызывает сомнение, т.к. уже в 1701 году Никите Демидову царём были выделены земли в Щегловской засеке для добычи угля для нужд создаваемых им в Туле оружейной фабрики и чугуноплавильного завода. Некоторые же авторы и вовсе относят открытие залежей к 1766, 1812 и даже 1840 годам. Однако, точкой отсчёта истории Мосбаса всё же считается 1722 год, когда рудознатцем, крепостным крестьянином Иваном Палицыным было открыто угольное месторождение у села Петрово Ряжского уезда Рязанской губернии (на реке Хупте, в семи верстах от Ряжска). Почти одновременно с Иваном Палицыным прислал в берг-кол-легию образцы угля, найденные в районе Переяславля-Рязанского, другой первооткрыватель — Марк Титов.
Первая штольня была открыта в 1786 году в районе г. Боровичи Новгородской области. К середине XIX в. число известных месторождений в бассейне достигло 76. Обнаруженные месторождения разрабатывались от случая к случаю. Систематическая добыча угля была организована графом Бобринским лишь в 1855 году у деревни Малевка нынешнего Богородицкого района Тульской области. Там в 1858 г. было добыто почти 10 тыс. т угля. Через 6 лет добыча началась в районе поселка Товарково, а в конце века — и в ряде других мест.
Ещё одним местом добычи, о чьей деятельности немного известно, была т.н. Абадинская копь в Тульском уезде. Здесь уголь добывали на 4 - 6 неглубоких шахтах. Только в одной, самой крупной из них, откатку производили в вагончиках грузоподъемностью 25 пудов (0.4 тонны), которые подымались на поверхность двуконным воротом. В остальных шахтах уголь транспортировался в простых одноколесных тачках, а поднимали его на поверхность в ящиках, посредством ручных воротов. Лишь в 1874 г. на этих шахтах были построены одноконные ворота. На каждой мелкой шахте работали артели в 13 - 14 человек, и суточная добыча здесь составляла 600 - 750 пудов (10 - 12 тонн). Наиболее мощная шахта обычно работала в две смены и выдавала 4 тысячи пудов (65 тонн) в сутки. В 1874 году на двух таких шахтах были впервые установлены 12-сильные паровые машины и всасывающие насосы, подававшие 1500 ведер воды в час. Абадинская копь в продолжение нескольких лет ежегодно добывала около 600 тысяч пудов угля (10 тысяч тонн), на что затрачивалось 15000 горнорабочих дней. Закупали уголь Тульский оружейный завод, Московско-Курская железная дорога и некоторые фабрики. Точное местонахождение копи мне не известно, есть вероятность, что находилась она в районе современного посёлка Обидимо ( смотри Ленинское лесничество. ).
Понятно, что в те времена ручной труд, примитивное оборудование и плохая организация добычи препятствовали масштабному использованию угольных запасов.

Возможно, это и есть Абадинская копь


Коногон в старой шахте. Фото из книги "Подмосковный угольный бассейн", 1967г.


Бельгийское акционерное общество.Скопинский рудник.


Всерьёз за дело принялись лишь в 20х годах прошлого века, когда остро встал вопрос с топливом для предприятий центрального региона страны. Основная добыча производилась в Тульской, Рязанской, Смоленской и Калужской областях.
В период с 1917 до 1941 года размеры добычи увеличились с 0.7 млн.т. до 10 млн.т. в год. Работа в шахтах постепенно механизировалась, внедрялись самые современные по тем временам технологии автоматизации, строительства, организации добычи. Количество шахт в бассейне выросло до 60 с лишним. Большинство было сосредоточено в современных Щёкинском, Ленинском, Узловском, Новомосковском ( бывшем Сталиногорском ) районах Тульской области, несмотря на крайне сложные гидрогеологические условия на всей территории области.

Гидрошахта близ села Люторичи, 1939г. Из книги Б.Донской, 65-летию города посвящается. 2004г.




Рабочий- горняк Подмосковного угольного бассейна в комнате общежития за чтением. Фотохроника ТАСС. 1932 г.


Одна из Узловских шахт


Подмосковный угольный бассейн

Война приостановила развитие Мосбаса. Шахты Калужской, Московской и Тульской области, оказались на оккупированной немцами территории, многие из них были умышленно взорваны, затоплены (хотя, с нашими условиями, длительная остановка водоотведения автоматически влечёт затопление ), иным способом выведены из строя отступавшими войсками, либо остававшимися на захваченной земле работниками шахт. Но некоторые не прекращали своей работы даже находясь практически на линии фронта. Так шахта "Рвы", находившаяся на окраине посёлка Косая Гора (сейчас один из районов Тулы ), до последнего снабжала углём Косогорский металлургический завод. Однако, фашисты не долго продержались здесь. Меньше месяца были в их руках шахты Узловой, Скуратово и .т.п. Сразу после освобождения шахтёрских посёлков началось восстановление шахт. Стране нужен был уголь, а главный его источник- Донбасс, оставался в руках врага. Поэтому все силы были брошены на скорейшее возвращение к довоенным объёмам добычи. Было принято постановление совета народных комиссаров СССР о восстановлении угольных шахт в подмосковном бассейне. И шахтёры смогли выполнить поставленные перед ними задачи. Да как выполнить! К 1945 году добыча достигла 20 млн.т. в год- в два раза больше, чем в 1940!

В годы войны в шахтах женщины работали наравне с мужчинами.
Шахта №15 треста Сталиногорскуголь. 1945 г.




К середине 50х подавляющая часть угля Мосбаса ( до 90%) добывалась на территории современной Тульской области. Здесь действовало более 80ти из 112 шахт бассейна. В 1951 году руководство перешло от расформированого треста "Мосуголь" к "Тулауглю". Продолжалось внедрение новых технологий. В 1945 году на шахте №27 треста Сталиногорскуголь был впервые применён угольный комбайн ВОМ-1. На шахте № 26 “Урванковская” в 1948 г. испытывался лавный комбайн СКО-1 на гусеничном ходу, сконструированный группой ин-женеров комбината “Москвоуголь”. Встречались и другие модели, но все они плохо зарекомендовали себя в сложных условиях выработок. Самым удачным и распространённым стал комбайн "Донбасс", доработаный местными инженерами. К 55 году более 35 таких машин трудилось в забоях.
С 1958 года нчалась добыча открытым способом на разрезе Кимовский, позже были открыты Ушаковский, Грызловский и Богородицкий разрезы. На опытной шахте "Подземгаза" с 1958 осуществляется подземная газификация угля. Максимальный объём добычи был достигнут в 1959 году- около 47.5 млн.т.

"Ударник Кузбасса" от 16 декабря 1949 г.




Шахта №26 треста Сталиногорскуголь. 1950-е гг.


Погрузка угля углепогрузочной машиной С-153. Шахта № 34 треста "Красноармейскуголь" комбината "Москвауголь", Московская область (в настоящее время Тульская область), 1950-е годы. Фотография из БСЭ, 33 том, 2-е издание


Одна из шахт Скопинского района. Фотография из книги "На земле рязанской". Москва, "Московский рабочий", 1968.


Электровозная откатка угля. Шахта № 8. Шахта № 8 треста "Скуратовуголь", Тульская область, 1950-е годы. Фотография из БСЭ, 33 том, 2-е издание

1 2