Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Разное 14-ноя, 2012 Рядовой 23 876 3
Морозовский угольный разрез - одно из немногих [бывших] мест добычи бурого угля в Украине. Находится в 20 км восточнее Знаменки. Ещё каких-то шесть лет назад там работали машины, способные за час перегружать 5000 кубометров породы - а это 800 полных КАМАЗов(!), а сейчас карьер наполовину затоплен и стал кладбищем этим уникальным исполинским экскаваторам.
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Что такое бурый уголь?
Бурый уголь - это самый "молодой" и "недозрелый" вид угля - он даёт меньше тепла при сгорании, чем каменный уголь. Но всё равно он неплохо греет, и им можно не только топить дома, но и использовать как топливо для ТЭЦ и электростанций.
Бурый уголь - он такой:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Если учесть то, что добывают бурый уголь карьерным способом (не выкапывая шахты), то он становится дешёвой и безопасной альтернативой каменному углю.

Откуда взялись эти машины?
Тут всё непросто: техника частично немецкая, частично советская (например, роторный экскаватор ЭРШР-1600, фото в начале поста).

Удалось выяснить, что один из экскаваторов (Ds 1500) назывался „Roberts Hoffnung“ и работал в Бергвице (Германия) с 1929 года, однако после Второй мировой войны был разобран и вывезен в СССР в качестве репараций согласно Версальского договора. Оттуда же привезён и чуть меньший экскаватор DS 1000, и транспортно-отвальный мост, который тянется с одного берега карьера на другой.

DS-1500 „Roberts Hoffnung“:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

DS-1000:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Транспортно-отвальный мост:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Интересно, что в Германии подобные машины доработали максимум до начала 60-х годов, затем их заменили на более современные. А у нас они продолжали работать до середины 2000-х, и были остановлены лишь по причине отсутствия фининсирования угольной отрасли.
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина


Местные жители, которых мы спрашивали про дальнейшую судьбу разреза, верят, что технику починят и разрез заработает вновь. Но оказавшись на месте становится понятно, что ремонтировать тут уже нечего:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

От огромных машин остались лишь стальные корпуса
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Все возможные двигатели разобраны, медная обмотка снята
Последнее пристанище огромных экскаваторов, УкраинаПоследнее пристанище огромных экскаваторов, Украина


Ни одного кабеля нету - остались лишь обрезки оплётки
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Угадывается немецкое прошлое машины: остатки реле фирмы Siemens
Последнее пристанище огромных экскаваторов, УкраинаПоследнее пристанище огромных экскаваторов, Украина


Главный трансформатор - он больше не загудит:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, УкраинаПоследнее пристанище огромных экскаваторов, Украина


Роторный цех так и останется неподвижным:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Рабочая кабина оператора: там есть свет для работы ночью, шторки от солнца, вентиляция и электрообогреватель на зиму. Индикаторы больше не мигнут цветными лампочками:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

Приказы больше не будут исполняться:
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

А журнал сдачи-приёма смены так и рассыпется недописанным. Кстати, согласно этих записей экскаватор работал до середины 2006 года.
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина

На километры по периметру карьера тянутся чёрные ленты конвейеров - они транспортировали балластную породу, миллионы тонн которой образовывались в процессе докапывания до пласта угля.
Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина
1 2