Последнее пристанище огромных экскаваторов, Украина
Морозовский угольный разрез - одно из немногих [бывших] мест добычи бурого угля в Украине. Находится в 20 км восточнее Знаменки. Ещё каких-то шесть лет назад там работали машины, способные за час перегружать 5000 кубометров породы - а это 800 полных КАМАЗов(!), а сейчас карьер наполовину затоплен и стал кладбищем этим уникальным исполинским экскаваторам.
Что такое бурый уголь?
Бурый уголь - это самый "молодой" и "недозрелый" вид угля - он даёт меньше тепла при сгорании, чем каменный уголь. Но всё равно он неплохо греет, и им можно не только топить дома, но и использовать как топливо для ТЭЦ и электростанций.
Бурый уголь - он такой:
Если учесть то, что добывают бурый уголь карьерным способом (не выкапывая шахты), то он становится дешёвой и безопасной альтернативой каменному углю.
Откуда взялись эти машины?
Тут всё непросто: техника частично немецкая, частично советская (например, роторный экскаватор ЭРШР-1600, фото в начале поста).
Удалось выяснить, что один из экскаваторов (Ds 1500) назывался „Roberts Hoffnung“ и работал в Бергвице (Германия) с 1929 года, однако после Второй мировой войны был разобран и вывезен в СССР в качестве репараций согласно Версальского договора. Оттуда же привезён и чуть меньший экскаватор DS 1000, и транспортно-отвальный мост, который тянется с одного берега карьера на другой.
DS-1500 „Roberts Hoffnung“:
DS-1000:
Транспортно-отвальный мост:
Интересно, что в Германии подобные машины доработали максимум до начала 60-х годов, затем их заменили на более современные. А у нас они продолжали работать до середины 2000-х, и были остановлены лишь по причине отсутствия фининсирования угольной отрасли.
Местные жители, которых мы спрашивали про дальнейшую судьбу разреза, верят, что технику починят и разрез заработает вновь. Но оказавшись на месте становится понятно, что ремонтировать тут уже нечего:
От огромных машин остались лишь стальные корпуса
Все возможные двигатели разобраны, медная обмотка снята
Ни одного кабеля нету - остались лишь обрезки оплётки
Угадывается немецкое прошлое машины: остатки реле фирмы Siemens
Главный трансформатор - он больше не загудит:
Роторный цех так и останется неподвижным:
Рабочая кабина оператора: там есть свет для работы ночью, шторки от солнца, вентиляция и электрообогреватель на зиму. Индикаторы больше не мигнут цветными лампочками:
Приказы больше не будут исполняться:
А журнал сдачи-приёма смены так и рассыпется недописанным. Кстати, согласно этих записей экскаватор работал до середины 2006 года.
На километры по периметру карьера тянутся чёрные ленты конвейеров - они транспортировали балластную породу, миллионы тонн которой образовывались в процессе докапывания до пласта угля.
Что такое бурый уголь?
Бурый уголь - это самый "молодой" и "недозрелый" вид угля - он даёт меньше тепла при сгорании, чем каменный уголь. Но всё равно он неплохо греет, и им можно не только топить дома, но и использовать как топливо для ТЭЦ и электростанций.
Бурый уголь - он такой:
Если учесть то, что добывают бурый уголь карьерным способом (не выкапывая шахты), то он становится дешёвой и безопасной альтернативой каменному углю.
Откуда взялись эти машины?
Тут всё непросто: техника частично немецкая, частично советская (например, роторный экскаватор ЭРШР-1600, фото в начале поста).
Удалось выяснить, что один из экскаваторов (Ds 1500) назывался „Roberts Hoffnung“ и работал в Бергвице (Германия) с 1929 года, однако после Второй мировой войны был разобран и вывезен в СССР в качестве репараций согласно Версальского договора. Оттуда же привезён и чуть меньший экскаватор DS 1000, и транспортно-отвальный мост, который тянется с одного берега карьера на другой.
DS-1500 „Roberts Hoffnung“:
DS-1000:
Транспортно-отвальный мост:
Интересно, что в Германии подобные машины доработали максимум до начала 60-х годов, затем их заменили на более современные. А у нас они продолжали работать до середины 2000-х, и были остановлены лишь по причине отсутствия фининсирования угольной отрасли.
Местные жители, которых мы спрашивали про дальнейшую судьбу разреза, верят, что технику починят и разрез заработает вновь. Но оказавшись на месте становится понятно, что ремонтировать тут уже нечего:
От огромных машин остались лишь стальные корпуса
Все возможные двигатели разобраны, медная обмотка снята
Ни одного кабеля нету - остались лишь обрезки оплётки
Угадывается немецкое прошлое машины: остатки реле фирмы Siemens
Главный трансформатор - он больше не загудит:
Роторный цех так и останется неподвижным:
Рабочая кабина оператора: там есть свет для работы ночью, шторки от солнца, вентиляция и электрообогреватель на зиму. Индикаторы больше не мигнут цветными лампочками:
Приказы больше не будут исполняться:
А журнал сдачи-приёма смены так и рассыпется недописанным. Кстати, согласно этих записей экскаватор работал до середины 2006 года.
На километры по периметру карьера тянутся чёрные ленты конвейеров - они транспортировали балластную породу, миллионы тонн которой образовывались в процессе докапывания до пласта угля.
Комментарии - всего 3