Последние шахты МосБаса, Бельковская
Строительство шахты близ посёлка Бельково началось в 70х годах прошлого века. Названная в честь упомянутого посёлка "Бельковская" вступила в строй в 1978 году. Относилась к треcту "Новомосковскуголь". В отличие от большинства более старых шахт, "Бельковская" не имела собственного рабочего посёлка. Большинство работников проживало километрах в десяти, в посёлке Грицовский, и добиралось до шахты на автобусе. До сих пор на перекрёстке с трассой "Дон" сохранился скелет автобусной остановки для рабочего маршрута.
Выработки имели относительно небольшую глубину- до восьмидесяти метров. При этом встречаются данные о значительной, до двадцати километров, протяжённости штреков. К комплексу подходила ЖД ветка, обслуживавшая так-же Грызловский угольный разрез и заканчивавшаяся на станции "Грицовская". Там же сходились ветки от шахты "Грызловская вторая" и линия "Подмосковная"- "Грицовская". На территории самой шахты проходила УЖД 900мм и УЖД к лесному складу с колеёй 600мм, ныне обе полность демонтированы.
О деятельности шахты в 80-90е годы информации в сети найти не удалось. А в нулевых "Бельковская" печально прославилась в духе "шахтёрских бунтов" начала 90х- забастовка, голодовка шахтёров, угроза блокирования федеральной трассы "Дон". Привела к этому семимесячная задолженность по заработной плате. 1 июля 2003 года началась стихийная акция протеста. Около сотни горняков спустились в забой, но работать отказались до выплаты задолженности, достигшей 16 млн. рублей. 4го июля профком объявил официальную забастовку. Ситуация осложнялась тем, что предприятие задолжало и железнодорожникам, которые отказались выделять вагоны под погрузку. Частичное погашение этой задолженности на позицию РЖД не повлияло. С 1го июля все работы на шахте, кроме поддержания водоотведения, были прекращены.
В сентябре 2004 года, после банкротства головного предприятия "Тулауголь" ( его долги превышали 2 млрд. рублей ) и выплаты части долгов по зарплате, шахта вновь начала добычу. Число работников значительно сократилось, оставалось около 150 человек. Объёмы добычи были невелики, для вывоза угля использовался автотранспорт. К этому времени "Бельковская" была одной из двух действовавших в области шахт. К 2006 году, несмотря на все громкие разговоры региональных и федеральных властей о возрождении МосБаса, решено было "Бельковскую" всё-же "пристрелить". Работы свернули, выработки были затоплены.
Комплекс "Бельковской" на удивление хорошо сохранился ( особенно это заметно на фоне проработавшей на четыре года дольше, но уже полностью уничтоженной "Подмосковной" ). Во многом этому способствует то, что часть территории занимает действующее предприятие, предположительно ООО "Русский топливный брикет". Ну а по остальным зданиям можно аккуратно полазать.
В первый раз я пробирался на шахту окольными путями, через поля и посадки со стороны Тулы. По дороге, на берегах безымянного притока реки Шатец, неожиданно наткнулся на отвалы породы, явно шахтного происхождения, но на террикон абсолютно не похожие. Позже стало ясно, что пустую породу, непонятно зачем вывозили за несколько километров от комплекса шахты. Возможно, это связано с деятельностью занимающего ныне территорию предприятия, или экспериментального завода СТ-5, граничевшего с "Бельковской" и так же заброшенного с 90х годов. Кстати, террикон шахты очень мал для двадцати с лишним лет активной добычи.
На заднем плане- упомянутые отвалы. И пара местных болот, за компанию :)
Обойдя все горы и болота, обнаружил и ведущую туда от шахты бетонку. Правда, плит практически не видно под слоем грязи
Дорога местами непролазна. Кое-как подобрался-таки к цели.
Железнодорожный погрузочный терминал
На заднем плане виден купол церкви Николая Чудотворца в селе Бельково
Здание за краном- лесной склад
Выработки имели относительно небольшую глубину- до восьмидесяти метров. При этом встречаются данные о значительной, до двадцати километров, протяжённости штреков. К комплексу подходила ЖД ветка, обслуживавшая так-же Грызловский угольный разрез и заканчивавшаяся на станции "Грицовская". Там же сходились ветки от шахты "Грызловская вторая" и линия "Подмосковная"- "Грицовская". На территории самой шахты проходила УЖД 900мм и УЖД к лесному складу с колеёй 600мм, ныне обе полность демонтированы.
О деятельности шахты в 80-90е годы информации в сети найти не удалось. А в нулевых "Бельковская" печально прославилась в духе "шахтёрских бунтов" начала 90х- забастовка, голодовка шахтёров, угроза блокирования федеральной трассы "Дон". Привела к этому семимесячная задолженность по заработной плате. 1 июля 2003 года началась стихийная акция протеста. Около сотни горняков спустились в забой, но работать отказались до выплаты задолженности, достигшей 16 млн. рублей. 4го июля профком объявил официальную забастовку. Ситуация осложнялась тем, что предприятие задолжало и железнодорожникам, которые отказались выделять вагоны под погрузку. Частичное погашение этой задолженности на позицию РЖД не повлияло. С 1го июля все работы на шахте, кроме поддержания водоотведения, были прекращены.
В сентябре 2004 года, после банкротства головного предприятия "Тулауголь" ( его долги превышали 2 млрд. рублей ) и выплаты части долгов по зарплате, шахта вновь начала добычу. Число работников значительно сократилось, оставалось около 150 человек. Объёмы добычи были невелики, для вывоза угля использовался автотранспорт. К этому времени "Бельковская" была одной из двух действовавших в области шахт. К 2006 году, несмотря на все громкие разговоры региональных и федеральных властей о возрождении МосБаса, решено было "Бельковскую" всё-же "пристрелить". Работы свернули, выработки были затоплены.
Комплекс "Бельковской" на удивление хорошо сохранился ( особенно это заметно на фоне проработавшей на четыре года дольше, но уже полностью уничтоженной "Подмосковной" ). Во многом этому способствует то, что часть территории занимает действующее предприятие, предположительно ООО "Русский топливный брикет". Ну а по остальным зданиям можно аккуратно полазать.
В первый раз я пробирался на шахту окольными путями, через поля и посадки со стороны Тулы. По дороге, на берегах безымянного притока реки Шатец, неожиданно наткнулся на отвалы породы, явно шахтного происхождения, но на террикон абсолютно не похожие. Позже стало ясно, что пустую породу, непонятно зачем вывозили за несколько километров от комплекса шахты. Возможно, это связано с деятельностью занимающего ныне территорию предприятия, или экспериментального завода СТ-5, граничевшего с "Бельковской" и так же заброшенного с 90х годов. Кстати, террикон шахты очень мал для двадцати с лишним лет активной добычи.
На заднем плане- упомянутые отвалы. И пара местных болот, за компанию :)
Обойдя все горы и болота, обнаружил и ведущую туда от шахты бетонку. Правда, плит практически не видно под слоем грязи
Дорога местами непролазна. Кое-как подобрался-таки к цели.
Железнодорожный погрузочный терминал
На заднем плане виден купол церкви Николая Чудотворца в селе Бельково
Здание за краном- лесной склад
Комментарии - всего 7