На моря! Часть 3

Заметки 23-дек, 2018 kerrang 4 091 0 Ошибка
  После дачи Сталина (https://swalker.ru/statii/4100-na-morya-chast-2.html) мы отправились на поиски ночлега. Честно сказать, вышло всё через одно место, так как начало темнеть и найти что-то подходящее было почти невозможно. Нас спас один парень, которого встретили в очередных дебрях. После недолгой беседы выяснилось, что он земляк (с Новочеркасска) и знает одно хорошее местечко... Подкинув его в благодарность до магазина, отправились на поиски отметки на карте, которую он указал. Ехать было недолго, так же быстро нашли и место для парковки. Это был обычный дикий пляж, но очень уютный и тихий. Таким он был вечером и ночью, а вот утром уже начались телодвижения - рыбаки, туристы и пришедшие поплавать персонажи (на дворе середина октября, но водичка была самое то!). Приготовили покушать, собрались - пора дальше в путь!



  По плану была Хоста, но все достопримечательности оказались унылыми или уже переделанными (например, заброшенный морской вокзал). Привлёк внимание только огромный Ильич, который висит в местной наливайке. Сейчас же модно делать что-либо под "эгидой" СССР... Правда, признаюсь, что тут удивило красивое внутреннее убранство. Ещё и точно такая же голова есть в моей коллекции, только меньших размеров и золотая, но шаблон чеканки абсолютно идентичен:



  Так как Хоста оказалась сплошным унынием, отправились прямиком к следующему объекту:



  Перед нами была неприметная автобусная остановка, за которой была своеобразная башенка со львом, а за ней - бесконечно уходящая вверх лестница:



  Поднимаемся, отходим от одышки и начинаем изучать территорию. Первой постройкой на пути был своеобразный мини-спортзал, где сохранился план турбазы. Годами ранее он был цел, но мародёры и время дают о себе знать...



  Забегая вперёд скажу, что все здания были небольшими и блеклыми, чего не скажешь о главном входе с лестницей. Вначале казалось, что сейчас предстанет какое-нибудь подобие санатория Орджоникидзе (см. предыдущий обзор), а тут бах! Обычные летние домики, стандартные технические постройки и прочее, как на Зелёном острове... Только у нас пальм там нет.



  Далее - столовая. Перед тем, как мы полезли внутрь, встретили местного мужичка, который утверждал, что база работает... В общем, всё как обычно.



  Нижняя часть постройки отводилась под холодильники и склады, где уже ничего не осталось, кроме ненужного барахла и мусора:



  Зато уцелели элементы украшений, чего нет на фасадной стороне:



  Собственно, главный зал:



  Все остальные помещения были так унылы, что даже не пытался выискать что-то на один кадр. Лишь одинокий стул возле окон привлёк моё внимание, но это уже личный фетиш:



  Напоследок запечатлел ещё одни домики для отдыхающих. Половина выкуплена и в них живут люди, половина - брошены. Меня они удивили - такие громадины, ещё и в виде теремка:



  Теремки удалось найти на просторах интернета. Как же было чисто и красиво...



  Уже перед той самой лестницей встретили мужика с двумя дочерьми, которые бродили в кушерях и что-то выискивали. В процессе беседы узнали, что они здесь по туже душу, что и мы. Новые знакомые были приятно удивлены нашим хобби, даже подсказали пару мест, которые мы позже посетим. В общем, молодцы - не сидят дома за компом или телефоном, а гуляют, изучают и интересно проводят время.

  Когда разговор подходил к концу, заметил девочку, которая, видимо, возвращалась со школы, весело прыгая по ступеням заброшенной турбазы. Выглядело как-то по-особенному грустно и красиво, жаль, что фото не передаст всех эмоций:



  Зато старые фотографии хорошо передадут мои мысли по поводу того, во что превратилась страна за последние десятки лет:



  На такой печальной ноте отправляемся к Воронцовским пещерам. По пути была удивительная заправка, которая сохранилась до нашего времени. Сфоткать её на ходу не успел, зато можете посмотреть на ретро-кадры, сейчас она точно такая же:



  Пол часа нудной и скучной дороги до Воронцовки, несколько километров по убитой дороге, платный вход на территорию заповедника и отдельно оплачиваемый билет в пещеры... Почти тысяча рублей на двоих, полтора часа убитого времени, потраченные силы и нервы. Поэтому скажу всем, кто бывал в каких-либо пещерах ранее - эта ничем вас не удивит. Потратьте всё, что мы потеряли, на что-то более полезное и интересное, серьёзно.



  Отмечу лишь один домик на окраине, ну уж очень клёво он выглядел! Моя спутница даже скетч сделала:



  Итак, пещеры. Экскурсовод попался на удивление весёлым и знающим своё дело человеком, что хоть как-то сгладило все минусы. Пожалуй, на этом и всё.



  Воронцовская система пещер является самой протяжённой карстовой полостью в Краснодарском крае и занимает 6-е место в классификации длиннейших пещер России. Длина системы пещер составляет 11720 м, а перепады высот - 240 м. Система пещер имеет 14 входов, располагающихся в бортах долины рек Восточная Хоста, Кудепсты и Псахо на высоте 419-720 м над уровнем моря.



  Внутри имеется большое число ответвлений, тупиков, залов и гротов. В пещерах широко развиты водные механические (галька, полуокатанная щебенка, песок, глина), а в некоторых залах пещер и натечные отложения (сталактиты, сталагмиты, колонны и гуры). Пещерная система выработана в известняках верхнего мела, имеющего мощность 45 м. Очень четко прослеживается связь ходов с разломами северо-западного и северо-восточного направлений. В пещерах обнаружены стоянки древнего человека, а также найдены кости пещерного медведя. В ближней части пещеры известны многочисленные археологические находки позднего палеолита, позднего неолита и энеолита.



  Воронцовская пещера включает в себя Южный, Северный, Ленинградский и Разгрузочный районы. Южный район представляет цепь залов, имеющих выходы на поверхность. Из самого нижнего зала вытекает река Кудепста, образуя водопад. Северный район включает ход Жилина переменного сечения с большим количеством травертиновых образований. Ленинградский район представляет несколько узких ходов, заканчивающихся в районе Пещерного лога глыбовыми завалами и два сравнительно крупных зала, богатых травертиновыми каскадами. Разгрузочный район представляет несколько узких галерей и напорных ходов овального сечения.



  Нижняя часть пещер известна местным жителям с конца XIX в. В 1942 году из-за приближения к городу немецко-фашистских захватчиков в пещерной системе были спрятаны большинство артефактов, хранившихся в Сочинском музее краеведения. В 1946-1948 гг пещеру исследовал А. А. Ломаев, в 1956-1961 гг - Адлерская станция Лаборатории гидрогеологических проблем АН СССР (ныне АКЛ, руководитель Н. И. Соколов). Было доказано наличие связи между Воронцовской и Очажной пещерами. Открыт проход в дальнюю часть Воронцовской пещеры (Л. М. Кузьменко), преодолен сифон Лабиринтовой пещеры (московские спелеологи, руководитель В. В. Илюхин). В 1968-1975 гг район Воронцовской пещеры длительно исследовали спелеологи Ленинградского горного института . В 1981 году исследован новый участок в районе «Грота Очажный».



  Официальное экскурсионное освоение начато с 2000 года. В настоящее время по пещере проложен экскурсионный маршрут.



  Ещё раз отмечу, что прогулки для всех водят только здесь, все остальные пещеры - дело отдельных экскурсий с профессиональным проводником, экипировой и тд и тп.



  Мне уже доводилось бывать в пещерах Адыгеи и не только, поэтому Воронцовская не вызвала какого-то особого удивления. На один раз интересно, но вспоминая ценник и маршрут - оно того не стоит.



  Уже на выходе заметили неприметный памятник, который стоял на небольшом бугорке. Кому и чему посвящён - не знаю, но что-то связанное с упавшим в этих краях самолётом. К сожалению, информации в интернете не обнаружил.



  Возвращаемся обратно на основную трассу до Адлера. По пути был отмечен один объект, который подсказали девчата встреченные на турбазе Южная.



  Памятная табличка, мозаика, заброшка - то, что нам надо!



  Соблазн посмотреть изнутри был слишком велик, после чего мне пришлось телепортироваться в фойе:



  Местами это была типичная помойка, но иногда встречались вполне себе красивые и атмосферные помещения:



  Советская мебель, затхлый запас, тишина...



  Как удалось узнать - это был клуб-столовая военного санатория Аврора:



  Увы, история данной территории подошла к концу. Другая площадка с одноимённым названием в районе Адлера процветает, а эта - увядает.



  Телепортируюсь обратно на улицу, делюсь впечатлениями со спутницей и прокладываем последнюю контрольную точку на сегодня.



  Впервые узнал об этом месте от своего любимого коллеги-друга и был изумлён! Изумлён красотой и мыслью, что пропустил это место в своих поездках, когда был совсем рядом. Теперь уж точно увижу своими глазами.



  Признаюсь сразу, что скопирую несколько обзоров своего друга, так как он уже описывал это место в своём блоге. Он сделал это так хорошо, что переплюнуть не получится, поэтому просто включу часть его постов в свой блог. Спасибо тебе, sovkollekcioner.livejournal.com



  Привыкли мы, что большинство всяческой красоты должно было радовать взгляд рабочего люда на местах производства. Ну или на крайний случай в местах, тесно с ними связанными: столовые, ДК и прочее при заводах, фабриках, управлениях. И, конечно же, это будет ошибкой. Ведь где проходил самый заветный отдых любого советского человека? Куда хотя бы раз в жизни старались попасть практически все граждане нашей могучей Родины? Ответ прост – это курорты! И не просто курорты, а курорты Черноморского побережья. Вполне закономерно, что часть привычного для нас монументального искусства находила там достойное воплощение.

  Конечно, в Сочи можно встретить намного больше проявлений советского монументального искусства. На остановках, в пансионатах, переходах наверняка найдутся еще мозаики. А если брать во внимание чеканку, контррельефы и прочее, то и подавно… Но даже так, наскоком, у меня уже получилось вполне интересно, а теперь вернемся непосредственно в Курортный городок Адлера. Адлер - один из городских районов города Сочи, административный центр Адлерского района. Расположен в устье реки Мзымты по обоим её берегам и простирается на 17 км по Черноморскому побережью, от левого берега реки Кудепсты до правого берега реки Псоу на границе с Абхазией. Был основан в 1869 году. Популярный летний советский и российский курорт. В Курортном городке Адлера располагается самое большое количество известных санаториев и пансионатов - Известия, здравницы Адлер-курорта, СССР, Зеленая горка, Орбита, Весна, Южный, Знание и многие другие.

  Отмечу сразу, что полностью обойти весь курортный городок не получилось. Отчасти из-за усталости и времени, отчасти из-за закрытости территорий (частное ведь сейчас всё)... Наверняка, как уже упоминал, имеется много всего интересного, что упустил, но то, что урвал - обязательно покажу. Например, в виде вездесущих абстракций:



  И вот мы подошли непосредственно к наследию Зураба Константиновича Церетели. Долго и нудно описывать его не буду. На это есть энциклопедия. Равно как и описывать более 5000 его произведений. На это есть его сайт. Тем более, что меня лично не интересуют все его картины и каждый памятник. Неоднозначное восприятие творчества Зураба Церетели в последние десятилетия во многом связано с грандиозностью его творений и определенной близостью к властным структурам и личностям. Политика и конъюнктурность - два термина, которые вызывают у искусствоведов и собратьев по художественному цеху негативные эмоции, от неприятия до откровенной зависти, и подчас оценка тех или иных современных работ мастера остается в рамках чьих-то общественно-политических настроений. Но вот на заре своего творчества… Сейчас речь пойдет об одном из начал творческого пути Зураба Церетели. В 70-х годах прошлого века он был известен прежде всего как создатель монументальных мозаик - красивых панно с простыми и абсолютно неполитическими сюжетами. Мозаики Церетели в Тбилиси - пример воплощения разных тем и направлений в укладках маленьких цветных кусочков смальты. Стремление к монументальности художника определенно заявляет о себе в грандиозной мозаике Дворца культуры профсоюзов Тбилиси. Сюжет мозаики - стилизованное изображение человека, держащего над собой диск пылающего солнца, а вокруг — хороводы диковинных цветов и животных. Вне времени и вне политики этот рисунок повествует о красоте окружающего мира и об особой роли человека для этого мира. Мозаичное панно стало центром всего микрорайона и своего рода ориентиром в городе. Основное архитектурное сооружение Парка Победы в Тбилиси — каскад ступенчатых форм, по которым стекает вода в бассейн. Этот бассейн охвачен мозаичным рельефом, изображающим тесно сомкнутые знамена, реющие полукольцом вокруг Вечного огня. Красные цвета знамен - основная цветовая доминанта композиции, а сами знамена - главный символ Победы и единства народов и страны в достижении этой Победы. Тбилисский автовокзал благодаря мозаикам определенно стал не только утилитарным зданием для транзита и обслуживания пассажиров, но и местом приобщения этих пассажиров к прекрасному. Главное в мозаике автовокзала - колеса. Колеса большие и маленькие, являющиеся частью автомобилей и транспорта и отдельные передают общую идею движения, стремления к изменениям и перемещениям. Панно выполнено в необычной технике - оно рельефное. Выложенные мозаиками части композиции создают трехмерное пространство, где какие-то детали выступают вперед, а какие-то занимают более скромное положение, образуя фон.

  Детская игровая площадка возле пансионата "Адлер" в Курортном городке, созданная в конце 60-х, открыла своего рода модное направление в декорировании территорий южных пансионатов и общественных зданий. Площадка удостоилась разных премий и стала одним из тиражируемых образов южного комфорта и красоты. Комплекс представляет собой большую и мелкую чашу, которая наполняется водой. Вокруг и внутри чаши расположены различные морские обитатели - рыбки, морские коньки, морские звезды, черепахи. И само дно бассейна, и фигурки животных сплошь покрыты мозаикой, образуя яркие красочные образы. Отдельно был возведен огромный коралловый остров, окруженный со всех сторон водой. У бассейна также расположился сказочный лабиринт с изображениями героев сказок, также выложенных цветной мозаикой. Об этой красоте мы подробнее поговорим чуть позже.



  Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Именно Церетели был приглашен в качестве главного художника этого уникального объекта. При оформлении курорта «Пицунда», были использованы принципы соединения современности и истории. Возле каждого высотного корпуса пансионата было создано свое художественное окружение - копии древнегрузинский рельефов, скульптуры и специально возведенные декоративные стенки с мозаикой. На большинстве из них - яркие стилизованные изображения птиц, рыб, морских животных, а иногда звездного неба. Мозаики выполнены из разнофигурных и разноразмерных элементов самой разной формы, подчас достаточно крупных. Цветовые гаммы мозаик подобраны с чувством меры и баланса - каждое панно ярко и привлекательно по-своему, а вместе они образуют единый стилистический ряд. Множество работ из смальты можно увидеть в Старых Гаграх. К открытиям художника можно отнести и новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели рисовал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед. Рельеф был крупным и хорошо воспринимался с большого расстояния. Мозаики Зураба Церетели - светлые, красочные, оптимистичные произведения искусства с ярким восприятием мира. Удивительным образом мозаики в Адлере и Пицунде стали органичной частью всей окружающей среды, соединившись с морем, солнцем, цветами. В сюжетах нет никакой идейности кроме радости жизни и полноты чувств от красоты мира. Некоторые орнаментальные мотивы напоминают народное творчество (не зря Церетели участвовал в этнографических экспедициях по Грузии), некоторые кажутся взятыми с детских рисунков. Все вместе создает удивительный фантазийный мир с буйством красок и позитивным настроем. В мире этом нет пафосности, нет громозкости и впечатления монументальности, зато есть игра, движение, энергетика. А вот о наиболее ярких работах Церетели, ставших визитной карточкой черноморских курортов, мы теперь начнём говорить. Речь пойдет о знаменитых «Коралле» и «Сказочном городке».

  Одна из визитных карточек Курортного городка Адлера – бассейн детского Сказочного городка:



  Идея создания детского комплекса зародилась еще в 1967 году, когда в соответствие со вторым генеральным планом реконструкции Сочи - Мацестинского курорта началось комплексное проектирование адлерского курортного городка. Для возведения этого детского уголка пригласили тогда еще молодого, но уже известного Зураба Церетели. Он сделал все с присущим ему южным красочным колоритом. Использовались современные материалы, очень модная и дорогостоящая по тем временам венгерская смальта - разновидность цветного стекла.



  В момент создания, Адлерская детская мозаика была уникальной для Советского Союза (и, пожалуй, для остального мира), о чем писала даже центральная "Правда" в своих статьях. Успех и государственное признание работ Церетели способствовали возникновению целого направления советского монументального искусства. Позднее мозаичные фонтаны, бассейны, детские площадки украсили практически все южные города СССР. Детский городок Церетели - это две большие площадки: коралловый риф и бассейн с морскими обитателями. Обе зоны покрыты яркой мозаикой. Но вопреки расхожему мнению сторонних источников, комплекс хоть и единый по стилю, но не един территориально. И по сути разделен на бассейн «Рыбки» и бассейн «Коралл» (о втором подробнее в самом конце).



  Бассейн детского Сказочного городка находится между пансионатом «Фрегат», пансионатом «Дельфин», пансионатами «Нептун» и «Смена». Прямо рядом с бассейном расположен Сочинский океанариум. Побывать в Адлере, но не побывать в этом бассейне – немыслимое дело для всей советской детворы. Заветная мечта многих и многих мальчишек и девчонок. Сам бассейн также разделен на три зоны: сам бассейн с большой и малой чашами. Вокруг размещаются морские обитатели, облицованные смальтой:



  Малая чаша. С торца возвышается огромная сказочная рыба-кит:



  Напротив рыбы, с противоположной стороны, ввысь возносятся силуэты сказочных персонажей из металла:



  Сказочный лабиринт. Ранее он так же был тематически связан с морской живностью. Выпуклые рыбки, осьминоги… Но были и сказочные образы.



  Однако, как мы видим, теперь лабиринт «отреставрирован» какой-то убогой мозаикой с унылыми сюжетами не лучшего качества.



  Скажу честно и без стеснения - это полный пиздец. Неужели совсем руки из жопы? Ей богу, лучше сбросьте бомбу, но не уродуйте. Особенно понравился психоделический крипозаяц, который говорит ""црок, пацаны!":



  Третья зона – игровая площадка. Это река, дно которой так же украшает мозаика, пирамиды с мостиками, более крупные представители животного мира: черепахи, крокодилы, большие осьминоги:



  Во второй половине 70-х сказочный коралловый городок был построен, а уже в начале 80-х он стал разрушаться. Администрация периодически проводит субботники и очищает сам бассейн и прилегающую территорию. Убираются опасные и острые обломки смальты. Но этого явно недостаточно. Последняя реставрация мозаичного комплекса проводилась более 20 лет назад. По заверениям местных властей, на эти цели нет ни средств, ни специалистов, работающих со смальтой. С последними, еще в 2014 году, пообещал помочь сам автор - Зураб Церетели. Для своего детища Зураб Константинович пообещал даже достать столь редкую сейчас смальту - видимо, из своих запасов. И направить своего мастера, чтобы оценить ущерб, нанесенный временем и определить план работ. Церетели подчеркнул, что реставрация - дело общее. Не только руки мастера, но и поддержка неравнодушных людей смогут вернуть былую красоту Кораллу, рыбкам и всему сказочному мозаичному миру.

  Не могу сказать, приезжал ли кто-нибудь, но по состоянию на 2018 год, бассейн и окружающие композиции уверенно и все быстрее разрушаются. Каких-либо явных улучшений лично я не заметил. Увы. С современным «капиталистическим» подходом, в скором времени могут быть утеряны даже такие знаковые для своего времени объекты. И тем печальнее, что объекты эти связаны с самым дорогим – с воспоминаниям о нашем детстве.

  Как и обещал, последнее на сегодня:



  Пансионаты объединения "Адлеркурорт" были, в основном, завершены к 1968 г. и являлись на тот момент новым словом в курортном строительстве, когда создавался единый ансамбль на большой территории. К слову сказать, что позже разрабатывались проекты еще двух кургородков в Адлерском районе: Адлер II и в Имеретинской низменности, но они остались нереализованными из-за перестройки и последующих политических событий. А в начале 1970-х курортный городок "Адлер" олицетворял собой все новейшие тенденции не только курортной архитектуры, но и монументального декоративно прикладного искусства. К 1973 году на территории кургородка были сооружены два фонтана, разработанные уже достаточно известным скульптором Зурабом Церетели. Один из них – бассейн-площадка «Коралл». В Курортном городке бывали очень и очень многие. В рекламе каждой мало-мальской гостиницы, находящейся поблизости и самого комплекса «Адлеркурорт» обязательно упоминается парк, а в нём - детский городок Церетели. Как одна из главных достопримечательностей курорта, его визитная карточка.



  По сути, это огромная конструкция, возведенная посреди «природно-ассиметричного» бассейна. Дно бассейна выложено мозаичными рисунками множества рыб и прочей морской живности.



  Сам «Коралл» так же облицован смальтой. В фигурных окошках вставлены цветные стеклышки. По крайней мере, были вставлены...



  Несмотря на внешнюю монументальность, сказочные композиции оказались очень хрупкими. Время с композициями, выполненными из венгерской смальты, поступило безжалостно. От былого великолепия сегодня мало что осталось. Как умирает архитектурный ансамбль, ежедневно наблюдают местные жители и отдыхающие. Сейчас их немного, летом, говорят, тут свободного места нет. Потускневшая и отколотая смальта даже спустя десятилетия притягивает взгляд. Дно бассейна устилает отколовшаяся смальта и бетон. Положение усугубляет и то, что осколки острой как лезвие цветной смальты, которой облицованы бетонные изваяния, небезопасны, особенно для маленьких детей, которых это место притягивает как магнит.



  На этом мой обзор, посвященный необычайной красоте мозаичных работ Сочинских курортов, да и третьей части вообще -завершен. Удивительно, что администрация богатейшего курорта России не сможет найти деньги на реставрацию данных монументальных произведений… Одно дело, когда исчезают просто красивые вещи. И совсем другое когда в небытие уходит детство.

Наша группа Вконтакте