Сталинград. Часть 1. Родина-мать зовет!
Поездка выдалась не совсем запланированной - на подготовку было несколько дней, да и находится в Сталинграде должны были всего-лишь около суток. Понятное дело, что самые "главные" места были отмечены сразу же, надеюсь, Вы понимаете о каких именно я сейчас говорю (собственно, их Вы и увидите в обзорах). Из-за этих и многих других причин, заброшенных мест, крыш и прочего в этой серии постов не будет, будет немного другое, но не менее интересное.
Сталинград - этот город был для меня мечтой. Сколько сериалов и фильмов я просмотрел про эти места, сколько статей и информации... Думал, что доберусь до него лишь через несколько лет, но благодаря некоторым знакомым мне людям и девушке - мечта сбылась намного раньше.
вот так и случается: сидишь, играешь вечерами в Survarium (комп. игра), а потом оказываешься в этом же месте, но только в реальности:
Наверно, Вы уже заметили, что я часто называю город именно Сталинградом: поклонники "нового" варианта - не обижайтесь, просто мне ближе и приятней упоминать его по "старому".
И так, в город-герой мы выбрались глубокой ночью и добрались к утру. По пути было множество других интересных мест, заброшек и прочего, но, к сожалению, как уже упоминал - времени было слишком мало. Сюда я ещё обязательно вернусь, а пока - мы уже подъезжаем к окраинам города. Первое, с чем мы столкнулись - это постоянные пробки около жд переездов. Всё дело в том, что поезда здесь ходят очень часто (с заводов), а составов в них десятки штук и передвигаются они как черепахи. Из-за этого даже в 6-7 часов утра на трассе пробки, боюсь представить, что творится в будние дни и в час-пик.
Второе и самое главное - отсутствие дорог. Про это я хотел бы сказать отдельно. Мне, как человеку искалесившему по Ростову, Ростовской области и немного Краснодарскому краю, таких "дорог" встречать не приходилось. Любая сельская тропа будет в 100 раз лучше, чем в самом городе. Нормальное дорожное полотно закончилось на границе Ростовской и Волгоградской области - всё, что находилось дальше - сущий ад. Ямы, бугры, трещины... Действительно дичайший ад, других слов подобрать сложно. Конечно, в центре Сталинграда всё выглядит нормальным, но стоит выехать чушь дальше... В общем, передвигаться по этим краям советую на УАЗике или другом внедорожнике. Немного обидно, что в таких значимых, известных, исторических местах - всё на столько плохо. Спасибо местным чиновникам, вы - молодцы!
Отойдём от темы дорог и приступим к другой - проживание. Скажу сразу, если Вы собираетесь поселиться в хостеле - не делайте этого. Всё только потому, что цены в соотношении хостелквартира слишком разные. Так, например, проживая в хостеле с номером для 6 или 8 человек, Вы отдадите примерно 1500р (+- 300р). Если Вас четверо (как в нашем случае) - это вполне выгодно, но с вами ещё будет проживать 24 левых человека и всё будет "общим". В тоже время, за те же деньги (или дешевле) можно снять свою собственную квартиру со всеми удобствами, чем мы и воспользовались.
Объявлений на том же авито очень много и все оказались выгодными: центр города, отличные условия для проживания, отдыха и тд и тп.
Нам подвезло вдвойне - заселились в отличный новострой к доброй хозяйке, которая не ругалась даже на задержку приездаотъезда с разницей в 1-2 часа, да ещё и позвала нас на следующий раз!) Так как водитель устал от долгой ночной трассы - он улёгся спать, а мы решили пока немного самостоятельно поизучать город.
планируем:[/i]
Может быть это глупо, но первым делом отправились за сувенирами - их тут дофигища в каждом ларьке:
Пока ходили от одного магазина к другому, я замечал таблички на домах - каждое второе здание имеет свою историю; улицы названы в честь какого-либо событийчеловека:
Перечислять, фотографировать или прочесть все - невозможно, памятных знаков тысячи... Представьте себе, только башен от танков из которых сделали памятники - примерно 50 штук! В принципе, оно и понятно - у города с таким прошлым иначе и не может быть.
Вот, например, первый встреченный небольшой памятник у завода теплоизоляционных изделий 'Термостепс" - является преемником Государственного союзного Сталинградского завода минеральной ваты, состоящего в структурном подчинении Главтермоизоляции Министерства строительства СССР. Сталинградский завод минеральной ваты был основан 20 февраля 1948 года:
Рядом находится ещё один завод - Волгоградский завод ЖБИ № 1 с заброшенными водонапорными башнями:
Попасть в них собираюсь в следующий раз, надеюсь, всё получится.
заводоуправление:[/i]
Не успел сделать несколько кадров, как нам на встречу выбежал охранник. Мол, чего Вы тут фоткаете, уходите отсюда. Был он явно не в себе, запинался и судорожно говорил: "Нельзя тут фотографировать, не ваше дело, что за завод, идите отсюда". Видимо, ЖБИки в Сталинграде являются особыми стратегическими местами, которые нельзя фотографировать даже с улицы.
вторая башня, более массивная и высокая:[/i]
Пока мы возвращаемся обратно домой, увидел трамвай, много трамваев!
Причём они носятся с огромной скоростью и частотой движения! Да так, что стали побаиваться переезжать пути, каждый раз смотря по сторонам - не мчится ли очередной из них нам на встречу. Кстати, по моему, это отличное решение всех проблем. В городе-миллионике (даже больше) нет пробок, нет проблем с транспортом, нет "добраться на работу и выжить". Мне кажется, что это то самое, чего не хватает Ростову с его вечными пробками, забитыми маршрутками и прочим адом - местные меня поймут. Увы, у нас считают в точности, да наоборот...
Последнее, что немного удивило меня - какие-то странные светофоры, похожие на ЖК-мониторы, но выглядит прикольно:
Настало время для самого главного - Мамаев Курган. Рассказ про него от первого лица - для меня слишком мало, поэтому буду включать исторические справки и фото. Про такие места должен знать каждый, а уж посетить - тем более! Это невероятные ощущения, никакое видео, фото или отчёт не передаст всех эмоций, которые возникают при виде статуи "Родина-мать". Это смесь переполняющих через край чувств: восторга, радости, грусти и гордости...
Начнём по порядку - Мемориальный парк. В 1963 г. сталевар завода "Красный Октябрь" Федор Рыкунов посадил березку в память о четырех его братьях, погибших в ВОВ. В 1965 г. поэтесса М. Агашина написала стихотворение "Растет в Волгограде березка", а песню на эти стихи исполнила Л. Зыкина. В этом же году был создан Мемориальный парк. К сожалению, с 90-х годов парк был запущен, а в мае 2013 г. в парке спилили 27 деревьев, среди которых и знаменитая березка...
Следующее место - входная площадь, она непосредственно примыкает к проспекту Ленина, по всему периметру она обрамлена цветочными газонами и гранитными лестницами.
У её подножья, ведущей на Мамаев курган, располагается вводная композиция "Память поколений". Вдоль каменной полуразрушенной стены в скорбном молчании движутся люди. Впереди – мужчина с девочкой, несущей скромный букет цветов. Рукой, простертой в сторону кургана, он как бы указывает путь остальным:
По другую сторону женщина с дубовой ветвью – символом вечной славы:
Композиция выполнена в форме горельефа длиной 17, высотой 8 и шириной 3 метра. Рядом с вводной композицией, у подножия Мамаева Кургана установлены памятные знаки, в которые заложены капсулы с землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, крепости-героя Бреста:
Слева от центральной лестницы расположена мемориальная стела с словами: Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.
На Мамаев курган с входной площади ведет гранитная лестница, шириной в 10 метров, протяженностью в семь маршей, поднимающаяся над входной площадью на 10 метров, переходящая в аллею тополей. На ней начертаны слова, с которыми шли в бой героические защитники Сталинграда: "За нашу советскую Родину – СССР". Эти слова начертаны также на медали "За оборону Сталинграда":
Широкая центральная лестница ведет на следующий уровень ансамбля. Поднимаясь над Входной площадью на 10 метров, она плавно переходит в длинную, постепенно поднимающуюся аллею пирамидальных тополей. С обеих сторон аллеи, протяжённость которой 223, а ширина – 10 метров, стоят величественные тополя, словно замершие в строю солдаты, плечом к плечу:
Аллея проложена по гребню искусственной насыпи, под ней в двух туннелях проходят ветки железной дороги. Слева у подножья аллеи расположен мемориальный парк. В праздничные дни – 2 февраля, 9 мая – аллея по всей длине оформляется красными флагами, что безусловно добавляет посетителям памятника-ансамбля ощущение торжественности происходящего.
Прямая, как стрела, аллея направлена к главному монументу на вершине кургана – Родине Матери. Если с Входной площади видны лишь элементы этого монумента, то с аллеи тополей его уже можно видеть полностью. Но до главного монумента еще далеко – аллея заканчивается гранитной трехмаршевой лестницей, ведущей к площади "Стоявших насмерть".
Площадь "Стоявших насмерть!" представляет собой квадрат размером 65х65 м (4225 м2) с гранитным покрытием, по углам площади разбиты газоны, растут ели и березы. Большую часть площади занимает круглый бассейн в низких каменных берегах диаметром 35,2 метра. В центре бассейна из воды высится скала, из которой вырастает фигура солдата-защитника Сталинграда:
Высота скульптуры – 16,5 метров, размеры основания – 15х12 метров. "Стоять насмерть!" – вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата:
По словам Евгения Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы". В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Каждый мускул напряжен до предела.
Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В. И. Чуйкова, главного военного консультанта мемориала и личного друга Вучетича. Скальное основание монумента испещрено надписями: Стоять насмерть, За Волгой для нас земли нет, Ни шагу назад!, Каждый дом – это крепость, Не посрамим священной памяти. Такими надписями солдаты покрывали стены обороняемых сооружений, с этими словами они шли в бой:
От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведет широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу с обеих сторон обрамляют стены-руины:
Две огромные, достигающие 18 метров в высоту и протяженные на 46 метров стены поставлены под углом друг другу и сходятся в перспективе. Это руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщерблённых прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов. Руины почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из стен рельефно выступают слитые с ними фигуры людей:
Стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей. В дополнение из скрытых репродукторов слышны звуки боя, песни Великой Отечественной войны, сводки информбюро.
Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: Ни шагу назад!. Фигуры, изображенные здесь, более статичны, выполнены вертикальными линиями. Бойцы с поднятыми вверх автоматами произносят священную клятву. Бойцы и стена – одно целое, один материал. Шинели и оружие, выложенные из блоков, как бы отпечатаны на поверхности стены. Это образы героев, давших клятву ни на шаг не отступать назад. Всюду надписи, передающие накал битвы: За Волгой для нас земли нет!..., С нами миллионы людей.., В наступление, товарищи!, Здесь стрелял каждый камень. Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: Все они были простыми смертными...
Тема правой стороны – Только вперед!, она задает иной ритм повествования. Тут преобладают диагональные линии, передающие боевой порыв, стремление вперед. Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьет артиллерия. Изображения правой стены передают реальные сцены и события. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: Я из 62-й!, Врывайся в дом вдвоем: ты и граната, Только вперед!.
Находиться здесь тяжело, скажу честно, не смог удержаться и прослезился. Сильное место...
Поднявшись по лестнице между стен-руин, мы выходим на площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн площадью 2300 м. кв., который должен быть наполнен водой. К сожалению, всего этого мы не увидим, так как сейчас проходят масштабные работы по реставрацииремонту этого места. Искусственный водоем с водой, по замыслу создателей Мамаева кургана, символизирует вечную жизнь, победу над силами зла и разрушения. По левой стороне от бассейна высится гранитная стена, на которой рельефными буквами выбиты строки: Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?
Напротив стены, по другую сторону бассейна на площади Героев, расположено шесть немых статуй, олицетворяющих подвиги солдат в боях под Сталинградом. Здесь и тяжело раненный солдат, стоящий до конца, и санитарка, выносящая на своих руках с поля боя умирающего солдата, и командир, в последние минуты жизни продолжающий руководить боем:
Заканчивает линию скульптур площади Героев композиция, олицетворяющая крах фашизма: воины уничтожают гидру и свастику – символы фашистов:
Для скульптур площади Героев на Мамаевом кургане характерны напряженность в лицах и телах фигур, острые линии, порыв и движение. Каждая из статуй изображает отдельный эпизод из жизни военного Сталинграда. Скульптуры на площади Героев на Мамаевом кургане – будто бы ответ на строки с противоположной стены: люди мертвы, но подвиги их живы до сих пор.
Площадь героев завершается мощной подпорной стеной, покрытой врезанным контррельефом. Длина стены 125, высота - 10 метров. Подпорная стена отделяет площадь героев от следующего уровня ансамбля. В левой части вдоль нее расположена лестница, ведущая на курган. В правой части подпорной стены расположен вход в зал Воинской Славы. Последнее, к несчастью, сейчас также на реконструкции, поэтому туда мы не попадём. Я попробовал краем глаза посмотреть, что там и увидел полную "разруху" и переделку... - Пролетаем с вечным огнём, но ничего, это очередной повод вернуться сюда! Кстати, из беседы с рабочим выяснил, что делают это всё к 9 мая, но успеют или нет - неизвестно: "Это ж как обычно, могут успеть, могут не успеть. Сейчас доделают, потом опять начнут пилить деньги - Россия же. Не знаю, когда Вам попасть так, чтоб всё было рабочим, целым и доступным"...
Основная тема монументального рельефа подпорной стены - торжество победителей. Рельеф лаконично и выразительно рассказывает об окружении и ликвидации крупнейшей гитлеровской группировки, о развернувшемся наступлении советских войск. В самой верхней, левой части стены передана картина наступления: бегут солдаты, их сопровождают танки и самолеты. Правее располагаются картины торжества победителей: окружение противника завершено, бойцы двух армий обнимаются, поздравляют друг друга. Выше - командование приветствует победителей. Сцены сопровождает надпись: Наступил и на нашей улице праздник.
В год 25-летия победы, 9 мая 1970 г., в подпорную стену была заложена капсула с письмом-обращением к потомкам. Вскроют эту капсулу 9 мая 2045 г., в день столетия победы над фашизмом. На месте закладки закреплена мемориальная плита с надписью: Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с Обращением трудящихся города-героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть 9 мая 2045 года в день 100-летия Победы над фашистской Германией:
Поднимаемся выше, ещё чуть-чуть!!!
Дорога расходится на две части, по левую сторону находится церковь, о ней расскажу чуть позже:
Наш же путь будет к самому главному, где по пути встречаем очередное интересное творение. Пандус зала Воинской Славы ведет на площадь Скорби. В противоположном углу площади, как бы в противовес залу Славы, расположена 11-метровая скульптура скорбящей матери. Скульптурная группа образована фигурой матери, в безграничной скорби склонившейся над телом погибшего сына. Это собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких – сына, мужа, отца. Склонившись, мать оплакивает погибшего, а вместе с ним – всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей. У основания монумента располагается небольшой бассейн – озеро слёз. Гранитными плитами в озере слёз образована дорожка, по которой можно попасть к подножью монумента скорбящей матери, возложить цветы. Справа от скульптуры скорбящей матери находится гранитная плита-надгробие могилы Неизвестного солдата, посвященной всем неизвестным героям, похороненным в большой братской могиле Мамаева кургана – в холме-кургане под монументом Родина-мать.
На площади Скорби находится могила дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны – командарма 62-й Армии, а после войны – главного военного консультанта мемориала Виктора Ивановича Чуйкова, умершего в 1982 году:
фото с интернета:[/i]
Про этого человека хотелось бы рассказать подробней, но сделаю это в другой части обзора. Сейчас же мы застыли на месте...
Неужели я вижу это, неужели вот она - совсем рядом!
Сердце стало биться чаще, в горле ком, на глазах слёзы. Да, я парень в возрасте 23 лет, но чувства переполняют меня, что невозможно сдержаться. И мне не стыдно за это.
Пока мы все отходим от эмоций, повернёмся на минутку назад, сфотографировав несколько мест, которые уже прошли:
К слову, сейчас стоим в районе значимого объекта - на месте смотровой площадки находилась самая высокоя точка высоты 102 - нынешнего Мамаева Кургана:
А теперь, когда осталось совсем чуть-чуть, немного истории и описания.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров.
На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире (занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире). Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра). Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.
Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.
В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».
Строительство монумента Родина Мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. В ходе строительства в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.
В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.
Ну и немного интересных фактов:
Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.
скульптурная группа марсельеза на триумфальной арке в Париже:[/i]
Сам образ Родины-Матери стал одним из главных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет». Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.
Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали, а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность.
На Мамевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.
Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции. Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.
Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок. Это мнение поддержал и директор музея "Сталинградская битва": горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы - 60 миллиметров, до 1999 года - 33 миллиметра, с 2000-2008 - 16 миллиметров.
Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать!
Скульптура сфотографирована и осмотрена со всех сторон, можно полюбоваться видами на город:
Порой кажется, что вот он - СЖМ, но нет:
Думаю, на этом стоит завершить первую часть обзора, так как я и так уже "загрузил" Вас фотографиями и текстом. В следующих частях мы посетим музеи, прогуляемся по центру города и многое многое другое. Прощаюсь с Вами, но на время - впереди ещё много интересного!)
Сталинград - этот город был для меня мечтой. Сколько сериалов и фильмов я просмотрел про эти места, сколько статей и информации... Думал, что доберусь до него лишь через несколько лет, но благодаря некоторым знакомым мне людям и девушке - мечта сбылась намного раньше.
вот так и случается: сидишь, играешь вечерами в Survarium (комп. игра), а потом оказываешься в этом же месте, но только в реальности:
Наверно, Вы уже заметили, что я часто называю город именно Сталинградом: поклонники "нового" варианта - не обижайтесь, просто мне ближе и приятней упоминать его по "старому".
И так, в город-герой мы выбрались глубокой ночью и добрались к утру. По пути было множество других интересных мест, заброшек и прочего, но, к сожалению, как уже упоминал - времени было слишком мало. Сюда я ещё обязательно вернусь, а пока - мы уже подъезжаем к окраинам города. Первое, с чем мы столкнулись - это постоянные пробки около жд переездов. Всё дело в том, что поезда здесь ходят очень часто (с заводов), а составов в них десятки штук и передвигаются они как черепахи. Из-за этого даже в 6-7 часов утра на трассе пробки, боюсь представить, что творится в будние дни и в час-пик.
Второе и самое главное - отсутствие дорог. Про это я хотел бы сказать отдельно. Мне, как человеку искалесившему по Ростову, Ростовской области и немного Краснодарскому краю, таких "дорог" встречать не приходилось. Любая сельская тропа будет в 100 раз лучше, чем в самом городе. Нормальное дорожное полотно закончилось на границе Ростовской и Волгоградской области - всё, что находилось дальше - сущий ад. Ямы, бугры, трещины... Действительно дичайший ад, других слов подобрать сложно. Конечно, в центре Сталинграда всё выглядит нормальным, но стоит выехать чушь дальше... В общем, передвигаться по этим краям советую на УАЗике или другом внедорожнике. Немного обидно, что в таких значимых, известных, исторических местах - всё на столько плохо. Спасибо местным чиновникам, вы - молодцы!
Отойдём от темы дорог и приступим к другой - проживание. Скажу сразу, если Вы собираетесь поселиться в хостеле - не делайте этого. Всё только потому, что цены в соотношении хостелквартира слишком разные. Так, например, проживая в хостеле с номером для 6 или 8 человек, Вы отдадите примерно 1500р (+- 300р). Если Вас четверо (как в нашем случае) - это вполне выгодно, но с вами ещё будет проживать 24 левых человека и всё будет "общим". В тоже время, за те же деньги (или дешевле) можно снять свою собственную квартиру со всеми удобствами, чем мы и воспользовались.
Объявлений на том же авито очень много и все оказались выгодными: центр города, отличные условия для проживания, отдыха и тд и тп.
Нам подвезло вдвойне - заселились в отличный новострой к доброй хозяйке, которая не ругалась даже на задержку приездаотъезда с разницей в 1-2 часа, да ещё и позвала нас на следующий раз!) Так как водитель устал от долгой ночной трассы - он улёгся спать, а мы решили пока немного самостоятельно поизучать город.
планируем:[/i]
Может быть это глупо, но первым делом отправились за сувенирами - их тут дофигища в каждом ларьке:
Пока ходили от одного магазина к другому, я замечал таблички на домах - каждое второе здание имеет свою историю; улицы названы в честь какого-либо событийчеловека:
Перечислять, фотографировать или прочесть все - невозможно, памятных знаков тысячи... Представьте себе, только башен от танков из которых сделали памятники - примерно 50 штук! В принципе, оно и понятно - у города с таким прошлым иначе и не может быть.
Вот, например, первый встреченный небольшой памятник у завода теплоизоляционных изделий 'Термостепс" - является преемником Государственного союзного Сталинградского завода минеральной ваты, состоящего в структурном подчинении Главтермоизоляции Министерства строительства СССР. Сталинградский завод минеральной ваты был основан 20 февраля 1948 года:
Рядом находится ещё один завод - Волгоградский завод ЖБИ № 1 с заброшенными водонапорными башнями:
Попасть в них собираюсь в следующий раз, надеюсь, всё получится.
заводоуправление:[/i]
Не успел сделать несколько кадров, как нам на встречу выбежал охранник. Мол, чего Вы тут фоткаете, уходите отсюда. Был он явно не в себе, запинался и судорожно говорил: "Нельзя тут фотографировать, не ваше дело, что за завод, идите отсюда". Видимо, ЖБИки в Сталинграде являются особыми стратегическими местами, которые нельзя фотографировать даже с улицы.
вторая башня, более массивная и высокая:[/i]
Пока мы возвращаемся обратно домой, увидел трамвай, много трамваев!
Причём они носятся с огромной скоростью и частотой движения! Да так, что стали побаиваться переезжать пути, каждый раз смотря по сторонам - не мчится ли очередной из них нам на встречу. Кстати, по моему, это отличное решение всех проблем. В городе-миллионике (даже больше) нет пробок, нет проблем с транспортом, нет "добраться на работу и выжить". Мне кажется, что это то самое, чего не хватает Ростову с его вечными пробками, забитыми маршрутками и прочим адом - местные меня поймут. Увы, у нас считают в точности, да наоборот...
Последнее, что немного удивило меня - какие-то странные светофоры, похожие на ЖК-мониторы, но выглядит прикольно:
Настало время для самого главного - Мамаев Курган. Рассказ про него от первого лица - для меня слишком мало, поэтому буду включать исторические справки и фото. Про такие места должен знать каждый, а уж посетить - тем более! Это невероятные ощущения, никакое видео, фото или отчёт не передаст всех эмоций, которые возникают при виде статуи "Родина-мать". Это смесь переполняющих через край чувств: восторга, радости, грусти и гордости...
Начнём по порядку - Мемориальный парк. В 1963 г. сталевар завода "Красный Октябрь" Федор Рыкунов посадил березку в память о четырех его братьях, погибших в ВОВ. В 1965 г. поэтесса М. Агашина написала стихотворение "Растет в Волгограде березка", а песню на эти стихи исполнила Л. Зыкина. В этом же году был создан Мемориальный парк. К сожалению, с 90-х годов парк был запущен, а в мае 2013 г. в парке спилили 27 деревьев, среди которых и знаменитая березка...
Следующее место - входная площадь, она непосредственно примыкает к проспекту Ленина, по всему периметру она обрамлена цветочными газонами и гранитными лестницами.
У её подножья, ведущей на Мамаев курган, располагается вводная композиция "Память поколений". Вдоль каменной полуразрушенной стены в скорбном молчании движутся люди. Впереди – мужчина с девочкой, несущей скромный букет цветов. Рукой, простертой в сторону кургана, он как бы указывает путь остальным:
По другую сторону женщина с дубовой ветвью – символом вечной славы:
Композиция выполнена в форме горельефа длиной 17, высотой 8 и шириной 3 метра. Рядом с вводной композицией, у подножия Мамаева Кургана установлены памятные знаки, в которые заложены капсулы с землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, крепости-героя Бреста:
Слева от центральной лестницы расположена мемориальная стела с словами: Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.
На Мамаев курган с входной площади ведет гранитная лестница, шириной в 10 метров, протяженностью в семь маршей, поднимающаяся над входной площадью на 10 метров, переходящая в аллею тополей. На ней начертаны слова, с которыми шли в бой героические защитники Сталинграда: "За нашу советскую Родину – СССР". Эти слова начертаны также на медали "За оборону Сталинграда":
Широкая центральная лестница ведет на следующий уровень ансамбля. Поднимаясь над Входной площадью на 10 метров, она плавно переходит в длинную, постепенно поднимающуюся аллею пирамидальных тополей. С обеих сторон аллеи, протяжённость которой 223, а ширина – 10 метров, стоят величественные тополя, словно замершие в строю солдаты, плечом к плечу:
Аллея проложена по гребню искусственной насыпи, под ней в двух туннелях проходят ветки железной дороги. Слева у подножья аллеи расположен мемориальный парк. В праздничные дни – 2 февраля, 9 мая – аллея по всей длине оформляется красными флагами, что безусловно добавляет посетителям памятника-ансамбля ощущение торжественности происходящего.
Прямая, как стрела, аллея направлена к главному монументу на вершине кургана – Родине Матери. Если с Входной площади видны лишь элементы этого монумента, то с аллеи тополей его уже можно видеть полностью. Но до главного монумента еще далеко – аллея заканчивается гранитной трехмаршевой лестницей, ведущей к площади "Стоявших насмерть".
Площадь "Стоявших насмерть!" представляет собой квадрат размером 65х65 м (4225 м2) с гранитным покрытием, по углам площади разбиты газоны, растут ели и березы. Большую часть площади занимает круглый бассейн в низких каменных берегах диаметром 35,2 метра. В центре бассейна из воды высится скала, из которой вырастает фигура солдата-защитника Сталинграда:
Высота скульптуры – 16,5 метров, размеры основания – 15х12 метров. "Стоять насмерть!" – вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата:
По словам Евгения Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы". В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Каждый мускул напряжен до предела.
Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В. И. Чуйкова, главного военного консультанта мемориала и личного друга Вучетича. Скальное основание монумента испещрено надписями: Стоять насмерть, За Волгой для нас земли нет, Ни шагу назад!, Каждый дом – это крепость, Не посрамим священной памяти. Такими надписями солдаты покрывали стены обороняемых сооружений, с этими словами они шли в бой:
От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведет широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу с обеих сторон обрамляют стены-руины:
Две огромные, достигающие 18 метров в высоту и протяженные на 46 метров стены поставлены под углом друг другу и сходятся в перспективе. Это руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщерблённых прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов. Руины почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из стен рельефно выступают слитые с ними фигуры людей:
Стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей. В дополнение из скрытых репродукторов слышны звуки боя, песни Великой Отечественной войны, сводки информбюро.
Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: Ни шагу назад!. Фигуры, изображенные здесь, более статичны, выполнены вертикальными линиями. Бойцы с поднятыми вверх автоматами произносят священную клятву. Бойцы и стена – одно целое, один материал. Шинели и оружие, выложенные из блоков, как бы отпечатаны на поверхности стены. Это образы героев, давших клятву ни на шаг не отступать назад. Всюду надписи, передающие накал битвы: За Волгой для нас земли нет!..., С нами миллионы людей.., В наступление, товарищи!, Здесь стрелял каждый камень. Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: Все они были простыми смертными...
Тема правой стороны – Только вперед!, она задает иной ритм повествования. Тут преобладают диагональные линии, передающие боевой порыв, стремление вперед. Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьет артиллерия. Изображения правой стены передают реальные сцены и события. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: Я из 62-й!, Врывайся в дом вдвоем: ты и граната, Только вперед!.
Находиться здесь тяжело, скажу честно, не смог удержаться и прослезился. Сильное место...
Поднявшись по лестнице между стен-руин, мы выходим на площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн площадью 2300 м. кв., который должен быть наполнен водой. К сожалению, всего этого мы не увидим, так как сейчас проходят масштабные работы по реставрацииремонту этого места. Искусственный водоем с водой, по замыслу создателей Мамаева кургана, символизирует вечную жизнь, победу над силами зла и разрушения. По левой стороне от бассейна высится гранитная стена, на которой рельефными буквами выбиты строки: Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?
Напротив стены, по другую сторону бассейна на площади Героев, расположено шесть немых статуй, олицетворяющих подвиги солдат в боях под Сталинградом. Здесь и тяжело раненный солдат, стоящий до конца, и санитарка, выносящая на своих руках с поля боя умирающего солдата, и командир, в последние минуты жизни продолжающий руководить боем:
Заканчивает линию скульптур площади Героев композиция, олицетворяющая крах фашизма: воины уничтожают гидру и свастику – символы фашистов:
Для скульптур площади Героев на Мамаевом кургане характерны напряженность в лицах и телах фигур, острые линии, порыв и движение. Каждая из статуй изображает отдельный эпизод из жизни военного Сталинграда. Скульптуры на площади Героев на Мамаевом кургане – будто бы ответ на строки с противоположной стены: люди мертвы, но подвиги их живы до сих пор.
Площадь героев завершается мощной подпорной стеной, покрытой врезанным контррельефом. Длина стены 125, высота - 10 метров. Подпорная стена отделяет площадь героев от следующего уровня ансамбля. В левой части вдоль нее расположена лестница, ведущая на курган. В правой части подпорной стены расположен вход в зал Воинской Славы. Последнее, к несчастью, сейчас также на реконструкции, поэтому туда мы не попадём. Я попробовал краем глаза посмотреть, что там и увидел полную "разруху" и переделку... - Пролетаем с вечным огнём, но ничего, это очередной повод вернуться сюда! Кстати, из беседы с рабочим выяснил, что делают это всё к 9 мая, но успеют или нет - неизвестно: "Это ж как обычно, могут успеть, могут не успеть. Сейчас доделают, потом опять начнут пилить деньги - Россия же. Не знаю, когда Вам попасть так, чтоб всё было рабочим, целым и доступным"...
Основная тема монументального рельефа подпорной стены - торжество победителей. Рельеф лаконично и выразительно рассказывает об окружении и ликвидации крупнейшей гитлеровской группировки, о развернувшемся наступлении советских войск. В самой верхней, левой части стены передана картина наступления: бегут солдаты, их сопровождают танки и самолеты. Правее располагаются картины торжества победителей: окружение противника завершено, бойцы двух армий обнимаются, поздравляют друг друга. Выше - командование приветствует победителей. Сцены сопровождает надпись: Наступил и на нашей улице праздник.
Над входом в зал Воинской Славы бойцы слушают сводку информбюро об одержаной победе. По низу стены развернута многофигурная композиция - шествие плененных захватчиков. Надпись гласит: Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им эту возможность...
В год 25-летия победы, 9 мая 1970 г., в подпорную стену была заложена капсула с письмом-обращением к потомкам. Вскроют эту капсулу 9 мая 2045 г., в день столетия победы над фашизмом. На месте закладки закреплена мемориальная плита с надписью: Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с Обращением трудящихся города-героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть 9 мая 2045 года в день 100-летия Победы над фашистской Германией:
Поднимаемся выше, ещё чуть-чуть!!!
Дорога расходится на две части, по левую сторону находится церковь, о ней расскажу чуть позже:
Наш же путь будет к самому главному, где по пути встречаем очередное интересное творение. Пандус зала Воинской Славы ведет на площадь Скорби. В противоположном углу площади, как бы в противовес залу Славы, расположена 11-метровая скульптура скорбящей матери. Скульптурная группа образована фигурой матери, в безграничной скорби склонившейся над телом погибшего сына. Это собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких – сына, мужа, отца. Склонившись, мать оплакивает погибшего, а вместе с ним – всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей. У основания монумента располагается небольшой бассейн – озеро слёз. Гранитными плитами в озере слёз образована дорожка, по которой можно попасть к подножью монумента скорбящей матери, возложить цветы. Справа от скульптуры скорбящей матери находится гранитная плита-надгробие могилы Неизвестного солдата, посвященной всем неизвестным героям, похороненным в большой братской могиле Мамаева кургана – в холме-кургане под монументом Родина-мать.
На площади Скорби находится могила дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны – командарма 62-й Армии, а после войны – главного военного консультанта мемориала Виктора Ивановича Чуйкова, умершего в 1982 году:
фото с интернета:[/i]
Про этого человека хотелось бы рассказать подробней, но сделаю это в другой части обзора. Сейчас же мы застыли на месте...
Неужели я вижу это, неужели вот она - совсем рядом!
Сердце стало биться чаще, в горле ком, на глазах слёзы. Да, я парень в возрасте 23 лет, но чувства переполняют меня, что невозможно сдержаться. И мне не стыдно за это.
Пока мы все отходим от эмоций, повернёмся на минутку назад, сфотографировав несколько мест, которые уже прошли:
К слову, сейчас стоим в районе значимого объекта - на месте смотровой площадки находилась самая высокоя точка высоты 102 - нынешнего Мамаева Кургана:
А теперь, когда осталось совсем чуть-чуть, немного истории и описания.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров.
На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире (занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире). Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра). Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.
Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.
В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».
Строительство монумента Родина Мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. В ходе строительства в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.
В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.
Ну и немного интересных фактов:
Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.
скульптурная группа марсельеза на триумфальной арке в Париже:[/i]
Сам образ Родины-Матери стал одним из главных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет». Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.
Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали, а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность.
На Мамевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.
Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции. Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.
Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок. Это мнение поддержал и директор музея "Сталинградская битва": горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы - 60 миллиметров, до 1999 года - 33 миллиметра, с 2000-2008 - 16 миллиметров.
Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать!
Скульптура сфотографирована и осмотрена со всех сторон, можно полюбоваться видами на город:
Порой кажется, что вот он - СЖМ, но нет:
Думаю, на этом стоит завершить первую часть обзора, так как я и так уже "загрузил" Вас фотографиями и текстом. В следующих частях мы посетим музеи, прогуляемся по центру города и многое многое другое. Прощаюсь с Вами, но на время - впереди ещё много интересного!)
Продолжение: Сталинград. Часть 2. Живее всех живых
Группа Вконтакте: vk.com/urbanrostov
Комментарии - всего 0