Поверните налево, первый съезд
По пути в Волгодонск было посещено огромное количество посёлков, где находили немало интересных объектов. Впрочем, ранее всё уже рассказывал в целой серии обзоров про это путешествие. Последний пост был написан аж 2 года назад и только сейчас собрался с мыслями продолжить рассказ.
После маяка было принято решение ночевать за Цимлянском, близ Саркела. Всё дело в том, что спокойного места для ночёвки в черте Волгодонска и Цимлянска нет, а в районе Саркела приметили местечко у берега водохранилища, правда, вышло не без приключений. Сначала чуть не улетели в пропасть, когда подъехали к какому-то заброшенному дому, который, оказывается, стоял на самом краю обрыва. Затем еле-еле добрались до берега, где чуть не увязли в грязи и ещё десятки неудачных случаев, которые приключились с нами ночью. Следующий день начинаем с Волгодонска, куда и проложили путь по навигатору, что обернулось для нас отличной находкой.
Какая-то странная дорога: разрушенные постройки, забор... Что-то тут не то.
Ну естественно, ведь едем мы прямо по территории завода!
В наши планы он явно не входил, я даже и не знал, что он заброшенный. Что же, раз такой подарок судьбы - почему бы и не воспользоваться им. Рядом располагалась красивая водонапорная башня - с неё и начнём.
Отличная возможность забраться на высоту и поглядеть, каких размеров незнакомая нам территория, есть ли охрана и прочая живность.
Лестница была на месте, начинаем подъём.
К сожалению, результат был нулевым - зелень закрывала абсолютно всё. Лишь верхушки бывших цехов выглядывали среди деревьев:
Почему-то здесь лежали ИПП и прочий ГОшный хлам, видимо, притащен сюда местными лазающими:
Найти какую-либо историческую справку о предприятии мне не удалось. Лишь небольшие заметки в интернете. Надо обращаться в местные библиотеки, но времени у нас тогда на это не было, а тем более сейчас... Поэтому расскажу то, что удалось накопать.
ВОЭЗ (Волгодонский Опытно-Экспериментальный Завод) - одно из старейших и самых крупных предприятий Волгодонска советских времен. Именно этому заводу в начале 80-х выпала честь, по поручению Министерства автомобильных дорог, осваивать новую по тем временам технику - фронтальный погрузчик L-34 производства польской фирмы "Huta Stalowa Wola". На территории завода был создан сервисный участок, где работали польские специалисты. Поляки занимались только высококввалифицированной работой по ремонту двигателей, КПП, гидротрансформаторов. У них в подмастерьях работали наши будущие специалисты. Для работников завода и операторов погрузчиков со всего Советского союза регулярно проводились специальные курсы по техническому устройству и эксплуатации погрузчика L-34 преподавателями из Польши, с выдачей удостоверений соответствующего образца. Конструкторским отделом ВОЭЗ была произведена тщательная работа по разработке технологического процесса капитального ремонта фронтального погрузчика L-34. Разработаны подробные чертежи для каждого элемента погрузчика от кузовных элементов, до самых незначительных деталей, узлов и механизмов. Можно с уверенностью сказать, что и сейчас подобной документации по ремонту погрузчиков L-34 фирмы "Huta Stalowa Wola" нет нигде, кроме Волгодонска. Мощности предприятия в конце 80-х хватало для выпуска до 20-ти единиц капитально отремонтированных погрузчиков L-34 в месяц. Работники завода совершали туристические поездки по историческим местам Польши и отдыхали в польских санаториях. Работники завода "Huta Stalowa Wola" и члены их семей были постоянными отдыхающими в доме отдыха "Тешебс" на берегу Черного моря. Квалификация волгодонских ремонтников была известна далеко за пределами Южного федерального округа.
К сожалению, заводику пришёл конец, как и многим другим градообразующим площадкам, но об этом поговорим чуть-чуть позже. Сейчас продолжим прогулку по территории:
Так-так... Что тут у нас? - Вш, а рядом цех, где висит заветная для нас табличка...
Вентиляционная шахта была затоплена, а запасной выход на замке. Только было начал проводить танцы с бубном, как откуда-то появился мужик, со стороны которого доносились любимые крики из серии: "Кто такие, что тут делаете, стоять!". Я, конечно же, сразу же сделал вид, что стоял там по нужде, а оказались тут случайно - показали ему навигатор, где дорога была проложена прямо через завод. Убедившись, что мы ничего не воруем, он показал нам как выехать отсюда. Провожая нас подозрительным взглядом, он скрылся среди цехов, а мы снова закосили под дурачков и выехали к самому интересному:
В наше мирное время всё выглядит как после войны. Рядом имеется и наш любимый:
Кстати, относительно недавно была очень занимательная история, которую сейчас расскажу. У 69-летнего пенсионера из Волгодонска Константина Никульникова украли памятник Ленину, который мужчина хранил у себя в гараже много лет. Необычное хищение двухметрового вождя мирового пролетариата произошло ночью. - Как мне кажется, вор присмотрел его к себе домой, чтобы рядом с коттеджем на клумбу поставить, это же круто было бы. Или его украли, чтобы перепродать. Не думаю, что постамент из алюминия хотят отправить на металлолом, там весу полтора килограмма. Выручить можно не больше четырех тысяч рублей.
Как оказалось, памятник к пенсионеру попал в начале 2000 года, когда он работал на нашем заводе ВОЭЗ. В то время зарплату постоянно задерживали, и Никульников в счёт получки забрал памятник. Отец волгодонца был настоящим коммунистом, поэтому в семье к Владимиру Ленину относились с особым уважением. Памятник было решено установить на заднем дворе дома старшего брата, но несколько лет назад Ленина убрали в гараж, чтобы металл не испортился. В разговоре с журналистом пенсионер признался, что верит в добрых людей, которые помогут ему найти памятник. За помощь в розыске он даже готов заплатить вознаграждение в «приемлемых пределах». Увы, до сих пор его не нашли...
Вот такие приключения здесь происходят - интересный город, который начал нравиться нам с первых минут.
Первое место по нашему плану - старый мост. По пути запечатлел огромные трубы Атоммаша - завод гигантище. По площади сопоставим со всем моим районом, где живу.
Про него как-нибудь обязательно расскажу более подробно, такое упускать нельзя, а сейчас мы прибыли к нашему объекту:
Перед поездкой читал, что он заброшен. Видимо, имелось в виду это:
В любом случае, поднимемся на мост, зря что ли ехали столько времени до него. Основания ещё тех времён - красивое...
Виды открывались замечательные, была мысль залезть на самый верх, но рядом стоит рабочий шлюз с большим количеством охраны, которая уже приметила нас... - Была не была!)
Мне даже стало немного страшно, не из-за высоты или ЧОПа, а воды - плавать я не умею и вода всегда пугала меня. А тут мало того, что её очень много, так ещё и стоишь над ней.
Это шлюз номер 14. Раньше можно было гулять возле любого из них, а сейчас понаставили охраны, камер и прочего. Уже не подберёшься, стратегический объект...
Вдалеке виднеется маяк, который стоит на одной из дамб, а сбоку располагается монумент соединения пяти морей. К ним, вроде, доступ свободный, но времени у нас было мало, поэтому решили оставить на другой раз. Маяк, кстати, очень популярен у местных - кому интересно, вбейте в поиск, найдёте огромное количество нереально крутых фотографий с ним.
Не могу пропустить одну интересную историю, связанную со всем этим. Первый вариант проекта канала был представлен Леоном Дрю в 1887 году. Интересно, что сегодня имя Леона Дрю мало кому известно. Он больше зарекомендовал себя как предприниматель и организатор разного рода проектов. А вот другое имя – Александра Гюстава Эйфеля – знает практически каждый человек на планете – как автора удивительного инженерного творения – Эйфелевой башни в Париже. Между тем у Волго-Дона и Эйфелевой башни есть маленькая, но интересная объединяющая их деталь. Инженер Эйфель, друживший с Леоном Дрю, был привлечен последним к проектированию канала в далекой от Парижа степи между Волгой и Доном. И Эйфель, уже занятый в те годы работой по созданию своего самого знаменитого творения (башня была построена в 1889 году, к Всемирной выставке в Париже), дал, тем не менее, согласие на участие в работах. Будь этот проект принят – как знать, может быть, сегодня мы называли бы Волго-Донской канал Эйфелевым… Про это и многое другое я напишу ещё не мало статей, но сейчас вернёмся к нашему мосту, с которого запечатлел АЭС:
О ней ещё будет в этом обзоре, но под конец, так как мы решили отправиться на Цимлу:
Да, совсем неожиданный поворот событий вышел. Всё дело в том, что мой изначальный план был таков, что мы должны были оставить Цимлянск самым последним, но в итоге дорога до Волгодонска, маяка и прочего заняли слишком много времени, что мы бы никак не уложились по списку намеченных мест. Намного логичнее было бы осмотреть Цимлянск, а знакомство с Волгодонском оставить на другую поездку. Так мы и сделали в итоге. На будущее скажу, что в Волгодонск нам пришлось возвращаться ещё несколько раз - настолько большим и интересным городом оказался он.
В общем - не беда, уже и так многое посмотрели на тот момент и даже не подозревали, сколько нового увидим ещё. Например, вот такую красотищу по пути к Цимлянску:
Ещё раз сделаю неожиданный ход и расскажу о Цимлянске в другом обзоре, так как не хочется упоминать о нём вскользь, а лучше сделаю полноценный обзор, где соединю несколько поездок воедино. Сейчас пару слов про один объект, который почти посмотрели... Что значит почти? - От него уже толком ничего и не осталось, кроме истории...
Основной точкой зарождения химической промышленности в Волгодонске считается апрель 1955 года, когда на очередном заседании ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято постановление «О мероприятиях по организации и расширению производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». Комбинат синтетических жирных кислот в Шебекино уже существовал и выпускал необходимую продукцию, но этого было решительно недостаточно. На самом высоком уровне решался вопрос строительства второго подобного предприятия. В конечном итоге, именно Волгодонск был выбран для строительства этого завода. 17 декабря 1958 года, была загружена первая окислительная колонна, а уже 18 декабря был получен первый полупродукт – оксидат. Этот день стал считаться датой рождения Волгодонского химического комбината. В ноябре 1961 года, заработал на полную мощность цех синтетических моющих средств. Этот цех являлся основоположником современного химического завода «Кристалл». Коллективом завода был освоен выпуск: 17-ти видов стирального порошка, 4 вида стиральных паст, 3 вида чистящих, моющих средств. Около полумиллиона коробок высококачественных порошков "Кристалл", "Юка", "Лотос-автомат" ежедневно сходило с конвейера расфасовочных автоматов. Часть продукции завода экспортировалась в дружественные социалистические и развивающиеся страны. Волгодонский химический комбинат регулярно получал всевозможные государственные премии и награды, ежегодно наращивал мощности, дойдя до 30-ти тысяч тонн СМС в год. В дальнейшем, перестройка вопреки всем ожиданиям, не лучшим образом повлияла на всю отечественную промышленность и на химпром в частности. 1992 год – год преобразования Волгодонского химического завода в Акционерное общество открытого типа. В апреле 1996 года, цех по производству синтетических моющих средств выведен из структуры АООТ "ВХЗ" как самостоятельное предприятие ЗАО "Завод СМС". В последующие годы завод был подвергнут различным перерегистрациям и наконец, в июне 2006 года образовалось ОАО "Волгодонский химический завод "Кристалл". Пройдя через все экономические и социальные трудности в государстве конца 80-х – 90-х и начала "нулевых", на заводе удалось сохранить высококачественное оборудование и уникальные технологии производства. Именно это послужило основой спасения производства.
В наше время, завод бесперебойно выпускает 15 видов стирального порошка – от "ручного" до "автомата". Визитная карточка завода – серия "Фэнси" впервые выпущенная в 2001 году, завоевала свою нишу на рынке стиральных порошков и пользуется особым спросом у потребителя. Благодаря "башенному методу" производства СМС, продукция "Кристалла" соответствует всем мировым, общепринятым стандартам качества и легко конкурирует с брэндами мировых производителей. В 2006 году завод расширяет ассортимент. Впервые была выпущена серия стиральных порошков "Дон". Помимо стиральных порошков, фирменная серия "Фэнси" включает в себя пастообразные моющие средства, жидкие чистящие и моющие средства, отбеливатели и также техническое моющее средство "ЭТНАС". Серия "Фэнси" неоднократно являлась обладателем диплома "100 лучших товаров России". География сбыта продукции торговой марки "Фэнси" обширна. От Ростова и до Урала, Москва и Московская область, Краснодарский край и республики Южного Федерального Округа.
В общем, с одной стороны хорошо, что сохранили хотя бы 110 часть завода (чем-то напоминает историю с нашим ГПЗ-10), а с другой - обидно за то, что столько всего было откровенно профукано. По сути, предприятия толком и не осталось. Вслед за вышеупомянутым ВОЭЗом канул в лету и химический завод... К сожалению, мы приехали уже не то чтобы к пустым коробкам, а к руинам, где смотреть было не на что. В Волгодонске есть отличные ребята, которые застали многие объекты (в том числе и все те, что упомянуты в этом обзоре) ещё в целости и сохранности, а также и различные убежища и так далее. Если интересно - можете полистать их группу и окунуться в атмосферу дигга и урбана 2005-2010 годов... Олдскул!)
90-е оставили глубокие раны в истории города - ВОЭЗ, химический завод, хлебокамбинат и многое другое, что было разрушено или переделано в купле-продай время. Когда-то Волгодонск планировали даже сделать центром ЮФО, но, увы. Он был центром всесоюзных строек (их тут было целых три!). Тем не менее, радует хотя бы то, что он не превратился во что-то ещё более плохое и как-то развивается, медленно, но уверенно. Благо, ещё что-то осталось от тех былых времён.
Ещё немного о былом, совсем недавнем:
Огромные территории недостроенной больницы и поликлиники на окраине города, с 90-х всё так и осталось стоять:
Проект типичен - почти такая же стоит сейчас в Ростове на Днепровском, такую же планировали в районе Вятской перед поворотом на Меркурий... Вообще, район напротив Атоммаша сплошь и рядом усеян недостроями, поэтому сфоткал лишь несколько, на самом деле их намного больше.
Ну, а сейчас (как и последние 20 лет) денег нет, но вы держитесь. Перейдём к заключительной части поездки:
У меня давно была небольшая мечта - побывать на АЭС. К несчастью, хрен меня туда кто пустит, несмотря на то, что на многие проводят блог-туры, в том числе и на этой подобное происходило несколько раз. Но кто я такой, чтоб меня включили в список, поэтому отправимся посмотреть на атомку хотя бы сдалека:
Более близкого безопасного ракурса нет - думаю, сами понимаете почему. Надеюсь, я всё же когда-нибудь посещу её и напишу обзор, а пока остаётся лишь рассказать Вам немного о ней. Ростовская атомная электростанция - расположена в Ростовской области России в 12 км от города Волгодонска на берегу Цимлянского водохранилища. Электрическая мощность трёх действующих энергоблоков составляет 3,1 ГВт. Третий энергоблок с декабря 2014 года проходил испытания. Промышленная эксплуатация начата 17 сентября 2015 года. С 2001 по 2010 годы станция носила название «Волгодонская АЭС», с пуском второго энергоблока станция была вновь переименована в «Ростовскую АЭС». Заглянем в прошлое - ещё в 1979 году был утверждён проект, согласно которому станция должна состоять из 4 энергоблоков по 1 ГВт каждый, строительные работы начались раньше, в 1977 году. В 1985 году строительство 1-го энергоблока вступило в завершающую стадию. Активизация строительства требовала увеличения числа рабочих и инженеров на площадке, а рабочие городки при самой АЭС и общежития в Волгодонске перестали справляться с наплывом людей. По этой причине был создан посёлок Подгоры. В 90-х под давлением общественного мнения строительство было законсервировано, причём готовность 1-го блока на тот момент составляла почти 95 %, и второго - около 20 %, станции грозило повторение судьбы Крымской АЭС. После двух экологических экспертиз проект станции был скорректирован (число энергоблоков сокращено до двух). Госатомнадзором России была выдана лицензия, дающая право на сооружение энергоблока № 1 Ростовской АЭС с реактором ВВЭР-1000. С получением лицензии Ростовская АЭС официально стала строящейся атомной электростанцией России. Вскоре первый энергоблок станции с реактором ВВЭР-1000 включён в сеть, возобновление строительства энергоблока № 2. И так далее... Сейчас уже строится или почти готов блок под номером 4.
АЭС предоставляет большое количество рабочих мест, наряду с Атоммашем. Благо, всё это пережило 90-е, а в случае с атомной станцией - события на Чернобыле. Нам пока остаётся только сидеть и смотреть на эту громадину, надеясь, что когда-нибудь на неё попадём с официальным визитом.
В Волгодонске имеется небольшой музей станции, в который хотели зайти, но не успели. Возможно, когда-нибудь появится отчёт и с него, а сейчас нам пора отправляться обратно домой. Дорогу решили проложить по другой трассе, по которой ещё не ездили. Вдруг, что-то новое будет... Первым объектом стала вот такая интересная водонапорная башня:
Узнаёте? - Да, это она:
Все посёлки по пути домой в итоге оказались унылыми. Если вначале путешествия, когда ехали по основной трассе - посетили десятки интересных мест (не только заброшенных), то объездная оказалась не сильно богатой на объекты для изучения. Это можно объяснить размерами населённых пунктов, где порой даже ДК нет, не говоря уже о чём-то большем... Но всё-таки, несколько мест я запечатлел - эдакая сборная солянка:
Под закат и перед самым выездом на тот участок дороги, который уже был изучен ранее, мы заглянули в последний посёлок по пути. Как оказалось, не зря, так как хотели уже забить на это всё, ибо целесообразность заездов сводилась к нулю.
Впрочем, ничего мего крутого в этом нет. Очередная заброшенная контора какого-нибудь колхоза или что-то в этом роде. Но нас больше удивили орлы под крышей. Уж чего, а такого мы точно ещё не встречали. - Где серп и молот? - Подумал я...
Заглянем внутрь, авось там что-нибудь ещё сохранилось.
Увы, местные раздербанили всё, что только можно было. Лишь кабинет отдела кадров и директора выглядели ещё более-менее:
Всё же, это была явная советчина, а орлов, видимо, приделали уже в 90-е, заменив очередную звезду или советский герб, как это обычно было...
Единственное напоминание о том, что тут было ранее - коллективное сельскохозяйственное предприятие "Рассвет".
Пожалуй, всё осмотрено - пора на выход.
На этом наше путешествие подошло к концу, надо ехать домой, отдыхать и делиться этими историями с Вами, что я собственно сейчас и сделал. Вспоминая прошлые годы, могу сказать одно - о Цимлянске и Волгодонске напишу ещё не раз, так как материала было собрано огромное количество. До скорых встреч, друзья.
p.s. в нашей группе уже сейчас можете найти тонны информациифото и прочего об этих и многих других городах, где мы бывали. Подписывайтесь и делитесь своими историями.
Наша группа Вконтакте
После маяка было принято решение ночевать за Цимлянском, близ Саркела. Всё дело в том, что спокойного места для ночёвки в черте Волгодонска и Цимлянска нет, а в районе Саркела приметили местечко у берега водохранилища, правда, вышло не без приключений. Сначала чуть не улетели в пропасть, когда подъехали к какому-то заброшенному дому, который, оказывается, стоял на самом краю обрыва. Затем еле-еле добрались до берега, где чуть не увязли в грязи и ещё десятки неудачных случаев, которые приключились с нами ночью. Следующий день начинаем с Волгодонска, куда и проложили путь по навигатору, что обернулось для нас отличной находкой.
Какая-то странная дорога: разрушенные постройки, забор... Что-то тут не то.
Ну естественно, ведь едем мы прямо по территории завода!
В наши планы он явно не входил, я даже и не знал, что он заброшенный. Что же, раз такой подарок судьбы - почему бы и не воспользоваться им. Рядом располагалась красивая водонапорная башня - с неё и начнём.
Отличная возможность забраться на высоту и поглядеть, каких размеров незнакомая нам территория, есть ли охрана и прочая живность.
Лестница была на месте, начинаем подъём.
К сожалению, результат был нулевым - зелень закрывала абсолютно всё. Лишь верхушки бывших цехов выглядывали среди деревьев:
Почему-то здесь лежали ИПП и прочий ГОшный хлам, видимо, притащен сюда местными лазающими:
Найти какую-либо историческую справку о предприятии мне не удалось. Лишь небольшие заметки в интернете. Надо обращаться в местные библиотеки, но времени у нас тогда на это не было, а тем более сейчас... Поэтому расскажу то, что удалось накопать.
ВОЭЗ (Волгодонский Опытно-Экспериментальный Завод) - одно из старейших и самых крупных предприятий Волгодонска советских времен. Именно этому заводу в начале 80-х выпала честь, по поручению Министерства автомобильных дорог, осваивать новую по тем временам технику - фронтальный погрузчик L-34 производства польской фирмы "Huta Stalowa Wola". На территории завода был создан сервисный участок, где работали польские специалисты. Поляки занимались только высококввалифицированной работой по ремонту двигателей, КПП, гидротрансформаторов. У них в подмастерьях работали наши будущие специалисты. Для работников завода и операторов погрузчиков со всего Советского союза регулярно проводились специальные курсы по техническому устройству и эксплуатации погрузчика L-34 преподавателями из Польши, с выдачей удостоверений соответствующего образца. Конструкторским отделом ВОЭЗ была произведена тщательная работа по разработке технологического процесса капитального ремонта фронтального погрузчика L-34. Разработаны подробные чертежи для каждого элемента погрузчика от кузовных элементов, до самых незначительных деталей, узлов и механизмов. Можно с уверенностью сказать, что и сейчас подобной документации по ремонту погрузчиков L-34 фирмы "Huta Stalowa Wola" нет нигде, кроме Волгодонска. Мощности предприятия в конце 80-х хватало для выпуска до 20-ти единиц капитально отремонтированных погрузчиков L-34 в месяц. Работники завода совершали туристические поездки по историческим местам Польши и отдыхали в польских санаториях. Работники завода "Huta Stalowa Wola" и члены их семей были постоянными отдыхающими в доме отдыха "Тешебс" на берегу Черного моря. Квалификация волгодонских ремонтников была известна далеко за пределами Южного федерального округа.
К сожалению, заводику пришёл конец, как и многим другим градообразующим площадкам, но об этом поговорим чуть-чуть позже. Сейчас продолжим прогулку по территории:
Так-так... Что тут у нас? - Вш, а рядом цех, где висит заветная для нас табличка...
Вентиляционная шахта была затоплена, а запасной выход на замке. Только было начал проводить танцы с бубном, как откуда-то появился мужик, со стороны которого доносились любимые крики из серии: "Кто такие, что тут делаете, стоять!". Я, конечно же, сразу же сделал вид, что стоял там по нужде, а оказались тут случайно - показали ему навигатор, где дорога была проложена прямо через завод. Убедившись, что мы ничего не воруем, он показал нам как выехать отсюда. Провожая нас подозрительным взглядом, он скрылся среди цехов, а мы снова закосили под дурачков и выехали к самому интересному:
В наше мирное время всё выглядит как после войны. Рядом имеется и наш любимый:
Кстати, относительно недавно была очень занимательная история, которую сейчас расскажу. У 69-летнего пенсионера из Волгодонска Константина Никульникова украли памятник Ленину, который мужчина хранил у себя в гараже много лет. Необычное хищение двухметрового вождя мирового пролетариата произошло ночью. - Как мне кажется, вор присмотрел его к себе домой, чтобы рядом с коттеджем на клумбу поставить, это же круто было бы. Или его украли, чтобы перепродать. Не думаю, что постамент из алюминия хотят отправить на металлолом, там весу полтора килограмма. Выручить можно не больше четырех тысяч рублей.
Как оказалось, памятник к пенсионеру попал в начале 2000 года, когда он работал на нашем заводе ВОЭЗ. В то время зарплату постоянно задерживали, и Никульников в счёт получки забрал памятник. Отец волгодонца был настоящим коммунистом, поэтому в семье к Владимиру Ленину относились с особым уважением. Памятник было решено установить на заднем дворе дома старшего брата, но несколько лет назад Ленина убрали в гараж, чтобы металл не испортился. В разговоре с журналистом пенсионер признался, что верит в добрых людей, которые помогут ему найти памятник. За помощь в розыске он даже готов заплатить вознаграждение в «приемлемых пределах». Увы, до сих пор его не нашли...
Вот такие приключения здесь происходят - интересный город, который начал нравиться нам с первых минут.
Первое место по нашему плану - старый мост. По пути запечатлел огромные трубы Атоммаша - завод гигантище. По площади сопоставим со всем моим районом, где живу.
Про него как-нибудь обязательно расскажу более подробно, такое упускать нельзя, а сейчас мы прибыли к нашему объекту:
Перед поездкой читал, что он заброшен. Видимо, имелось в виду это:
В любом случае, поднимемся на мост, зря что ли ехали столько времени до него. Основания ещё тех времён - красивое...
Виды открывались замечательные, была мысль залезть на самый верх, но рядом стоит рабочий шлюз с большим количеством охраны, которая уже приметила нас... - Была не была!)
Мне даже стало немного страшно, не из-за высоты или ЧОПа, а воды - плавать я не умею и вода всегда пугала меня. А тут мало того, что её очень много, так ещё и стоишь над ней.
Это шлюз номер 14. Раньше можно было гулять возле любого из них, а сейчас понаставили охраны, камер и прочего. Уже не подберёшься, стратегический объект...
Вдалеке виднеется маяк, который стоит на одной из дамб, а сбоку располагается монумент соединения пяти морей. К ним, вроде, доступ свободный, но времени у нас было мало, поэтому решили оставить на другой раз. Маяк, кстати, очень популярен у местных - кому интересно, вбейте в поиск, найдёте огромное количество нереально крутых фотографий с ним.
Не могу пропустить одну интересную историю, связанную со всем этим. Первый вариант проекта канала был представлен Леоном Дрю в 1887 году. Интересно, что сегодня имя Леона Дрю мало кому известно. Он больше зарекомендовал себя как предприниматель и организатор разного рода проектов. А вот другое имя – Александра Гюстава Эйфеля – знает практически каждый человек на планете – как автора удивительного инженерного творения – Эйфелевой башни в Париже. Между тем у Волго-Дона и Эйфелевой башни есть маленькая, но интересная объединяющая их деталь. Инженер Эйфель, друживший с Леоном Дрю, был привлечен последним к проектированию канала в далекой от Парижа степи между Волгой и Доном. И Эйфель, уже занятый в те годы работой по созданию своего самого знаменитого творения (башня была построена в 1889 году, к Всемирной выставке в Париже), дал, тем не менее, согласие на участие в работах. Будь этот проект принят – как знать, может быть, сегодня мы называли бы Волго-Донской канал Эйфелевым… Про это и многое другое я напишу ещё не мало статей, но сейчас вернёмся к нашему мосту, с которого запечатлел АЭС:
О ней ещё будет в этом обзоре, но под конец, так как мы решили отправиться на Цимлу:
Да, совсем неожиданный поворот событий вышел. Всё дело в том, что мой изначальный план был таков, что мы должны были оставить Цимлянск самым последним, но в итоге дорога до Волгодонска, маяка и прочего заняли слишком много времени, что мы бы никак не уложились по списку намеченных мест. Намного логичнее было бы осмотреть Цимлянск, а знакомство с Волгодонском оставить на другую поездку. Так мы и сделали в итоге. На будущее скажу, что в Волгодонск нам пришлось возвращаться ещё несколько раз - настолько большим и интересным городом оказался он.
В общем - не беда, уже и так многое посмотрели на тот момент и даже не подозревали, сколько нового увидим ещё. Например, вот такую красотищу по пути к Цимлянску:
Ещё раз сделаю неожиданный ход и расскажу о Цимлянске в другом обзоре, так как не хочется упоминать о нём вскользь, а лучше сделаю полноценный обзор, где соединю несколько поездок воедино. Сейчас пару слов про один объект, который почти посмотрели... Что значит почти? - От него уже толком ничего и не осталось, кроме истории...
Основной точкой зарождения химической промышленности в Волгодонске считается апрель 1955 года, когда на очередном заседании ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято постановление «О мероприятиях по организации и расширению производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». Комбинат синтетических жирных кислот в Шебекино уже существовал и выпускал необходимую продукцию, но этого было решительно недостаточно. На самом высоком уровне решался вопрос строительства второго подобного предприятия. В конечном итоге, именно Волгодонск был выбран для строительства этого завода. 17 декабря 1958 года, была загружена первая окислительная колонна, а уже 18 декабря был получен первый полупродукт – оксидат. Этот день стал считаться датой рождения Волгодонского химического комбината. В ноябре 1961 года, заработал на полную мощность цех синтетических моющих средств. Этот цех являлся основоположником современного химического завода «Кристалл». Коллективом завода был освоен выпуск: 17-ти видов стирального порошка, 4 вида стиральных паст, 3 вида чистящих, моющих средств. Около полумиллиона коробок высококачественных порошков "Кристалл", "Юка", "Лотос-автомат" ежедневно сходило с конвейера расфасовочных автоматов. Часть продукции завода экспортировалась в дружественные социалистические и развивающиеся страны. Волгодонский химический комбинат регулярно получал всевозможные государственные премии и награды, ежегодно наращивал мощности, дойдя до 30-ти тысяч тонн СМС в год. В дальнейшем, перестройка вопреки всем ожиданиям, не лучшим образом повлияла на всю отечественную промышленность и на химпром в частности. 1992 год – год преобразования Волгодонского химического завода в Акционерное общество открытого типа. В апреле 1996 года, цех по производству синтетических моющих средств выведен из структуры АООТ "ВХЗ" как самостоятельное предприятие ЗАО "Завод СМС". В последующие годы завод был подвергнут различным перерегистрациям и наконец, в июне 2006 года образовалось ОАО "Волгодонский химический завод "Кристалл". Пройдя через все экономические и социальные трудности в государстве конца 80-х – 90-х и начала "нулевых", на заводе удалось сохранить высококачественное оборудование и уникальные технологии производства. Именно это послужило основой спасения производства.
В наше время, завод бесперебойно выпускает 15 видов стирального порошка – от "ручного" до "автомата". Визитная карточка завода – серия "Фэнси" впервые выпущенная в 2001 году, завоевала свою нишу на рынке стиральных порошков и пользуется особым спросом у потребителя. Благодаря "башенному методу" производства СМС, продукция "Кристалла" соответствует всем мировым, общепринятым стандартам качества и легко конкурирует с брэндами мировых производителей. В 2006 году завод расширяет ассортимент. Впервые была выпущена серия стиральных порошков "Дон". Помимо стиральных порошков, фирменная серия "Фэнси" включает в себя пастообразные моющие средства, жидкие чистящие и моющие средства, отбеливатели и также техническое моющее средство "ЭТНАС". Серия "Фэнси" неоднократно являлась обладателем диплома "100 лучших товаров России". География сбыта продукции торговой марки "Фэнси" обширна. От Ростова и до Урала, Москва и Московская область, Краснодарский край и республики Южного Федерального Округа.
В общем, с одной стороны хорошо, что сохранили хотя бы 110 часть завода (чем-то напоминает историю с нашим ГПЗ-10), а с другой - обидно за то, что столько всего было откровенно профукано. По сути, предприятия толком и не осталось. Вслед за вышеупомянутым ВОЭЗом канул в лету и химический завод... К сожалению, мы приехали уже не то чтобы к пустым коробкам, а к руинам, где смотреть было не на что. В Волгодонске есть отличные ребята, которые застали многие объекты (в том числе и все те, что упомянуты в этом обзоре) ещё в целости и сохранности, а также и различные убежища и так далее. Если интересно - можете полистать их группу и окунуться в атмосферу дигга и урбана 2005-2010 годов... Олдскул!)
90-е оставили глубокие раны в истории города - ВОЭЗ, химический завод, хлебокамбинат и многое другое, что было разрушено или переделано в купле-продай время. Когда-то Волгодонск планировали даже сделать центром ЮФО, но, увы. Он был центром всесоюзных строек (их тут было целых три!). Тем не менее, радует хотя бы то, что он не превратился во что-то ещё более плохое и как-то развивается, медленно, но уверенно. Благо, ещё что-то осталось от тех былых времён.
Ещё немного о былом, совсем недавнем:
Огромные территории недостроенной больницы и поликлиники на окраине города, с 90-х всё так и осталось стоять:
Проект типичен - почти такая же стоит сейчас в Ростове на Днепровском, такую же планировали в районе Вятской перед поворотом на Меркурий... Вообще, район напротив Атоммаша сплошь и рядом усеян недостроями, поэтому сфоткал лишь несколько, на самом деле их намного больше.
Ну, а сейчас (как и последние 20 лет) денег нет, но вы держитесь. Перейдём к заключительной части поездки:
У меня давно была небольшая мечта - побывать на АЭС. К несчастью, хрен меня туда кто пустит, несмотря на то, что на многие проводят блог-туры, в том числе и на этой подобное происходило несколько раз. Но кто я такой, чтоб меня включили в список, поэтому отправимся посмотреть на атомку хотя бы сдалека:
Более близкого безопасного ракурса нет - думаю, сами понимаете почему. Надеюсь, я всё же когда-нибудь посещу её и напишу обзор, а пока остаётся лишь рассказать Вам немного о ней. Ростовская атомная электростанция - расположена в Ростовской области России в 12 км от города Волгодонска на берегу Цимлянского водохранилища. Электрическая мощность трёх действующих энергоблоков составляет 3,1 ГВт. Третий энергоблок с декабря 2014 года проходил испытания. Промышленная эксплуатация начата 17 сентября 2015 года. С 2001 по 2010 годы станция носила название «Волгодонская АЭС», с пуском второго энергоблока станция была вновь переименована в «Ростовскую АЭС». Заглянем в прошлое - ещё в 1979 году был утверждён проект, согласно которому станция должна состоять из 4 энергоблоков по 1 ГВт каждый, строительные работы начались раньше, в 1977 году. В 1985 году строительство 1-го энергоблока вступило в завершающую стадию. Активизация строительства требовала увеличения числа рабочих и инженеров на площадке, а рабочие городки при самой АЭС и общежития в Волгодонске перестали справляться с наплывом людей. По этой причине был создан посёлок Подгоры. В 90-х под давлением общественного мнения строительство было законсервировано, причём готовность 1-го блока на тот момент составляла почти 95 %, и второго - около 20 %, станции грозило повторение судьбы Крымской АЭС. После двух экологических экспертиз проект станции был скорректирован (число энергоблоков сокращено до двух). Госатомнадзором России была выдана лицензия, дающая право на сооружение энергоблока № 1 Ростовской АЭС с реактором ВВЭР-1000. С получением лицензии Ростовская АЭС официально стала строящейся атомной электростанцией России. Вскоре первый энергоблок станции с реактором ВВЭР-1000 включён в сеть, возобновление строительства энергоблока № 2. И так далее... Сейчас уже строится или почти готов блок под номером 4.
АЭС предоставляет большое количество рабочих мест, наряду с Атоммашем. Благо, всё это пережило 90-е, а в случае с атомной станцией - события на Чернобыле. Нам пока остаётся только сидеть и смотреть на эту громадину, надеясь, что когда-нибудь на неё попадём с официальным визитом.
В Волгодонске имеется небольшой музей станции, в который хотели зайти, но не успели. Возможно, когда-нибудь появится отчёт и с него, а сейчас нам пора отправляться обратно домой. Дорогу решили проложить по другой трассе, по которой ещё не ездили. Вдруг, что-то новое будет... Первым объектом стала вот такая интересная водонапорная башня:
Узнаёте? - Да, это она:
Все посёлки по пути домой в итоге оказались унылыми. Если вначале путешествия, когда ехали по основной трассе - посетили десятки интересных мест (не только заброшенных), то объездная оказалась не сильно богатой на объекты для изучения. Это можно объяснить размерами населённых пунктов, где порой даже ДК нет, не говоря уже о чём-то большем... Но всё-таки, несколько мест я запечатлел - эдакая сборная солянка:
Под закат и перед самым выездом на тот участок дороги, который уже был изучен ранее, мы заглянули в последний посёлок по пути. Как оказалось, не зря, так как хотели уже забить на это всё, ибо целесообразность заездов сводилась к нулю.
Впрочем, ничего мего крутого в этом нет. Очередная заброшенная контора какого-нибудь колхоза или что-то в этом роде. Но нас больше удивили орлы под крышей. Уж чего, а такого мы точно ещё не встречали. - Где серп и молот? - Подумал я...
Заглянем внутрь, авось там что-нибудь ещё сохранилось.
Увы, местные раздербанили всё, что только можно было. Лишь кабинет отдела кадров и директора выглядели ещё более-менее:
Всё же, это была явная советчина, а орлов, видимо, приделали уже в 90-е, заменив очередную звезду или советский герб, как это обычно было...
Единственное напоминание о том, что тут было ранее - коллективное сельскохозяйственное предприятие "Рассвет".
Пожалуй, всё осмотрено - пора на выход.
На этом наше путешествие подошло к концу, надо ехать домой, отдыхать и делиться этими историями с Вами, что я собственно сейчас и сделал. Вспоминая прошлые годы, могу сказать одно - о Цимлянске и Волгодонске напишу ещё не раз, так как материала было собрано огромное количество. До скорых встреч, друзья.
p.s. в нашей группе уже сейчас можете найти тонны информациифото и прочего об этих и многих других городах, где мы бывали. Подписывайтесь и делитесь своими историями.
Наша группа Вконтакте
Комментарии - всего 1