Самостоятельное путешествие. Часть 1

Поездки 13-июл, 2017 kerrang 6 386 0
Когда-то давно мы начинали лазить по городу пользуясь лишь общественным транспортом\ножками. Затем появилась небольшая урбан-туса, где уже катали на машине\ах. К сожалению, компания распалась - семьи, взросление, работа и так далее... Оставался и остаётся по сей день лишь один человек с тех времён, с которым до сих пор и путешествуем, обкатав вместе больше половины ЮФО. Но, к сожалению, даже у нас двоих есть дела\проблемы и другие заботы, что шанс совпадения свободного времени стал слишком мал. Да, мы по прежнему выбираемся куда-то, но это стало в разы меньше. От скуки я начал катать на поезде\электричке, автобусе и даже велике. В этом есть своя романтика и кайф, но и свои неудобства. В конце концов решил, что пора получить права, начать заниматься машиной и путешествовать самостоятельно. Пройдя все круги ада - я сделал это! Недавно состоялся первый "тестовый" выезд и надо сказать, было нереально круто, при условии, что в этих краях уже бывал лет 5 назад. Приятно водить машину, приятно смотреть на старые места сейчас, вспоминать былые приключения и находить новое, что пропускал ранее. Ещё круче то, что разделяют это со мной любимые и проверенные временем люди. Смотреть новые\старые места, просыпаться в палатке и смотреть на рассвет, дышать чистым воздухом, слушать пение птиц и тд и тп - это лучшее, что может быть на свете. Особенно, если выбор куда\с кем\на сколько - зависит только от тебя. Машина - это круто, я долго шёл к этому и вот, сбылось.

Выбор куда ехать был не слишком велик - опыта вождения у меня можно сказать нет, поэтому выбрали ближайшее, но при условии, что в этих краях мог ранее что-то пропустить. Этим районом оказался Азовский, а точнее - участок от Ростова до Топольков. Мне уже доводилось бывать здесь, но это было лет 5 назад, когда грубо говоря только начинал своё "дело". Вполне возможно, что мог упустить многое по неопытности и ещё по одной причине - ездили лишь по точечным, заранее известным местам, а не как сейчас - обкатывать каждый город\посёлок и так далее, изучая всё подряд. Да и интересов прибавилось, не только заброшки, но и культурно-историческая составляющая. И так, после такого долгого вступления, приступлю к обзору.

Первое место - Кумженская роща. Как ни странно, но я не был здесь ни разу. Видел мемориал сдалека, читал его историю и тд и тп, но чтобы погулять и сфотографировать - не довелось, к моему стыду. Исправляем ситуацию.

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

Мемориальный комплекс в Кумженской роще был сооружен в 1983 году в память воинов Советской армии, погибших при освобождении Ростов-на-Дону от немецких оккупантов в 1941 и 1943 годах. В годы Великой Отечественной войны город был дважды оккупирован немецко-фашистскими войсками - в ноябре 1941-го и в период с июня 1942-го по февраль 1943-го.

памятные стелы. Если будете рядом - не поленитесь и почитайте, очень интересно:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

21 ноября 1941 года немецкие войска впервые вошли в Ростов. Защищавшие город 31-й мотострелковый полк, 230-й полк НКВД и полк Народного ополчения отошли на левый берег Дона и заняли там оборону. Но уже 26 ноября началось контрнаступление наших войск на Ростов. Удар был нанесен с двух направлений: с Зеленого острова и второй - со стороны населенных пунктов Колузаево и п. Кумженского. В авангарде наших войск, ведущих наступление, шел штурмовой отряд 1151 полка 343 стрелковой дивизии, который и захватил небольшой плацдарм на линии пригородной железной дороги, удерживая его до подхода основных сил дивизии. Штурмовую группу возглавили командир роты лейтенант В.А.Миловидов, политрук А.К.Нозадзе и командир пулеметной роты мл. лейтенант А.Г.Филиппов. Все бойцы и командиры штурмового отряда героически погибли. Воодушевленные их подвигом двинулись в решительное наступление подошедшие подразделения армии. Оперативная группа генерал-лейтенанта П.С.Козлова в составе: полков 177-го майора Меринова, 1151-го полковника Василькова; 248-го и 75-го стрелковых полков 31-ой дивизии, роты автоматчиков капитана Буйкова захватили западную окраину города. 27 ноября войска Южного фронта освободили Нижне-Гниловскую станицу.
28 ноября советские войска вышли на окраину Ростова, где завязались ожесточенные уличные бои. 29 ноября, в результате мощного удара подошедших войск 37-й резервной, 9-й и 56-й армий, город был освобожден от немцев. Наступление наших войск под Ростовом сорвало планы немецкого командования и стало одной из первых крупных побед Красной Армии, одержанных в конце 1941-го.

паямтный знак и дерево посаженное ветеранами Железнодорожного района Ростова к 70-летию Победы в ВОВ:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Солдаты и офицеры, погибшие при освобождении города на территории ст. Нижне-Гниловской, в том числе и бойцы роты лейтенанта В.Миловидова, одни из первых освобождавшие город, были похоронены в братской могиле на территории станицы в районе современной площади Рыбака. Захоронения производились при участии жителей станицы, стариков и детей, перевозивших убитых солдат, в том числе и с территории Кумженской косы, на санках по льду через Дон и Мертвый донец. В феврале 1943 года наши войска вторично освобождали Ростов-на-Дону. «В ночь на 8 февраля 28-я армия под командованием генерал-лейтенанта В.Ф.Герасименко начала штурм Ростова. Форсировав Дон, ее войска развернули ожесточенные бои в прибрежной части города. Особенно успешное наступление вел сводный стрелковый батальон 159-й бригады, которым командовал старший лейтенант Г.Мадоян, захвативший привокзальный район. Западнее железнодорожного моста действовали 248-я и 34-я стрелковые дивизии, 98, 52 и 79-я стрелковые бригады. Наступая на Нижне-Гниловскую и Красный город-сад, они предопределили освобождение всего юго-западного пригорода Ростова».

Рота лейтенанта И.Лисина первой ворвалась в станицу Нижне-Гниловскую и устремилась к железнодорожному переезду. Захватив небольшой плацдарм, они дали возможность батальону Г.К.Мадояна захватить железнодорожный вокзал и шесть дней удерживать его. Героические действия бойцов батальона поддержали наступления 103-го гвардейского полка и 79-ой стрелковой бригады. Станицу Гниловскую освобождала боевая группа 6-й гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады под командованием капитана М.И.Мелихова. 13 февраля объединенные силы 34-й гвардейской стрелковой дивизии и воинов 6-й танковой бригады, сломив сопротивление противника, вошли в Ростов и заняли рубеж в районе ул. Береговой. Бойцы и командиры, в феврале 1943 г. погибшие при штурме Ростова на территории ст. Нижне-Гниловской были похоронены во второй братской могиле в районе пл. Рыбака, рядом с братской могилой, воинов погибших в 1941 году. Отдельные одиночные захоронения погибших солдат и офицеров производились во дворах жителей станицы. По свидетельствам очевидцев в 1-ой Братской могиле в 1941 г., после первого освобождения города, было погребено от 450 до 700 тел; во вторую - захоронения производились с 1943 по 1946 гг. в том числе и мирных жителей, расстрелянных во время немецкой оккупации на территории станицы. Всего в братских могилах покоились останки, приблизительно, 1500-2000 человек. После Великой Отечественной войны, в начале 1950-х гг. силами местных жителей на пл. Рыбака был сооружен памятный знак на месте братских захоронений. Со временем учащиеся 77 школы, шефствующей над захоронением, высадили вдоль могил аллею памяти. Кроме того, школьники вели большую поисковую работу по установлению имен тех, кто был здесь похоронен, создали свой музей ВОВ, встречались с участниками боев и родственниками погибших.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

В 80-е началось строительство железнодорожного и автомобильного моста через Дон и нового магистрального шоссе, через ст. Гниловскую. В результате строительства возникла необходимость переноса братской могилы, и по инициативе рабочих электровозоремонтного завода им. В.И. Ленина было принято решение о перезахоронении останков с пл. Рыбака на Кумженскую косу и возведении мемориала на месте нового захоронения. К 9 мая 1983 года Решением райкома и райисполкома Железнодорожного района города было произведено торжественное перезахоронение воинов и открытие мемориального комплекса на Кумженской косе. На месте бывшей Братской могилы в районе пл. Рыбака у автомобильного шоссе, силами казаков станицы Гннловской, в 1990-е гг. установлен памятный крест и знак с посвятительной надписью: «Павшим за Отечество. Казаки».

Самостоятельное путешествие. Часть 1

В 1991 году было произведено подзахоронение в братскую могилу на мемориале врача военно-медицинской службы из одиночного захоронения произведенного в 1943 году во дворе одного из домов на 2-ой Поселковой улице. В 1994 г. береговая полоса у братской могилы (юго-восточная часть мыса) была укреплена подпорной стенкой, выполненной из железобетонных плит. В 1998 году мемориальный комплекс Кумженская роща был принят на государственную охрану, как памятник истории и культуры местного значения. За время эксплуатации памятника было изменено функциональное назначение здания музея (в настоящее время мемориальный зал музея используется не по назначению). Утрачена декоративная решетка «Стены Славы», оформленная декоративными венками, пятиконечными звездами, цифрами 1941, 1943 гг. Демонтирована военная символика на гранитном камне у братской могилы (стилизованное изображение красного знамени и солдатская каска), на месте которых выбиты имена и фамилии погибших на территории Железнодорожного района. Утрачены: плита в виде «открытой книги» на наклонном мемориальном пилоне у скульптурной группы; плита с посвятительным текстом на гранитном камне неправильной формы на ритуальной площадке; мостик через ручей... В 2009 и 2010 годах были проведены работы по перезахоронению останков павших солдат в боях за освобождение г. Ростова-на-Дону. В ходе выполнения работ на третьем слева пилоне была установлена мемориальная гранитная доска. Перед пилонами в центральной части была установлена гранитная мемориальная плита с пятиконечной звездой на лицевой поверхности и надписью - «Вечная память».

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Мемориально-ландшафтный комплекс «Кумженская роща» был создан по проекту архитектора Р.Мурадяна и скульпторов Б.Лапко и Е.Лапко в юго-западной части города, на стрелке мыса, образованного при впадении реки Мертвый Донец в Дон. Композиционной основой мемориального комплекса является главная аллея, перспективу которой завершает скульптурная группа «Штурм», расположенная у братской могилы. Линейная планировочная структура мемориального комплекса рассчитана на последовательное восприятие его объектов. Осмотр памятника начинался с небольшого музея, располагавшегося в одноэтажном здании при въезде на территорию мемориала в его северо-восточной части. В настоящее время здание используется под кафе. Далее по аллее расположен один из значительных элементов комплекса - ритуальная площадка, которая разделена на две части. В северной части площадки в западной ее стороне расположены пять наклонных мемориальных пилонов, установленных на протяженном стилобате. В южной части площадки в восточной стороне возвышаются четыре прямоугольных стелы «Стена Славы».

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Доминирующим элементом композиции мемориального комплекса является скульптурная композиция «Штурм», замыкающая аллею и расположенная на краю косы. Над скульптурной группой возвышается 18-метровая дугообразная стрела, по замыслу автора символизирующая направление главного удара штурмовой группы. Прототипами изображенных в скульптуре бойцов являются реальные солдаты и офицеры Красной Армии, освобождавшие Ростов в 1941 и 1943 гг. на переднем плане, в центре, с автоматом в руке, поднятом над головой изображен командир роты 1151-го стрелкового полка 343-й дивизии Владимир Арсентьевич Миловидов. Рядом, с пистолетом в руке, поднимает своих бойцов в атаку политрук роты абхазка Александра Константиновна Нозадзе, далее командир пулеметной роты, мл. лейтенант Алексей Григорьевич Филиппов. Все изображения имеют портретное сходство и выполнялись с подлинных фотографий, представленных родственниками погибших. Скульптурная композиция выполнена из листовой меди методом выколотки. Дугообразная стрела выполнена из металлического каркаса и обшита листами нержавеющей стали. Часть листов облицовки заменена в ходе проведения ремонтно-реставрационных работ в 2009 году.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

К северо-востоку от скульптуры расположен невысокий наклонный мемориальный пилон. Ранее на нем была расположена мемориальная плита в виде открытой книги, в настоящее время утрачена. Важным композиционным элементом комплекса является Ритуальная площадка, расположенная по ходу движения к захоронению, в западной части территории комплекса размещены пять наклонных мемориальных пилонов в виде стилизованных склоненных знамен, установленных на протяженном стилобате. В юго-западной части территории комплекса расположены четыре прямоугольных стелы (на фото выше они были), образующие «Стену Славы». Стелы установлены на бетонной ступенчатой площадке. На стелах - надписи, увековечивающие вклад ростовчан во всенародную битву с врагом, Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении Ростова-на-Дону орденом Ленина и орденом Отечественной войны 1-ой степени, текст сводки Совинформбюро от 14 февраля 1943 года об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Мемориальный комплекс является памятником истории и искусства, посвященным погибшим за освобождение города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков во время боевых действий в 1941-1943гг., установленном на месте братского захоронения воинов, погибших на территории Железнодорожного района города. Кумженская коса является ценным природно-ландшафтным парком, что в сочетании с сооружениями мемориала составляет единый мемориально-природный комплекс с характерными для дельты Дона пейзажными панорамами и видовыми перспективами.

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

Людей в выходной день очень много, как и свиней, к сожалению...

Самостоятельное путешествие. Часть 1

В принципе, нами осмотрено всё, что можно было, пора выдвигаться дальше. Кстати, мы так и не нашли солдата, о котором я много слышал в СМИ... Да вот же он! - На выезде, возле трассы. Сразу и не заметишь:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

8 мая в Кумженской роще состоялась торжественная церемония открытия памятника Советскому солдату. Он символизирует дань уважения освободителям донской столицы от немецко-фашистских захватчиков. Композиция состоит из фигуры воина, постамента и двух пилон. Размер фигуры — три метра. Общий вес — шесть тонн. Скульптуру изготовили за счет средств Российского военно-исторического общества в Москве. «Кумженская роща – особое историческое место для каждого ростовчанина. Эта территория стала местом отражения удара, когда в годы Великой Отечественной войны здесь велись кровопролитные бои. Именно здесь покоится прах двух тысяч погибших солдат. Это место поклонения подвигу героев. Взглянув на «Советского солдата», каждый вспомнит своего отца, деда или прадеда».

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Сделали всё хорошо, не как обычно, так что обрадовался при виде солдата. Был какой-то мелкий косяк, но его тут же исправили. В общем, молодцы.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

А мы отправляемся дальше. - Что это такое вдалеке... Раньше не видел этого:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Оказывается - это покровский собор! Именно в него мы хотели залезть 5 лет назад... Пожалуй, вернусь к фотографиям тех времён и немного расскажу про эти места. Начну с первых фото, сделанных в 2011-2012 годах, то есть до ремонта и того вида, что на фото выше.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Церковь была построена в 1908 году на пожертвования прихожан старообрядческих общин. После закрытия в 1960-х годах служила амбаром, сельским клубом, здесь размещались отделы ДОСААФ и ОСВОД, впоследствии складом.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Предположительно, церковь окончательно заброшена на рубеже 1980-1990-х гг. В церкви полностью отсутствовало внутреннее убранство, частично - остекление на окнах. Изначально храм однопрестольный, Т-образный в плане. Впоследствии к нему было пристроено по два помещения, выполнявших подсобные функции.

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

иконостас, фото 40-50х годов:

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

На этом тогда всё и закончилось, ибо появился буйный дядя, который начал кричать и спрашивать стандартные вопросы. После недолгой беседы и его успокоения, он даже провёл нам экскурсию, показал технику и вручил старое фото храма. Ещё на уху звал, но мне рыбу нельзя - аллергия...

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Сейчас, кстати, техники уже нет.

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

Теперь, уже с разрешения, можно было сфотографировать церковь со всех сторон:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

А вот и тот снимок, который он нам вручил:

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

Внутрь, увы, мы не попали - у него не было ключей, а у кого они - уехал. Да и ловить там нечего было - пустота...

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Кстати, через дорогу, прямо в поле, имеется старообрядческое кладбище. Наверное, сейчас от него уже ничего и не осталось. Тогда успел урвать немного фото, сейчас уже не пошёл - клещей много...

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Вот такая интересная история-флешбэк. На этом и закончу, перейдя к следующему интересному месту этого посёлка:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Как мы не могли заметить его 5 лет назад - загадка.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Это - памятник экипажу рыболовного баркаса Кашалот, погибшему в Азовском море в шторм:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Об этих событиях рассказывать не стану - можете найти информацию в интернете сами, если кому интересно. Да и перегружать блог не могу, затянется это всё... Поэтому делаем фото на память с моей ласточкой и двигаемся дальше:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Хотя, что тут двигаться - всё под рукой. Вот, например, местный клуб напротив:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Рядом какой-то причал, где гуляют люди:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

А вот и дедушка спрятался под берёзкой на заднем дворе того самого клуба, что сразу и не заметишь его:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Вдалеке проходят баржи - одна за другой. Иногда проносятся какие-то яхты... - Красота!

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Но обычные лодочки - это самое прекрасное, что может быть!

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

Поехали дальше, к следующему населённому пункту.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

И сразу же помойка... Ну, то есть заброшенное место:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Не успеваешь залезть, как тут же появляется местная бабушка-охранница. Объяснив ей, что мы хорошие ребята - она поделилась историей здания.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Как оказалось - это был клуб. Увы, танцы закончились вместе с распадом Союза:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Что здесь было до советской власти или в 90-е - неизвестно. Не понять это и по барахлу, которое тут осталось...

Самостоятельное путешествие. Часть 1

А жаль, вполне возможно, что история у него какая-то, да есть. Может, даже очень интересная... Но если уж бабушки не знают её - то больше никто!)

Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1
Самостоятельное путешествие. Часть 1

Ну вот и всё, пора выбираться на свежий воздух.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Только мы выезжаем в Рогожкино, как замечаем посреди полянки небольшой участок, который зарос деревьями и кустами... Всё бы ничего, если бы не виднелась какая-то оградка...

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Честно сказать, не ожидал такую находку. Посреди поляны, в зарослях стоит солдат и десятки венков... К нему не зарастёт народная тропа, как говорится...

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Смотрелось всё это необычно, загадочно и красиво... Да что тут говорить, любые поселковые пейзажи - это круто. Мне, например, лучше увидеть такое 100 раз, чем посмотреть на какой-нибудь... Допустим Париж. - Это всё моё, родное:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Несмотря на "колхозность", тут огромное количество людей, машин и даже вот таких непривычных для этой местности средств передвижения:

Самостоятельное путешествие. Часть 1

Скорее всего, это из-за небольшой отдалённости от Ростова. Заглянешь чуть дальше - уже начинаются ебеня... Кстати, вот ещё одна небольшая находка - видимо, какая-то бывшая советская контора. Сейчас там (в здании) что-то связанное с казачеством... Оно уже повсюду.

Самостоятельное путешествие. Часть 1

На этом завершу обзор первой части, встретимся совсем скоро!)

Продолжение: Самостоятельное путешествие. Часть 2

Из поста errangjke.livejournal.com