Поездка в Дидино, Свердловская область. Видео
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330084_swalker.org_001.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330175_swalker.org_003.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330175_swalker.org_004.jpg)
В полусотне километров от Екатеринбурга находится заброшенный железнодорожный тоннель, в наши дни
ставший одной из главных техногенных достопримечательностей Свердловской области. Впрочем, Дидинский
тоннель (назван аналогично ближайшему переезду близ станции Дидино) представляет интерес не только для
любителей полазить по «заброшкам», но и примечателен тем, что является наикрасивейшим архитектурным
«реликтом» с более чем вековой историей!
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330156_swalker.org_008.jpg)
Сложно сказать, что всего пару десятков лет здесь проходили железнодорожные составы
Среди краеведов постоянно возникают споры о времени создания данного тоннеля – кто-то уверяет, что
первый поезд прошел по тоннелю в 1913 году, а кто-то считает, что первый состав увидевший свет в конце
дидинского тоннеля оказался здесь лишь в 1918 году. Однако согласно данным, полученным в архиве
Управления Свердловской железной дороги, туннель был открыт в 1918 году. Буквально за несколько
месяцев до начала одного из тяжелейших периодов в истории нашей страны – гражданской войны.
Интересный факт: открытие тоннеля закончилось настоящей трагедией. Главный инженер-проектировщик,
сразу после открытия, покончил жизнь самоубийством. Дело в том, что инженер рассчитал направление
пробивки тоннеля, но в процессе работы состыковка в положенном месте не произошла. В итоге, тоннель
получился немного изогнутым, что для обычного человека, казалось бы, небольшой ошибкой, которая в
общем-то кроме эстетической стороны никак не влияет на функционал сооружения, но вот для того кто
возглавлял и проектировал строительство эта ошибка оказалась фатальным ударом…
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330172_swalker.org_012.jpg)
Лед внутри тоннеля можно обнаружить даже в середине июля
В период боевых действий на полях сражений гражданской войны дидинский тоннель имел важное, можно
сказать, что стратегическое значение! По тоннелю с запада на восток прошли эшелоны Колчака. Как
известно, колчаковская армия перевозила казну Российской Империи, что породило легенды о спрятанных в
окрестностях тоннеля несметных богатствах, которые беляки рассовывали по всевозможным тайникам походу
движения состава, опасаясь, что внезапно будут накрыты. Конечно же, легенды о кладе - сказки и к
исторической правде не имеют никакого отношения.
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330218_swalker.org_015.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330133_swalker.org_016.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330152_swalker.org_018.jpg)
Прогулка по такому удивительному сооружению не оставит вас без положительных эмоций
Технические параметры тоннеля обращают внимание на монументальность сооружения. Длина основного
коридора составляет 1123,7 м, ширина 4,65 м а высота 6,1 м. В центре сооружения есть вентиляционная
шахта высотой более 50 м. В тоннеле присутствует разветвленная сеть дренажа, составленная из верхнего
и нижнего круга, основной задачей которой является отвод в сторону от тоннеля накопившихся грунтовых
вод.
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513331294_swalker.org_img_0384.jpg)
Вентшахта, вид сверху
Интересный факт: оказывается, что внутри объекта встречаются участки, в ремонте которых применялся
«Синий бетон» – специально разработанный строительный материал для так и не начавшейся постройки
грандиозного здания, которое должно было стать венцом творения советских архитекторов - Дворца
Советов.
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330241_swalker.org_033.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330250_swalker.org_034.jpg)
Дидинские "призраки"
С каждым годом площадь затопления внутренних площадей тоннеля стремительно увеличивалась. Грунтовые
воды постоянно подмывали пути, и если летом с этой напастью можно было как-то справиться, то зимой
путевым обходчикам постоянно приходилось счищать с железнодорожного полотна лед. Из-за всех этих
неприятностей с водой скоростной режим в тоннеле был ограничен 10 км/ч, что в значительной степени
осложняло возможность железнодорожного сообщения крупных товарных составов. Последний поезд прошёл
сквозь тоннель в декабре 1995 года, к тому времени помещение уже сильно обветшало и находилось в
аварийном состоянии. Как только тоннель был закрыт, рельсовое полотно было демонтировано. В наши дни
поезда ходят по параллельной тоннелю ветке, запущенной в нескольких километрах от аварийного
сооружения.
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330278_swalker.org_026.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330216_swalker.org_027.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330289_swalker.org_028.jpg)
Своей архитектурой тоннель напоминает старинный замок
Стоит сказать пару слов о том, что снаружи тоннеля до наших дней сохранились отдельные элементы
системы охраны, а точнее укрепленные точки для караульной службы. Тоннель охраняла целая воинская
часть, что, кстати, вполне себе логично ведь столь масштабные сооружения являются объектами
стратегической важности. Вместе с закрытием тоннеля прекратило существование и воинское подразделение,
кстати, бывшая территория части сейчас активно осваивается садоводами.
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513331381_swalker.org_img_0387.jpg)
Одна из укрепленных точек
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330128_swalker.org_000.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330202_swalker.org_005.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330195_swalker.org_006.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330144_swalker.org_007.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330184_swalker.org_009.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330175_swalker.org_010.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330149_swalker.org_011.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330181_swalker.org_013.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330172_swalker.org_014.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330217_swalker.org_019.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330150_swalker.org_020.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330182_swalker.org_021.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330231_swalker.org_022.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330169_swalker.org_023.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330261_swalker.org_024.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330245_swalker.org_025.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330299_swalker.org_029.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330280_swalker.org_030.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330312_swalker.org_031.jpg)
![](/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513330245_swalker.org_032.jpg)
Текст: Любушкин Андрей
Фото любезно предоставлены Сталкерами Новоуральска
Комментарии - всего 3