Поездка в Дидино, Свердловская область. Видео

Поездки 21-окт, 2018 stalker66 16 013 3 Ошибка








В полусотне километров от Екатеринбурга находится заброшенный железнодорожный тоннель, в наши дни
ставший одной из главных техногенных достопримечательностей Свердловской области. Впрочем, Дидинский
тоннель (назван аналогично ближайшему переезду близ станции Дидино) представляет интерес не только для
любителей полазить по «заброшкам», но и примечателен тем, что является наикрасивейшим архитектурным
«реликтом» с более чем вековой историей!


Сложно сказать, что всего пару десятков лет здесь проходили железнодорожные составы

Среди краеведов постоянно возникают споры о времени создания данного тоннеля – кто-то уверяет, что
первый поезд прошел по тоннелю в 1913 году, а кто-то считает, что первый состав увидевший свет в конце
дидинского тоннеля оказался здесь лишь в 1918 году. Однако согласно данным, полученным в архиве
Управления Свердловской железной дороги, туннель был открыт в 1918 году. Буквально за несколько
месяцев до начала одного из тяжелейших периодов в истории нашей страны – гражданской войны.
Интересный факт: открытие тоннеля закончилось настоящей трагедией. Главный инженер-проектировщик,
сразу после открытия, покончил жизнь самоубийством. Дело в том, что инженер рассчитал направление
пробивки тоннеля, но в процессе работы состыковка в положенном месте не произошла. В итоге, тоннель
получился немного изогнутым, что для обычного человека, казалось бы, небольшой ошибкой, которая в
общем-то кроме эстетической стороны никак не влияет на функционал сооружения, но вот для того кто
возглавлял и проектировал строительство эта ошибка оказалась фатальным ударом…


Лед внутри тоннеля можно обнаружить даже в середине июля

В период боевых действий на полях сражений гражданской войны дидинский тоннель имел важное, можно
сказать, что стратегическое значение! По тоннелю с запада на восток прошли эшелоны Колчака. Как
известно, колчаковская армия перевозила казну Российской Империи, что породило легенды о спрятанных в
окрестностях тоннеля несметных богатствах, которые беляки рассовывали по всевозможным тайникам походу
движения состава, опасаясь, что внезапно будут накрыты. Конечно же, легенды о кладе - сказки и к
исторической правде не имеют никакого отношения.




Прогулка по такому удивительному сооружению не оставит вас без положительных эмоций

Технические параметры тоннеля обращают внимание на монументальность сооружения. Длина основного
коридора составляет 1123,7 м, ширина 4,65 м а высота 6,1 м. В центре сооружения есть вентиляционная
шахта высотой более 50 м. В тоннеле присутствует разветвленная сеть дренажа, составленная из верхнего
и нижнего круга, основной задачей которой является отвод в сторону от тоннеля накопившихся грунтовых
вод.


Вентшахта, вид сверху

Интересный факт: оказывается, что внутри объекта встречаются участки, в ремонте которых применялся
«Синий бетон» – специально разработанный строительный материал для так и не начавшейся постройки
грандиозного здания, которое должно было стать венцом творения советских архитекторов - Дворца
Советов.



Дидинские "призраки"

С каждым годом площадь затопления внутренних площадей тоннеля стремительно увеличивалась. Грунтовые
воды постоянно подмывали пути, и если летом с этой напастью можно было как-то справиться, то зимой
путевым обходчикам постоянно приходилось счищать с железнодорожного полотна лед. Из-за всех этих
неприятностей с водой скоростной режим в тоннеле был ограничен 10 км/ч, что в значительной степени
осложняло возможность железнодорожного сообщения крупных товарных составов. Последний поезд прошёл
сквозь тоннель в декабре 1995 года, к тому времени помещение уже сильно обветшало и находилось в
аварийном состоянии. Как только тоннель был закрыт, рельсовое полотно было демонтировано. В наши дни
поезда ходят по параллельной тоннелю ветке, запущенной в нескольких километрах от аварийного
сооружения.




Своей архитектурой тоннель напоминает старинный замок

Стоит сказать пару слов о том, что снаружи тоннеля до наших дней сохранились отдельные элементы
системы охраны, а точнее укрепленные точки для караульной службы. Тоннель охраняла целая воинская
часть, что, кстати, вполне себе логично ведь столь масштабные сооружения являются объектами
стратегической важности. Вместе с закрытием тоннеля прекратило существование и воинское подразделение,
кстати, бывшая территория части сейчас активно осваивается садоводами.


Одна из укрепленных точек










































Текст: Любушкин Андрей
Фото любезно предоставлены Сталкерами Новоуральска