Позиции ЗРК С-75, Тульская область

Военное 12-фев, 2012 джон84 17 385 3 Нашли ошибку?

К сожалению, узнать какую-либо информацию об этом объекте не удалось. Единственное упоминание было обнаружено на всем известном Урбане, и полностью противоречит моему мнению об объекте. Там он представлен как позиции танковой бригады (urban3p.ru/object4243 ). Я, по некоторым причинам, склонен считать его остатками позиции ЗРК С-75, и попытаюсь описать всё с этой точки зрения.

Разработка ЗРК С-75 была начата в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1953 г. № 2838-1201 "О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника". По техническим условиям они должны были поражать цели, летящие со скоростью до 1500 км/час на высотах от 3 до 20 км. Эти комплексы должны были дополнить и частично заменить в системе ПВО стационарные ЗРК С-25.
Разработка комплекса велась КБ-1, под руководством А.А. Расплетина. Ракета разрабатывалась МКБ "Факел". К разработке и изготовлению различных узлов и систем комплекса было привлечено еще более двух десятков КБ, НИИ и заводов. В процессе разработки конструкторы столкнулись с отсутствием научной и производственной бызы для некоторых технических решений ибыли вынуждены на время отказаться от них и снизить часть запланированых показателей комплекса. В таком "упрщённом" виде выпускался серийный ЗРК СА-75 "Двина". Однако, работа по перспективным техническим решениям продолжалась и позже они были реализованы в других модификациях С-75, таких, как ЗРК С-75 "Десна". Комплекс СА-75 "Двина" с ракетой 1Д (В-750) был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 декабря 1957г. N1382-638 и Приказом МО СССР N00102 1957 г. Этому предшествовали полигонные испытания, далеко не всегда проходившие гладко. Интересно, что серийный выпуск комплетующих ЗРК был начат за несколько месяцев до принятия их на вооружение. В процессе эксплуатации быстро были выявлены многочисленные недоработки и дефекты конструкции, которые были частично ликвидированы в более поздних модификациях. За несколько десятилетий применения ЗРК С-75 в ПВО страны было разработано более десятка разновидностей комплекса, различные виды ракет для них. Последние модификации ЗРК С-75 могли поражать цели на дальности до 43 км, в диапазоне высот от 0,5 до 30 км и скорости до 3700 км/ч. ЗРК С-75 стал самым массовым в мире. Только в СССР в 80х годах насчитывалось более 4600 пусковых установок, комлпексы экспортировались в десятки стран. Однако, всего через шесть лет после начала развёртывания системы С-300 (к 1996 году) в России оставалось на боевом дежурстве только 25 комплексов. ЗРК С-75 до сих пор успешно используются многими странами мира.

Вернёмся к объекту. Вот типичная схема расположения позиций ЗРК С-75, где
АП- приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой
КУ- кабина управления (командный пункт дивизиона, КП)
ПУ- пусковые установки
Позиции ЗРК С-75, Тульская область

Первое, что бросилось в глаза в окрестностях объекта- оригинальные заграждения на грунтовках, ведущих к позициям


В нескольких десятках метров от опушки леса обнаруживается обваловка позиции пусковой установки. Несмотря на высоту насыпи- около 2 метров, её практически не видно среди густой травы и молодой поросли деревьев. Фотографии выкладывать не буду, т.к. кроме той самой травы на них ничего разглядеть не возможно. Насыпь представляет собой прямоугольник с двумя выходами на противоположных сторонах, и третьим, обращённым в сторону центра круга. Иду дальше по кругу, ожидая увидеть остальные позиции ПУ. И действительно. вскоре обнаруживаю вторую, третью. От четвёртой насыпи замечаю среди зарослей в центре круга верхнее перекрытие ворот под нависающей земляной шапкой. Перебираюсь туда. Разруха полнейшая-упавшие плиты перекрытий, осыпавшаяся кирпичная кладка стен. Здесь был один из бункеров, совмещавший, видимо, функции ремонтной мастерской, ангара для техники, склада и помещения дизеля. За сохранившимся порталом ворот два десятка метров упавших плит.








Между плитами видно помещение бункера, судя по остаткам раковины- санузел


Центральная часть бункера относительно неплохо сохранилась. Из неё было ещё два выхода. Первый, вероятно, вёл в ещё один ангар. теперь тоже обрушившийся


Второй выводит к нескольким небольшим помещениям


Первая комната пуста, что здесь было- не понятно. В дальней стене ещё одна дверь.


Направо ведёт коридор к упоминавшемуся санузлу.Лезть туда не рискнул, сами понимаете, почему


За дальней дверью обнаруживается комнатка с остатками печки


И выход на поверхность


Выбираюсь через него. На крыше бункера валяется вот такая штука. Кто знает, что это, просветите


Третий выход из бункера. Как оказалось- не для автомобилей. Комната перед ним тоже практически полностью завалена






В районе центральной части бункера можно спуститься вниз. В одном ответвлении нечто непонятное


В другом (тупиковом)- цистерна для воды или топлива


Тупиковый отсек сверху


Возле основного бункера ещё один пустой тупиковый ангар для техники




Вот, собственно и всё, что сохранилось на самих позициях. От кольца уходит едва заметная под листьями асфальтовая дорожка в сторону бывшего военного городка. Теперь в той стороне дачные участки. Перед ними ещё пара заброшенных строений, возможно относившихся к части






И, в качестве бонуса, ещё одно оригинальное техническое решение от наших военных- противовес шлагбаума из радиатора отопления


Ахтунг! В ЗРК я понимаю не больше, чем обезьяна в ядерной физике. Все комментарии являются
моими предположениями и могут не соответствовать действительности.

Благодарю за внимание.