РТЦ позиций С-25, Московская область
Эта поездка, в плане намеченных мной объектов, выдалась провальной процентов на 70. На теслятник и разнообразные КП попросту не хватало времени, с вышек в Электростали как раз снимали наших лазающих коллег ( точнее, наряд ППС поджидал их внизу ), частично удался лишь поход в музей авиации в Монино, да и то, на свалку музея, из-за многолюдности, мы не попали. Зато в течение суток были посещены семь бывших позиций ПВО С-25. Точнее, не сами позиции, а РТЦ системы. Три из семи оказались в различной степени обитаемы, а вот по остальным удалось побродить. О них и пойдёт речь в этом отчёте.
РТЦ- радио-технический центр ( по армейской документации ), либо ЦРН- центральный радиолокатор наведения ( по конструкторской документации ) - комплекс сооружений с радиолокационной станцией секторного обзора 10-сантиметрового диапазона Б-200. Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет. На территории находились казарма дежурной смены, радиотехнические мастерские, склад, резервуары для топлива и воды для контуров охлаждения аппаратуры и, наконец, самое интересное- сам бункер с аппаратурой и антенные площадки весьма интересной конструкции. Всё это было упаковано в периметр из колючей проволоки с вышками ( не видел ни одной, но информация о них проскальзывает ). На некоторых точках, возле ворот, были устроены ДОТы. В бункере, помимо оборудования РЛС, размещались дизельная, аккумуляторная, распредустройство и ( как я понимаю, только на некоторых ) КП полка и центральный узел связи полка. Надо отметить, что компановка как самих позиций, так и бункера, приведена весьма условно. Посещённые бункеры отличались планировкой внутренних помещений, количеством входов, размещением и количеством огневых точек, устройством вентшахт и т.д. На территории же попадались и какие-то ангары, и ещё один небольшой бункер, и чёрт знает, что ещё.
Первой точкой маршрута стала позиция Малая Дубна ( здесь и далее даны названия и позывные позиций с викимапии ). Учитывая то, что дело было к вечеру, решили перед объектом пообедать. Расположились прямо на обочине. Пока народ заморачивался с разогревом консервов, я решил прогуляться пофоткать в лес. Очень пожалел. Местность болотистая, дикое количество голодных комаров. ДОТ, торчащий из кустов возле ворот территории РТЦ, там не нужен, диверсантов просто съедят живьём.
Дорога к бывшим стартовым позициям и военному городку. Теперь там дачи
На этой позиции нам откровенно не повезло. Во-первых, бункер, точнее- один из входов, оказался закрыт на замок, во-вторых, собираясь обойти и проверить другие входы, засекли овчарку. Общение с собаками в наши планы не входило, потому быстренько удалились с территории.
Вторая позиция- Кабардинка. Здесь удалось-таки увидеть антенную платформу. Стоит отметить, что сохранились они на очень не многих позициях. И хоть сам бункер тоже был закрыт, а позже выяснилось, что и охраняем, но приехали сюда не зря.
Здание мастерских, или склад
Казарма
Одна из четырёх вентшахт бункера
Один из входов в бункер. На заднем плане- конструкции антенной платформы
Ближе...
ещё ближе...
Все четыре опоры полые, внутри- крепление для кабелей и лестницы, так что можно подняться наверх
Платформа для оборудования. Как я понял, в рабочем режиме она, на тросах, поднималась на высоту порядка 20 метров
Здания казармы и мастерских практически не видны отсюда за разросшимися кустами
Лезем наверх
Бункер сверху. Куча ДОТов, каких-то окопчиков. Неплохо охраняли. Слева видна подстанция, явно новенькая.
Под платформой кто-то оборудовал местечко для посиделок
Между двумя ВШами расположены ворота в бункер. После того, как был сделан этот снимок, пошли к ним и выяснили, что у ворот стоит машина, которую не было видно из-за ВШи. Решили не нарываться и обойти бункер с другой стороны.
По дороге заглянули на "крышу"
Прошло каких-то десять минут, а упомянутая машина куда-то пропала. Мы даже не услышали, как она уезжала. Предоставилась возможность взглянуть поближе на ворота. Товарищ, размечтавшись о добром стороже, даже постучался. Но открывать нам было то-ли некому, то-ли нафиг не надо :)
Сторож, кстати, нам действительно встретился чуть позже. После того, как мы вернулись к оставленной возле бывшего КПП машине, мимо проехал серебристый внедорожник. А через несколько минут к воротам вышел его водитель, видимо, что-б натянуть трос, ворота заменяющий. Но, после нагловатой просьбы провести для нас экскурсию по бункеру, выдал, что лазать надо по бывшим стартовым, а здесь "ещё аппаратура трудится" и ушёл, позабыв про трос.
Руины КПП
Выбравшись с позиции, стали решать, куда держать путь дальше. Тут мне отзвонились из Москвы, а, чуть позже, из Тулы. Сообщили, что и там, и там идёт ливень, да ещё и с градом. У нас тоже начинался дождь, грозящий усилиться. Ночевать в палатке, при таком раскладе, не было никакого желания. В итоге, мы не придумали ничего лучше, чем найти какую-нибудь заброшку, и обосноваться там. Это решение привело нас, уже в первом часу ночи, на следующую позицию С-25- "Новинки", где, по сведениям викимапии, располагался КП трёх дивизионов- Хотеичи, Новинки и Дрезна.
Здесь я очень пожалел, что с собой нет видеокамеры. Фотографировать всё это было бесполезно, а вот съёмки можно было бы сделать первыми кадрами фильма ужасов. Картина примерно такая. Поливает дождь. Заросшая, убитая бетонка, идущая среди заболоченных лесов, выводит на поляну РТЦ. Отправляемся на поиски уцелевших наземных строений. Мой фонарик мало помогает, больше удаётся разглядеть при свете молний. Находим чёрный прямоугольник входа в бункер, но там ночевать не охота из-за сырости. Идём дальше. Вспышки молний освещают какие-то торчащие вертикально из земли плиты, нечто, из далека похожее на детские кубики. Под ногами- болото. Не от дождя, просто болото, со всеми его прелестями. Натыкаемся на руины. Здесь ночевать явно не айс- просто две стены и часть крыши, свисающая на мятой арматуре. Чуть дальше- здание в лучшей сохранности, но и его заливает дождём. Приходится возвращаться к бункеру. Местечко для ночлега не лучшее. Коридор засыпан какими-то обломками, как позже выяснилось- декоративной гипсовой облицовки стен, кое-где нет плит пола, кабели дёргали. Очень сыро, да ещё и дует. Но в боковых помещениях к сырости прибавляется холод подземелья, так что находим относительно сухой и тёплый участок коридора и обосновываемся на нём. И, на удивление, поспали очень не плохо. Кстати сказать, товарищ, оставшийся ночевать в машине, был на утро гораздо меньше доволен, чем мы в бункере :)
"Лежбище"
К утру тучи разошлись, при ярком солнечном свете местность оказалась вполне-таки симпатичной, позавтракали, пошли осматривать.
Вход в бункер
Те самые торчащие плиты и "кубики" вдали. За плитами, кстати, видно частично избавленное от обваловки топливохранилище. Черметчикам здесь поживиться не удалось- ёмкость бетонная.
Ворота в бункер
Внутри. Сплошная разруха. Есть следы пожаров. На полу всюду уже упоминавшая гипсовая облицовка. Что интересно, обвалилась без посторонней помощи. Она держалась на деревянной обрешётке, которая сгнила и рассыпалась.
Извиняюсь за качество и количество фоток. У приобретённой незадолго до поездки мыльницы оказалась очень слабая вспышка, так что съёмка под землёй довольно затруднительна.
Те самые руины и "кубики" вблизи. Так и не поняли, что это за монолитная секция, возможно- блочная подстанция.
А это уже крыша бункера. Секция потерны разрушенного ДОТа
Никаких следов антенной платформы мы не нашли, да и не удивительно- размах работы металлистов не оставлял ей надежды. Заменив пробитое где-то ночью колесо, снимаемся и движемся дальше. Следующий РТЦ- Хотеичи, встретил нас свежевыкрашенными воротами и табличками типа "проход запрещён". Ну и ладно, их ещё много. На обратном пути до Большого Кольца проехали через стартовые. Пока проехать ещё можно, но природа совсем скоро окончательно скроет следы людей
Следующий пункт маршрута- РТЦ "Малага". Место примечательное. Во-первых, конфигурация бункера сильно отличается от того, что было встречено раньше. Ворот в боковой стороны нет, в этом месте к бункеру прилегает сильно разрушенная пристройка. Зато в дальнем торце бункера- аж пять ворот, ведущих в длинные залы, уходящие вглубь более, чем на половину длины всего сооружения. Вентшахты выведены на уровне окружающей поверхности и больше напоминают входы. На территории ещё один бункер, не представляющий особого интереса, какие-то заросшее строение, к которому мы не смогли подойти. Не смогли из-за второй особенности позиции- она устроена в болоте. Вокруг сделана обваловка, позже мы нашли и трубу дренажа, некогда отводившего воду с позиции. Вокруг обваловки- болото, причём уровень воды явно выше уровня почвы внутри насыпи. Учитывая то, что дренаж давно забит мусором ( которого здесь ооочень много, из-за близкого соседства с дачами, наверное ) позицию тоже потихоньку затапливает. Нормально проходима только небольшая часть возле въезда. В бункере затоплены кабель-каналы и часть боковых помещений.
Вентшахта. Учитывая болотистую местность, такое низкое расположение воздухозаборников крайне удивляет. На данный момент все четыре ВШи затоплены.
Ворота и площадка перед ними. Вода скрывает плиты дороги
Зал за воротами
Вдали- второй бункер. Вид с крыши...
...сбоку...
...и с обваловки.
Плюхать по болоту нам быстро надоело, да и время уже поджимало. На обратном пути до кольца тормознули на мосту через реку Сушёнку. Весьма мрачное, но красивое место.
Следующую позицию с занятным позывным "Кекс" осматривали уже буквально на бегу. Она больше похожа на предыдущую, но есть и отличия- ворот в торце уже не пять, а шесть, здания и бункера совершенно иначе расположены относительно друг друга. Справа от основного бункера- некий ангар, похоже, что был гараж.
Этот санузел меня просто добил. Начать с того, что первый дверной проём явно низковат- около 170 см. Второй- ещё ниже, метра полтора. Плюс к этому, проёмы довольно узкие. Весьма примечательно и наличие дверных петель и косяка, предполагавших наличие двери. Но она бы просто не открылась- помешали бы ступеньки, расположенные прямо перед проёмом.
На этом наше первое путешествие по объектам Большого Бетонного Кольца и завершилось. В скором времени планируется второе, уже по более интересным и разнообразным местам.
Благодарю за внимание.
При подготовке отчёта использована информация с вики, викимапии и блога Воспоминания о С-25
РТЦ- радио-технический центр ( по армейской документации ), либо ЦРН- центральный радиолокатор наведения ( по конструкторской документации ) - комплекс сооружений с радиолокационной станцией секторного обзора 10-сантиметрового диапазона Б-200. Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет. На территории находились казарма дежурной смены, радиотехнические мастерские, склад, резервуары для топлива и воды для контуров охлаждения аппаратуры и, наконец, самое интересное- сам бункер с аппаратурой и антенные площадки весьма интересной конструкции. Всё это было упаковано в периметр из колючей проволоки с вышками ( не видел ни одной, но информация о них проскальзывает ). На некоторых точках, возле ворот, были устроены ДОТы. В бункере, помимо оборудования РЛС, размещались дизельная, аккумуляторная, распредустройство и ( как я понимаю, только на некоторых ) КП полка и центральный узел связи полка. Надо отметить, что компановка как самих позиций, так и бункера, приведена весьма условно. Посещённые бункеры отличались планировкой внутренних помещений, количеством входов, размещением и количеством огневых точек, устройством вентшахт и т.д. На территории же попадались и какие-то ангары, и ещё один небольшой бункер, и чёрт знает, что ещё.
Первой точкой маршрута стала позиция Малая Дубна ( здесь и далее даны названия и позывные позиций с викимапии ). Учитывая то, что дело было к вечеру, решили перед объектом пообедать. Расположились прямо на обочине. Пока народ заморачивался с разогревом консервов, я решил прогуляться пофоткать в лес. Очень пожалел. Местность болотистая, дикое количество голодных комаров. ДОТ, торчащий из кустов возле ворот территории РТЦ, там не нужен, диверсантов просто съедят живьём.
Дорога к бывшим стартовым позициям и военному городку. Теперь там дачи
На этой позиции нам откровенно не повезло. Во-первых, бункер, точнее- один из входов, оказался закрыт на замок, во-вторых, собираясь обойти и проверить другие входы, засекли овчарку. Общение с собаками в наши планы не входило, потому быстренько удалились с территории.
Вторая позиция- Кабардинка. Здесь удалось-таки увидеть антенную платформу. Стоит отметить, что сохранились они на очень не многих позициях. И хоть сам бункер тоже был закрыт, а позже выяснилось, что и охраняем, но приехали сюда не зря.
Здание мастерских, или склад
Казарма
Одна из четырёх вентшахт бункера
Один из входов в бункер. На заднем плане- конструкции антенной платформы
Ближе...
ещё ближе...
Все четыре опоры полые, внутри- крепление для кабелей и лестницы, так что можно подняться наверх
Платформа для оборудования. Как я понял, в рабочем режиме она, на тросах, поднималась на высоту порядка 20 метров
Здания казармы и мастерских практически не видны отсюда за разросшимися кустами
Лезем наверх
Бункер сверху. Куча ДОТов, каких-то окопчиков. Неплохо охраняли. Слева видна подстанция, явно новенькая.
Под платформой кто-то оборудовал местечко для посиделок
Между двумя ВШами расположены ворота в бункер. После того, как был сделан этот снимок, пошли к ним и выяснили, что у ворот стоит машина, которую не было видно из-за ВШи. Решили не нарываться и обойти бункер с другой стороны.
По дороге заглянули на "крышу"
Прошло каких-то десять минут, а упомянутая машина куда-то пропала. Мы даже не услышали, как она уезжала. Предоставилась возможность взглянуть поближе на ворота. Товарищ, размечтавшись о добром стороже, даже постучался. Но открывать нам было то-ли некому, то-ли нафиг не надо :)
Сторож, кстати, нам действительно встретился чуть позже. После того, как мы вернулись к оставленной возле бывшего КПП машине, мимо проехал серебристый внедорожник. А через несколько минут к воротам вышел его водитель, видимо, что-б натянуть трос, ворота заменяющий. Но, после нагловатой просьбы провести для нас экскурсию по бункеру, выдал, что лазать надо по бывшим стартовым, а здесь "ещё аппаратура трудится" и ушёл, позабыв про трос.
Руины КПП
Выбравшись с позиции, стали решать, куда держать путь дальше. Тут мне отзвонились из Москвы, а, чуть позже, из Тулы. Сообщили, что и там, и там идёт ливень, да ещё и с градом. У нас тоже начинался дождь, грозящий усилиться. Ночевать в палатке, при таком раскладе, не было никакого желания. В итоге, мы не придумали ничего лучше, чем найти какую-нибудь заброшку, и обосноваться там. Это решение привело нас, уже в первом часу ночи, на следующую позицию С-25- "Новинки", где, по сведениям викимапии, располагался КП трёх дивизионов- Хотеичи, Новинки и Дрезна.
Здесь я очень пожалел, что с собой нет видеокамеры. Фотографировать всё это было бесполезно, а вот съёмки можно было бы сделать первыми кадрами фильма ужасов. Картина примерно такая. Поливает дождь. Заросшая, убитая бетонка, идущая среди заболоченных лесов, выводит на поляну РТЦ. Отправляемся на поиски уцелевших наземных строений. Мой фонарик мало помогает, больше удаётся разглядеть при свете молний. Находим чёрный прямоугольник входа в бункер, но там ночевать не охота из-за сырости. Идём дальше. Вспышки молний освещают какие-то торчащие вертикально из земли плиты, нечто, из далека похожее на детские кубики. Под ногами- болото. Не от дождя, просто болото, со всеми его прелестями. Натыкаемся на руины. Здесь ночевать явно не айс- просто две стены и часть крыши, свисающая на мятой арматуре. Чуть дальше- здание в лучшей сохранности, но и его заливает дождём. Приходится возвращаться к бункеру. Местечко для ночлега не лучшее. Коридор засыпан какими-то обломками, как позже выяснилось- декоративной гипсовой облицовки стен, кое-где нет плит пола, кабели дёргали. Очень сыро, да ещё и дует. Но в боковых помещениях к сырости прибавляется холод подземелья, так что находим относительно сухой и тёплый участок коридора и обосновываемся на нём. И, на удивление, поспали очень не плохо. Кстати сказать, товарищ, оставшийся ночевать в машине, был на утро гораздо меньше доволен, чем мы в бункере :)
"Лежбище"
К утру тучи разошлись, при ярком солнечном свете местность оказалась вполне-таки симпатичной, позавтракали, пошли осматривать.
Вход в бункер
Те самые торчащие плиты и "кубики" вдали. За плитами, кстати, видно частично избавленное от обваловки топливохранилище. Черметчикам здесь поживиться не удалось- ёмкость бетонная.
Ворота в бункер
Внутри. Сплошная разруха. Есть следы пожаров. На полу всюду уже упоминавшая гипсовая облицовка. Что интересно, обвалилась без посторонней помощи. Она держалась на деревянной обрешётке, которая сгнила и рассыпалась.
Извиняюсь за качество и количество фоток. У приобретённой незадолго до поездки мыльницы оказалась очень слабая вспышка, так что съёмка под землёй довольно затруднительна.
Те самые руины и "кубики" вблизи. Так и не поняли, что это за монолитная секция, возможно- блочная подстанция.
А это уже крыша бункера. Секция потерны разрушенного ДОТа
Никаких следов антенной платформы мы не нашли, да и не удивительно- размах работы металлистов не оставлял ей надежды. Заменив пробитое где-то ночью колесо, снимаемся и движемся дальше. Следующий РТЦ- Хотеичи, встретил нас свежевыкрашенными воротами и табличками типа "проход запрещён". Ну и ладно, их ещё много. На обратном пути до Большого Кольца проехали через стартовые. Пока проехать ещё можно, но природа совсем скоро окончательно скроет следы людей
Следующий пункт маршрута- РТЦ "Малага". Место примечательное. Во-первых, конфигурация бункера сильно отличается от того, что было встречено раньше. Ворот в боковой стороны нет, в этом месте к бункеру прилегает сильно разрушенная пристройка. Зато в дальнем торце бункера- аж пять ворот, ведущих в длинные залы, уходящие вглубь более, чем на половину длины всего сооружения. Вентшахты выведены на уровне окружающей поверхности и больше напоминают входы. На территории ещё один бункер, не представляющий особого интереса, какие-то заросшее строение, к которому мы не смогли подойти. Не смогли из-за второй особенности позиции- она устроена в болоте. Вокруг сделана обваловка, позже мы нашли и трубу дренажа, некогда отводившего воду с позиции. Вокруг обваловки- болото, причём уровень воды явно выше уровня почвы внутри насыпи. Учитывая то, что дренаж давно забит мусором ( которого здесь ооочень много, из-за близкого соседства с дачами, наверное ) позицию тоже потихоньку затапливает. Нормально проходима только небольшая часть возле въезда. В бункере затоплены кабель-каналы и часть боковых помещений.
Вентшахта. Учитывая болотистую местность, такое низкое расположение воздухозаборников крайне удивляет. На данный момент все четыре ВШи затоплены.
Ворота и площадка перед ними. Вода скрывает плиты дороги
Зал за воротами
Вдали- второй бункер. Вид с крыши...
...сбоку...
...и с обваловки.
Плюхать по болоту нам быстро надоело, да и время уже поджимало. На обратном пути до кольца тормознули на мосту через реку Сушёнку. Весьма мрачное, но красивое место.
Следующую позицию с занятным позывным "Кекс" осматривали уже буквально на бегу. Она больше похожа на предыдущую, но есть и отличия- ворот в торце уже не пять, а шесть, здания и бункера совершенно иначе расположены относительно друг друга. Справа от основного бункера- некий ангар, похоже, что был гараж.
Этот санузел меня просто добил. Начать с того, что первый дверной проём явно низковат- около 170 см. Второй- ещё ниже, метра полтора. Плюс к этому, проёмы довольно узкие. Весьма примечательно и наличие дверных петель и косяка, предполагавших наличие двери. Но она бы просто не открылась- помешали бы ступеньки, расположенные прямо перед проёмом.
На этом наше первое путешествие по объектам Большого Бетонного Кольца и завершилось. В скором времени планируется второе, уже по более интересным и разнообразным местам.
Благодарю за внимание.
При подготовке отчёта использована информация с вики, викимапии и блога Воспоминания о С-25
Комментарии - всего 6