История одного авиаполка

Заметки 04-дек, 2012 nemo 23 011 2

история одного авиаполка

29 июля 1977 года. «Ещё один звонок и поезд отойдёт». Прощальное фото на память с Борисом Пинигиным на станции Ново-Чугуевка.(Борис с женой Ольгой в середине снимка).

Прибыв во Владивосток и узнав, что многие вылеты авиарейсов до Москвы задерживаются из-за отсутствия керосина, решил ехать поездом – хотя и медленно, но зато без ожиданий и скитаний по вокзальным лавкам.
Глядя из окна вагона, пересчитывающего своими колёсами рельсовые стыки и созерцая постоянно меняющийся пейзаж, через 8 суток путешествия, показавшегося мне бесконечным, я достиг конечного, ставшего моим пристанищем пункта – города Ростова-на-Дону. Проехав второй раз через всю страну, но теперь уже с востока на запад, я лишний раз убедился, насколько велика Родина и как бескрайни её просторы. К новому месту службы пришлось привыкать. Очень часто меня тянуло назад, в Чугуевку. Там всё было проще, в том числе, человеческие отношения.
В начале декабря 1977 года мне стало известно, что в Ростов возвращается мой сменщик Б.Пинигин. У меня и у лётчиков полка, знавших Бориса, недоумение – что это может означать? Как ему удалось через четыре с небольшим месяца добиться возвращения к прежнему месту службы? С его приездом выяснилась неимоверно жёсткая и жестокая правда – приказом ГК войск ПВО его уволили из армии по служебному несоответствию.
Примерно через неделю после прибытия из Чугуевки, Борис и его супруга Оля пригласили меня с женою к себе на чай. В разговоре за чашкой чая выяснилось следующее.
В последних числах сентября 1977 года, когда Борис был на полётах, к нему домой ранним вечером, пришёл с визитом полковой «особист». Извинившись за неожиданный визит, он попросил Ольгу уделить ему несколько минут и ответить на интересующие его вопросы. Сводились они к тому, есть ли родственники за границей и какие отношения с ними поддерживаются? До этого её никто и ни когда на эту тему не расспрашивал, хотя формальный повод имелся давно….
Оформляясь на службу солдаткой, при заполнении Анкеты, она без утайки написала, что в Америке живёт родная сестра её мамы, т.е. тётя, которую в годы Великой Отечественной войны немцы угнали на работы в Германию. Когда война закончилась, то тётя, оказавшись в зоне занятой союзниками по антифашистской коалиции, познакомилась с американским солдатом и, выйдя за него замуж, уехала в США, город Детройт. В общем, типичная история, каковых тысячи. Сама Ольга тётю живою ни когда не видела и, о её существовании знала только со слов матери и по тем редким посылкам, которые та присылала. Познакомившись с Борисом, прибывшим для службы в Ростов, Ольга вышла за него замуж. Разве она могла, молодая девчонка, знать, что эта запись взорвёт её личную жизнь и навсегда покалечит Бориса?
После улёта В.Беленко КГБ, следуя установке «выявлять не благонадёжных», с огромным усердием начало «копать» под всех лётчиков и просвечивать их, как рентгеном, внимательно изучая всю родословную до пятого колена. Так они вышли на эту запись.
Полёты Бориса в тот день и в ту лётную смену оказались последними в его жизни. Наутро, когда он собрался, оформляя лётную документацию, выполненные накануне полёты записать в лётную книжку, хранившуюся в штабе авиаэскадрильи, то оказалось, что она неожиданно «пропала», а без неё летать нельзя. Она – главный документ лётчика. Это, как человек без паспорта – ни кто, так и лётчик – без лётной книжки.
«Пропажа» так же неожиданно нашлась после того, как ему была вручена в руки для прочтения вынесенного вердикта полученная по каналам спецсвязи телеграмма об его увольнении из вооружённых сил СССР. В конце телеграммы определялся и срок для приведения её в исполнение – 48 часов с непременным докладом на ВЕРХ.
У командира полка И.Тишанинова не хватило сил и смелости озвучить её содержание, хотя положение командира обязывало сделать это лично ему.
Вручая телеграмму в руки Борису он сказал: «Читай». И, как бы оправдываясь, дал понять, что в данной ситуации от него ничего не зависело. Робкие попытки Бориса найти ответ на вопрос: «Что следует понимать под служебным несоответствием при полном отсутствии каких-либо взысканий и нареканий?» - успехом не увенчались. Все, к кому он обращался, отвечали, что ответ на этот вопрос ведом только самому Главкому.
Почти двухмесячное ожидание приказа обернулось для Бориса бессонными ночами и прозябанием на те скудные деньги, которые собирали вскладчину для него и его семьи лётчики полка. Прибыв из Чугуевки в Ростов, Борис и его семья почти полгода были лишены средств к существованию, т.к. отсутствовали документы, на основании которых он мог бы получить паспорт и устроиться на работу. Выручили, а, по сути, не дали умереть, родители Ольги.

В первые годы моей службы в Ростове, поддерживая отношения с сослуживцами, оставшимися в Чугуевке, я знал, что запущенный репрессивный каток продолжал «утюжить» человеческие судьбы и держать остальных лётчиков в страхе за свою лётную деятельность и служебную карьеру. Неукоснительно проводимые оргмероприятия отлучили от лётной работы, уже упоминавшихся мною, командира 1-й аэ капитана Ю.Иванова и старшего лётчика, старшего лейтенанта Ю.Ефимова. Ю.Иванов был переведён оперативным дежурным на КП иап в Спасск-Дальний, а Ю.Ефимов – сменным руководителем посадки на РСП у себя в полку.
Проводимая «утюжка», по замыслу её затеявших, призвана была кроме страха поддерживать в лётчиках и высокие морально-политические качества по придуманному ими образцу. Требования к лётчикам, летающим на самолёте МиГ-25п в 530-м иап, были подняты на заоблачную высоту. Казалось, что они должны быть чище, чем сам Иисус Христос и не могут посещать даже туалет.

Заканчивая повествование, я хотел бы коснуться связанных с темой о В.Беленко фактов, упоминаемых в уже опубликованных на сегодняшний день газетных статьях, страницах журналов, книг и откликах на эти публикации.
Многие авторы, зная, что обсуждаемая тема вызывает у читателей неослабевающий интерес, пытаются играть на этом и делают всё, чтобы максимально возбудить мозг читателя, предлагая ему принять на веру всякую словесную шелуху. При этом забывают, что для читателя знакомого с авиацией и спецификой лётной работы такие опусы вызывают только иронию, и если читаются до конца, то только для того чтобы посмеяться и понять: «Есть ли предел человеческому воображению?» Остановлюсь на отдельных моментах, на которые у меня есть утвердительные ответы.
Во-первых, абсолютно беспочвенны утверждения о том, что для пресечения угона самолёта по В.Беленко были подняты с Сахалина истребители Су-15, погоня которых закончилась полной выработкой топлива и последующим катапультированием. Точно и доподлинно, так же, заявляю и об отсутствии какого-либо преследования его со стороны лётчиков-однополчан.
Во-вторых, тема про Беленко или о Беленко, равно, как и упоминание его фамилии, ни когда не находилась под запретом. Совершённое им предательство имело однозначно определённый оттенок и ни у кого из моих коллег восторга не вызывало. Оценка его поступка в обществе, так же была абсолютно адекватной, а поэтому не было ни какой необходимости и делать эту тему запретной.
В-третьих, не отвечает истине утверждение, что после улёта В.Беленко лётчики стали летать на самолётах с неполной заправкой топливом, в том числе с боевого дежурства, чтобы не произошло ещё подобного случая. Самое мягкое выражение, которое для возражения здесь можно использовать, – враньё! Об этом даже ни когда не было и речи. Заправка самолётов производилась в соответствии с полётным заданием, а если речь шла о боевом дежурстве, то, само собою, подразумевалась полная, стопроцентная заправка.
В-четвёртых, Виктору приписывают качества неисправимого воздушного хулигана, который ещё на этапе обучения лётному делу в Ханкале, пораспугал своими бреющими полётами всех кур на ближайшей птицеферме и те, с перепуга перестали нестись. И продолжались такие хулиганские полёты до якобы катастрофы и гибели одного из курсантов пытавшегося «удивить мир лаптями».
Отвечаю, как некоторое время сам летавший в тех местах, в то время и с того самого аэродрома, – ни каких курятников в ближайших окрестностях не было. Не было и катастроф на почве воздушного хулиганства. Прибыв в конце марта 1970 года для практического обучения лётному делу в Ханкалу, наша группа курсантов СВВАУЛШ проходившая наземную подготовку перед началом полётов, в течение нескольких дней жила по соседству и общалась с группой курсантов АВВАКУЛ завершавших лётную подготовку на самолёте Л-29, среди которых был и В.Беленко. Лётчики-инструкторы, обучавшие их, переключились потом на нас.
Утверждаю, если и приводились нам какие-либо примеры ошибок, предпосылок к лётным происшествиям и случаев не дисциплинированности, допущенных нашими предшественниками, то назывались другие фамилии и совсем по другим поводам. Ни о чём подобном не приходилось слышать и от З.Намитулина, В.Герасимова, А.Аладьина, В.Нечипоренко, В.Бабынина – однокашников В.Беленко, летавших и служивших со мною в Ростове-на-Дону.
Рассказ о том, как В.Беленко при облёте самолёта Су-15 на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, в целях обеспечения улова, глушил в таёжных водоёмах рыбу, используя сверхзвуковой режим полёта, я не хочу даже комментировать.
Есть ещё целый ряд нелепостей, знакомясь с которыми приходится краснеть за откровенную дремучесть тех, кто пытается выдать собственные представления и понятия за непогрешимую истину. Для них следовало бы помнить, что всё в этой жизни подчиняется законам физики и математики.
В-пятых, не могу пройти и мимо деликатной темы, в основе которой его, якобы, страсть к женщинам и их неравнодушие к нему. Если судить по тому промежутку времени, в течение которого я его знал, то какие-либо подтверждения этому факту привести не могу. С учётом, что военный городок был небольшой и всё, происходившее в нём, моментально попадало в поле зрения посторонних глаз, то любая тайна, а тем более как прелюбодеяние, становилась темой для обсуждения немедленно. Более того, учитывая, что в городке было много молодых и красивых женщин, я не помню, чтобы, проходя мимо таковых, Виктор заглядывался им вслед и делал какие-то комментарии или комплименты. Его жена, не будучи красавицей, внешне вполне отвечала всем критериям и требованиям, предъявляемым мужчиной к женщине.
Так же не могу привести и подтвердить примеры женских страданий по нему.
Абсолютно далёк от истины факт утверждающий, что по указанию разгневанного Л.И.Брежнева был лишён Звезды Героя начальник училища генерал-майор Н.Голодников. Да, он был участником Великой Отечественной войны и имея на личном счету 7 сбитых фашистских самолётов был награждён боевыми орденами и медалями, но звания Героя СССР не получал и, соответственно, Звезду Героя иметь не мог.
Утверждение, что после улёта Виктора Беленко заменили почти весь лётный состав 530-го иап поставило меня в тупик, т.к. невольно напрашивался вопрос: «Служил ли я в то время в Чугуевке, или всё это мне привиделось?»
О пострадавших от улёта Беленко я уже написал и их подлинные фамилии назвал. Что касается остального, ответ прост: Чугуевка – район заменяемый, после 5-ти лет службы проводилась плановая замена, как лётного состава, так и технического. Улёт Беленко помог соблюдать эти сроки.
Можно было бы ещё достаточно долго разбираться в существующих на сегодняшний день рассуждениях и утверждениях граничащих с несуразицей, но я ограничусь лишь тем, что привёл выше.
Конечно, угон Виктором Беленко самолёта МиГ-25п, являвшегося гордостью советской военной авиации, был поступком, вызвавшим огромный общественный резонанс во всём мире. При отсутствии полной и достоверной информации, непременно должны были появиться слухи и домыслы, с последующей их трансформацией в «действительные» события. Так оно и произошло.
Если моё повествование, хотя бы в малой степени, помогло читателю сформировать собственные представление и мнение о событиях той далёкой поры, то свою задачу я считаю выполненной.


ЭПИЛОГ

20 декабря 2001 года (почему так точно я называю эту дату, читатель поймёт чуть позже), находясь в центре города Ростова-на-Дону, я, припарковав свой автомобиль, зашёл в один из многочисленных магазинов. Совершив покупки и выйдя из него, заметил стоящего рядом с моею машиной представительного, средних лет мужчину и, в дорогой норковой шубе, его спутницу. Когда я подошёл к машине и начал укладывать сделанные покупки в багажник, мужчина обратился ко мне:
-Будьте добры, довезите нас домой, здесь не далеко, я заплачу. Хотели пройтись и прогуляться с женой пешком, но на сапожке у неё сломался каблук и, как на грех, ни как не можем остановить такси.
Я согласился. Галантно усадив супругу на заднее сиденье и закрыв дверцу, сам он сел справа от меня. Когда машина тронулась с места, мужчина, повернув лицо в мою сторону, в вежливой форме произнёс:
-Если от меня чувствуете запах спиртного, то прошу извинить, не обессудьте. Сегодня мой профессиональный праздник и поэтому я позволил себе немного расслабиться, извините.
Зная, что на календаре будничный день, и что профессиональные праздники у нас принято отмечать по воскресеньям, я не преминул уточнить – о каком празднике речь?
-Как Вам сказать? По старому, я – кэгэбэшник, а сегодня 84-я годовщина создания нашей службы.
Поздравив его, и услышав ответное «спасибо», я замолчал. Молчал и он. Я пытался оценить, насколько серьёзно следует воспринимать, прозвучавшее из его уст признание о принадлежности к сотрудникам спецслужб. Вспомнился, почему-то, Беленко и связанные с ним события. Возникло желание, используя случай, узнать хоть что-то новое о его судьбе. А вдруг что-либо узнаю?
Когда подъезжали к указанному месту, он попросил свернуть во двор и подъехать к подъезду многоэтажки. Сознавая, что через минуту я уже не смогу озвучить интересующий меня вопрос, спросил:
-Разрешите вопрос? – и, не встретив возражений, через секунду продолжил, - Вам о Беленко что-нибудь известно?
Пока я, на какие-то доли секунды, прервался и обдумывал, как представить себя и то, чем вызван мой интерес, как прозвучал короткий и абсолютно неожиданный по содержанию ответ:
-Сидит в тюрьме.
Полагая, что мой вопрос был неправильно понят я, пытаясь разъяснить, начал формулировать свой вопрос заново:
-Вы, вероятно, не совсем меня поняли. Я спрашиваю Вас про Беленко, угнавшего в Японию самолёт МиГ-25?
-Повторяю, сидит в тюрьме.
-Где? В Америке? – ничего не понимая и окончательно растерявшись от прозвучавшего ответа, спросил я.
-Зачем в Америке? У нас!
Поражённый такой неожиданной новостью, я начал переваривать в голове услышанное и сильно засомневался в правдоподобности сказанных мне слов.
«Кэгэбист», указывая у какого подъезда дома следует остановиться, глядя на меня, ушедшего в размышления, спросил:
-А Вы в прошлом военный?
-Да! – не стал ни чего отрицать и придумывать я.
-Я сразу это определил. И по внешнему виду, и по разговорной речи, и по поведению.
-В прошлом я военный лётчик-истребитель, а Беленко – мой сослуживец. Вместе летали, поэтому и интересуюсь.
Когда я подъехал к подъезду дома и остановил машину, он, положив на переднюю панель деньги и поблагодарив за оказанную услугу, вышел из машины. Проявив к жене ту же галантность, что и при посадке в машину, помог ей выйти из авто.
Тронувшись в дальнейший путь, и непрерывно размышляя над словами своего случайного пассажира, я не хотел верить в участь, постигшую В.Беленко - такой исход мне представлялся маловероятным и даже невозможным. Сомневался я и в истинности самого кэгэбэшника, считая, что стал участником хорошо исполненного розыгрыша на проявленный интерес к волновавшей меня теме.
Со временем я почти забыл про эту встречу и то, в какое время она происходила. Когда же познакомился в Интернете с материалами, содержащими информацию о Беленко, то сразу вспомнил о своём случайном пассажире и о его ответе на поставленный мною вопрос. Помня, что речь шла о 84-й годовщине создания спецслужб, я легко определил число, месяц и год, когда эта встреча состоялась.
Многовекторный и тщательный анализ прочитанного, с учётом загадочно необъяснимой пропажи В.Беленко из «обоймы» американской жизни, только крепче убеждают в правдивости сказанных мне, на исходе первого года третьего тысячелетия, слов о его судьбе. В связи с этим вспомнился, отложившийся в памяти с детства, случай с американским самолётом-шпионом U-2 и его лётчиком Пауэрсом, сбитым в 1962 году под Свердловском.
Почему бы, не предположить, что новый «Пауэрс» (пусть не лётчик), честно выполняя задание своей Родины (США), оказался в руках российских, а может быть ещё советских спецслужб? Оставаясь верным однажды данной Присяге, он не изменил ей и, отказавшись от сотрудничества с КГБ (ФСБ), оказался в тюрьме?
…Когда потенциал В.Беленко американцами был использован полностью, и он для них превратился в отработанный материал, то они приняли решение вернуть себе своего ГРАЖДАНИНА (действительно достойного быть Героем Америки!) и отдать России предателя, возомнившего себя к тому времени настоящим могильщиком развалившегося Советского Союза.
Принятию такого решения со стороны США могло способствовать и то, что через 5-7 лет (даже раньше) после угона самолёта, актуальность доставленных вместе с ним секретов напрочь пропала. Пришло время думать и организовывать охоту за новыми секретами и новым самолётом.
К тому времени была создана принципиально новая система опознавания «Я свой», а на смену МиГ-25п пришёл абсолютно другой модифицированный самолёт-истребитель МиГ-25мп, впоследствии получивший название МиГ-31. Унаследовав высотные и скоростные характеристики, он значительно превосходил своего предшественника по мощности и эффективности вооружения, и по дальности полёта (радиусу боевого применения). Находившиеся же на вооружении авиационных полков МиГ-25п, так же были подвергнуты доработкам и, по сути, стали другими – приобрели улучшенные боевые характеристики.
Впрочем, … читатель волен сам, исходя из прочитанного, определиться в своём мнении и принять на веру лишь ему угодный вариант, касающийся судьбы человека совершившему действия, на которые, я и попытался ответить.
Сам же я, в большей степени, склонен верить, что для него предательство закончилось именно тюрьмой - он был возвращён туда, откуда бежал. Мы знаем много примеров, когда разведки различных государств без лишнего шума и афиширования своих действий способны находить общий язык по урегулированию возникающих между ними трений. Вполне возможно, что фигура Беленко и была использована в их «игре» при разрешении конфликтной ситуации.
Выверенный, и, казалось бы, безошибочный расчёт, оказался банальным просчётом. Пусть Виктору Беленко Бог даёт здоровья и долгих лет, чтобы хватило их для замаливания допущенных грехов.
Одной человеческой жизни мало, чтобы искупить ему вину перед собственным сыном! Пусть он, наблюдая небо через тюремное окошко, дни и ночи напролёт размышляет о смысле жизни, об истинных человеческих качествах и о цене совершённого им предательства….

Из тех, по кому прокатился репрессивный каток, мне достоверно известно лишь о судьбе Бориса Пинигина.
Получив долгожданный паспорт, он устроился механиком-заправщиком на топливозаправщик в аэропорту города Ростова-на-Дону и обслуживал вылеты гражданских самолётов. Этим он занимается и сейчас, но в должности вырос до техника ГСМ. Когда встречаемся, то ведём разговоры о своих детях и внуках, и изредка о своих молодых ушедших годах, и о его поломанной судьбе.
Что ему за это время пришлось пережить и что означает жить с клеймом, по сути дела, «врага народа» - знает только он сам! Он не ропщет и не жалуется на жизнь. Он не требует найти и наказать виновных, а ждёт и надеется, что допущенная три десятилетия назад ошибка, хотя бы и с великим опозданием, будет исправлена. Он готов, - только бы свершилась справедливость! – простить своей Отчизне все обиды за свою исковерканную судьбу и несбывшиеся надежды.
Учитывая пережитое им, понимаешь, что так себя вести может только человек сильный духом. Глядя на него, я завидую его честному человеческому мужеству и ставлю для себя вопрос, на который должны ответить чиновники инстанции, покалечившей его жизнь: «Не пора ли отменив неправедный приказ, лишивший его неба и выкинувшего на крутую жизненную обочину, извиниться перед человеком, снять с него все подозрения и вернуть ему честное имя и состояние душевного покоя?»
На склоне прожитых Борисом лет и постепенно приближающейся старости вынесение такого решения было бы самым лучшим лекарством в исправлении его покалеченной несправедливостью жизненной судьбы.
Размышляя о горькой участи назначенных быть «козлами отпущения», начинаешь понимать: допущенная по отношению к ним несправедливость, должна служить живым укором тем, кто в угоду спущенным сверху указаниям искал и находил таковых - не вписывавшихся в очерченные рамки, и одновременно стать предупреждением для тех, кто продолжает вершить человеческими судьбами сегодня.
Когда же наша Родина, в лице чиновников её представляющих, научится бережно относиться к своим преданным и верным сыновьям, не за страх, а за совесть выполняющим свой долг служения родному Отечеству? Неужели для этого требуется кого-то из них приносить в жертву ….???

В середине 80-х годов, теперь уже прошлого столетия и тысячелетия, в ростовский полк из Сальска (из того самого училищного полка, в котором В.Беленко начинал карьеру лётчика-инструктора) был переведён по семейным обстоятельствам (болезнь ребёнка) лётчик, капитан В.Радько. От него и стало известно, что супруга В.Беленко, проживая в Армавире, сменила свою фамилию на девичью и вышла замуж за гражданского человека. Других подробностей сказано не было.
Помнится, я с удовлетворением воспринял это известие. Подумалось, что она имеет право на продолжение, прерванного первым супругом, своего женского счастья. Она выстрадала это право. Она заслужила оставаться счастливой до конца отмеренных ей судьбою дней, и пусть эти дни длятся для неё как можно дольше.

15 марта 2006 года.

г. Ростов-на-Дону


Краткий пояснительный словарь.



ВПП – взлётно-посадочная полоса.

ПВД – приёмник воздушного давления. Предназначен для обеспечения работы барометрических приборов и некоторых других систем и агрегатов самолёта.

АПА – аэродромный передвижной агрегат. Используется, как источник электропитания во время подготовки самолёта к полёту и для запуска его двигателей перед вылетом.

ТЭЧ – техническая эксплуатационная часть. Предназначена, как для выполнения текущих регламентных работ на самолёте и его системах, так и для ремонтных работ вызванных эксплуатационными поломками.

КПМка – комбинированная поливочная машина. Используется для содержания ВПП, ЦЗТ и рулёжных дорожек аэродрома в состоянии пригодном для взлёта, посадки и руления самолётов.

Капонир – обвалованное место стоянки самолёта на аэродроме.

ЦЗТ – центральная заправочная топливом. Место подготовки самолётов к повторному вылету.

М (Маха число, у лётчиков – М полёта) – отношение скорости полёта самолёта к скорости звука.


Взято с сайта СВАУЛШ. Авторские права защищены.

1 2 3 4 5 6 7